Автор: Идрисова Миляуша Суфияновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Шадкинская СОШ
Населённый пункт: Республика Татарстан, Тюлячинский р-н, с Шадки
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическое сопровождение проектной деятельности школьников.
Раздел: среднее образование
Тема :
«Педагогическое сопровождение проектной деятельности школьников»
(Шадкинская средняя общеобразовательная школа, Идрисова М.С)
Сегодня учителю в условиях реализации ФГОС НОО и ООО приходится решать проблемы,
направленные на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать
и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать
действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть
открытыми для новых контактов и культурных связей.
Обратимся к примерной основной образовательной программе основного общего образования,
согласно которой учитель уже в 5 классе решает вопросы активизации интеллектуальной
деятельности учащихся. Обучающиеся должны научиться основам реализации проектно-
исследовательской деятельности, умению осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета, осуществлять сравнение и классификацию,
объяснять явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. В тоже время
ученик должен получить возможность научиться ставить проблему, аргументировать ее
актуальность и организовывать мини-исследование.
Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою
педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках,
но и после них. Одна из важнейших задач педагогов воспитать небезразличную, активную,
мыслящую личность. Заставить учеников включиться в активный поиск информации – вот главная
задача на сегодняшний день.
Для этого необходимо найти такие формы образовательной деятельности, в которых школьники
могли бы принять участие на добровольной основе основе интереса к тому или иному
направлению.
Одними из таких форм являются проектная деятельность в рамках школьного образования. Они
должны способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него
способов учебной работы, овладению методами самообразования. Главная ее особенность в том,
что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной
деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной
мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит
их видеть проблему, ставить цель и достигать ее. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает
интерес к предмету, если ему удается что-то открыть самому.
Проектная работа появилась из теории свободного воспитания в 20-х годах прошлого века. Этот
вид деятельности учащихся означает “замысел, выполненный от души”.
Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему,
координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть
знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике.
-Возникает проблема: как организовать такую деятельность?
На мой взгляд, при организации проектной деятельности в школе учитель берет на себя роль
сопровождающего. Так что же следует подразумевать под педагогическим сопровождением?
Под педагогическим сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное
взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для
эффективного осуществления этого действия. Нередко в проекте участвуют и родители
учащихся, которые таким образом активно подключаются к их школьной жизни, и посторонние
люди, мнение которых важно учитывать в процессе работы ,т.е учащиеся находятся в реальном
контакте с жизненными проблемами ,понимая ,что их деятельность важна для окружающих.Это
повышает ,с одной стороны ,их социальную активность ,с другой- осмысленность учения.
Задачи проектной деятельности:
Формирование навыков поиска, анализа и систематизации информации по заданной теме;
Развитие самостоятельности учащихся, обучение планированию и совместной
коллективной деятельности;
Развитие воображения и творческого мышления и артистических способностей;
Обучение навыкам грамотной научной речи, оценочной самостоятельности.
Остановимся на этапах работы над проектом:
1-й этап – мотивационный.
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую
должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе
формулируется тема и определяется результат, продукт.
2-й этап – подготовительный.
Идет разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются
способы совместной деятельности, делятся на группы. Формирую группы сама и объясняю
почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель –
дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе
обговариваем, где будем искать информацию, составляем план действий. Поделились на группы и
каждой группе достались конкретные вопросы главы. Стали собирать информацию.
3-й этап. Информационно – операционный
Здесь идет реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается,
сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации,
проводить консультации.
4-й этап. Оценочный
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень
важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои
достижения, пополнение знаний.
Итоги проекта.
В процессе подготовки проектной деятельности учащийся с большой долей самостоятельности
исследует и применяет на практике теоретический материал, пройденный на уроках математики и
изученный во внеурочное время. Это не только расширяет и закрепляет его знания по теме, но и
способствует личностному росту учащегося, формирует его самостоятельность, внутренне
организует, заставляет ученика сталкиваться с трудностями и преодолевать их. Таким образом,
цели и задачи, которые мы ставили перед началом проектной деятельности, выполнены.
Применительно к курсу математики средней школы система проектной работы может быть
представлена двумя подходами:
1.Связь проектов с учебными темами, включение их в программу.
2.Использование проектной деятельности во внеклассной работе.
Поделюсь из опыта своей работы ,как я реализую метод проектов.
Учащимся 5 класса можно предлагать следующие мини-проекты.
1.
«Четыре действия математики»
Здесь исследуется математические знаки .В каком веке они возникли ,в какой стране и каким
математиком оно введено.
2.
Старинные русские и татарские меры, и их связи.
Здесь исследуется история появления и развития старинных русских ,татарских мер и их
существование (применение) вплоть до настоящего времени длины и веса, изучение
возможностей перевода из старинных единиц в современные , используемые в наше время,
единицы измерения.
3.
Счёты.
Исследуется необходимость возникновения счета.
о старинных счетных приборах и развитии ЭВМ.
Разнообразность и сложность проектов с каждым годом уже усложняю. В 6 классе уже я
предлагаю ученикам проекты такого типа.
1. Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.
Цель: Знакомство с жизнью и деятельностью одного из величайших ученых античного мира
Архимед, .популяризация знаний о жизни, общественной деятельности и научных открытиях
великого ученого, определить значения открытий для всего человечества.
2. «Осевая симметрия и гармония окружающего мира»
Здесь исследуется симметрия в природе, анатомии человека и архитектуре.
3. “Координатная плоскость и знаки Зодиака”
Исследуется знания о координатах ,история возникновения координат и их применении в
повседневной жизни человека, знаки зодиака через теорию координатной плоскости, построение
изображения созвездий на координатной плоскости ,составить астрологическую характеристику
моего класса.
В этом году в нашей школе должна была пройти республиканская научно –практическая
конференция школьников « Экология вокруг нас»..Проблема воспитания экологической
культуры школьников востребована потребностями практики в связи с процессами
регионализации и экологизации образования. Одним из наиболее эффективных методов
воспитания экологической культуры является организация проектной деятельности учащихся.
Поэтому я дала 6 классу проектную работу на тему : «Математика и экология»
Представлю подготовку к проекту : «Математика и экология»
На 1-м этапе - погружении в проект – я пробудила у обучающихся интерес к теме проекта,
расставляя акценты значимости. В результате проблематизации совместно с учащимися
определили цель: выяснить, какой вклад вносит математика в экологию, может ли математика
помочь в решении экологических проблем, показать практическое применение математики в
вопросах экологии окружающей среды и характер экологических проблем села Шадки и задачи
проекта :
1.Тренировать вычислительные навыки.
2. Вспомнить задачи и пути их решения нахождения среднего арифметического, задачи на
проценты, решение уравнений.
3. Развивать чувство необходимости изучения математики, так как именно она является
инструментом для других наук.
4. Активизировать экологические знания и развивать интерес к предмету.
5. Формировать навыки исследовательской деятельности, навыки и умения необходимые для
изучения и оценки экологического состояния окружающей среды.
6. Развивать чувство причастности к решению экологических проблем.
9. Формировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, чувство
любви к малой родине и стремление сохранить красоту родного села.
На 2-м этапе организовала школьников в 3 группы, определяя цели и задачи каждой из них.
Например:
Собрать и представить материал по различным направлениям:
Мусор( Река Нырсинка ,водоемы ,леса .)Одноразовые пакеты.(Годы разложения) .Как с
ним бороться.
Растения(оздоровительная роль растений, комнатные растения ,изчезновение
цветов,);деревья (особенность Туи.);посадка зеленых насаждений(изменение посадки
саженцев за последние годы около нашего села.)
Средняя продолжительность жизни людей Шадки , изучить заболеваемость за 3 года и
сколько денег потрачивается на лекарства. Особенно влияет на здоровье людей –табак . О
вреде табака, здоровый образ жизни.
3-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую
самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве литературой в журналах, в сети
Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. . Я постоянно
контролировала, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при
подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых
знаний и умений.
4-й этап - презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки
зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение
завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны,
демонстрации результатов.
Алгоритм работы над учебным проектом
Тема: " Алгоритм работы над учебным проектом
Тема: "Математика и экология", 6 класс
Тип проекта: исследовательский, творческий
Проблема
Сегодня проблема окружающей среды, сохранение природы нашей Родины,
сохранение здоровья нации стала такой же важной, как и сохранение мира на
земле от ядерной катастрофы
Почему?
В современном мире все труднее и труднее сохранить здоровье человека.
Причиной этого является социально-экологическая обстановка. .В свете
современной экологической ситуации, которая приобрела такую остроту, что
возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле,
по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения.
Что делать?
1. Изучить экологические проблемы села;
2. Дать количественную оценку состоянию природных объектов и явлений,
положительных и отрицательных последствий деятельности человека;
3. Выполнить практические исследовательские вычисления
4. Активизировать экологические знания и развивать интерес к математике.
Как?
С использованием дифференцированных групповых заданий
Что
получить?
(результат)
Сборник работ обучающихся
Познавательный ( Предположение о том, что математика напрямую связана с
экологией, подтвердилось.
При изучении экологии возникает много вопросов, ответы на которые можно
получить при помощи математики. Математика позволяет проводить точные
измерения, делать расчеты и подтверждать наблюдения. На основе
математических вычислений, люди делают выводы о том какую пользу или вред
мы наносим природе. )
Воспитательный (эстетическое, экологическое воспитание)
Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные,
специальные навыки, исследовательские умения)
И мы успешно защитились на конференции.
Грамотно организованное педагогическое сопровождение проектной деятельности школьников
будет способствовать саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта
публичных выступлений, развитию творческих способностей личности. Недаром говорил Л.Н.
Толстой: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только
подражать ».
Список использованной литературы.
1.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов-на-
Дону, 1999, С.111-115.
2.
Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]:
Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.
3.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [ Текст]. -
Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с.
4.
Гин А. Приемы педагогической техники [Текст] / "Вита - Пресс". - М., 1999.- 125 с.
5.
Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич,
Т.П. Лакоценина.- Ростов-на-Дону, 2001, - 160 с.
6.
Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] //
Журнал "Директор школы". - 2000. - № 7. - 145 с.