Напоминание

«Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни» «Сотвори свое будущее»


Автор: Петрова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БУ ЧР "Чебоксарский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Минобразования Чувашии
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: программа работы с детьми-сиротами
Тема: «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни» «Сотвори свое будущее»
Раздел: высшее образование





Назад




БУ ЧР «Чебоксарский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей»

«Принято»

Педагогический совет

Протокол №

от 2020 г.

«Утверждаю»

Директор БУ ЧР «Чебоксарский центр

для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей»

___________Читнаев Л.А.

от 2020 г.

Программа

«Подготовка воспитанников детских домов к

самостоятельной жизни»

«Сотвори свое будущее»

Выполнила: воспитатель

Петрова Л.Н.

2020 г.

г. Чебоксары

Пояснительная записка

Детский дом – это образовательное государственное учреждение для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3-х

до 18-ти лет.

Основными задачами детских домов являются: создание благоприятных,

комфортных

условий,

приближенных

к

домашним,

способствующих

нормальному развитию ребенка; обеспечение охраны здоровья детей;

обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-психологической и

социальной адаптации; охрана интересов и прав воспитанников; освоение

детьми образовательных программ, получение образования в интересах

личности,

общества

и

государства;

формирование

общей

культуры

воспитанников, их адаптация к жизни; формирование потребностей у

воспитанников к саморазвитию и самоопределению; создание условий для

осознанного

выбора

и

последующего

освоения

профессиональных

образовательных программ.

Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в

которых живут дети, оставшиеся без попечения семьи, зачастую ведут к

искажению процесса социализации, социальной адаптации личности. Трудно

обеспечить

полноценное

развитие

детей

в

системе

общественного

воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям-

сиротам, результат не всегда соответствует ожиданиям.

Существуют

причины,

которые

трудно

преодолеть

в

системе

общественного воспитания. Материнская, социальная депривация, дефицит

общения

со взрослыми,

коллективные

методы воспитания

и

другие

особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению,

нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой.фессиональных

образовательных программ.

Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот

комплекса

определенных

знаний

и

умений,

необходимых

для

жизнедеятельности в социуме. Полноценное формирование таких знаний и

умений

затруднено

в

условиях

государственного

попечения.

Дети,

воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома

и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их

представлении полна развлечениями, весельем, отсутствием контроля.

Нарушения механизмов социальной адаптации детей-сирот и детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

приводят

к

дисгармонизации

отношений личности с социальной средой. Это проявляется в низком уровне

социализации воспитанников детских домов, а также в дезадаптации

(зачастую девиантном поведении), отставании в уровне физического,

психического и интеллектуального развития. Несмотря на то, что общество

заинтересовано в успешности социальной адаптации всех его членов, у

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, слабо выражены

признаки адаптированности даже на уровне микрогруппы

Наибольшую

остроту

приобретают

проблемы.

возникающие

после

выпуска из образовательного учреждения, где детям- сиротам и детям,

оставшимся без попечения родителей, были созданы интернатные условия.

Если раннее все возникающие проблемы решали педагоги, специалисты и

сотрудники

образовательного

учреждения,

то

после

выпуска

данная

категория лиц остается со своими проблемами один на один.

У выпускников детских домов масса проблем. Одна из основных –

неумение успешно вливаться в современное общество и самостоятельно

строить вариант жизни достойного Человека, Гражданина и Семьянина.

Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой,

актуальность которой не снижается.

Цель

программы:

Оказание

помощи

в

социальном

становлении

выпускников детского дома, подготовки их к решению сложных социальных

и психологических проблем, которые ждут выпускников на их жизненном

пути.

Задачи:

1.Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,

успешной адаптации в социуме.

2.Формирование

адекватной

самооценки

личности,

нравственного

самосознания, гражданского мировоззрения, преодоление иждивенческих,

потребительских качеств воспитанников.

3.Воспитание потребности в создании семьи, умение правильно строить

внутрисемейные отношения, знакомство воспитанников с основами брачно-

семейных отношений.

4.Овладение детьми навыками самообслуживания по уходу за собой,

своим жилищем.

5.Знакомство

с

миром

профессий,

овладение

элементарными

профессиональными умениями.

6.Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

7.Становление

навыков

ориентировочного

поведения

в

различных

знакомых и не знакомых ситуациях.

8.Воспитать культуру организации труда, сознательную дисциплину,

ответственное отношение к делу.

Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста, как с

нормальным интеллектом, так и воспитанников с задержкой развития или

обучающихся по школьной программе VIII вида.

Срок реализации 1 год, 2 занятия в неделю.

В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных

часах. Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это

может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме

(викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая

логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей,

изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений

воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в

жизнь детей в детском доме – уборка помещения, уход за одеждой, обувью,

навыки общения и т.д.

Требованиями к содержанию данной программы являются:

1.Совместная деятельность воспитателей, педагога психолога, социального

педагога, медицинского работника и других специалистов детского дома.

2.Создание условий для самореализации воспитанников, раскрытие их

возможностей,

воспитание

инициативы,

дисциплинированности,

самостоятельности, уверенности в себе.

В

программу

по

подготовке

воспитанников

детского

дома

к

самостоятельной жизни «Сотвори свое будущее» включены следующие

разделы:

1.Культура поведения и азбука общения

2.Жилище, одежда, обувь, питание

3.Транспорт, торговля, связь

4.Личная гигиена, здоровье, ОБЖ

5.Подготовка к семейной жизни

6. Учреждения и организации

7.Жизненное и профессиональное самоопределение

8.Полезная экономика. Ты и закон.

Формы и методы занятий:

1.Лекционные.

2.Творческие работы.

3.Игровые занятия.

4.Экскурсии.

5.Встречи с интересными людьми.

6.Моделирование.

7.Анализ проблемных ситуаций.

8.Беседа

9.Рассказ

10. Инструктаж.

11.Викторина.

Ожидаемые результаты:

Рост уровня общей социализированности воспитанников.

Развитие гуманных коллективитских отношений в группах «семьях»

Формирование у воспитанников позитивного образа семьи и правильное

определение своего места в ней.

Создание у воспитанников адекватной оценки себя как личности.

Повышение учебной мотивации для продолжения учебы, получение

хорошего образования.

Уметь извлекать пользу из своего или чьего либо опыта, выстраивать

взаимосвязь знаний о самостоятельной жизни, самостоятельно заниматься

своим обучением.

Уметь работать и взаимодействовать в группе, улаживать разногласия и

конфликты, уметь включаться в какое либо дело, нести ответственность.

Учебно - тематический план:

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ

Культура поведения:

Темы:

1. Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя

2. Формы общения к старшим и сверстникам при встречи и расставании

3. Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выражения

благодарности.

4. Культура разговора со старшими и сверстниками

5. Формы поздравления

6. Культура речи при пользовании телефоном

7. Этикет и манеры

8. Общие правила поведения в общественных местах

Воспитанники должны знать:

· требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя

· правила поведения при встрече и расставании

·

формы

обращения

с

просьбой,

вопросом,

и

поздравлением,

сопереживанием

благодарности

· как культурно разговаривать по телефону

· как вести себя в общественных местах

· иметь представление об этикете и манерах

Воспитанники должны уметь:

· следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя

и стоя;

· следить за собой, своей походкой и жестикуляцией

· правильно вести себя при встрече и расставании

· вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять и сопереживать,

благодарить.

· тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и

сверстниками

· культурно вести себя в общественных местах

Азбука общения

Темы:

1. Честность в отношении друг с другом

2. Плохой хороший поступок в общении

3. О дружбе и товариществе

Практические занятия:

1. Выполнение в процессе проживания правил общения с младшими,

сверстниками,

старшими

(здороваться,

прощаться,

благодарить,

оказывать помощь и заботу и т.д.).

2. Организация специальной деятельности, направленной на помощь

товарищам, заботу о малышах, больных и пожилых (операция «Добрый

поступок», «Забота» и т.д.)

3. Закрепление умения справедливо оценивать в общении свои поступки

товарищей (игра «Оцени себя», «Мастерская поступков», «Что такое

настоящая дружба», «Кого можно считать настоящим другом» и т.д.)

4.

Организация

совместной

учебной,

игровой,

художественной,

спортивной и др. деятельности в «порах» (постоянного, смешанного

и разнополого состава).

5. Проведение вечерних самоотчетов и бесед в группе, с отдельными

воспитанниками

о

своей

деятельности,

общении

(что

делали,

чему

новому

научились,

кому

помогли,

где

поступили

правили,

что

понравилось и т.д.).

Индивидуально - групповые инструктивные занятия:

1. Правила самостоятельного регулирования отношений в общении с

младшими, сверстниками, старшими и взрослыми.

2. Как предупредить ссору, правила поведения в споре, как мы миримся.

ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ

Жилище:

1. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом; помещения и

службы детского дома. Варианты квартир и подсобных помещений;

виды отопления.

2. Почтовый адрес и телефоны детского дома

Экскурсия — по детскому дому

Практические работы - заполнение почтовых адресов на конвертах

Воспитанники должны знать:

· виды жилых помещений в городе, деревне, их различия

· почтовый адрес и телефоны детского дома

Воспитанники должны уметь :

· подписывать адрес на конвертах

Одежда и обувь:

1. Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры

2. Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения; чистка

3. Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы;

подготовка сезонной обуви к хранению.

Практические работы:

· чистка и сушка верхней одежды и обуви,

· снятие мерок (определение размера)

Воспитанники должны знать :

· Виды одежды и обуви; снятие мерок (размеры)

· Правила ухода за одеждой и обувью

Воспитанники должны уметь ;

· подбирать одежду головные уборы, обувь по сезону (и размеру),

различать

их назначения ( повседневная, праздничная, спортивная)

· сушить мокрую одежду и обувь; чистить готовить к хранению

· подбирать крем и чистить кожаную обувь

Питание:

1. Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие продуктов

питания.

2.

Приготовление

пищи.

Завтрак

(приготовление

простых

и

комбинированных

бутербродов,

отваривание

яиц;

яичница;

приготовление салата, винегрета, заваривание чая).

3. Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила пользования и

ухода за ними. Химические средства ухода

4. Сервировка стола к завтраку.

Практические работы:

· приготовление бутерброда, салата, винегрета, яичницы,

· отваривание яиц,

· заваривание чая.

Воспитанники должны знать :

· Виды бутербродов,

· различные меню завтрака,

· санитарно - гигиенические требования к процессу приготовления пищи,

· правила сервировки стола к завтраку;

· правила заваривания чая,

· назначение кухонных принадлежностей и посуды;

· санитарно — гигиенические требования к использованию химических

средств по ухода за посудой.

Воспитанники должны уметь:

· Резать ножом продукты для бутербродов;

· отваривать яйца,

· жарить яичницу;

· нарезать варенные овощи кубиками, соломкой,

· накрывать на стол с учетом конкретного меню.

ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ

Транспорт:

1. Проезд в детский дом и из детского дома (маршруты, виды транспорта)

2. Правила поведения в транспорте и на улице.

3. Правила дорожного движения.

Экскурсия - коллективные поездки в транспорте.

Воспитанники должны знать :

· наиболее рациональный маршрут проезда до детского дома.

· варианты проезда разными видами транспорта.

· количество времени, затраченное на дорогу, пересадки.

· правила передвижения на велосипеде.

Воспитанники должны уметь :

· соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила

посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу).

· соблюдать правила дорожного движения

Торговля:

1.

Продовольственные

и

промтоварные

магазины,

универсамы,

их

назначение.

2. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах

Экскурсия в продовольственные магазины

Воспитанники должны знать :

· Основные виды магазинов и их назначение,

· виды отделов в промышленных и продуктовых магазинах, правила

покупки в них;

· стоимость основных продуктов, используемых для приготовления

завтрака.

Воспитанники должны уметь :

· Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного

меню;

· оплатить продукты питания;

· соблюдать правила поведения в магазине.

Связь:

1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон)

2. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные

переводы, телеграммы).

3. Виды писем (заказное, с уведомлением, ценное и т.д.). Порядок

отправки

писем

различных

видов,

стоимость

пересылки,

написание

адреса на конвертах.

4. Телеграф, виды телеграфных услуг, тарифы, заполнение телеграфных

бланков.

Практические работы; экскурсии:

· экскурсия на почту, узел связи,

· составление телефонограмм

· заполнение бланков

Воспитанники должны знать :

· основные средства связи,

· виды почтовых отправлений, виды телеграфных услуг;

· тарифы.

· порядок отправки посылок, переводов и т.д.

Воспитанники должны уметь;

· Записывать индекс на конвертах,

· составлять различные тексты телеграмм,

· заполнять телефонные бланки,

· подсчитывать примерную стоимость телеграмм.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ

Личная гигиена:

1. Правила личной гигиены

2. Уход за волосами (мытье, прическа)

3. Гигиена сна; гигиена выполнения домашних заданий

4. Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних заданий)

5. Твой внешний вид

Практические работы:

· Выполнение утреннего и вечернего туалета;

· причесывание волос

Воспитанники должны знать :

1 . Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета

2. периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства

борьбы с перхотью

3.

Правила

освещения

помещения,

охраны

зрения

при

чтении,

выполнение домашних заданий, просмотра телепередач

4. Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий

Воспитанники должны уметь :

1 . Выполнять утренние и вечерние туалеты

2. Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь

3. Соблюдать правила гигиены приготовления д./з., зрения, сна.

4. Чистить зубы

5. Следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид).

Здоровье и медицинская помощь

1. мед. учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки их

назначение. Работники мед. учреждений (врачи, мед. сестра, младший

мед. персонал, регистраторы; работники аптеки).

2. Виды мед. помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием,

госпитализация. Вызов «Скорой помощи» и врач на дом.

Экскурсии в аптеку, поликлиники

Воспитанники должны иметь представление :

· о назначении поликлиники, больницы, диспансера, аптеки

· о порядке записи к врачу, порядке приобретения лекарств

· о порядке вызова «Скорой помощи» и врача на дом

Воспитанники должны знать :

· Виды медицинской помощи;

· функции основных врачей – специалистов

Воспитанники должны уметь ;

· Записываться на прием к врачу;

· вызывать врача на дом,

· приобретать лекарства в аптеке.

Основы безопасности жизнедеятельности

Тематика:

1. формирование умений и навыков ориентироваться в дорожной

обстановке:

a. переход через улицу

b. правила обхода транспорта на остановке

2. домашние опасности - электробытовые приборы

3. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при загорании и

пожаре.

Порядок

вызова

пожарных.

Пользование

простейшими

средствами пожаротушения.

4. Благо и вред лекарств, средств бытовой химии. Отравление — первая

помощь. Порядок вызова мед. помощи.

5. Меры безопасности при общении с колюще - режущими предметами;

первая помощь при травмах.

6. Сохранность жилища — порядок вызова милиции

7. Правила безопасного поведения во дворе (где можно, где нельзя

играть, источники опасности во дворе - ЛЭП и т.д.).

8. Как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр.

9. Меры предосторожности при общении с животными.

10. Меры по обеспечению безопасности личных вещей.

11. Взаимодействия с неформальными группами; правила поведения с

12. незнакомыми людьми

13. Правила безопасной езды на велосипеде. Поведение на улице в грозу,

туман, гололед, вечернее время.

14. Съедобные дикорастущие растения (грибы, ягоды).

15. Ядовитые растения и грибы, опасные насекомые и животные

16. Как защититься от насекомых?

17. Правила безопасного поведения на воде; на льду замерших водоемов

18. Меры предосторожности во время грозы

Воспитанники должны знать :

· источники опасности и правила безопасного поведения в помещении, на

улице, в природе

· правила поведения при возникновении стихийных бедствий

· правила обращения с электробытовыми приборами

· основные виды ядовитых растений и грибов

· правила поведения в транспорте

· правила поведения с незнакомыми людьми; домашними животными

· порядок вызова «Скорой помощи», милиции, газовой службы, пожарных

Воспитанники должны уметь ;

· обращаться с электроприборами повседневного пользования

· пользоваться слесарными инструментами и инструментами для работы с

тканью, бумагой (ножницы, иглы и т.д.)

· распознавать основные виды съедобных и ядовитых растений и грибов.

· действовать по сигналу опасности

· ориентироваться на местности

· оказывать простейшую помощь при травмах, отравлениях и т.д.

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Социальное направление:

1. Что такое семья,

2. состав семьи,

3. родственные отношения (мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка,

тети, дяди и т.д.).

4. Дальние или близкие родственники.

5. Необходимость заботы и уважение к друг другу.

6. Правила поведения в семье.

7. Женщина - Дама, мужчина - Рыцарь.

Истоки сексуальной культуры

1. Такой незнакомый «Я» (знакомство с человеческим телом — скелет,

внутренние органы, системы жизнеобеспечения).

2. Внешние различия мужчины и женщины (разница в строении тела,

вторичные половые признаки).

3. Беседы о зарождении новой жизни у растений, животного, человека

4.

Беседы

о

сущности

беременности

и

бережном

отношении

к

беременным, первые представления о родах.

5. О дружбе мальчиков и девочек

Школа будущих родителей

«Уход за новорожденным ребенком»

1. Предметы ухода за ребенком.

2. Ежедневный уход за ребенком: умывание, обработка глаз ватным

шариком; обработка носовых ходов ватными фитильками, обработка ушных

раковин ватными жгутиками, уход за руками, подмывание, пеленание.

3. Приготовление стерильного растительного масла, его использование для

профилактики опрелости.

4. Купание.

Основные навыки и умения :

1. Знать как подготовиться к встрече новорожденного дома (предметы

ухода, одежда).

2. Уметь проводить утренний туалет ребенка — обработка глаз, носовых

ходов, ушных раковин.

3. Обработка пупочной ранки.

4. Приготовление ванны для новорожденного, купание

5. Правильно готовить стерилизованное растительное масло, порядок

обработки кожных складок

6. Правильно пеленать ребенка

7. Правила подмывания ребенка

8. Правила естественного вскармливания новорожденного

Формирование нравственных представлений:

1. Сказки народов мира о любви (чтение)

2. Человеческое тело — образец пропорции и красоты (репродукции

известных картин, греческая, римская скульптура)

3. Чтение и последующее обсуждение сказок, мифов, легенд народов

мира о любви и семье:

· с целью развития у детей способности любить

· с целью закрепления в сознании детей эталонов семейных отношений.

Ролевые игры и тренинги:

1. Игры в семью, где каждый ребенок должен попеременно, в

зависимости от пола выполнять различные роли (ребенок станет братом,

сестрой, мама, папа, тетя, дядя и т.д.) под руководством взрослого.

2. Игры в несколько соседствующих семей для закрепления навыков

взаимопомощи, взаимовыручки и умения общаться на уровне «Семей»

(ходить в гости, дарить подарки, принимать гостей и т.д.)

3. Игры девочек (у каждой девочки должна быть кукла, за которой она

должна

ухаживать)

необходимо

контролировать

и

корректировать

поведение девочки «мамы».

4. Игры мальчиков (военные, строительные с машинками и т.д.)

необходимо участие в них мужчины или мальчиков.

5. Игры, формирующие и закрепляющие в сознании детей эталоны

мужественности и женственности.

6. Игры, развивающие навыки этикета.

7. Игры в семью, закрепляющие эталоны поведения мужчины и женщины

в семье, навыки необходимые в семейном быту.

8. Игры, воспитывающие взаимовыручку и взаимопонимание в семье

9.

Игры,

развивающие

умение

понимать

другого

со

всеми

его

личностными особенностями (сказки «Журавль и цапля», «Царевна -

лягушка», «Аленький цветочек» и т.д.)

Игры, развивающие эмоциональную сферу детей:

1. Тренинг по управлению эмоциями, усвоению навыков релаксации.

2. Тренинг выражения чувств (словами, жестами, мимикой и т.д.).

3. Игры, развивающие и закрепляющие навыки понимания и учета

состояния другого человека.

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

ТЕМЫ:

Детские ясли, дет. сад, школа. Дом Культуры; библиотека - их назначение.

Экскурсия - Дом Культуры, библиотеку

Воспитанники должны знать:

· виды детских учреждений, их назначение,

· адрес местного ДК, библиотеки;

· какие кружки, секции в них имеются;

· правила поведения в ДК и библиотеке.

Воспитанники должны уметь :

· Обратиться к работнику ДК, библиотеки

· правильно вести себя во время игр, просмотра фильмов, чтение книг,

журналов.

Жизненное и профессиональное определение

ТЕМЫ:

1. Твой режим дня

2. Время богатство; друг и враг

3. Можно ли планировать свою жизнь

4. Твой жизненный план (первоначальные представления о дальнейшей

учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.)

5. Мир труда (основные группы и типы профессий)

6. Интересы, склонности, задатки и способности

7. Виды профессиональных учебных заведений.

Примерные формы работы:

· Встречи с преподавателями разных профессий

· вечера «защиты профессии»,

· викторины по миру профессий, экскурсии,

· комплексные сюжетно-ролевые игры и т.д.,

· диспут «на что ориентироваться в выборе профессии» и т.д.

ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА.

Ты и закон

Темы (вопросы для обсуждения):

1. символы нашего государства

2. как называется пост. Главы нашего государства

3. структура органов власти в России (законодательная исполнительная,

судебная власть).

4. Что такое правовое, демократическое государство.

5. Чем гордится Россия?

6. Наша малая Родина

7. Зачем нужно знать законы.

8. Что такое правонарушение.

9.

Зачем

нужна

милиция,

суд,

армия.

10. .Почему людей наказывают за правонарушения.

Полезная экономика

ТЕМЫ:

1. Понятие бюджета в семье

2. Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища,

приобретение

одежды

и

обуви,

культурные

потребности,

помощь

родственникам).

3. планирование расходов на день; две недели с учетом бюджета и

состава семьи.

4. Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и

коммунальных услуг.

5. Планирование крупных покупок.

Практические работы:

1. Упражнение в планировании расходов на день, две недели (на

конкретных примерах).

2.

Снятие

показаний

счетчика,

расчет

стоимости

израсходованной

электроэнергии, заполнение квитанции.

3. Планирование крупных покупок и оказание материальной помощи

родственникам (на конкретных примерах).

Воспитанники должны знать :

1. Основные статьи расходов в семье

2. Правила учета расходов

3. Порядок расчета квартплаты

4.

Периодичность

и

порядок

оплаты

коммунальных

услуг,

услуг

телеграфа.

5. Порядок планирования крупных покупок

6. Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т.д.

Воспитанники должны уметь:

1. Подсчитывать расходы

2. Планировать расходы на день, две недели

3.

Стоимость

показания

счетчика,

подсчитывать

стоимость

израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции

4. Оплачивать коммунальные и др. платежи

5. Планировать крупные покупки.

Заключение.

В настоящее время значимым в образовательном и воспитательном

процессе

современного

образовательного

учреждения

является

компетентностный подход.

Механизм

социальной

адаптации

личности

-

единый

процесс

деятельности, общения, самосознания.

В сфере

деятельности у

подростка

происходит

расширение

видов

деятельности, ориентация в каждом ее виде, ее осмысление, освоение,

овладение

соответствующими

формами

и

средствами

деятельности;

расширение сферы самостоятельности и компетентности.

В сфере общения - установление новых отношений со сверстниками

противоположного

пола;

расширение

круга

общения,

наполнение

и

углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в

обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном

окружении ребенка и обществе в целом.

В сфере

самосознания –

формирование

«образа-Я»

как

активного

субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и

социальной

роли,

формирование

самооценки;

личностное

и

профессиональное самоопределение; формирование образа своей половой

роли и образа партнера; формирование социально ответственного поведения;

построение системы ценностей как ориентиров собственного поведения.

Подготовить выпускника к самостоятельной жизни - это не только

подсказать и помочь, но и сформировать самостоятельность мышления,

инициативу и ответственность, умение творчески разрешать возникающие

проблемы.

Для успешной подготовки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, необходимо проводить мероприятия, содержащие в себе процесс

«проживания»

в

определенной

ситуации,

выявление

новых

способов

взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира.

Литература

1.Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи // Воспитание

школьников 1995 год, № 3, стр.38-41.

2.Вильчанская Л. Н. «Сотворите свое будущее» // Классный руководитель ,

2001 год, № 6, стр. 48-76.

3.Выпускнику образовательного учреждения / Сидорова Л.К. ,1996 год,

стр.78.

4.Панина Г., Профилактика вредных зависимостей у детей, //Воспитание

школьников, 2001 год,№9.

5.Правовой путеводитель подростка «Ассоциация многодетных семей»

2002

6.Панкова Л. М. У порога семейной жизни М: Просвещение, 1991,144 стр.

7.Преодоление трудностей социализации детей- сирот: Учебное пособие /

Байбородова Л. В. Ярославль ЯГПУ , 1997,176 стр.

8.Становление.

Федеральная

целевая

программа

//

Дети-сироты//

Примерные направления воспитательной работы в детских домах. Курган, -

Гармония,1995 год.

9.Семья Г. В., Плясов Н.Ф. // Психолого-педагогические программы

подготовки к самостоятельной семейной жизни детей- сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей – М. Полиграф сервис,2001, 176 стр.

10.Флоренская Т. Мир дому твоему // Воспитание школьников, 1997 - №3,

1998 - №3, 1999 №1,2,3.



В раздел образования