Автор: Семенова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БУ ЧР "Чебоксарский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: программа по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни
Тема: Вектор жизни
Раздел: полное образование
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЧЕБОКСАРСКИЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Принято»
Педагогическом совет е
Протокол №
от 2022 г.
«Утверждаю»
Директор БУ ЧР «Чебоксарский
центр для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей»
Приказ №_______от___________
______________/Медведева Н.Ю.
от 2022 г.
Программа
по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни
«Вектор жизни»
Выполнила: воспитатель
Семенова С.А.
г. Чебоксары 2022 г.
1
Пояснительная записка
Проблема социальной адаптации и жизненной интеграции выпускников
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
всегда стояла и стоит остро. Пока воспитанник находится в центре для детей-
сирот, он защищен со всех сторон. Самые трудные времена для него
наступают после выпуска. Состояние воспитанников, стоящих на пороге
выпуска из учреждения чаще всего характеризуется как растерянность перед
самостоятельной
жизнью.
Выпускник
находится
в
состоянии
психологического стресса. Ему фактически предстоит самостоятельно и
впервые выстроить, и организовать свое жизненное пространство.
Основными задачами центров для детей-сирот являются: создание
благоприятных,
комфортных
условий,
приближенных
к
домашним,
способствующих нормальному развитию ребенка; обеспечение охраны
здоровья детей; обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-
психологической и социальной адаптации; охрана интересов и прав
воспитанников; освоение детьми образовательных программ, получение
образования в интересах личности, общества и государства; формирование
общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни; формирование
потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению; создание
условий
для
осознанного
выбора
и
последующего
освоения
профессиональных образовательных программ.
Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в
которых живут дети, оставшиеся без попечения семьи, зачастую ведут к
искажению процесса социализации, социальной адаптации личности. Трудно
обеспечить
полноценное
развитие
детей
в
системе
общественного
воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям-
сиротам, результат не всегда соответствует ожиданиям.
Существуют
причины,
которые
трудно
преодолеть
в
системе
общественного воспитания. Материнская, социальная депривация, дефицит
общения
со взрослыми,
коллективные
методы воспитания
и
другие
особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению,
нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой профессиональных
образовательных программ.
Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот
комплекса
определенных
знаний
и
умений,
необходимых
для
жизнедеятельности в социуме. Полноценное формирование таких знаний и
умений
затруднено
в
условиях
государственного
попечения.
Дети,
воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома
и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их
представлении полна развлечениями, весельем, отсутствием контроля.
Нарушения механизмов социальной адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
приводят
к
дисгармонизации
отношений личности с социальной средой. Это проявляется в низком уровне
социализации воспитанников детских домов, а также в дезадаптации
2
(зачастую девиантном поведении), отставании в уровне физического,
психического и интеллектуального развития. Несмотря на то, что общество
заинтересовано в успешности социальной адаптации всех его членов, у
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, слабо выражены
признаки адаптированности даже на уровне микрогруппы.
Наибольшую остроту приобретают проблемывозникающие после выпуска
из образовательного учреждения, где детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, были созданы интернатные условия. Если раннее все
возникающие проблемы решали педагоги, специалисты и сотрудники
образовательного учреждения, то после выпуска данная категория лиц
остается со своими проблемами один на один.
У выпускников детских домов масса проблем. Одна из основных –
неумение успешно вливаться в современное общество и самостоятельно
строить вариант жизни достойного Человека, Гражданина и Семьянина.
Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой,
актуальность которой не снижается.
Цель программы: Комплексная психолого-педагогическая и социально -
правовая
подготовка воспитанников, по 5 образовательным модулям,
способствующим формированию как базовых, так и адаптивных (или
надпредметных) компетентностей.
Оказание помощи в социальном становлении, подготовки к решению
сложных социальных и психологических проблем.
Задачи:
1.Подготовка
воспитанников
к
самостоятельной
жизни,
успешной
адаптации в социуме.
2.Оказание помощи в развитии навыков здорового образа жизни, охраны и
укрепления физического здоровья
3.Профилактика асоциального поведения
4.Формирование
адекватной
самооценки
личности,
нравственного
самосознания, гражданского мировоззрения, преодоление иждивенческих,
потребительских качеств воспитанников.
5.Воспитание потребности в создании семьи, умение правильно строить
внутрисемейные отношения, знакомство воспитанников с основами брачно-
семейных отношений.
6.Овладение детьми навыками самообслуживания по уходу за собой,
своим жилищем.
7.Знакомство
с
миром
профессий,
овладение
элементарными
профессиональными умениями.
8.Воспитать культуру организации труда, сознательную дисциплину,
ответственное отношение к делу.
3
Требованиями к содержанию данной программы являются:
1.Совместная деятельность воспитателей, педагога психолога, социального
педагога, медицинского работника и других специалистов детского дома.
2.Создание условий для самореализации воспитанников, раскрытие их
возможностей,
воспитание
инициативы,
дисциплинированности,
самостоятельности, уверенности в себе.
Формы и методы занятий:
1.Лекции.
2.Творческие работы.
3.Игровые занятия.
4.Экскурсии.
5.Встречи с интересными и значимыми людьми.
6.Моделирование.
7.Анализ проблемных ситуаций.
8.Беседа
9.Рассказ
10.Инструктаж.
Ожидаемые результаты:
Рост уровня общей социализированности воспитанников.
Развитие гуманных коллективитских отношений в группах -«семьях»
Формирование у воспитанников позитивного образа семьи и правильное
определение своего места в ней.
Создание у воспитанников адекватной оценки себя как личности.
Повышение учебной мотивации для продолжения учебы, получение
хорошего образования.
Уметь извлекать пользу из своего или чьего либо опыта, выстраивать
взаимосвязь знаний о самостоятельной жизни, самостоятельно заниматься
своим обучением.
Уметь работать и взаимодействовать в группе, улаживать разногласия и
конфликты, уметь включаться в какое-либо дело, нести ответственность.
Реализация программы:
Программа рассчитана на реализацию в 2021 – 2022 году.
База проведения: БУ ЧР «Чебоксарский центр для детей –сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» Минобразования Чувашии
Целевая группа: Программа рассчитана на воспитанников в возрасте от
14 до 18 лет.
Количество слушателей в группе: от 3 до 11 человек.
4
Порядок формирования группы: в ходе обучения предполагаются
занятия в смешанных и дифференцированных группах.
Сроки обучения
: 1 год
Режим проведения занятий: время проведения занятий в свободное от
учебы время.
Структура образовательной программы
Курс обучения состоит из 5 образовательных модулей: «Я и мое
социальное окружение», «Мое жилье», «Профессиональное самоопределение
и труд», «Этика взаимоотношений в семье», «Моё здоровье».
Тематика занятий подобрана, исходя из анализа проблем, с которыми
обращаются Выпускники, а также данных опроса специалистов,
поддерживающих связь с ними.
Учебно – тематический план проведения цикла занятий
в рамках программы
Обучающие
модули
Основное содержание программы.
«Я и мое
социальное
окружение»
Формирование
положительной
Я-концепции,
адекватной
социальной
позиции.
Адаптация
личности
к
постоянно
изменяющимся требованиям современной жизни.
Критическое мышление и целостное видение жизни. Развитие
способностей контролировать свои действия на основе чувств,
мыслей и ценностей. Постановка жизненных целей и пути их
достижения.
Основы конструктивного взаимодействия с окружающими
людьми, друзьями, близкими, родственниками, сверстниками.
«Мое жилье»
Правовая грамотность в получении жилья.
Права и ответственность.
Ведение домашнего хозяйства. Быт как необходимое условие
жизнеобеспечения.
Оптимальная
организация
жилищного
пространства.
Оформление интерьера.
«Моё
здоровье».
Здоровый образ жизни. Развитие мотивации здорового образа
жизни и личной ответственности за собственное здоровье и
благополучие всех членов семьи.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Правила
и
порядок
получения
медицинских
услуг
в
5
медицинских специализированных учреждениях.
Профилактика
табакокурения,
употребления
алкоголя
и
психоактивных веществ (ПАВ).
Духовное здоровье. Внутреннее состояние человека.
«Профессион
альное
самоопределе
ние и труд»
Профориентация.
Труд
как
способ
сохранения
индивидуальности
и
жизнеобеспеченности
личности.
Ознакомление с миром профессий.
Знакомство
с
разными
профессиями.
Выбор
профессии
личностью. Обучение эффективным способам поиска работы.
Освоение правил поведения при трудоустройстве. Построение
отношений в трудовом коллективе.
Льготы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, при поступлении в профессиональные учебные
заведения
и
первичном
обращении
в
Центр
занятости
населения.
«Этика
взаимоотно-
шений в
семье».
Семья,
как
ценность.
Функции
современной
семьи.
Полоролевые обязанности матери и отца в воспитании детей.
Навыки общения членов семьи. Взаимопонимание как условие
совместного проживания в семье. Общение между мужчинами
и женщинами. Формирование представлений о своей будущей
семье. Формирование образа жены и матери, мужа и отца,
соответствующего
социально-нравственным
нормам
и
ценностям.
Раздел III.
Учебно-тематический план:
1.
Образовательный модуль: «Жилье»
№
Темы
Содержание
Форма
проведения
Форма
оценки
ЗУН
1
Мой дом – моя
крепость.
«Обеспечение безопасности
в доме»:
- работа с электробытовой
техникой (смена
лампочки…);
-работа с сантехникой
- правила пожарной
безопасности;
- правила пользования
плитой;
Деловая игра
с элементами
тестирования
по ОБЖ:
6
- острые, колющие и
режущие предметы;
- лекарства и бытовая
химия;
- как уберечься от
грабителей.
-Права и обязанности
квартиросъемщика. Оплата
ЖКХ.
Лекция и
практическое
занятие
-Последовательность уборки
в доме
Ремонт в квартире
Оказание доврачебной
помощи пострадавшим.
Практическое
занятие
2
Интерьер дома
(квартиры)
презентация
3
-Творческий проект: «Мой дом – моя
крепость!»
- Творческий проект «Дом моей мечты»
коллаж игра
2. Образовательный модуль: Семья.
№
Тематика
Содержание
Формы
проведения
Форма
оценки
1
Любить и
быть
любимым
Обсуждение:
что такое любовь;
любовь и
влюбленность;
любовь и брак.
Дискуссия
2
Основы
семейной
жизни
что такое семья
функции семьи
ролевая структура
семьи;
внутрисемейные
общения
семья и дети.
Лекция с
элементами
дискуссии
3
Семейная
бухгалтерия
- Понятие бюджета.
- Основные статьи доходов
и расходов в семье.
- Как правильно
планировать бюджет
(сколько, куда и когда
необходимо платить).
Лекция с
элементами
беседы
7
Планирование бюджета
семьи. Анализ
составленных бюджетов.
Решение задач
(парная работа)
4
Двое друг с
другом.
Подходим ли мы друг другу
Тестирование
- Знакомство.
- Сложная ситуация.
- Кафе.
- Свидание.
- Общественный транспорт
Ролевые игры
5
Семейное
благополучие.
Моя будущая семья
Тестирование
Внутрисемейные ситуации
общения:
- Грустное настроение.
- Неприятности по работе.
- Неправота.
- Дипломатичный отказ.
- Меню.блюда.
- Приглашение гостей.
- Дела домашние.
- Посиди с ребенком.
Игровые
ситуации,
коммуникативный
тренинг
6
Дела
домашние
Распределение
обязанностей в семье
Игровые упражнения на
выработку навыков ведения
домашнего хозяйства:
- Любимое блюдо.
- Завтрак, обед, ужин.
- Праздничный обед.
- Стирка
- Продукты впрок.
- Бюджет семьи.
- Бюджет семьи с ребенком.
Дискуссия
(опросник «Дела
домашние»).
7
Родительско-
детские
отношения
-Подросток и взрослый
Диспут
Здоровые границы личности
Лекция
Мир наоборот
Ролевая игра
9
Эстетические
занятия.
Сочетание различных
цветов в одежде, в доме.
Сочетания цветов, теплые и
холодные цвета. Гамма
цветов
Практикум для
девушек
10
Одежда.
Составление личного
гардероба
Практикум для
девушек
11
Домашнее
хозяйство.
Навыки ведения домашнего
хозяйства.
Практикум для
девушек
8
Набор необходимой
посуды. Необходимый
набор продуктов.
Оборудование кухни.
Приготовление пищи.
Сервировка стола
12
Рукоделие.
Основные приемы шитья.
Дополнительно на этих
занятиях девочки могут
овладевать техникой
макраме, вязанием и т.п.
Практикум для
девушек
14
Малярные
работы.
Принципы малярных работ,
окраска небольших
поверхностей.
Виды малярных работ.
Инструменты и материалы
для малярных работ.
Другие виды отделки стен
(обои, плитка, доски и т.п.).
Мастер-класс для
юношей
15
Домашняя
электросеть.
Правила техники
безопасности при
пользовании электросетью.
Освещение помещений.
Домашние электроприборы
и уход за ними.
Мастер-класс для
юношей
16
Санитарно-
техническое
оборудование
Эксплуатация
сантехнических устройств.
Инструменты для ремонта.
Ремонт кранов,
умывальников, раковин,
сливных устройств.
Прочистка сифонов.
Мастер-класс для
юношей
17
Творческий проект «Я-хозяин!»
Коллаж
3. Образовательный модуль «Труд и профессиональное
самоопределение»
№
Тематика
Содержание
Форма
проведе-ния
Форма
оценки
ЗУН
1
Мир профессий.
Выбор профессии
Тестирование
- Склонности и интересы
в профессиональном
выборе («хочу»).
- Возможности личности в
9
профессиональной
деятельности («могу»).
- Рынок труда.
Потребности рынка труда
в кадрах («надо»).
3. «Я выбираю»:
выбор профессии на
основе самооценки и
анализа составляющих
«хочу» – «могу» – «надо»
Беседа
Как найти
работу своей
мечты
Как найти работу?
Мозговой
штурм:
Способы поиска работы:
- Службы занятости.
- Кадровые агентства.
- Интернет
- СМИ.
- Ярмарки вакансий.
- Непосредственное
обращение в фирмы,
компании и т.д.
Беседа
Правила поведения при
собеседовании у
работодателя
Тренинг
Умение
правильно
преподать себя в
коллективе
Как успешно
адаптироваться на новой
работе.
Мозговой
штурм
- Общение. Деловое
общение.
- Конфликт. Виды
конфликтов. Способы
разрешения конфликтов
Ролевые игры
Умение
правильно
преподать себя
Как успешно
адаптироваться в новом
коллективе
9
-Общение.Деловое
общение
-Конфликт.Виды
конфликтов.Способы
разрешения конфликтов
Игра «Цепочка
профессий
»
Групп. творч.
задание
10.
Творческий проект «Отгадай профессию»
10
4. Образовательный модуль «Я и мое социальное окружение»
№
Тематика
Содержание
Форма
проведения
Форма
оценки
ЗУН
1-2
Мир Вашего «Я»
«Кто Я?»,
«Ведущий или ведомый»,
«Капитан, рулевой,
пассажир…»,
«Жаворонок или сова»,
тестирование
«Смысл моего имени»,
«Если бы моим другом
был… я сам»,
«Пойми себя».
«Как ты себя оцениваешь»
Тест
Как изменить мнение о
себе в лучшую сторону
(Внешний вид, речь, язык
тела).
Мозговой
штурм
«Мои недостатки и можно
ли от них избавиться».
Тренинг
3
Я и любимый
человек
Правильный выбор
спутника жизни
Диспут
Разработать правила
счастливых семей.
Групп.творч.
задание
4
Я и мои
родственники
Общение с
родственниками: плюсы и
минусы.
Диспут
«Мои корни: кого из
родственников я знаю и с
кем общаюсь».
Беседа
5
Я и мои друзья
- Что такое дружба,
товарищество
-Скажи мне, кто твой друг
и я скажу кто ты! Или как
выбрать правильное
окружение
Беседа
Всегда ли другу нужно
говорить «да» или умей
сказать «нет»!
Тренинг
6
Я и соседи
Соседи: знакомиться или
нет?
Беседа
Как мы общаемся
Ролевая игра
«Требуется помощи»,
Решение
11
«У меня прорвало трубу»,
«Дайте, мне взаймы» и др.
ситуа-тивных
задач
7
Я и другие
Умеете ли вы правильно
общаться с людьми
Тест
Как мы общаемся: как
лучше подать и понять
информацию.
Беседа
Разговор по телефону.
Телефонные переговоры.
Общение с незнакомцем.
Общение с сотрудниками
различных учреждений
(врач, продавец и др.).
Тренинг
Как научиться отстаивать
свои интересы
Диспут
11
Ответственность
за принятие
собственного
решения
Если вы не управляете
своей жизнью, ей начинает
управлять кто-нибудь
другой.
Диспут
«Способен ли ты сам
решать свои проблемы»
1.
Тест
12
Мое будущее:
стратегия успеха
продолжи фразу
«Мое будущее
представляется мне…,
потому что…»,
Упражнение
Почему те, кто ставят и
прописывают цели,
выигрывают во всем.
Рассуждение
устное
Моя мечта и что надо
сделать, чтобы ее достичь?
Упражнение
На что я могу опираться в
сложной жизненной
ситуации?
Мозговой
штурм
13.
Творческий проект: «Моя мечта»
Оформл.
творч. стены
5. Образовательный модуль «Здоровье»
№ Тематика
Содержание
Форма
проведения
Форма
оценки
12
ЗУН
1
Мое здоровье
Из чего «складывается»
здоровье и будущее
нации?
Беседа
«Проверь свое здоровье»
Тест
«Живая вода»,
«Паразиты»,
«Закаливание по-русски!»
и др.
Видео-фильм
по выбору
2
Питание и
здоровье
Влияние питания на
здоровье человека
Лекция
Можно ли экономить на
питании?
Мозговой
штурм
Как определить
испорченность
продуктов?
(продукты и сроки их
хранения).
Тест
3
Когда
обращаться в
больницу?
1.
Признаки
недомогания или
когда обращаться
к врачам?
2.
Виды лечебных
учреждений или
куда обратиться
за медицинской
помощью?
3.
Страховой полис:
для чего он
нужен и что он
гарантирует.
Лекция
4
«Соблазн велик,
но жизнь
дороже» (о вреде
курения)
«Россия, не кури!»
Обсуждение
видеоролика
Курить или не курить
Диспут
Профилактика курения
Тренинг
5
Алкоголизм:
мифы и
реальность
О вреде алкоголя
Видеолекция
В.Г. Жданова
Могу ли Я сказать «Нет!»
Беседа
6
«Смертельное
удовольствие»
(профилактика
наркомании)
Зачем люди употребляют
наркотики?
Мозговой
штурм
Профилактика
наркомании
Тренинг
13
Это касается Всех нас!…
Нарковойна!
Видео-ролик
8
Домашняя
аптечка
1. Стандартный набор
лекарств для домашней
аптечки. Советы по
составлению аптечки.
2. Где держать аптечку в
доме?
3. Рекомендации по
хранению лекарств.
4. Правила приема
лекарственных
препаратов.
Беседа
Русский крест или Правда
об абортах.
Видеоролик
Перваяпомощь
пострадавшим
Правила оказания первой
доврачебной помощи
Тест
Отработка навыков по
оказанию первой
доврачебной помощи
Групп.практ.
занятие
Творческий проект: «Хочу быть здоровым!»
Презен-тация
Критерии успешности выпускника
Внешние критерии (социальная защищенность):
-
Умение организовать свой быт;
-
Создание и сохранение семьи, наличие друзей;
-
Получение образования с учетом индивидуальных способностей,
рынка труда;
-
Наличие
работы,
обеспечивающей
возможность
материального
достатка и профессионального роста;
-
Осознание себя полноценными членами общества, обладающими
правами и возможностями;
-
Сформированность навыков здорового образа жизни.
Внутренние критерии (психологическая защищенность):
-
Уверенность
в
себе
и
способность
выстраивать
жизненную
перспективу;
-
Умение наладить равноправные отношения с людьми, необходимые
для избирательного дружеского общения с сохранением собственного
«Я».
Ожидаемые результаты
14
-
Создание оптимальных, благоприятных условий выпускникам для их
успешной интеграции в обществе.
-
Обеспечение максимальной социальной и бытовой защищенности
выпускников.
-
Осуществление
решений
сложных
жизненных
ситуаций
с
выпускниками.
-
Укрепление в выпускниках чувства большей уверенности в себе, в
своем завтрашнем дне.
-
Сформированность социальных навыков.
Список использованной литературы:
15
1.
Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного
образования // Новые ценности образования. Сб. № 6 / Под ред. Н.Б.
Крыловой. – М. :Инноватор, 1996. – С. 72.
2.
Аралова М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и
сверстниками выпускников школ-интернатов: Дис.канд. псих. наук. —
М., 1991.
3.
Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных
учреждений : Учебное пособие. – М. : Национальный фонд защиты
детей от жестокого обращения, 2007.
4.
Боулби Джон. Привязанность : Пер. с англ. – М. :Гардарики, 2003. –
477с.
5.
Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М. :
Академический проект, 2004. – 232 с.
6.
Быков
А.С.
Содержание
и
организация
профессионального
самоопределения подростков-воспитанников детского дома: Дис. канд.
пед. наук : 13.00.08 — Сходня, 1999.
7.
Вавилова Л.И. Коррекция девиантного поведения у воспитанников
детского дома :Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 — Калининград, 2000.
8.
Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Постинтернат: Технология создания
сети социально поддерживающих контактов выпускников. – М. :
Генезис, 2008. – 208 с.
9.
Волович
В.И.
Психологические
особенности
формирования
акцентуированных черт личности у учащихся интернатов :Дис. канд.
псих.наук : 19.00.13. — М., 1997.
10.
Горчакова И.А. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к
семейной жизни : Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. —
М., 18 с.
11.
Григорьев А.С. Проектная деятельность как способ развития взрослого
учащегося. // Человек и образование. - 2008, № 3. – С. 1-4.
12.
Дети социального риска и их воспитание. / Под науч. ред. Л.М.
Шипицыной. – СПб : Речь, 2003. – 144 с.
13.
Иванова Н.П., Заводилкина О.В., Бобылева И.А. Возрастные стандарты
социализации детей-сирот. — М. : Дом, 1999. — 60 с.
14.
Иващенко
Г.М.
Социальный
приют
для
детей
и
подростков:
содержание и организация деятельности. — М. : НИИ Семьи, 1997. —
264 с.
16
15.
Корчак Я. Детский дом; уроки прошлого. М. 1990.
16.
Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1966.
17.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова.
– М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 480 с.
18.
Педагогика :учебн. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко.
– М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 432 с.
19.
Семья Г.В. Выпускник. Справочное пособие к постинтернатной
адаптации выпускников учреждений интернатного типа. — М. :
СИМС. — 96 с.
20.
Семья Г.В. Российский опыт работы с выпускниками интернатных
учреждений / Галина Семья // Беспризорник. – 2008, № 1.- С. 2-9
21.
Шипицина Л.М. Психология детей-сирот : Учебное пособие. СПб. :
Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2005.
22.
Шипицына. Л.М., Иванов. Е.С., Виноградова. А.Д., Коновалова. Н.Л.,
Крючкова. Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской
депривации. - СПБ., 1997. – 160 с.
17