Напоминание

Развитие творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по интеллектуальным играм


Автор: Мегинова Туяра Прокопьевна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Партизанская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Намский улус село Партизан
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по интеллектуальным играм
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Партизанская средняя общеобразовательная школа» МО «Намский улус» РС(Я)
Развитие творческих способностей младших школьников на

внеклассных занятиях по интеллектуальным играм
Выполнила работу: Учитель начальных классов 1 (высокая) категории Партизанской СОШ Мегинова Туяра Прокопьевна 2016 г.

Оглавление
Введение_______________________________________________________3 I. Творческие способности младших школьников 1.1. Способности. Творческие способности личности________________5 1.2. Развитие творческих способностей____________________________8 1.3. Методы, формы развития творческих способностей младших школьников_____________________________________________10 II. Развития творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях. Внеклассная работа по развитию творческих способностей младших школь- ников__________________________________________________________12 Заключение_____________________________________________________20 Литература______________________________________________________21 2

Введение
Развитие творческих способностей школьников является одной из важнейших задач школы. Становление творческих способностей активно начинается уже в детском возрасте и успешными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Внеурочная работа предоставляет школьникам возможность развития способностей, прививает интерес к предмету. Одна из основных причин, сравнительно плохой успеваемости по математике, это слабый интерес многих учащихся к самому предмету. А, с помощью продуманной системы внеурочных занятий, можно значительно повысить интерес школьников к уроку математики. Поэтому выбранная тема актуальна сегодня, как никогда. Исходя из выше сказанного, считаю
объектом своей работы
– процесс развития творческих способностей на внеклассных занятиях.
П р ед м е т
– развитие творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях.
Цель
– развивать творческие способности младших школьников на внеклассных занятиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- изучить психологические, педагогические, методические литературы в процессе обучения младших школьников на внеклассных занятиях; - доказать эффективность использования творческих работ в развитии способности младшего школьника на внеклассных занятиях; - найти и разработать способы проведения внеклассных занятий по развитию творческих способностей младших школьников. В качестве
гипотезы
послужило следующее предположение: если на внеклассных занятиях проводить различные занимательные игры, поисковые задачи, тренировку сообразительности, зрительной памяти, тренировку на быстроту реакции, ребусы для развития творческих способностей, то это значительно повысит интерес школьников к предмету и облегчит развитие их мыслительных способностей. Использованы следующие
методы:
- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме; - наблюдение за учебным процессом в классе; - занимательные игры, задачи. 3

Новизна и теоретическая значимость
заключается в том, что внеурочные занятия могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их мыслительных способностей, смекалки. 4

I. Творческие способности младших школьников.

Способности. Творческие способности личности.
Способности рассматриваются как индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей индивидуально – психологических особенностей, от которого также зависит возможность успеха в деятельности. (20,21) Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе под влиянием деятельности. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. (16, С.315- 330) Р.С. Немов рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. (16, С.315-330) Б.М. Теплов утверждает, что способности создаются в деятельности. Эта мысль идет от общего тезиса о том, что психические свойства проявляются и формируются в деятельности. Он пишет: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».(22) С.Л. Рубинштейн, как и Б.М. Теплов, считает, что способности не сводятся знаниям, умениям, навыкам. Разбирая их взаимоотношение, автор пишет о взаимной обусловленности этих понятий: с одной стороны, способности – предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой – в процессе этого овладения происходит формирование способностей. (21, С.122-139) Это означает, что природная составляющая способности – это не только врожденные задатки, но и природные качества или особенности человека в их развитии и совершенствовании. Они приобретают «облик» способности под влиянием определенным образом складывающихся условий жизни и деятельности индивида. Природный 5
компонент, включаясь в состав способностей, в этом качестве подлежит дальнейшему развитию в зависимости от социальных условий. Под творческими способностями подразумевается такие, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности». (16,С.315-330) Р.С. Немов рассматривает процесс становления способностей поэтапно, и говорит о комплексности развития способностей, выделяет этапы их развития не от вступления в ту или иную деятельность, а в прямой зависимости от возраста. Рассматривая проблему творческих способностей в трудах по психологии творчества, А.Н. Лук на основе анализа психологической литературы и собственных психологических исследований выделял некоторый ряд творческих способностей, описывая их психологическую специфику. [15, С.95-101] Зоркость в поисках проблем. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто большее, чем просто наблюдательность. Способность к свертыванию мыслительных операций. Процесс свертывания мыслительных операций – это, как утверждает А.Н. Лук, лишь частный случай проявления способности к замене нескольких понятий одним, к использованию все более емких в информационном отношении символов. В основе этой способности лежит абстрактное мышление. Способность к переносу опыта. Способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, т.е. умение отделить специфическое зерно проблемы от того неспецифического, что может быть перенесено в другие области. Процесс переноса опыта – один из самых универсальных приемов мышления, - отмечает А.Н. Лук, - и способность к переносу – важное условие продуктивности творчества. Цельность восприятия. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. Сближению понятий. Ассоциированные между собой образы и понятия, по словам А.Н. Лука, есть та конкретная форма, в которой они сохраняются в памяти. Мышление оперирует сведениями, предварительно организованными и упорядоченными. Характер ассоциативных связей обуславливает, ограничивает и предопределяет ход мыслительного процесса, взаимодействуя с текущими восприятиями. Мыслительный процесс отличается от свободного ассоциирования, прежде всего те, что мышление – это направленное ассоциирование. Главным фактором, направляющим ассоциирование и превращающим его в мышление А.Н. Лук называет цель. 6
Субъективным условием, определяющим эффективность творческого процесса, является гибкость мышления – это, по определению А.Н. Лука, способность быстро и легко переходит от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию, способность преобразовать структуру объекта. 7

1.2. Развитие творческих способностей
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Воспитание творческих способностей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Развитие творческого мышления Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формированию ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть связь и исходной черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, решающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в младшем школьном возрасте является: 1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явления; 2. Выработка умения четко формировать выявленные противоречия; 3. Формирование умения разрешать противоречия. И еще одно качество, формирующее творческое мышление – это системность. Системность – это способность видеть предмет или явление как целостное систему. Воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей, способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Развитие творческого воображения Вторым направлением формирования творческих способностей младших школьников является развитие воображения. 8
Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что – либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения. Уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л.С.Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Он утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека».[8, С.22-30] Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Развивать творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению. Накопление знаний, опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения младшего школьника – это развитие направленности воображения. Решая проблему развития творческих способностей младших школьников, педагогическая наука разработала разные способы, методики, средства и приемы, которые с успехом применяются на практике. 9

1.3. Методы, формы развития творческих способностей младших школьников
И.П.Волков при организации обучения творчеству исходил из следующих положений: [6,С.15-24] - младший школьник не может создать оригинальный продукт, не имея для этого необходимых знаний, умений и навыков. Из этого следует, что ребенку нужно давать только доступные и понятные ему, посильные его возможностям задания; - работы должны выполняться с соблюдением всех правил; - необходимо постепенно усложнять задания и увеличивать меру отступления от образца; - творческая работа взаимосвязана с самостоятельностью. Без самостоятельности нельзя говорить о творчестве. Самостоятельность проявляется в том, что ребенок сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объем работы. При организации творческих уроков руководствуется следующими принципами: 1. Фундаментом любого творчества является знание; 2. Изучаемый материал должен повторяться в новых разнообразных вариантах; 3. Разностороннее развитие ученика; 4. Надо часто менять виды работ, для формирования устойчивого интереса к учению; 5. Обучения грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 6. Индивидуальный подход. Цель этих уроков – раскрыть способности детей, вооружать их общетрудовыми навыками и умениями, позволяющими сделать первые шаги в творчестве, воспитать любовь и уважение к труду. Педагог – новатор Б.П.Никитин, считает, что развитие творческих способностей надо начинать как можно раньше. Поставил следующие условии успешного развития творческих способностей: 1. Раннее начало, т.е. раннее чтение, ранний счет, и самых разных. 2. Заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность. 3. Максимальное напряжение сил, т.е. способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. 4. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности. 5. Доброжелательная помощь взрослых.[18,С.13-16] 10
Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. Итак, чтобы помочь ребенку встать на этот путь, надо проводить развивающие игры.[18,С.13-16] А вот психолог А.З.Зак много лет изучает мышление детей. Он считает, что источниками полноценного развития ребенка в начальных классов школы выступают две деятельности: 1. Любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества и приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. 2. Любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности, которая, в отличие от учебной, не нацелена на освоение уже известных знаний, а способствует формированию самодеятельности ребенка, реализации его собственных идей, направленных на создание нового. Осуществляя указанные виды деятельности, дети сталкиваются с разнообразными задачами. Так, в учебной деятельности решаются учебно – тренировочные задачи с тем, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисковые задачи и с иной целью – развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности происходит становление умения учиться, то в рамках творческой деятельности формируется способность искать и находить новые решения.[11,С.5-13] Вывод Многочисленные исследования психологов и педагогов пришли к выводу, что творческие способности и вне ее формироваться не могут. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. У детей развивается познавательный интерес, формируется у них стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах и в своих возможностях. Большое значение в развитии творческих способностей младших школьников имеют хорошо спланированные внеклассные занятии. 11

II. Развития творческих способностей младших школьников на внеклассных

занятиях

Внеклассная работа по развитию творческих способностей младших школьников
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования установлено, что учебный план определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав, структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по годам обучения. При этом основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов при условии реализации в начальной школе нескольких образовательных систем и учебно- методических комплектов. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для её организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, конкурсы, интеллектуальные игры, математические и языковые олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Внеклассная работа предоставляет учащимся дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к наукам математике и языку. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач, расширение кругозора учащихся, развитие ребенка как личности. Активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития и речевых и логических способностей учащихся. Внеклассная работа зависит от индивидуальных интересов учителей. Конкретных методических указаний по внеклассной работе не дают. Наиболее распространенной формой внеклассной работы является кружок. Кружок создается на добровольных началах. Членами кружка могут быть не только хорошо успевающие ученики, но и любой учащийся, изъявивший желание работать в кружке. Основная задача кружковой работы – развитие творческого подхода и повышение интеллектуального уровня. Проверка качества учебной работы учащихся необходима и во внеклассной работе. Для этой цели предлагается проведение зачетов и олимпиад. Олимпиады проводятся параллельными классами внутри школы, улуса и республики. Олимпиада приносит результат лишь тогда, когда она является заключительным этапом целого комплекса 12
внеклассных мероприятий. В школах проводятся раз в году с целью повышения интереса к предмету, расширения их кругозора, выявление наиболее способных учащихся. Подготовку к олимпиадам можно проводить 2-3 раза. Более значительную роль в развитии творческих способностей, является, внеклассная работа по интеллектуальным урокам. На внеклассных занятиях и уроках рекомендуется проводить занимательные математические игры, математические и литературные разминки, логические задачи, волшебные квадраты, задания со спичками, тренировка сообразительности, тренировка зрительной памяти, тренировка быстроты реакции.
1. Разминки.
Разминки направлены на развитие быстроты реакции, тренировку готовности памяти и не только. Во время этого этапа работы необходимо как можно быстрее отвечать на предлагаемые вопросы, прочитав или услышав каждый из них лишь один раз. Это будет способствовать развитию внимания, памяти, наблюдательности, умения понимать вопрос, скорости и гибкости мышления. Разминки позволят вам быстро включиться в нужный темп работы. Эту работу можно проводить в начале занятии или же можно проводить и в начале урока. Математические * Вопрос начинается со слова СКОЛЬКО? - Месяцев между мартом и августом? (4) - Ног и хвостов у тройки лошадей? (12 ног и 3 хвоста) - Букв в названии второй планеты от Солнца? (6-Венера) - Ножек у пяти стульев? (20) - Штук в трех чертовых дюжинах? (39) - Букв в названии Страны восходящего солнца? (6-Япония) - Линий надо провести, чтобы разделить любой треугольник на два прямоугольных? (1) - Времен года в високосном году? (4) - Времен года, кроме лета? (3) - Зимних месяцев в первом полугодии года? (3) Литература - Оно в сказке было не простое, а золотое. (яйцо) - Как зовут сладкоежку, живущего на крыше? (Карлсон) - В какой стране жил папа Карло? (в Италии) - Он хоть ничего не знал, а стал героем книги Н.Носова. (Незнайка) - Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (теремок) - Как звали трех былинных богатырей по отдельности? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) - Сестра братца Иванушки. (Аленушка) 13
- Одежда для книги. (обложка) - С какой частью руки сравнивали в сказке маленького мальчика? (с пальчиком) - На шесте дворец, в нем живет певец. (скворечник)
2. Тренировка зрительной памяти.
Память является одним из важных тренировок психического механизма. Так же как гимнастика развивает и укрепляет мускулы, так упражнения данного курса разовьют и укрепят память детей. 1) Посмотрите в течение 20 секунд на ряд чисел, затем закрываем и ответьте на вопросы: 2 3 5 24 8 10 16 12. - Каких чисел в ряду больше – однозначных или двузначных? - Перечислите все четные числа. - Сколько раз второе число повторяется в наибольшем однозначном числе? - Произведением каких чисел может являться последнее число ряда? - Каким по счету стоит наименьшее двузначное число? - Какое число соответствует количеству часов в сутках? - Какое число стоит после 8 - Сколько всего чисел в ряду? - Правда ли, что разность между четвертым и вторым числами является четным числом? - Сколько раз в ряду повторяется цифра 2? 2) Посмотрите в течение 20 секунд на ряд слов, затем закрываем. КОНЬ ОСЕЛ ПЕРО ЛОШАДЬ ПТИЦА ДРУГ СТОЛ Выполните такое задание: - Назовите третье слово. - Каким по счету было СЕЛО? - Перечислите все слова, состоящие из четырех букв. - Назовите синоним и антоним к предпоследнему слову ряда. - Сколько слов оканчивалось на Ь? - Какие слова из упомянутых являются синонимами? - Сколько слов начиналось с согласной? - Сколько существительных среднего рода было упомянуто? - Каким по счету словом было слово TABLE?
3.

Задачи.
Дети сталкиваются с разнообразными задачами. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи с тем, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисковые задачи и с иной целью – развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности происходит становление умения учиться, то в рамках творческой деятельности формируется способность искать и находить новые решения. Для того чтобы овладеть навыками логического мышления, позволяющего решать интересные, нестандартные задачи, предлагаются такие задании. 14
1) Логические задачи * Проанализируйте закономерности и заполните свободные скобки: 13 (29) 16 16 (27) 43 23 ( ) 19 (сумма 42) 29 ( ) 56 (разность 27) * Продолжите закономерность: 2 4 8 16 … (32) 1 4 9 16 … (25) 25 20 16 13 11 … (10) 2) Задачи на смекалку. Как расставить 4 табуретки в комнате, чтобы у каждой стены стояло по 2 табуретки? (Нужно поставить их по углам комнаты: в каждый угол по табуретке) 3) Задачи – шутки. Два сына и два отца съели три яйца. Сколько яиц съел каждый? (по одному: дед, отец, сын) 4) Задачи с геометрическим содержанием. Сколько на чертеже различных треугольников? 5) Нестандартные задачи. Сможете ли вы повторить действия, которые предпринял в одной древней легенде восточный мудрец? Попробуйте. Вот условие. Когда за доброе дело правитель страны решил наградить умного человека, тот пожелал взять столько золота, сколько весит слон. Но как же взвесить слона? В те времена не было таких весов. Что бы в подобной ситуации смогли придумать вы? (мудрец сделал так: он поместил слона в лодку, затем отметил по борту уровень воды. Когда слона вывели из лодки, осталось только поместить туда золото) 6) Логические задачи. Лиза, Галя и Нина жили в разных домах. Дом №1 – высокий каменный, №2 – высокий деревянный, №3 – невысокий каменный. В каких домах жили девочки, если Галя и Нина жили в высоком, а Нина и Лиза – в каменном. (Нина жила в доме №1, Галя – в доме №2, Лиза – в доме №3) При решении любых задач развиваются способности анализировать, комбинировать, рассуждать и планировать. Поскольку решение любой задачи предполагает анализ ее условий, комбинирование поисковых действий, рассуждение о соответствии найденного способа условиям задачи, планирование решения.
4. Волшебные квадраты.
3, 4, 5, 6, 8, 9 сумма - 21 10 7 15
11 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12 сумма – 24 8 5
5. Задания со спичками.
Переложите одну спичку – и примеры будут правильными 1) III + I = I 2) I = II = III 3) IX = V – IV 4) XII + II = IX 5) I – IV = III
6. Вставьте пропущенное число
31 25 19 13 ? 28 22 16 10 ? 2 4 8 16 ? 1 3 5 7 ? (7/4, 32/9)
7. Занимательная математика.
9 3 8 * 6 * 3 * 3 8 5 * * 2 * 2 * 6 5
8. криптограммы, анаграммы
1) Отгадайте следующие четыре слова и замените цифры в них соответствующими буквами: * Лесная птица с сильным клювом – 3, 15, 4, 9, 17 (дятел) * Детеныш свиньи – 12, 11, 14, 11, 16, 9, 7, 11, 6 (поросенок) * Небольшой грызун с острой мордочкой – 2, 10, 1, 5 (мышь) * Сушеный виноград – 8, 13, 18, 2 (изюм) 2) БОКАЛ, КАРАТ, КУЛОН, АВТОР, ОТВАР, РОСТ, ТРОС (колба, карта, клоун, товар, рвота, сорт, рост)
9. Тренировка сообразительности.
а) - У кошки их два, у собаки и коровы – три, а сколько их у дога? (один – слог) 16
- Три спички лежат на столе. Как удалить среднюю спичку из середины, не трогая ее? (любую крайнюю) - Расстояние между столом и креслом – 3 метра. Сколько метров будет между ними, если и стол, и кресло передвинуть на 2 метра вправо? (3м) - На сколько равных частей можно разделить квадрат четырьмя прямыми линиями? ответ: - Существует ли треугольники с двумя прямыми углами? (нет) - На какую ступеньку надо встать, чтобы оказаться посередине лестницы в 19 ступенек? (на 9) б) Выпишите, пожалуйста, из каждого ряда по три числа, дающих в сумме то, которое стоит в конце ряда. 6 20 10 7 8 5 34 3 4 6 5 1 2 7 14 8 4 1 3 7 6 5 1 5 в) Сколько групп из трех последовательных цифр дают в сумме 10? 5 3 2 4 2 6 7 2 1 3 5 4 8 1 1 7 2 г) Сколько чисел делятся одновременно на 5 и на 3? 33 35 60 40 15 50 20 25 90 д) Отгадайте в следующих словах зашифрованные цифры. СУТУЛОСТЬ – ПОСЯГАТЕЛЬСТВО – КОСОВОРОТКА – ДЕВИЦА – е) ) - Составьте два слова из двух слогов МА НО ПАЛЬ ЗЕР (зерно, пальма) - составьте одно слово из двух и одно слово из трех слогов ЛИ МАР ЦА КО СТО (комар, столица) - составьте три слова из трех слогов РЫ КА ПО ТО РАН КО НО ДАШ ЛЕ (карандаш, колено, корыто)
10.Арифметическая

головоломка.
Расставьте знаки сложения, вычитания, умножения и деления так, чтобы ответы во всех строках были правильными. Разрешается использовать скобки. 1 2=3 1 2 3=4 1 2 3 4=5 17

11.

Ребус
- это такая головоломка, в которой вместо слов поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, названия которых надо отгадать.
12. Математические ребусы.
Здесь цифры даются буквами: одинаковые цифры, а разные буквы – разные цифры. Например, +ШМЕЛЬ ШМЕЛЬ ЖУЖЖАТ
13. Тренировка быстроты реакции.
1)Перед вами таблица, в которых вразнобой записаны все числа от 1 до 20. По заданию покажите все числа от 1 до 20, покажите заданные числа, сумму чисел. 3 14 8 2 11 1 12 18 20 17 15 5 10 6 19 9 7 13 4 16 2) Выполните математические действия и прочитайте слова: ПРИ + С – РИ + ЦЕ – П + НА = (сцена) ПЕРО + СИ – РО + НО – И + Я – О= (песня) 3) Таблицу надо разделить на четыре равные части, сумма чисел должны быть равны. 9 6 10 5 6 11 9 14 9 10 8 3 (10+9+6, 5+11+9, 14+3+8, 10+9+6) 4) - - КОН - - ГОН - - КОН - - РАЗ - - КОН - - КЕТ - - ГОН - - КЕТ - - КОТ - - КЕТ - - КОТ - - КЕТ - - ПОТ - - ХОД - - ПОТ - - ХОТ - - ЛЕТ - - ЛЕТ - - ЛЕТ - - ЛЕТ (закон, кокон, локон, вагон, цокот, рокот, топот, шопот, атлет, балет, загон, образ, букет, макет, аскет, жакет, поход, хохот, валет, жилет) 18
Занимательные материалы помогают активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Необходимо подчеркнуть, что выполнение на развивающих занятиях разнообразных поисково-творческих занимательных заданий, построенных на неучебном материале, полезно для детей с разным уровнем умственного развития. Слабым детям систематическое выполнение подобных заданий позволит повысить уровень их познавательных процессов и волевой регуляции, а сильные дети смогут полнее раскрыть свой интеллектуальный потенциал. Если провести множество творческих работ во внеклассной занятии, то можно ожидать более значительных изменений в их развитии.
Заключение
19
Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности. Развитию творческих способностей младших школьников в значительной мере способствуют внеклассные занятия, проводимые в интересной, увлекательной игровой форме. Развитие у детей познавательного интереса носит поисковый характер. Под его влиянием у школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность совершается с увлечением, ребенок испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, а значит, способствует развитию творческих способностей младшего школьника.
Литература
20
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2000-512с. 2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. – М.: ВЛАДОС, 2001-144с. 3. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. – М.: Просвещение,1971-462с. 4. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – 1982- №11-с. 32-38 5. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. Под редакцией С.И. Шверцбурга. М.: Просвещение, 1974,-191с. 6. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1988,-95с. 7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение. – 1982,- 105с. 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз. – 1997,-96с. 9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб., 1999. 10. Ендовицкая Т.О. Развитии творческих способностей. //Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. – с.73-75. 11. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8-9 лет. – М.: Новая школа, 1996 – 288с. 12. Игры на смекалку. / Составили Р.А. Кудякова, Н.П. Алифанова. Ростов н/д.: Проф – Пресс, 1998-448с. 13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск.: Пеленг, 1993. – 56с. 14. Логические игры и задачи на уроках математики. /А.П. Тонких, Т.П. Кравцова, Е.А.Лысенко и другие/ – Ярославль: Академия развития, 1997-240с. 15. Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978,-125с. 16. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. – М.: Просвещение: Владос, 1994.-576с. 17. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - Кн.3: Психодиагностика. - М.: ВЛАДОС, 1998- 632с. 18. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1989-160с. 19. Общая психология /Под ред. В.В.Богославского, А.Г.Ковалева, А.А.Степанова./ - М.: 1981-384с. 20. Психология одаренности детей и подростков /под ред.Н.С.Лейтеса/ М.: 2000- 335с. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т2. – М.: Педагогика, 1989.- 328с. 21
22. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.,1961. 23. 650 головоломок и задач на сообразительность. Ю.А. Аленков. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003-285с. 24. 5000 игр и головоломок для школьников /Н.К.Винокурова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 416с.: 22


В раздел образования