Автор: Космылева Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ярцевская средняя школа №1"
Населённый пункт: г. Ярцево Смоленская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (без перехода через разряд). Повторение изученного.
Раздел: начальное образование
МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»
г. Ярцево Смоленской области
Конспект открытого урока по математике в 1В классе
Сложение и вычитание чисел в пределах 20
(без перехода через разряд). Повторение изученного.
(УМК «Начальная инновационная школа»)
Авторы учебника: Б. П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева.
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»
Ярцевского района Смоленской области
Космылева Ирина Владимировна
2017-2018 уч. год
1
Программа «Начальная инновационная школа».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (без перехода через
разряд). Повторение изученного.
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по изученным темам
курса.
Образовательные:
- закрепить навыки устного счёта в пределах 20 (без перехода через разряд);
- закрепить умение решать математические тексты;
- закрепить знание нумерации в пределах 100;
- закрепить знание математической терминологии;
- закрепить знание десятичного состава чисел 2-го десятка;
- закрепить знание умение представлять круглые числа в виде суммы двух
одинаковых слагаемых;
- закрепить знание о единицах длины и их соотношении;
- закрепить умение в составлении числовых выражений на сложение и вычитание
в пределах 20;
- закрепить умение в прочтении математических выражений разными способами;
- повторить названия компонентов числовых выражений на сложение и вычитание;
- закрепить умение в измерении длин отрезков построении отрезка его обозначения
и указании длины (разными способами).
Развивающие:
- развитие математической речи;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие мелкой моторики;
- развитие слухового восприятия;
- развитие навыка самоконтроля;
- развитие устойчивости внимания;
- развитие логического мышления;
- развитие умения анализировать и устанавливать закономерность.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету «математика» (на примере проблемы о длине
реки Вопь);
- формирование познавательных мотивов учения (через межпредметные связи);
- обеспечение благоприятной среды для развития об-ся :
через создание ситуации успеха (парная работа – когда пара сформирована
по принципу «сильный-слабый»);
через элементы здоровьесберегающей технологии (зрительная гимнастика в
сочетании с двигательной активностью);
через использование сюрпризных моментов (получение жетонов за
правильные ответы, награждение медальками «Знаток математики» с
эффектом по типу съёмок на телевиз. передаче «Лучше всех»);
- воспитание интереса к родному краю – объектам живой и неживой природы (на
примере узнавания звуков природы);
2
- воспитание бережного отношения к природе (ненавязчиво через слова песни
«Не рвите цветы»);
- воспитание читательской самостоятельности (побуждение к прочтению книг о
природе);
- привитие навыков сотрудничества (в ходе проведения парной работы и вовремя
оценивания, когда приклеивали смайлики - на каждой парте только 1 клей-
карандаш).
Межпредметные связи:
с окружающим миром
- формирование умений узнавать объекты живой природы (внешне и по
голосу) и неживой природы (пропедевтика к теме «План местности. Условные
знаки»);
- формирование интереса к родному краю;
- воспитание заботливого отношения к природе малой родины.
с литературным чтением
- расширение читательского кругозора;
- формирование потребности в чтении книг о природе.
с музыкой
-
узнавание звуков природы через слуховые анализаторы;
- формирование любви к родному краю через музыку посредством слов песни.
с азбукой Смоленского края
- формирование первичных представлений о Красной книге Смоленской
области и её отдельных представителях из животного и растительного мира.
*Курсивом выделены предполагаемые ответы обучающихся.
Оценивание ответов обучающихся происходит в форме аплодисментов, в том
случае, если ответ правильный и полный, а также интересно выполнено действие
обучающимся. А также оценивается жетонами разного цвета и формы. В конце
урока всем об-ся вручается медаль «Знатоку математики».
Учитель поддерживает и подбадривает детей в течение всего урока.
3
Оборудование:
-26 медалей на ленточках «Знатоку математики»;
-11 карточек «буква-число» (Приложение №1);
-лужайка для цветов +украшение для лужайки;
-плакат «Ромашка» для зрительной гимнастики и пчелёнок Вилли;
-26 позитивных и 26 грустных смайликов;
-3 карточки с именованными числами (2дм ,1дм4см, 7см);
-маршрутный лист в виде плаката, где в определённом порядке прикреплены
изображения школы, реки, болота, луга, смешанного леса с их условными
обозначениями на плане местности + картинка «Лиса в норе»);
-клей-карандаш -13 штук;
-жетоны (для оценивания правильных ответов);
-2 картинки-изображения (А-4) «Дятел», «Воробей»;
-4 картинки-изображения птиц «снегирь, балобан, воробей , синица» (на
магнитах);
-3 карточки с названиями деревьев «берёза , осина, рябина»;
-плакат-таблица с кармашками для работы с задачей на логику;
-книга М. Горького «Воробьишко»;
-учебник «Математика. 1 класс.» Авторы учебника: Б. П.Гейдман, И.Э.Мишарина,
Е.А.Зверева;
-Рабочая тетрадь «Математика. 1 класс.» Авторы: Б. П.Гейдман, И.Э.Мишарина,
Е.А.Зверева;
-26 конвертов каждому об-ся для самостоятельной работы (по вариантам) – в
конверте : карточка с примерами на сложение и вычитание чисел в пределах 20 и
набор из 3-х цветов (Приложение №5);
- музыкальные записи : «Не рвите цветы», «Звуки природы - голос дятла и
воробья», музык. заставка из передачи «Лучше всех»;
-плакат – девиз путешествия (Приложение №7);
-плакат- квадрат для работы с геометрическим материалом;
-26 магнитов (для прикрепления ответа - цветка на лужайку);
-13 прозрачных заготовок для измерения отрезков в ходе парной работы;
-знаки (< , >, + , = , - ,= ) и числа (11, 3, 14, 10, 8, 18).
4
Ход урока:
1.
Организационный момент.
а) Проверка готовности
- Встали ровно. Проверили готовность к уроку (учебник, рабочая тетрадь,
пенал со всеми принадлежностями).
-Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок математики.
-
Тихо сели.
б) Эмоциональный настрой
- Математику, друзья, не любить никак нельзя,
Очень строгая наука, очень точная наука,
Интересная наука – это математика.
- И вы в этом сегодня убедитесь.
2.
Актуализация знаний.
(На доске расположены карточки «числа-буквы»)
-Ребята, на доске расположены числа. Рассмотрите их! Назовите
однозначные числа. (3,5,7)
-Назовите и покажите двузначные числа. (11, 13, 15, 17, 40, 60, 80)
-Оцените работу одноклассника!
-Назовите круглые числа. (40, 60, 80, 100)
- Какое из них лишнее и почему? (100, т.к. оно трёхзначное, а остальные
двузначные)
-Сколько десятков в числе 100? (в числе 100 – 10 десятков)
-Представим круглые числа в виде суммы двух одинаковых слагаемых.
(40 - это 20 + 20 и т.д.)
-Назовите двузначные числа, в записи которых число десятков равно 1.
(11, 17, 13, 15)
-Расположите их в порядке возрастания! (11, 13, 15, 17)
-Какая закономерность прослеживается в этом ряду чисел?
( каждое последующее число больше предыдущего на 2)
- Как узнал?(13 больше 11 на 2, 15 больше 13 на 2, 17 больше 15 на 2).
-Оцените работу одноклассника!
-Расположите все остальные числа в порядке возрастания!
(1 об-ся выполняет у доски)
-Оцените работу одноклассника!
-Если мы правильно расположили числа, то узнаем, какое слово здесь
спрятано. Но сначала передвинем магниты с букв на числа. Прочитаем
слово! («путешествие» - хором)
3.
Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка целей и
задач урока.
5
-На уроке математики мы отправимся с вами в необычное путешествие - в
мир чисел, цифр и знаков. Попробуйте предположить, что нас ожидает в
этом путешествии? (звучат высказывания детей )
…на уроке прозвучали фразы «числа есть на линейке, значит - мы будем
строить отрезки или измерять их длину”… « числа встречаются в жизни»
… «с цифрами связано решение примеров и задач - значит, мы будем их
писать» … «решать примеры и задачи в пределах 20, а с круглыми числами
в пределах 100» . .. « знаками больше меньше равно мы можем сравнить
числа и числовые выражения»)
-Молодцы!
-Исходя из этих предположений, давайте сформулируем тему урока.
(звучат попытки сформулировать тему; учитель формулирует тему,
корректируя ответы об-ся)
-Тема урока … (предполагается заминка, побуждающая об-ся к
продолжению фразы) «Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Повторение изученного».
-В путешествии нас ждёт много интересного и нового. Вы согласны
отправиться? Но сначала прочитаем фразу, которая станет девизом нашего
путешествия.
(читаем на плакате – «В математику тропинки одолеем без запинки»)
-Вооружившись таким классным девизом, мы отправляемся в путь!
4.
Обобщение и систематизация знаний и умений. Воспроизведение на
новом уровне.
1)
Работа с единицами длины. Сравнение единиц длины - см и дм.
-Поскольку мы с вами – настоящие путешественники, у нас должен быть
маршрутный лист, чтобы не сбиться в пути. Рассмотрите его!
На пути нам встретятся объекты живой и неживой природы.
Каждый объект природы предложит нам задания. Если правильно их
выполним, то узнаем, куда следовать дальше.
-По тропинке мы идём - видим …это ж водоём!
(На маршрутном пути в виде гармошки раскрывается указатель -
изображение реки).
-Что это? (река)
-На плане местности река обозначается вот таким условным знаком. (показ)
-Какая река протекает в нашем городе? (Вопь)
-Какова её длина? (проблема)
-Воспользуемся подсказкой! (смотрим на подсказку и пробуем прочитать)
-Продолжите фразу … Длина реки Вопь - 158 км. С такой единицей длины,
как км, мы не знакомы. Зато нам известны… (см и дм).
-Давайте сравним 1см и 1 дм! (1дм больше, чем 1см)
-На сколько больше? (1дм – это 10 см и 10 см минус 1см, получится 9 см.
Значит, 1 дм больше 1 см на 9 см.)
-Оцените работу одноклассника!
6
2) Сравнение единиц длины. Работа с именованными числами.
-Река подготовила для вас 1-е задание. Посмотрите на доску, здесь
расположены именованные числа. Давайте их прочитаем! (хором)
-Эти числа нужно расположить в порядке убывания. Что это значит? (от
самого большого до самого маленького)
-Кто желает выполнить это задание? (об-ся выполняет задание у доски – для
этого нужно перевести в см. 1 дм 4 см – это 14 см. 2 дм – это 20 см.
Значит, самая большая величина – 2 дм. Потом - 1 дм 4 см. Самая
маленькая величина – 7 см.)
-Оцените работу одноклассника!
-Молодцы! Мы справились и готовы к выполнению 2-го задания реки.
3) Организация парной работы – работа с отрезками.
-Сейчас будем работать в парах. Приготовьте прозрачную заготовку.
Рассмотрите её! Что на ней изображено? (2 отрезка – красного и синего
цвета)
-Ваша задача - поочерёдно измерить длину каждого отрезка и в рабочей
тетради построить отрезок, равный сумме длин этих двух отрезков. Назвать
его и указать длину. Кому непонятно? Приступаем!
(выполнение действий)
-Какова длина вашего отрезка? (11 см)
-А какова длина вашего отрезка? (11 см)
-Как узнали? (8 + 3 =11 см)
-Как иначе можно было указать длину? (1 дм 1 см)
-Как вы обозначили отрезок? (ответы об-ся)
-Молодцы! Река довольна вашей дружной работой и указывает нам путь
дальше.
4) Составление числовых выражений на сложение и вычитание,
чтение математических записей разными способами.
-Дальше дружно мы идём - видим … снова водоём!
(На маршрутном пути в виде гармошки раскрывается указатель -
изображение болота).
-Что это? (болото)
-На плане местности болото обозначается вот таким условным знаком.
(показ)
-Что вы знаете о болоте? (ответы детей)
-Болото - это источник ягод и грибов. Болото – это природный барьер-
преграда для распространения лесных пожаров.
-Тут пожару не пройти, здесь болото на пути.
(На доске расположены числа и знаки)
-Используя числа и знаки действий, составьте пример на сложение.
(об-ся выступает у доски)
-Оцените работу одноклассника!
7
-Прочитаем эту запись разными способами! (хором)
-Молодцы! Продолжаем в том же духе! Используя числа и знаки действий,
составьте пример на вычитание. (об-ся выступает у доски)
-Оцените работу одноклассника!
-Прочитаем эту запись разными способами! (хором)
-Молодцы! Выполняем 2-е задание болота.
5) Работа по учебнику, стр. 98 -№1. Заполнение таблиц с пустыми
окошечками.
-Выполняем это задание по цепочке с комментированием.
(1-е слагаемое -10. 2-е слагаемое – неизвестно. Значение суммы -14.
Вставляю число – 4.) и т.д.
-Молодцы! Отправляемся дальше в путь!
6) Физкультминутка в сочетании со зрительной гимнастикой.
(На маршрутном пути в виде гармошки раскрывается указатель -
изображение луга).
-Что это? (луг)
-На плане местности луг обозначается вот таким условным знаком. (показ)
-Поскольку мы на лужайке, то пришло время - отдохнуть. Встаём!
(об-ся проводит физкультминутку)
-Мы ногами топ-топ, раз-два (выполнение действия)
Мы руками хлоп-хлоп, раз-два (выполнение действия)
Мы глазами миг-миг, раз-два (выполнение действия)
Мы плечами чик-чик, раз-два (выполнение действия)
Раз сюда два туда, (выполнение действия)
Прилетела к нам пчела.
(Об-ся садятся на свои места. На доске появляется плакат с
изображёнными ромашками от 10 до 20 и пчелёнок Вилли. )
-Ребята, к нам прилетел наш пчелёнок Вилли.
(Учитель считает от 10 до 20 в форме порядковых числительных. Ребята
следят глазами за траекторией движения полета Вилли.)
-Вилли у нас неугомонный и без передышки отправляется в полёт в обратном
направлении. Я немного устала, помогите мне посчитать! (об-ся хором считают
порядковыми числительными в обратном направлении от 20 до 10).
-Отдохнули. И дальше приступаем к работе.
7) Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20».
(У каждого об-ся на парте – конверт, внутри которого набор из 3-х рисунков-
изображений цветов и лист с примерами на сложение и вычитание в пределах 20.
Надо решить примеры и вписать нужную буквы в поля с нанесёнными числами.
8
Так по мере решения всех примеров получится слово-подсказка, какой цветок
нужно выбрать.)
-Луг предлагает нам выполнить задание.
-У вас на парте – конверты. Выложите его содержимое на парту.
Рассмотрите! (выполнение действия)
-Сейчас у вас простая и в тоже время ответственная работа: решить верно
примеры на сложение и вычитание в пределах 20. Если удачно, то узнаете,
какой цветок нужно выбрать и прикрепить на доске на лужайку. Ребята 1-го
ряда – на 1-ю часть лужайки, ребята 2-го ряда – на 2-ю часть лужайки, ребята
3-го ряда – на 3-ю часть лужайки. К доске выходите с листом, на котором
решены вами примеры, кладёте на стол. Подходите к доске и прикрепляете
цветок на свою часть лужайки. Кому непонятно? Приступили!
(По мере завершающего этапа прикрепления цветков, звучит отрывок из
песни Ю. Антонова «Не рвите цветы».)
-Давайте повторим важные слова этой песни.
(хором
-Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядна земля.
А вместо букетов дарите-
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!)
-Какой совет вы услышали в этих словах? (ответы об-ся)
-Вы воспользуетесь им? (ответы об-ся)
-Молодцы! Луг указывает нам путь дальше.
8) Решение математических текстов.
(На маршрутном пути в виде гармошки раскрывается указатель -
изображение смешанного леса).
-Что это? (смешанный лес)
-На плане местности смешанный лес обозначается вот таким условным
знаком. (показ)
-Наша Смоленская область расположена в зоне смешанных лесов.
-Какие деревья можно встретить в таком лесу? (хвойные и лиственные)
-Какие деревья относятся к хвойным? (ель и сосна)
-Какие деревья относятся к лиственным? (дуб, берёза, осина, ольха)
- Ребята, в лесу можно не только увидеть, но и … (интересный момент на
уроке – с чем связано представление о лесе у об-ся).
Дети добавили слово «ЗАБЛУДИТЬСЯ» …. (Учитель – слово
« услышать»).
а)-Послушайте звуки природы! (звучит запись «дятел»)
-Кто это? (дятел)
-Молодцы! Узнали. Вы послушали, а теперь посмотрите на этого красавчика.
(показ картинки)
9
-Какую роль выполняет дятел? (ответы об-ся)
-Он для нас приготовил задание. Открываем учебник на стр. 99 №8.
-Прочитаем текст! (об-ся читает)
-О ком здесь говорится? (о дятле)
-Что о нём сказано? (он осматривал деревья)
-Какие деревья осматривал дятел? (ответы об-ся)
-Что нужно узнать? (ответы об-ся)
-Как узнаем? (ответы об-ся)
(решение и ответ об-ся оформляется письменно всеми в рабочей тетради,
один об-ся работает на доске)
-Оцените работу одноклассника!
б)-Послушайте голос ещё одной птички. (звучит запись)
-Кто это? (проблема)
-Посмотрите на картинку! Звучал голос этой птички. Догадались, кто это?
(воробей)
-Молодцы! Он для нас приготовил задание в учебнике на стр. 98 №7.
-Читает текст!
-О ком здесь говорится? (о воробьином семействе)
-Сколько папа принёс мошек? (20)
-Сколько мама-воробьиха? (на 10 мошек больше)
-Что это значит? (столько, сколько и папа, и ещё 10)
-Что нужно узнать? (ответы об-ся)
-Как узнаем? (ответы об-ся)
(решение и ответ об-ся оформляется письменно в рабочей тетради, один об-ся
работает на доске)
-Оцените работу одноклассника!
-Ребята, кто может вспомнить, в каком литературном произведении речь шла о
воробьином семействе? (ответы об-ся)
(Учитель показывает книгу М. Горький «Воробьишко»)
-Чему учит нас это произведение? (надо слушать то, что говорят и советуют
взрослые)
-Молодцы! Мы выполнили задание Леса и отправляемся дальше.
9) Физкультминутка.
-Молодцы! Идём дальше. Встали!
-А что там впереди? (вглядываемся вдаль)
-Глубокая нора, а в норе сидит (открывается на маршрутном листе картинка) …
Лиса!
-Мы её не испугались, с мыслями быстрей собрались!
Время нету на неё, нам бежать пора давно.
Бежим скорее через лес, который вскоре вновь исчез.
(на маршрутном листе закрывается картинка-изображение «Лес»)
-Выходим на лужайку и прыгаем, как зайки!
(пока об-ся прыгают, учитель закрывает картинку-изображение «Луг»)
10
-По болоту не пойдём, мы болото … (предполагается ответ самими об-ся
«ОБОЙДЁМ»)
(на маршрутном листе закрывается картинка-изображение «Болото»)
-Перед нами Вопь-река и длинна, и глубока.
И на лодке (взяли вёсла) по реке доплывём мы точно все.
(на маршрутном листе закрывается картинка-изображение «Река»)
-Удачно мы весь путь прошли и в наш любимый класс пришли!
-Тихо сели.
10) Математический текст на развитие логики.
-Теперь, отдохнувшие, мы выполним задание по рабочей тетради на стр. 55 № с
книжкой. Прочитаем текст.
(1 об-ся читает вслух, в это время учитель вешает на доску плакат с кармашками и
картинки-изображения птиц)
-О каких деревьях идёт речь? (ответы об-ся)
(в это время учитель вставляет в кармашки слова «берёза», «рябина», «осина»)
-О каких птичках идёт речь? (ответы об-ся)
-Рассмотрите картинки и скажите, кто здесь кто! (ответы об-ся, после чего они
приходят к проблеме - одна птичка лишняя, пытаются определить, кто же это)
-Это птичка-балобан. Она занесена в Красную книгу Смоленской области. Она в
природе встречается очень редко.
-Поговорим о птичках, которые вам известны. Для этого ещё раз внимательно
читаем текст и думаем, как ответить на вопрос!
(об-ся выступает у доски)
-О какой птичке больше информации? (о воробье)
-Что о нём известно? (Воробей не сидит ни на осине, ни на рябине, ставлю там
«минусы». Значит, он сидит на берёзе, ставлю «плюс». И т. д.)
-Оцените работу одноклассника!
11) Работа с геометрическим материалом.
(На доске появляется плакат «Квадраты»)
- Посмотрите внимательно на плакат и скажите, сколько квадратов здесь
изображено? (ответы об-ся, в ходе которых возник спор-дилема о количестве
квадратов, после чего вызываю к доске того об-ся, кто более максимально выявит
число квадратов)
-Покажи их на плакате! (показ)
-Оцените работу одноклассника!
5.
Итог урока.
-Ребята, урок приближается к завершению, давайте попробуем вспомнить, какие
задачи-предположения мы ставили в начале урока и выполнили ли мы их?
(хорошо было бы, если об-ся, которые высказывались в начале урока, вспомнили
свои предположения и озвучили их, чтобы все ребята класса могли сопоставить на
конкретных фактах их выполнение; например, предполагали строить или измерять
отрезки – конкретно видим выполнение этого задания в рабочей тетради и т. д. )
11
В конце всех подтверждений можно спросить «Для нас это новое?» (нет)
- Значит, это все темы на … (эффект предположения-домысливания) …
повторение изученного.
- Мы совершили необычное путешествие. А что было новым для вас? Что
заинтересовало или затронуло? (ответы об-ся)
6.
Рефлексия.
-Ребята, я довольна вашей работой. А как вы оцените свою работу на уроке?
-Воспользуйтесь для оценивания своей деятельности одним из смайликов -
грустным, значит, вы не довольны или весёлым, значит, вы довольны своей
работой. Приклейте его на страницу рабочей тетради, на которой вы работали.
-Повернитесь, пожалуйста, лицом к гостям и покажите свои тетради!
-Я благодарю всех за работу и дарю всем медальки, а те, кто получил на уроке
жетоны, выйдите, пожалуйста, к доске.
(звучит музык. заставка «Лучше всех», все ребята радуются и гордятся своими
одноклассниками ,аплодируя им)
-Урок окончен!
*Этап урока - Воспроизведение на новом уровне (в ходе повторения единиц
длины ребята столкнулись с новой для них записью -158 км как пропедевтический
фрагмент).
*Этап урока - Применение знаний и умений в новой ситуации (фрагментарно
он был представлен на примере работы с прозрачной заготовкой - ребята были
поставлены в новую для них ситуацию – нет клетчатого фона и заминка была у
некоторых, как правильно расположить прозрачную заготовку, чтобы измерить
длины отрезков).
*Этап урока - Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок (можно
было проследить по устным ответам об-ся или например, по мере заполнения
лужайки нужными цветами, хотя, как показал анализ проверенных листочков-
бланков , с которыми об-ся работали в ходе самостоятельной работы, трое ребят
при правильном выполнении примеров на сложение и вычитание в пределах 20
неправильно выбрали цветок ).
*Во время проведения самостоятельной работы ребята каждого ряда выполняют
задания по вариантам (нет возможности списать у соседа). Но выходят на каждом
ряду все - на один и тот же цветок.
12