Напоминание

Формирование креативных способностей учащихся в рамках предмета «Физика»


Автор: Неруцких Наталья Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г.Лениногорск, Республика Татарстан
Наименование материала: методический семинар
Тема: Формирование креативных способностей учащихся в рамках предмета «Физика»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ

1

Методический семинар

«Формирование

креативных способностей

учащихся

в рамках предмета «Физика»

Учитель физики высшей

квалификационной категории

Неруцких Н.В.

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Неруцких Н.В.,

г.Лениногорск РТ

Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце,

строить замок на песке, приветствовать будущее.

Пол Торренс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование креативных способностей учащихся

в рамках предмета «Физика».

Сегодняшние выпускники отличаются от тех, которых я учила «вчера».

На

современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы,

рационализаторы, изобретатели – люди умеющие мыслить творчески,

креативно

способные создавать новое во всех областях жизни.

Изучая методическую литературу, я чётко сформулировала для себя, каким

предстает современный ученик, и как я должна строить образовательный процесс, исходя

из новых реалий и возможностей, и потребностей общества.

Во время работы с детьми у меня возникли противоречия. Ученики, обладающие

высоким уровнем интеллекта, показывают стабильные результаты, стремятся к школьным

успехам, но тяжело адаптируются в новых нестандартных ситуациях, требующих от них

инициативы и личной независимости суждений и действий. А в период научно -

технического прогресса и быстрого нарастания потока научной информации необходимо

не только репродуктивное мышление, но и творческое. Отсюда можно сделать вывод, что

необходимо развивать в человеке творческое начало – это всегда стремление вперёд, к

совершенству, к лучшему, к прогрессу. Без творческой фантазии, а именно креативности,

невозможно двигаться вперёд ни в одной из областей человеческой деятельности. Для

этого необходимо включение в систему образования способов креативного поведения и

самовыражения, которые приводят к существенному росту креативности.

Актуальность

выбранной

темы

продиктована

потребностями

современного

общества. Креативность особенно востребована сегодня, потому что рынок новых идей

постоянно растёт и развивается.

В 21 веке креативность и творчество – самый востребованный продукт образования,

ведущий

фактор

экономического

роста

и

национальной

и

личностной

конкурентоспособности. Отличительной особенностью нового стандарта образования

является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности

учащегося. В стандартах ФГОС формирование креативности это ключевая задача системы

образования сегодня.

2

Проблемы развития креативности отражены в работах отечественных и зарубежных

ученых:

Э.П. Торренса, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского,

В.В. Давыдова,

С.З

Богоявленской и других.

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные

изменения. Модернизация процесса обучения привела меня к пониманию того, что

необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать

обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.

Как сделать так, чтобы мои ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли

открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие

результаты по предмету?

Моя

образовательная

деятельность

основывается

на

теорию

развивающего

обучения: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, И.Г. Песталоцци, К.Д.

Ушинского.

Цель: Формирование креативных способностей учащихся на основе развивающего

обучения в рамках предмета «Физика».

Задачи:

1.

Поддерживать и развивать интерес к предмету физика.

2.

Применять на уроках и учебных занятиях материалы, в которых бы рассказывалось о

современных нерешенных проблемах науки, техники, искусства и общества.

3.

Формировать умения разделять тему на вопросы, которые необходимо изучить,

объяснять значимость нового материала для себя, умения активно работать на уроках.

4.

Формировать приемы продуктивной деятельности.

5.

Прививать навыки исследовательской и проектной работы.

6.

Развивать логическое мышление, воображение учащихся.

7.

Учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с

современными источниками информации (интернет).

8.

Показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики.

9.

Учить

мыслить

широко,

перспективно,

видеть

роль

и

место

физики

в

общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок физики, какая бы тема на нем не

рассматривалась, учитываю специфику класса, характер учебного материала, возрастные

особенности учащихся.

Сбываются слова Г. Флобера, который предсказывал: "Чем дальше, тем искусство

становится более научным, а наука — более художественной; расставшись у основания,

они встретятся когда-нибудь на вершине". Физика, как наука о природе, связана со

многими областями знаний, и процесс творческого поиска занимает при изучении

физических законов центральное место. Таким образом, именно при изучении физики

учащиеся должны получать навыки творческого самовыражения посредством решения

творческих заданий, постановка которых носит системный характер.

3

Насущной задачей сейчас является воспитание такой личности, которая была бы

способна принимать самостоятельные умные решения, находить выход из разных

ситуаций, личности, способной к творчеству. Формирование и развитие креативных

способностей у детей очень важно, и формирование это должно быть основано на

современных подходах к организации процесса обучения в свете модернизации

образования в целом.

Творчество школьника по самой природе - деятельность кооперативная, которая

осуществляется при непосредственном участии учителя. Подросток чувствует себя

творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему и

взрослым. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу и серьезно относится к

ней. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него

знаний, эти знания он должен получить на уроке. Учитель обязан научить навыкам и

приемам работы, которые нужны ему для создания запроектированных изделий. От

учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать, не допустить отказа от

творчества по "неумению". Желание творить приходит к ребенку рано. Не следует ждать,

когда ученик получит большие знания и прочные навыки - это дело наживное. Для

достижения результата первично творческое усилие, оно доступно всем.

С точки зрения Г. С. Альтшуллера автора теории развития творческой личности,

способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творчество – норма

человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический

клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится

возможность реализации у личности.

Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть

предпосылки, но ее можно и нужно развивать. Существуют различные методики развития

креативности.

Важными для формирования креативных способностей детей являются когнитивные

методы обучения (методы учебного познания).

1.

Метод

эмпатии

(вживания),

свободные

ассоциации,

ролевые

игры.

При

использовании этих методов воображение и фантазия учащихся обогащается и

совершенствуется.

Я предлагаю ребятам войти в образ изучаемого объекта или явления

Представить себя электроном внутри проводника (эмпатия). Вообразить, что

корпускулы света - это спортсмены (метод свободных ассоциаций) преодолевающие

дистанцию (стеклянную призму). И в силу различной физической подготовки

(разной скорости в веществе) спортсмены финишируют в разное время (дисперсия

света) и т.п.

Проанализировать происходящие явления с другой точки зрения. Например,

расскажи об электрическом токе с точки зрения … самого тока. Какие ощущения ты

испытываешь, проходя по проводам? Встречая сопротивления? Как реагируешь? Что

бы хотел пожелать людям, которые используют твою силу? и т.д.

4

Выполнение этих заданий способствует развитию образного видения физических

явлений. Получив задание, ребенок анализирует и синтезирует знания по физике,

накопленные им ранее и в результате возникают образы, отображающие физические

явления.

2.

Метод образного видения

– эмоционально-образное исследование объекта.

Так, при изучении темы “Трение в природе и технике» 7кл. Ученикам предлагаю

домашнее задание написать сочинение на темы: Речь прокурора: «Я обвиняю

господина трение». Речь адвоката: «Я защищаю господина трение».

В восьмом классе ребята пишут сочинение на тему "Моя электрическая квартира".

Написать небольшую сказку, куда необходимо "вплести" главную физическую

информацию

об

изучаемом

объекте

или

явлении.

Сказку

рекомендуется

проиллюстрировать, так как ее иллюстрация позволяет ребятам более объективно

отразить то, что было ими написано, развивает образное мышление учащихся.

3.

Метод эвристических вопросов

.

Предлагаю систему качественных задач (задания «открытого типа»), рассчитанные

на смекалку, которые развивают активность, вызывают интерес. Задачи этого типа

предполагают,

полную самостоятельность в выборе способа решения и делают

возможным предлагать любые разумные решения проблем.

Суть задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать

физическое явление и ответить на вопрос: Почему так произошло?

Противоречивые выражения «Опровергните мои слова». Результативно ''работает'' в

любом классе, по любой теме и на любом уровне, т.е. подобная работа полезна и в

ходе изучения темы, и при повторении и закреплении знаний.

Поставить к исследуемой проблеме вопрос «А что, если ..?» (ученикам предлагается

составить описание о том, что произойдет, если, например, увеличится в 10 раз сила

гравитации или исчезнет сила трения).

Такие задачи способствуют более глубокому пониманию физики. В процессе их

решения прививается навык наблюдательности и творческий подход при решении.

4.

Метод исследования.

Одна из наиболее используемых форм организации работы

учащихся, учебно-научная и научно-исследовательская работа.

Приведу пример урока, посвященный исследовательской деятельности учащихся,

используемой на уроке в качестве источника новых знаний.

7 класс. « С и л а А р х и м е д а » . Во время объяснения нового материала учащиеся

ставятся в ситуацию исследователя. Я демонстрирую опыт по растяжению пружины под

действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися

выясняется существование выталкивающей силы. Именно теперь я предлагаю перейти к

серьезному научному исследованию, т. е. выяснить, от чего зависит выталкивающая

сила.

5.

Метод проектов.

5

Эта

технология

предполагает

совокупность

исследовательских,

поисковых,

проблемных методов, творческих по самой своей сути. Учащиеся свои работы оформляют

в виде мультимедийных презентаций, рисунков, опорных конспектов, в виде рефератов,

сочинений.

6.

Постановка учебной задачи созданием проблемной ситуации.

В этом случае перед школьниками возникает «ситуация затруднения», что

стимулирует их активное восприятие изложения вопроса учителем.

Подводя итог вышесказанному,

следует отметить, что развитие творческой

активности учащихся будет осуществляться более эффективно, если выполняется ряд

педагогических условий:

совершенствование

содержания

образования

осуществляется

по

многим

направлениям, в том числе предполагает включение в учебный план факультативов

и

спецкурсов,

способствующих

развитию

познавательных

потребностей

и

творческой активности учащихся;

реализуются идеи профильного обучения, посредством вариативных учебных

планов, учитывающих познавательные возможности и потребности учащихся;

организовано сотворчество учителей и учащихся путем включения учителей и

учащихся в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.

Основной

оценкой

качества

и

результативности

работы

учителя,

является

положительная динамика работы учащихся. За последние три года прослеживаются

позитивные изменения качества по физике. Успеваемость по предмету стабильная.

Средний балл по ЕГЭ и ОГЭ выше республиканского и муниципального. Мои ученики

ежегодно являются победителями и призерами муниципальной олимпиады по физике и

астрономии, олимпиадах проводимых КНИТУ КАИ и КФУ. Принимают участие в научно

- практических конференциях и других конкурсах. Число выпускников, избравших для

дальнейшего обучения технические ВУЗы, возросло.

При измерении и оценке креативных характеристик подростков, я

использую

диагностику

«Креативные

тесты

Вильямса».

Эта

диагностика

позволяет

мне

проанализировать

степень творческой

активности и

креативности

личности,

для

дальнейшей корректировки действий в данном направлении.

Положительные

результаты

разрабатываемого

мной

опыта

работы

по

формированию креативности позволили мне приступить к его распространению.

Основными формами распространения опыта на муниципальном и региональном уровнях

являются открытые уроки, выступления на методическом объединении, мастер-классы и

творческие

мастерские

для

коллег.

На

федеральном

уровне

основной

формой

распространения опыта являются публикации в сборниках научно-методических статей.

«Играйте в гениев, и вы станете гением!»

С. Дали.

6



В раздел образования