Автор: Ежов Сергей Владимирович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ ЕСОШ
Населённый пункт: г.о. Коломна, д. Емельяновка
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных технологий на уроках физики
Раздел: среднее образование
Статья на тему «Использование современных образовательных
технологий при изучении физики»
Ежов Сергей Владимирович
МБОУ ЕСОШ, Г.о. Коломна
учитель физики и информатики, вкк
В
современной
России
наступило
время
для
формирования
актуальной
системы
образования,
создающей
основу
для
конкурентоспособности любого учебного заведения нашей страны. Этот
процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической
теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Под современными образовательными технологиями в обучении
понимается процесс совершенствования способов, форм, методов, приемов
и средств обучения. Инновационная деятельность неразрывно связывает
учебно-исследовательскую деятельность учащихся и научно-методическую
работу педагогов различных образовательных учреждений.
Современная теория обучения в школе столкнулось с проблемой
снижения интереса учеников к изучаемым предметам, а физика давно
относится к категории самых сложных. Перед современным учителем
ставиться задача – разбудить интерес к самому интересному предмету
школьного курса – физике.
В первую очередь необходимо развивать
творческие способности учащихся использую каждый учебный предмет. В
XXI веке необходимо знать о многом, и о законах сохранения, и о поэзии, и
о музыке, и о теории относительности Эйнштейна, и о астрономии.
Изучение нового материала должно вызывать у детей интерес, активизацию
деятельности и высокий уровень мотивации.
В своей работе любому учителю необходимо использовать различные
инновационные педагогические технологии. А что это значит? Может,
наступила пора разобраться с терминами с исторической и научной точки
зрения:
Инновация
(англ.
innovation)
—
это
внедренное
новшество,
обеспечивающее
качественный
рост
эффективности
процессов
или
продукции, востребованное рынком.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что
означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая
переводится с латинского как «в направление». Если переводить дословно
«Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation
впервые появилось в научных исследованиях XIX веке. Новую жизнь
понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах
австрийского
экономиста
Й.
Шумпетера
в
результате
анализа
«инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических
систем.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только
такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Согласно этому, необходимо четко определять и дифференцировать
понятия «инновационные образовательные технологии» и «инновационное
образование». Таким образом:
Инновационные образовательные технологии и программы – это
любые
образовательные
технологии,
являющиеся
результатом
инновационной деятельности педагогов, создавших и развивших их;
Инновационное образование
– это только те инновационные
образовательные технологии и программы, где результатом инновационной
деятельности педагогов является создание (генерация) инновационных
идей обучаемыми.
Значит, любой педагог, добившийся, высоких результатов в обучении
и воспитании детей является творцом инновационных образовательных
технологий и программ. Всегда необходимо учитывать тот факт, что
авторская программа одного учителя может подойти другом только
частично. Все инновационные технологии позволяют добиться решения
основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном пространстве, развития критического и творческого
мышления.
Как
используя
специальные
педагогические
методы
и
различные средства совершенствовать интеллект ребенка, его мышление и
научное мировоззрение? Вопрос останется всегда открытым независимо от
развития цивилизации.
В современных педагогических технологиях формирование ЗУН
является не основополагающей целью, а становится базой и средством для
развития и формирования личности.
Осваивая новый опыт, используя
критическое мышление, у учащиеся формируется умение анализировать
новую информацию.
К
основным
функциям
инновационной
деятельности
учителя
относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения
педагогического процесса и его компонентов:
1) изменение в целях;
2) изменение в содержании образования;
3) новые средства обучения;
4) новые идеи воспитания;
5) новые способы и приемы обучения, развития, воспитания
школьников и т.д.
В зависимости от того, в какой области происходят инновационные
процессы, можно выделить следующие инновационные процессы:
1) в содержании образования;
2) в технологии;
3) в организации;
4) в системе и управлении;
Наряду с традиционными образовательными технологиями
инновационные технологии очень просто интегрируются в учебный процесс,
не нарушая содержания обучения, тем самым достигаются цели и задачи,
поставленные стандартами образования по любому предмету. Обеспечивают
личностно
-
ориентированный
подход
в
обучении,
формируют
самостоятельность
и
индивидуальность
учащегося.
Ярким
примером
является дистанционное обучение, дающее возможность обучать детей с
ограниченными
возможностями
и
всех
учащихся
интересующихся
различными науками. Использование новых технологий позволяет повысить
эффективность
обучения
и
качества
знаний
учащихся,
развить
познавательную активность, повысить интерес к изучаемому предмету,
развить
аналитическое
мышлении,
сформировать
навыки
работы
с
компьютером, коллективной работы и самостоятельного исследования.
Анализируя результаты, использование инновационных технологий
с уверенность можно отметь, что:
1)
активность учеников на уроке резко возросла;
2)
качество
знаний
и
результаты
ЕГЭ
учащихся
повышаются;
3)
количество
участников
и
призеров
различных
конкурсов и олимпиад повысилось;
4)
наблюдается
положительная
динамика
уровня
обученности;
Развитие образования требует от учителя повышения его
педагогического уровня, обновления его знаний умений и навыков, но
применению инновационных технологий в учебные заведения мешает ряд
значимых факторов. Отсутствие хорошей оснащенности электронными
средствами обучения, слабая скорость передача данных в сети Интернет,
недостаточная методическая база для организации уроков и отсутствие
единой информационной среды учебного заведения.
Необходимо помнить, что, несмотря на все преимущества
современных, инновационных образовательных технологий компьютер не
сможет заменить учителя. Компьютер лишь помогает учителю в достижении
поставленной педагогической цели. Каждый год будут появляться все новые
и новые образовательные технологии для использования в обучении, но
учитель был и будет главным звеном в учебно-воспитательном процессе.