Напоминание

Преемственность в преподавании музыки в учебном процессе и внеурочной деятельности при изучении фольклора в начальной школе


Автор: Аглеева Файруза Сагитовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Нижнекамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Преемственность в преподавании музыки в учебном процессе и внеурочной деятельности при изучении фольклора в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Преемственность в преподавании музыки в учебном процессе и

внеурочной деятельности при изучении фольклора в начальной школе

Аглеева Ф.С.

Муниципальное

бюджетное

общеобразовательное

учреждение

«Средняя

общеобразовательная

школа

№10

с

углубленным

изучением

отдельных

предметов» г. Нижнекамска Республики Татарстан.

Фольклорное наследие любого народа – это источник сохранения духовно-

культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и

самобытности. В нем выражены эстетические, нравственные идеалы и

обогащения современной педагогики. Необходимо приобщать молодое поколение

к ценностям, созданным различными народами, формировать интерес к

национальной культуре средствами музыкального искусства.

Преемственность урока музыки с внеурочной деятельностью при изучении

непосредственно фольклора даст больше возможностей для воспитания духовно

богатой личности, именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой

деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои

силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и

для

развития

индивидуальных

способностей,

даёт

простор

детской

изобретательности и фантазии. Актуальность данной темы заключается в том, что

музыкальный фольклор осознается современным обществом как значительный

фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным

национальным истокам.

Целью

предложенных

занятий

является

овладение

учащимися

представления о фольклоре разных народов, параллельно, изучается тема

фольклора на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Задачи занятий

заключаются в том, чтобы развивать у учащихся интерес к фольклорной музыке,

воспитывать

любовь

и

уважение

к

различным

культурам,

формировать

способность размышлять, сопоставлять, сравнивать музыкальную культуру

разных народов, прививать навыки выразительного исполнения.

Приобщение к музыкальной культуре разных народов начинается с

младшего школьного возраста. Это период интенсивного развития и подвижности

ребёнка. В 1-х и во 2-х классах, при изучении простейших типов музыки,

используется музыкальный материал народной и композиторской музыки разной

национальной принадлежности, разучиваются попевки, потешки, прибаутки,

скороговорки, песни как на русском, так и на татарском языках, в основном это

народные

игровые

песни.

Таким

образом,

постепенно

накапливается

слушательский и исполнительский навык, формируются умения, навыки в

области фольклорной музыки и знание начальных основ песенного фольклорного

искусства. Также на занятиях используются сведения о культурных традициях

нашего города.

Сочетание уроков музыки и внеурочных занятий их взаимодействие и

взаимопроникновение в процессе обучения учащихся музыкальному фольклору

помогает добиться гораздо больших успехов в работе, полнее и глубже

проникнуться народной художественной культурой.

Учащиеся 1д, исполняют р.н.п. Учащиеся 1в, исполняют р..н..п. «Калинка»

«Уж как шла лиса по травке»

Третий год занятий 1 - 3 четверти отводится на изучение музыкальных

культур народов Поволжья. Для каждой четверти определена своя тема, которая

постепенно и последовательно раскрывается от занятий к занятию. Все темы

взаимосвязаны между собой, что позволяет осуществить более осмысленное

изучение заданной темы. Рассмотрим конкретно тематическое построение

внеурочных занятий на третьем году обучения. Все занятия взаимосвязаны между

собой, по принципу сходства и отличия происходит знакомство с музыкальной

культурой разных народов.

Тема I четверти – Музыка моего народа. Музыкальная культура русского

народа. На протяжении I четверти, учащиеся знакомятся с разнообразием жанров

русской

народной

песни,

знакомятся

с

творчеством

композиторов,

использовавших в своей музыке лучшие образцы русского народного песенного

фольклора. На основе эмоционального восприятия русского народного песенного

творчества

происходит

знакомство

с

музыкой

русских

композиторов,

воспитывается любовь к музыке, потребность в общении с искусством.

Посредством музыки прививается любовь к Родине, к русской природе,

доброжелательное отношение друг к другу, обогащается духовный мир детей.

Тема

II

четверти – Музыка моего народа. Музыкальная культура

татарского народа. Происходит знакомство с яркими жанрами татарской

народной музыки, а также и композиторской. Раскрывается образное содержание

и характерные особенности жанров. Воспитывается серьезное отношение к

музыке, патриотические чувства, уважение к культуре татарского народа.

Тема III четверти – Между музыкой моего народа и музыкой других

народов моей страны нет непереходимых границ. Музыка народов Поволжья.

Изучение этноса народов Поволжья позволит нашим учащимся лучше узнать

себя,

внимательнее

относиться

к

ближнему,

соседям,

невзирая

на

их

национальную принадлежность. Культура сближает и возвышает людей. Изучая

культуру народов Поволжья, расширяется кругозор учащихся, появляется

интерес, уважение к жизни, культуре разных народов. Наиболее действенными

методами работы с детьми становятся игра и импровизация. Благодаря этому дети

охотно

осваивают

фольклорный

материал,

активно

формируются

их

исполнительские и творческие навыки. Используются песни, преимущественно

сопровождаемые движениями.

На последних обобщающих занятиях проводятся фестивали или концерты,

на которых учащиеся демонстрируют свои знания и умения в области

фольклорной музыки.

Учащиеся 3б класса. Фестиваль музыкальной культуры народов Поволжья

Тема IV четверти – Между музыкой моего народа и музыкой других

народов моей страны нет непереходимых границ. Музыкальная культура

славянских народов, народов Закавказья, Средней Азии, Прибалтики. Происходит

знакомство

с

народными

песнями,

танцами,

народными

музыкальными

инструментами, обычаями, традициями, праздниками.

Четвёртый год обучения музыки отводится на изучение музыкальных

культур разных народов мира, сопоставляя с русской и татарской музыкой,

разучиваются

народные

песни,

элементы

народных

танцев,

изучаются

музыкальные народные инструменты, обычаи, традиции.

Учащиеся знакомятся с

музыкой народов мира и убеждаются в том, что между музыкой разных народов

нет границ, невозможно не ощутить, как через искусство учащиеся проникаются

уважением к жизни, к культуре других народов, начинают видеть их красоту и

понимают общность всех людей на Земле.

Таким образом, начиная с курса начальной школы по изучению фольклора

как на уроках музыки, так и во время внеурочной деятельности происходит

непрерывный образовательный процесс на всех этапах развития ребёнка. Из года

в

год

накапливается

слушательский

и

исполнительский

опыт,

создаётся

фундамент знаний, возникает глубокий интерес постигать информацию о

культурах разных народов. Изучение фольклора в начальной школе является

актуальным и важным на данном этапе развития нашего общества, что положит к

продолжению изучения фольклора в средних и старших классах.



В раздел образования