Напоминание

Педагогическое сопровождение проектной деятельности школьников.


Автор: Идрисова Миляуша Суфияновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Шадкинская СОШ
Населённый пункт: Республика Татарстан, Тюлячинский р-н, с Шадки
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическое сопровождение проектной деятельности школьников.
Раздел: среднее образование





Назад




Тема :

«Педагогическое сопровождение проектной деятельности школьников»

(Шадкинская средняя общеобразовательная школа, Идрисова М.С)

Сегодня учителю в условиях реализации ФГОС НОО и ООО приходится решать проблемы,

направленные на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать

и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать

действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть

открытыми для новых контактов и культурных связей.

Обратимся к примерной основной образовательной программе основного общего образования,

согласно которой учитель уже в 5 классе решает вопросы активизации интеллектуальной

деятельности учащихся. Обучающиеся должны научиться основам реализации проектно-

исследовательской деятельности, умению осуществлять расширенный поиск информации с

использованием ресурсов библиотек и Интернета, осуществлять сравнение и классификацию,

объяснять явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. В тоже время

ученик должен получить возможность научиться ставить проблему, аргументировать ее

актуальность и организовывать мини-исследование.

Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою

педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках,

но и после них. Одна из важнейших задач педагогов воспитать небезразличную, активную,

мыслящую личность. Заставить учеников включиться в активный поиск информации – вот главная

задача на сегодняшний день.

Для этого необходимо найти такие формы образовательной деятельности, в которых школьники

могли бы принять участие на добровольной основе основе интереса к тому или иному

направлению.

Одними из таких форм являются проектная деятельность в рамках школьного образования. Они

должны способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него

способов учебной работы, овладению методами самообразования. Главная ее особенность в том,

что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной

деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной

мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит

их видеть проблему, ставить цель и достигать ее. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает

интерес к предмету, если ему удается что-то открыть самому.

Проектная работа появилась из теории свободного воспитания в 20-х годах прошлого века. Этот

вид деятельности учащихся означает “замысел, выполненный от души”.

Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему,

координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть

знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике.

-Возникает проблема: как организовать такую деятельность?

На мой взгляд, при организации проектной деятельности в школе учитель берет на себя роль

сопровождающего. Так что же следует подразумевать под педагогическим сопровождением?

Под педагогическим сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное

взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для

эффективного осуществления этого действия. Нередко в проекте участвуют и родители

учащихся, которые таким образом активно подключаются к их школьной жизни, и посторонние

люди, мнение которых важно учитывать в процессе работы ,т.е учащиеся находятся в реальном

контакте с жизненными проблемами ,понимая ,что их деятельность важна для окружающих.Это

повышает ,с одной стороны ,их социальную активность ,с другой- осмысленность учения.

Задачи проектной деятельности:

Формирование навыков поиска, анализа и систематизации информации по заданной теме;

Развитие самостоятельности учащихся, обучение планированию и совместной

коллективной деятельности;

Развитие воображения и творческого мышления и артистических способностей;

Обучение навыкам грамотной научной речи, оценочной самостоятельности.

Остановимся на этапах работы над проектом:

1-й этап – мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую

должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе

формулируется тема и определяется результат, продукт.

2-й этап – подготовительный.

Идет разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются

способы совместной деятельности, делятся на группы. Формирую группы сама и объясняю

почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель –

дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе

обговариваем, где будем искать информацию, составляем план действий. Поделились на группы и

каждой группе достались конкретные вопросы главы. Стали собирать информацию.

3-й этап. Информационно – операционный

Здесь идет реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается,

сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации,

проводить консультации.

4-й этап. Оценочный

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень

важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои

достижения, пополнение знаний.

Итоги проекта.

В процессе подготовки проектной деятельности учащийся с большой долей самостоятельности

исследует и применяет на практике теоретический материал, пройденный на уроках математики и

изученный во внеурочное время. Это не только расширяет и закрепляет его знания по теме, но и

способствует личностному росту учащегося, формирует его самостоятельность, внутренне

организует, заставляет ученика сталкиваться с трудностями и преодолевать их. Таким образом,

цели и задачи, которые мы ставили перед началом проектной деятельности, выполнены.

Применительно к курсу математики средней школы система проектной работы может быть

представлена двумя подходами:

1.Связь проектов с учебными темами, включение их в программу.

2.Использование проектной деятельности во внеклассной работе.

Поделюсь из опыта своей работы ,как я реализую метод проектов.

Учащимся 5 класса можно предлагать следующие мини-проекты.

1.

«Четыре действия математики»

Здесь исследуется математические знаки .В каком веке они возникли ,в какой стране и каким

математиком оно введено.

2.

Старинные русские и татарские меры, и их связи.

Здесь исследуется история появления и развития старинных русских ,татарских мер и их

существование (применение) вплоть до настоящего времени длины и веса, изучение

возможностей перевода из старинных единиц в современные , используемые в наше время,

единицы измерения.

3.

Счёты.

Исследуется необходимость возникновения счета.

о старинных счетных приборах и развитии ЭВМ.

Разнообразность и сложность проектов с каждым годом уже усложняю. В 6 классе уже я

предлагаю ученикам проекты такого типа.

1. Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.

Цель: Знакомство с жизнью и деятельностью одного из величайших ученых античного мира

Архимед, .популяризация знаний о жизни, общественной деятельности и научных открытиях

великого ученого, определить значения открытий для всего человечества.

2. «Осевая симметрия и гармония окружающего мира»

Здесь исследуется симметрия в природе, анатомии человека и архитектуре.

3. “Координатная плоскость и знаки Зодиака”

Исследуется знания о координатах ,история возникновения координат и их применении в

повседневной жизни человека, знаки зодиака через теорию координатной плоскости, построение

изображения созвездий на координатной плоскости ,составить астрологическую характеристику

моего класса.

В этом году в нашей школе должна была пройти республиканская научно –практическая

конференция школьников « Экология вокруг нас»..Проблема воспитания экологической

культуры школьников востребована потребностями практики в связи с процессами

регионализации и экологизации образования. Одним из наиболее эффективных методов

воспитания экологической культуры является организация проектной деятельности учащихся.

Поэтому я дала 6 классу проектную работу на тему : «Математика и экология»

Представлю подготовку к проекту : «Математика и экология»

На 1-м этапе - погружении в проект – я пробудила у обучающихся интерес к теме проекта,

расставляя акценты значимости. В результате проблематизации совместно с учащимися

определили цель: выяснить, какой вклад вносит математика в экологию, может ли математика

помочь в решении экологических проблем, показать практическое применение математики в

вопросах экологии окружающей среды и характер экологических проблем села Шадки и задачи

проекта :

1.Тренировать вычислительные навыки.

2. Вспомнить задачи и пути их решения нахождения среднего арифметического, задачи на

проценты, решение уравнений.

3. Развивать чувство необходимости изучения математики, так как именно она является

инструментом для других наук.

4. Активизировать экологические знания и развивать интерес к предмету.

5. Формировать навыки исследовательской деятельности, навыки и умения необходимые для

изучения и оценки экологического состояния окружающей среды.

6. Развивать чувство причастности к решению экологических проблем.

9. Формировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, чувство

любви к малой родине и стремление сохранить красоту родного села.

На 2-м этапе организовала школьников в 3 группы, определяя цели и задачи каждой из них.

Например:

Собрать и представить материал по различным направлениям:

Мусор( Река Нырсинка ,водоемы ,леса .)Одноразовые пакеты.(Годы разложения) .Как с

ним бороться.

Растения(оздоровительная роль растений, комнатные растения ,изчезновение

цветов,);деревья (особенность Туи.);посадка зеленых насаждений(изменение посадки

саженцев за последние годы около нашего села.)

Средняя продолжительность жизни людей Шадки , изучить заболеваемость за 3 года и

сколько денег потрачивается на лекарства. Особенно влияет на здоровье людей –табак . О

вреде табака, здоровый образ жизни.

3-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую

самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве литературой в журналах, в сети

Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. . Я постоянно

контролировала, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при

подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых

знаний и умений.

4-й этап - презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки

зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение

завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны,

демонстрации результатов.

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: " Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: "Математика и экология", 6 класс

Тип проекта: исследовательский, творческий

Проблема

Сегодня проблема окружающей среды, сохранение природы нашей Родины,

сохранение здоровья нации стала такой же важной, как и сохранение мира на

земле от ядерной катастрофы

Почему?

В современном мире все труднее и труднее сохранить здоровье человека.

Причиной этого является социально-экологическая обстановка. .В свете

современной экологической ситуации, которая приобрела такую остроту, что

возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле,

по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения.

Что делать?

1. Изучить экологические проблемы села;

2. Дать количественную оценку состоянию природных объектов и явлений,

положительных и отрицательных последствий деятельности человека;

3. Выполнить практические исследовательские вычисления

4. Активизировать экологические знания и развивать интерес к математике.

Как?

С использованием дифференцированных групповых заданий

Что

получить?

(результат)

Сборник работ обучающихся

Познавательный ( Предположение о том, что математика напрямую связана с

экологией, подтвердилось.

При изучении экологии возникает много вопросов, ответы на которые можно

получить при помощи математики. Математика позволяет проводить точные

измерения, делать расчеты и подтверждать наблюдения. На основе

математических вычислений, люди делают выводы о том какую пользу или вред

мы наносим природе. )

Воспитательный (эстетическое, экологическое воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные,

специальные навыки, исследовательские умения)

И мы успешно защитились на конференции.

Грамотно организованное педагогическое сопровождение проектной деятельности школьников

будет способствовать саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта

публичных выступлений, развитию творческих способностей личности. Недаром говорил Л.Н.

Толстой: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только

подражать ».

Список использованной литературы.

1.

Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов-на-

Дону, 1999, С.111-115.

2.

Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]:

Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.

3.

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [ Текст]. -

Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с.

4.

Гин А. Приемы педагогической техники [Текст] / "Вита - Пресс". - М., 1999.- 125 с.

5.

Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич,

Т.П. Лакоценина.- Ростов-на-Дону, 2001, - 160 с.

6.

Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] //

Журнал "Директор школы". - 2000. - № 7. - 145 с.



В раздел образования