Автор: Чеснокова Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
Раздел: среднее образование
Светлана Николаевна Чеснокова
учитель математики, первая квалификационная категория
МБОУ СОШ № 4, г. Салехард, ЯНАО, РФ
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики
и во внеурочное время
1.
Краткая аннотация работы
В работе рассмотрены виды проектной деятельности, различие между проектом
и исследованием, рассмотрены этапы создания проекта, деятельность учителя и
обучающегося на каждом этапе, предложен шаблон для создания отчета о
проделанной работе.
2.
Содержание
2.1 Введение
Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности в
современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной
направленностью,
а
также
возможностью
интегрирования
в
целостный
образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися
системными
базовыми
знаниями
и
ключевыми
компетенциями
происходит
разностороннее развитие личности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную
деятельность. Исследовательская и проектная деятельность открывает новые
возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству,
так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и
проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в
той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной
основы творчества.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,
реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач
современного общества. В настоящее время нужны люди оригинально мыслящие,
самостоятельные, умеющие принять инициативные решения. Мы понимаем, вчера
нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной
позицией.
Чтобы
воспитать
такую
личность
учителям
необходимо
искать
нестандартные пути.
Цель свой деятельности в этом направлении в качестве учителя-предметника
вижу в том, чтобы проработать вопросы организации работы с одаренными детьми
на всех этапах обучения математике с целью создания эффективной системы
деятельности.
2.2 Метод проектов и исследовательский метод обучения
Проект и исследовательская деятельность это не одно и то же. Рассмотрим
разницу между исследованием и проектированием. Проект - слово иноязычное,
происходит оно от латинского — projectus, что в переводе означает - «брошенный
вперед».
В
современном
русском
языке
проектом называют,
во-первых
—
совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания
какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный
текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или
план. Проектирование можно рассматривать как процесс разработки и создания
проекта.
Исследование
или
термин
«исследовательское
обучение»
обычно
подразумевает процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной
деятельности.
В
сфере
образования
чаще
всего
обращаются
к
научным
исследованиям. Результатом научной деятельности, как правило, бывают - описание
реальности, прогнозирование развития событий и последствий этих событий.
Главное отличие научного исследования от всех других видов исследовательской
деятельности - определять и выражать качество неизвестного при помощи
известного. Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний,
один
из
видов
познавательной
деятельности
человека.
Исследование
–
бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно
осознаваемой задачи. В отличие от исследования проект, а следовательно, и
проектирование всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий тот или
иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную, вставшую перед ним
проблему. Ему постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, часто
находящихся далеко за пределами задачи поиска истины. Разработка проекта —
дело творческое. Не следует забывать и о том, что теоретически проект можно
выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий — то есть
исключительно на репродуктивном уровне. Ведь проектирование может быть
представлено как последовательное выполнение серии четко определенных,
алгоритмизированных шагов.
2
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
• развитие познавательных умений и навыков учащихся;
• умение ориентироваться в информационном пространстве;
• умение самостоятельно конструировать свои знания;
• умение интегрировать знания из различных областей наук;
• умение критически мыслить.
Проектная
технология
и
технология
исследовательской
деятельности
предполагают:
• наличие
проблемы,
требующей
интегрированных
знаний
и
исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых
результатов;
• самостоятельную деятельность ученика;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных
результатов;
• использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и
вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор
информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта,
обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам,
часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
В процессе работы для меня стали актуальными следующие вопросы:
Как развить у ребенка потребность и способность искать новое?
как научить его видеть проблемы?
как научить конструировать гипотезы?
как научить детей задавать вопросы?
как научить наблюдать, экспериментировать?
как научить делать умозаключения и выводы?
как научить классифицировать?
как научить давать определения понятиям?
Главный возникающий вопрос в работе с одаренными детьми на уроке: Как
учителю сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех
групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одаренные дети не скучали?
2.3. Правила построения учебного процесса
3
•
Строить учебный процесс, способствующий развитию интереса школьников к
исследовательской деятельности, к логической переработке информации.
•
В исследовательскую, самостоятельную деятельность вовлекать учащихся
разного уровня подготовленности, разного возраста.
•
Учитывать возможности ребенка, прогнозировать уровень результата, темп
реализации программы исследования.
•
Применять на учебных занятиях методы и приемы исследовательской
деятельности.
•
Создавать условия для развития способностей: выбирать тему и предмет
исследования в соответствии с потребностями ребенка; организовать обучение
в зоне ближайшего развития и на достаточном уровне трудностей ; опираться
на субъектный опыт ребенка; учить способам деятельности.
•
Развивать умение определять цели и задачи исследования, его предмет;
самостоятельно работать с литературой; анализировать и систематизировать
информацию; использовать моделирование, методы выдвижения гипотез;
описание результатов; развивать умение делать выводы и обобщать.
Чтобы разнообразить учебные будни, обычно использую различные
формы организации урочных занятий:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок - защита
исследовательских мини-проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента,
обработка и анализ его результатов;
Алгоритм разработки проектных уроков:
•
Сформулировать проблемную ситуацию (многословно).
•
Из проблемной ситуации формулируется проблема со слов «Как...? Каким
образом...? Из проблемы формируется цель (планируемый результат).
•
Сформулировать задачи (шаги для достижения цели).
•
Организовать работу в группах. Определить регламент работы.
•
Презентация.
•
Рефлексия
учащихся.
Как
организовали
работу
в
группе?
Что
из
запланированного получилось хорошо? Какие возникли проблемы? Как были
решены? Самооценка. Оценка учителя.
Этапы работы над проектом:
4
•
Проблематизация (выявление проблемы, постановка вопроса: Как? Каким
образом?).
•
Целеполагание (цель — проектный продукт).
•
Планирование (формулирование задач — шагов для достижения цели,
определение способов, которыми эти задачи будут решаться, составление
графика выполнения проекта).
•
Реализация проекта.
•
Самооценка и рефлексия.
•
Презентация работы.
Этап проблематизаци
Определяется проблема: изучить различные методы чего либо или тему.
Рассмотреть преимущества и недостатки изучаемого метода или темы. Согласитесь,
проблема имеет личностно значимый характер для детей.
Этап целеполагания
Цель – обучающийся сам определяет цели и задачи. В данном случае достижение
цели проекта, несомненно, будет способствовать преодолению его исходной
проблемы.
При этом автор проекта сам подбирает материал, который он будет изучать, решает
какие
системы
он
будет
рассматривать
при
решении,
дает
обоснование
преимущества и недостатки, изученного им материала
Проектный продукт - мастер-класс.
Формулирование цели и постановка задач
•
Тема проекта: ………………………………………………………………
•
Проблема: …………………………………………………………………
•
Цель - создать презентацию по изученной теме.
•
Задачи:
провести анкету по теме ………………….……..различными способами;
дать определение ……………………………………………………..…..;
изучить виды решения……………………………..……………………..;
рассмотреть преимущества и недостатки изучаемых методов……………….;
написать и оформить изученный материал.
•
Продукт- презентация, художественно оформленная обучающимся.
Этап планирования
Предусматривает
график
выполнения
проекта,
сроки
выполнения
и
вид
деятельности)
5
Организация индивидуальной работы
•
Реализация проекта
•
Самооценка и рефлексия предполагают письменный отчёт.
Чтобы
научить
детей
написать
отчет
о
работе,
можно
предложить
им
воспользоваться шаблоном.
Введение:
Тема моего проекта………………………………………………………
Я выбрал эту тему, потому что………………………………………….
Цель моей работы - …………………….……………..…………………
Проектным продуктом будет………..……..............................................
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как……………..…
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные
этапы) …………
Выбор темы и уточнение названия…………………………………….
Сбор информации (где и как искал информацию) …………………..
Изготовление продукта (что и как делал)……………………………
Написание письменной части проекта (как это делал) ………………
Основная часть:
Я начал свою работу с того, что………………………………………
Потом я приступил к………………………………………………….
Я завершил работу тем, что……………………………………………
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………………
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я………………….…
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт так как……
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что................................
Заключение:
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано,
получилось или не получилось, например…………………
Это произошло, потому что……………………………………………
Если бы я начал работу заново, я бы……………………………………
В
следующем
году
я,
может
быть,
продолжу
эту
работу
для
того,
чтобы…………………………………………………………………
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как…………………
Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и о проблеме, над которой
работал) ………………………………………
6
Заметила, что такие дети не нуждаются в частом поощрении, им нужно больше
самостоятельности, да было бы задание посильным и творческим и приносило бы
радость открытия.
В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы
творческого
характера:
проблемный
метод,
поисковый,
исследовательский,
проектный – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой
работы, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования.
Для развития исследовательских способностей детей на уроках математики, я
использую методический материал, направленный на развитие умений видеть
проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям,
умений
наблюдать
и
классифицировать,
высказывать
суждения,
делать
умозаключения и выводы, в частности развитие умений видеть проблемы.
Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиций:
а) учителя;
б) одноклассника;
в) случайного прохожего.
Развитие умений выдвигать гипотезы.
Задание «Найди возможную причину события»
ученица победила в конкурсе;
ученик не решил задачу;
учитель не доказал теорему или забыл формулу. Ваши действия…;
Задание «Самое логичное и нелогичное объяснения»
Придумать два самых логичных объяснения следующим событиям:
Катя не подготовила сообщение о математике;
Задание станет интереснее, если придумать фантастические и неправдоподобные
объяснения:
представьте, что учитель математики забыл таблицу умножения и т.д.
Специфика
проектно-исследовательской
деятельности
определяет
многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий
учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы. Об
урочной деятельности я уже говорила, теперь – о внеурочной.
2.4. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на
внеурочных занятиях могут быть следующими:
•
исследовательская практика обучающихся;
7
•
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета,
дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской
деятельности обучающихся;
•
ученическое научно-исследовательское общество
—
форма внеурочной
деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями,
коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы,
организацию интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также
встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и
образования.
•
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает
выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных
мероприятий.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать
не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие
школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта
сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно
работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы,
которая
рассматривается
как
показатель
успешности
исследовательской
деятельности.
В
последнее
время
организация
исследовательской
деятельности
занимает
главенствующее
место
в
процессе
познания.
Формирование
элементов
исследовательской
деятельности
способствует
овладению
математической
культурой, и, как следствие, повышению уровня математического развития учащихся.
Какую же роль предстоит прожить учителю в ходе руководства проектом? На разных
этапах выполнения заданий проекта, роль учителя различна.
Энтузиаст
-
повышает
мотивацию
учащихся,
поддерживая,
поощряя и
направляя их в направлении достижения цели
Специалист
- компетентен в нескольких (не во всех!) областях
Консультант
- может организовать доступ к ресурсам, в том числе к
другим специалистам
Руководитель
- может четко спланировать и реализовать проект
«Человек,
который
задает вопросы»
- организует обсуждение способов преодоления
возникающих
трудностей
путем
косвенных,
8
наводящих
вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает
обратную
связь
Координатор
- поддерживает групповой процесс решения проблем
Эксперт
- дает четкий анализ результатов как выполненного
проекта
в целом, так и отдельных его этапов
Учитель и ученик, мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает,
что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка – свои, а у учителя
– свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша.
Первое, в чем надо убедить ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть
неудачу
–
это
не
самое
худшее,
хуже
–
не
пытаться.
Необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая шаг за
шагом. При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся отметками,
можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое обычное:
«Все правильно» или «Надо бы еще подумать». В творческих проектах трудно
оценить
промежуточные
результаты.
Тем
не
менее,
учителю
необходимо
отслеживать работу, чтобы вовремя прийти на помощь, если она потребуется.
Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных
знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение. Самое сложное
для учителя в ходе исследования – это роль независимого консультанта. Трудно
удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-
то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у
школьника
вопросы.
Возможно
проведение
семинара-консультации
для
коллективного
и
обобщенного
рассмотрения
проблемы,
возникающей
у
значительного количества школьников.
Такое сопровождение позволяет учитывать интересы каждого из учеников,
помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные
запросы. Ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому
делу, которым он занят со стороны учителя. Учителю необходимо каждый урок
показывать своим ученикам, что они неповторимая личность, имеющая право на
ошибку, собственное мнение и способность к саморазвитию.
Даже неудачно
9
выполненный проект или исследование также имеет большое положительное
педагогическое значение.
2.5. Заключение
Таким образом, использование исследовательской и проектной деятельности
в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно,
ведь при помощи исследования или проекта можно реализовать все воспитательные,
образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Эти методы
позволяют интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения
более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным; дают
педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности.
Они активно влияют на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Многообразие
форм
проектно-исследовательской
деятельности
позволяет
обеспечить
подлинную
интеграцию
урочной
и
внеурочной
деятельности
обучающихся. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход
как принцип организации образовательного процесса в основной и старшей школе.
Работая над проектом, каждому учителю нужно помнить: основными критериями
успешности является радость и чувство удовлетворенности у всех его участников от
осознания собственных достижений и приобретенных навыков
Ученик – не чаша, которую необходимо наполнить, а факел, который нужно разжечь
(античная мудрость)
3. Список использованных источников и литературы
1. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики.
Кн.Для учителя/ С. Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с. .
2. Математика. 9 – 11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост.
М. В. Величко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
3. Романовская. М. Б. Метод проектов в образовательном процессе
/ Романовская М. Б. // Завуч: управление современной школой. - 2007. –
N 1. - С. 118-143; N 3. - С. 121-141
4. Худин, А. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном
обучении / Худин А. Н. // Завуч. - 2006. - N 6. - С. 116-124
5.
Содержание и организация исследовательского обучения школьников /
А.И.Савенков. – Москва.: Сентябрь, 2003.
6.
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. -
М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
10
7.
Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной
среды школы. – М.: Изд-во МПГУ, 2002. – 272 с.
11
12