Автор: Миронова Зоя Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 16"
Населённый пункт: г. Канаш Чувашской Респубдики
Наименование материала: Проект по развитию речи в младшей группе
Тема: Сказка о веселом язычке
Раздел: дошкольное образование
Проект по развитию речи в младшей группе
Тема проекта: «Сказка о веселом язычке»
Автор: Миронова З. И., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16» г. Канаш
Чувашской Республики
Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии
речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи,
а также связной речи.
Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий
мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном
возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное,
а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.
Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные
моменты.
Задачи проекта:
• целенаправленно обогащать словарь детей;
• развивать грамматический строй речи, связную речь;
• формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
• воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
• повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
Работа с воспитанниками:
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
- Беседы
«Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как
моешь руки», «Весна пришла», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои
родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой) », «Моя малая
родина» (и т. д. по календарному плану) .
- Дидактические игры
«Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно
делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни буратино», «У кого
какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок»,
«Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану) .
- Чтение художественной литературы
Фольклор: «Весна, весна красная», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на
улице», «Храбрецы».
Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Ленивая Бручолина»,
«Три поросенка».
Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов
«Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».
Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила
гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
- Наблюдения на прогулках
-за живой, или неживой природой,
-ближайшими строениями,
-деятельностью детей,
-трудом людей.
Работа с родителями:
1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок».
2. Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
3. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта.
4. Пополнить с помощью родителей библиотеку книжного уголка.
Работа с педагогами:
1. Создание наглядно-дидактического материала.
2. Подготовка проекта.
3. Оформление книжного уголка и пополнение его материала.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники второй младшей группы, родители.
Тип проекта: краткосрочный.
Этапы реализации проекта:
1. Организационно-подготовительный:
- постановка цели и задачи совместной деятельности;
- подбор дидактической и методической литературы.
2. Основной этап:
- создание книжного уголка;
- организация тематических бесед с воспитанниками;
- организация взаимодействия с родителями (оформление информационных стендов,
организация групповых консультаций и др.);
- Чтение художественной литературы.
3. Заключительный этап:
- итоговое НОД "Путешествие в сказку".
Список используемой литературы:
Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.; Просвещение, 2001.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.; - 2001.
Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко и др. - М.:
Просвещение, 2004.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 2009.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку
дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М.; Академия, 2008.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. М.: Просвещение, 2004.
Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста:
Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2009.
Сказки о Веселом Язычке
Не секрет, что развитие артикуляционного аппарата является важной составной при
исправлении дефекта произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться логопедом, воспитателями,
родителями несколько раз в день. В итоге вырабатываются полноценные движения
артикуляционных органов, необходимые для правильного произнесения звуков. Кроме
того,
с
её
помощью
происходит
объединение
простых
движений
в
сложные
артикуляционные уклады различных фонем.
Использование сказок о Веселом Язычке непременно повышает интерес детей к
выполнению упражнений, вносит разнообразие в учебный процесс и способствует
ускорению совершенствования артикуляционных органов и соответственно речи детей.
Сказка о Веселом Язычке №1
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Однажды он решил прогуляться. Выглянул
из домика и замерз, стал тонкий, острый, как иголочка. Спрятался в домике и еще раз
выглянул, и еще, как язычок у змейки. Потом все-таки решил выйти и прогуляться. Пошел
он на полянку и даже не пошел, а покатился, как катушка. На полянке он увидел грибок.
Увидел лошадку и покатался на ней. Встретил он и важного индюка. Вдруг он услышал,
как гудит пароход и понял, что уже много времени, пора домой. Взглянул на часики —
точно, пора. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок
зубки и лег спать в свою теплую постельку.
Сказка о Веселом Язычке №2
Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк.
Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик
на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала
покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился
смотреть фокусы. А потом Язычок полакомился вкусным вареньем, которое было в
красивом ковшике, и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился
домой, как катушка. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил
Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.
Сказка о Веселом Язычке №3
Жил-был Веселый Язычок. И был у него домик — рот. А у домика было 2 двери — губы
и зубы. Решил Язычок в своем домике порядок навести. Сначала побелил потолок. Затем
стены, как настоящий маляр. Домик засиял, как новый. Пощелкал Язычок кончиком от
удовольствия. Сел на крылечке и заиграл на трубочке, на гармошке и на барабане. А еще
устроил себе праздничный ужин — блинчики со вкусным вареньем. Затем посмотрел на
часики — поздно. Пора отдыхать. Почистил он зубки и лег спать в свою постельку.
«Колобок»
Колобок-колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (заяц, волк, медведь,
лиса).Ребенок
должен
помочь
колобку (теннисному
шарику) прокатиться
по
этой
тропинке и избежать встречи с лесными жителями.
«Горох»
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья.
На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, насыпать горох. Задача
ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.
«Самолетики»
Самолет построил я,
Поиграть зову вас я.
Чей дальше улетит,
Тот пилот и победит.
Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой
самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.
«Настольная игра»
Здесь я кубик не кидаю,
Я дыханьем помогаю.
Мы посмотрим, кто вперед
От старта до финиша дойдет.
Кубики не бросать как обычно, а сдувать с ладошки.
«Горка»
Бегемот на горку сел,
Прокатиться захотел.
Сейчас ему я помогу
С ветерочком прокачу.
Для этой игры нужна горка. Задача ребенка - сдуть киндер-игрушку с горки.
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет
№ Пальчиковая гимнастика
Методические указания
1
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький!
То-то пригоженький!
Ходит бочком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком.
Хлопают в ладоши.
Поглаживают себя по голове. Поглаживают кисти
правой руки.
Поглаживают кисти левой руки.
Ребром ведущей руки ведут по столу.
Показывают указательные пальцы обеих рук.
Ставят кулачок на кулачок и на нос.
2
Стучит бренчит по улице –
Фома едет на курице.
Тимошка на кошке –
По кривой дорожке.
Стучат кулачком о кулачок. Локоть правой руки
опирается на стол, большой и указательный палец
образуют
«клювик»,
остальные
изображают
гребешок. Локоть правой руки опирается на стол,
указательный и мизинец образуют ушки, средний и
безымянный плотно прижаты к ладони.
Ребром ладони изображают движение по кривой по
столу.
3
Мои пальчики расскажут,
Что умеют – все покажут.
Их пять на каждой руке.
Все
сделать
смогут,
всегда
помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают –
Пять
и
пять
моих
ловких
пальчиков.
Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами.
Одноименные
пальцы
обеих
рук
4
раза
соприкасаются
друг
с
другом.
Показывают
растопыренные пальцы.
Хлопают в ладоши.
Здесь и далее движения соответствуют тексту.
Показывают пальцы обеих рук.
4
На базаре
Спозаранок
Накупил
Баран
Баранок.
Для барашков,
Для овечек
Десять маковых колечек,
Девять сушек, восемь плюшек,
Семь лепешек, шесть ватрушек,
Пять коржей, четыре пышки,
Три пирожных, две коврижки
Выставляют
кулак.
Ставят
ладонь
на
ребро.
Показывают ладонь.
Кулак.
Ребро.
Пальцы левой руки «играют».
Пальцы правой руки «играют».
Показывают 10 пальцев.
Показывают соответствующее количество пальцев.
Отрицательное движение головой.
Пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы
прижаты друг к другу.
И один калач купил.
Про себя не позабыл,
А для женушки –
Подсолнушки!
5
«Пирог»
Тесто ручками помну,
Пирог я сладкий испеку.
Серединку смажу джемом,
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой
Я присыплю пирог немножко,
А потом чай заварю,
В гости друга приглашу.
Ребенок сжимает и разжимает пальчики. Ребенок
выполняет круговые движения ладошками.
Ребенок водит ладошками по плоскости стола.
Ребенок
имитирует
«посыпание
крошки»
пальчиками обеих рук.
6
«Пирожки»
Я купила масло,
Сахар и муку,
Полкило изюма, Пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку,
Всех друзей я в гости жду.
Ребенок загибает по одному пальчику на обеих
руках, перечисляя продукты.
Ребенок имитирует лепку пирожков.
Ребенок имитирует движения, созывающие гостей.
7
«Идем в гости»
К
(имя
ребенка)
гости
прибежали,
Все друг дружке руки жали.
Здравствуй, Жора!
Здравствуй, Жанна!
Рад, Сережа!
Рад, Снежана!
Не хотите ль пирожок?
Может, коржик?
Иль рожок?
Вот драже вам на дорожку,
Все берите понемножку!
С ручек все стряхнули крошки
И захлопали в ладошки.
Пальчики ребенка «бегут» по столу. Ребенок делает
несколько рукопожатий.
Большие и указательные пальцы соединяются между
собой подушечками, образуя колечко.
Ребенок соединяет подушечки больших и средних
пальцев.
Ребенок
соединяет
в
приветствии
подушечки
больших и безымянных пальцев.
Ребенок
соединяет
в
приветствии
подушечки
больших пальцев и мизинчиков.
Ребенок соединяет ладошки в виде пирожка.
Ребенок показывает раскрытые ладони.
Ребенок сжимает ладошки в кулачки.
Ребенок раскрывает ладошки, а взрослый, стучит по
ним, изображая сыплющееся драже.
Ребенок пощипывает свою ладошку, как бы собирая
драже.
Ребенок энергично трясет кистями рук.
Ребенок хлопает в ладоши.
8
«Большая стирка»
С мамой мы белье стирали,
В речке вместе полоскали.
Выжали, повесили –
То-то стало весело!
Ребенок трет один кулачок о другой. Ребенок водит
раскрытыми
ладонями
вправо-влево,
имитируя
полоскание белья.
Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя
развешивание белья.
Ребенок выполняет круговые движения кистями рук,
ладони вверх, пальцы разведены в стороны.
9
«Овощи»
Хозяйка
однажды
с
базара
пришла,
Ребенок «шагает» пальчиками по столу. Ребенок
загибает по одному пальчику на обеих руках на
каждую строчку, начиная с большого.
Хозяйка
с
базара
домой
принесла:
Картошку, Капусту,
Морковку, Горох.
Петрушку и свеклу.
Ох.
Ребенок поднимает руки над головой и хлопает в
ладоши.
10
«На елке»
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарочки принес.
Дал огромные пакеты,
В них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними.
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
Ребенок ритмично хлопает в ладоши.
Ребенок «шагает» средним и указательным пальцами
обеих рук по столу.
Ребенок ритмично хлопает в ладоши.
Ребенок на каждую строчку загибает пальцы на
обеих руках, начиная с большого.
Конспект по развитию речи во второй младшей группе
на тему: "Путешествие в сказку".
Задачи:
"ОО" Речевое развитие- закреплять умение пересказывать художественное произведение,
формировать умение
отвечать
на
вопросы
воспитателя,
активизировать
словарь,
развивать связную речь детей, умение рассуждать, развивать творческие способности
детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
"ОО" Социально-коммуникативное развитие- продолжать воспитывать доброжелательно
относиться к товарищам, развивать чувство уверенности в самом себе, решительность и
коммуникативные способности при общении со сверстниками, воспитывать дружелюбие
и радость за товарища.
"ОО" Художественно-эстетическое развитие- развивать интерес к музыке, формировать
умение выполнять простейшие движения, развивать восприятие музыкального текста.
Оборудование: игрушки -
лиса, заяц, собака, медведь, петух, лягушка; волшебный
мешочек, карточки с кругами, фломастеры.
Логика НОД :
№
Деятельность воспитателя
Деятельность
воспитанников
Ожидаемый
результат
1.
2.
3.
4.
Предлагает
воспитанникам
встать в круг и взяться за
руки.
Читает стих-е:
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Предлагает
воспитанникам
отправиться
в
сказочное
путешествие.
Сюрпризный момент.
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Воспитанники ощупывают
мешочек
и
пытаются
отгадать, кто внутри.
Развита
связная
речь
5.
6.
7.
Появляется
волшебный
мешочек, в котором спрятана
игрушка лисы.
Беседа. Предлагает описать
гостью.
Игра с загадками.
Предлагает
послушать
загадки лисички.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (заяц)
Я очень громко лаю,
Но вас не покусаю,
Да потому что дети -
Есть
лучшее
на
свете!
(собака)
Этот зверь зимой не бродит,
Из берлоги не выходит.
Крепко спит топтыжка.
Лежебока. (мишка)
Он нас будит по утру,
Прокричав: «Ку-ка-ре-ку!
Не пора ли вам вставать? » -
«Да,
но хочется
поспать».
(петух)
Скачет по болоту
Зеленая квакушка.
Зелененькие ножки
Зовут меня (лягушка)
Игра «Назови ласково».
Физминутка:
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке
Поднялись как стрелки ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся
Описывают
лисичку:
шерсть
у
лисы
мягкая,
пушистая,
рыжая.
Мордочка у лисы острая,
хитрая,
ушки
острые,
похожи на треугольники.
Отгадывают загадки.
Дети хором повторяют за
воспитателем
названия
зверей в уменьшительно-
ласкательной
форме,
например: заяц – зайчик,
зайчонок, лиса – лисонька,
собака – собачка, петух –
петушок,
медведь
–
медведушка,
лягушка-
лягушечка.
Умеют
выполнять
простейшие
движения
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел
И на пяточках потом.
Подведение итогов.
Воспитатель
хвалит
воспитанников:
Молодцы
ребята. А вам понравилась
сказка?
Чему
учит
нас
сказка
«Заюшкина избушка»?
Кто
положительный
(хороший)
герой,
а
кто
отрицательный
(плохой)
герой?
Кто
помог
зайке
выгнать лису?
Ребята
вы
все
сегодня
молодцы.
Умеют
пересказывать
художественное
произведение
и
отвечать
на
вопросы
по
содержанию.