Автор: Колмыкова Лариса Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "БЦРР д/с "Журавушка"
Населённый пункт: р.п.Благовещенка
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные формы проведения НОД в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционная форма проведения занятий
Классификация занятий
Основание
классификации
Название
1.
Дидактическая
задача
Занятия усвоения новых знаний и умений.
Занятия закрепления ранее приобретённых знаний.
Занятия творческого применения знаний и умений.
Комбинированные
занятия
(одновременно
решаются несколько дидактических задач).
2.
Содержание знаний
Однотемные
(Классические
занятия
по
образовательным областям).
Комбинированные
Комплексные.
Интегрированные.
3.
Форма организации
Традиционные.
Нетрадиционные (занятия – соревнования, занятия
–
театрализованные,
занятия
–
консультации,
занятия
–
сюжетно-ролевые
игры,
занятия
–
взаимообучения, занятия – аукционы, занятия –
сомнения,
занятия
–
путешествия,
занятия
–
концерты,
занятия
–
игры:
«Следствие
ведут
знатоки», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», КВН
и т.д.)
Каждый из этих типов занятий отличаются структурой только основной
части.
Виды занятий:
Комбинированное занятие
В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности
(игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы
из разных педагогических методик (методика развития речи, методика развития
ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.).
Тематическое занятие (Занятие посвящено конкретной теме)
Комплексное занятие
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств,
видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются
один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной
деятельности.
Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии
решаются задачи каждого из видов деятельности.
Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, на
празднике 8 марта, читают стихотворения.
Интегрированное занятие
Занятие,
включающее
разнообразные
виды
детской
деятельности,
объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из
двух-трех
классических
занятий,
реализующих
разделы
образовательной
программы,
объединенных
одной
темой,
или
взаимосвязанных
и
взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание
выступает в роли главного. Предполагают более глубокую форму взаимосвязи,
взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В
интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают
более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено
на изучение нового материала. Интеграция содержания учебного материала
происходит вокруг определённой темы.
Нетрадиционные занятия
Занятие – творчество.
Словесное
творчество
детей
по
технологии
ТРИЗ
(теория
решения
изобретательских
задач)
«Сочиняем
сказки
«наизнанку»,
«Придумаем
несуществующее животное, растение».
Занятие – посиделки.
Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных
посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.
Занятие – сказка.
Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных
сюжетом хорошо знакомой им сказкой.
Занятие – пресс-конференция журналистов.
Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать
можно через проектную деятельность «Юные журналисты».
Занятие – путешествие.
Организованное
путешествие
по
родному
городу,
картинной
галерее.
Экскурсоводами могут быть сами дети.
Занятие – эксперимент.
Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.
Занятие – конкурс.
Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными
телевизионными конкурсами « КВН», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и
другими.
Занятие – рисунки - сочинения.
Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.
Тип
Формы
структуры
Примечания
Занятие
формирования
новых знаний
Занятие-
путешествие
(экскурсия)
Такие занятия обычно проводятся вне стен детского
сада. Например, поход в местный краеведческий
музей с ребятами подготовительной группы в
рамках рассмотрения темы «Древние люди».
Занятие-
наблюдение
Это уроки, построенные на наблюдениях за
явлениями природы. Однако это не значит, что
целое занятие малыши занимаются только лишь
наблюдением: обычно это «кульминационный» этап
занятия. К примеру, в средней группе дети с
прогулки приносят ведёрко снега и, занимаясь
рассмотрением свойств воды с помощью
стихотворений, зачитывания интересных фактов из
энциклопедии, параллельно фиксируют скорость
таяния снега. То есть наблюдение сопровождает
другие виды деятельности.
Занятие-
проблемный
урок
Эта форма работы используется только в старшей и
подготовительной группах. Суть таких уроков в
том, что ребята при помощи беседы,
прослушивания или чтения текстов занимаются
решением поставленной на уроке проблемы.
Например, на занятии по теме «Что такое хорошо» с
детьми проводится этическая беседа, основанная на
сюжете стихотворении В. Маяковского «Что такое
хорошо и что такое плохо».
Интерактивное
занятие
Эти уроки строятся на активном использовании в
работе с детьми ИКТ. Например, на занятии по
обучению грамоте в подготовительной группе
ребята выполняют задания игры на закрепление
навыка послогового чтения «Xитрые половинки»:
глядя на картинку, малыши подбирают подходящий
слог. Варианты подобраны так, что, прежде чем
выбрать, ребята должны сделать звуковой анализ
слова.
Занятие на
отработку умений
и навыков
Занятие-беседа
Во второй младшей группе для отработки трудовых
навыков (уборка комнаты) с малышами проводится
беседа «Как мы убираем игрушки».
Занятие-ролевая
игра
Во второй младшей группе аспект темы «Мой дом»,
связанный с оказанием помощи маме в уборке,
отрабатывается в сюжетно-ролевой игре «Дочки-
матери».
Практическое
занятие
Например, в старшей группе материалы по теме
«Правила поведения в лесу» дети отрабатывают при
помощи создания рисунков-знаков, запрещающих
сорить, а также содержащих правила обращения с
огнём.
Занятие на
обобщение
материала
Занятие-игра
Обычно это сюжетно-ролевые игры по теме.
Например, игра «Петрушка в больнице» в средней
группе, в которой дети используют все полученные
знания, умения и навыки: оформляют пациента в
приёмном покое, подбирают лечение и пр.
Беседа
В первой младшей группе обобщение тем,
связанных с изучением признаков разных времён
года, организуется в беседе по картинкам-
иллюстрациям.
Занятие проверки
знаний и умений
Викторина
Обычно проводится для проверки знаний и умений
в рамках изучения блока тем. К примеру, во второй
младшей группе это может быть викторина,
связанная с изучением времён года.
Игра
В старшей группе для проверки усвоения навыков
обращения с мячом проводится игровое
физкультурное занятие, состоящее из подвижных
игр с мячами.
Занятие контроля
и проверки
усвоенного
материала
Защита проектов
Например, в средней группе для проверки качества
усвоения видов родственных отношений в рамках
темы «Семья» дети совместно с родителями готовят
проект-стенгазету «Моя семья». В защиту проекта
входит описание родственных отношений между
членами семьи и по отношению к малышу.
Игра
Обычно речь идёт о театрализованных играх, а
точнее, об инсценировках. Например, в первой
младшей группе знание сюжета сказки «Репка»
проверяется постановкой этой сказки.
Приёмы, которые используются на занятиях
Поскольку занятия построены на соединении разных видов деятельности в
разработке одной темы, то и методические приёмы, обеспечивающие
цельность структуры занятий, одинаковы.
Словесные приёмы
Речевое взаимодействие с малышами является важным средством не только
донесения сути материала, но и эффективным способом развития речи у детей
младших групп или расширения словарного запаса у детей средней и старших
групп.
Объяснение
Интеграция разных образовательных областей предполагает разные виды
деятельности,
которые
требуют
отдельного
объяснения.
Иными
словами,
разъяснение используется не только для донесения содержания материала, но и
для описания способа его освоения.
Стихотворения и загадки
Беспроигрышный способ настроить малышей на учебный лад. Во-первых,
рифмовки привлекают внимание детей, во-вторых, ребята в силу возраста с
большим азартом включаются в такого рода соревнование: каждый хочет дать
ответ быстрее товарищей. Стихотворения и загадки можно подобрать под любую
тему занятия и под конкретный возраст воспитанников. Так, для детей первой и
второй младших групп загадки должны быть с ответами по рифме, чтобы
дошкольникам было легче подобрать ответ. Вот примеры для изучения темы
«Игрушки»:
Эта мягкая игрушка —
Длинноухая зверюшка.
Ей морковку в лапку дай-ка,
Ведь игрушка эта — … (Зайка).
Кирпичи возьмём цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть … (Кубики).
Беседы
Речевой приём, который имеет большое значение для реализации целей
проведения интегрированного и комбинированного занятия. Дети учатся искать
ответы на проблемные вопросы, то есть развивают мышление, а также вести
диалог, участвовать в дискуссии и приобретают такое ключевое для социально-
коммуникативного
развития
качество,
как
терпимость
к
точке
зрения,
отличающейся от собственной. Беседы в ДОУ могут быть нескольких видов, но
наиболее востребованными являются познавательные.
Рассказ
Этот
приём
состоит
в
рассказывании
малышам
истории,
имеющей
непосредственное отношение к изучаемому материалу. Обычно это сказки,
которые педагог рассказывает в начале занятия, выстраивая последующую работу
с привлечением сюжетных картинок.
Сразу после прослушивания сказки обязательно провести проверку понимания
сюжета, задав малышам 3–4 вопроса:
Чтение
Словесный приём, используемый с первых дней пребывания малышей в детском
саду, который в старших группах приобретает дополнительную методическую
значимость: теперь не только педагог читает ребятам, но и сами воспитанники
зачитывают
короткие
заметки
по
теме
(отрывки
сказок
или
статьи
в
энциклопедиях о природе, транспорте, в справочниках по истории и географии).
Например, с детьми подготовительной группы
практикуется такое задание:
ребёнок, который уже неплохо владеет навыком чтения, читает своим товарищам.
Группа наглядных приёмов
Наглядность занимает прочные позиции среди других способов организации
взаимодействия с детьми на занятиях. Это связано с тем, что ведущий тип
мышления у дошкольников — наглядно-образный. Среди зрительных приёмов
универсальными являются:
картинки (сопровождают любую деятельность как на уровне содержания, то
есть иллюстрируют сюжет, например, сказок, так и на уровне формы,
схематично представляя порядок освоения какого-либо навыка, к примеру,
плакат с пошаговой инструкцией как держать ручку во время письма);
демонстрация (педагог показывает тот или иной способ взаимодействия с
изучаемым предметом или явлением, например, в старшей группе
инструктор по физкультуре демонстрирует освоенные способы игры с
мячом);
показ — иллюстрационный материал представляется в виде видеороликов,
фотографий и т. п. К примеру, во второй младшей группе, проводя
подвижную игру «Лохматый пёс», педагог показывает все игровые действия
или предлагает малышам повторить их за детьми из видеоролика.
Наблюдение
На
занятиях дети учатся формулировать учебную задачу, искать пути её
решения. Одним из способов это осуществить является организация наблюдений,
представляющих собой способ получения знаний из окружающего мира,
позволяющий установить взаимосвязи между разными объектами. Этот приём
активно используется на занятиях формирования новых знаний, умений и
навыков.
Предметно-развивающая среда для интегрированных и комплексных занятий
Все средства наглядности составляют предметно-развивающую среду группы.
Назначение каждой области этой среды — обеспечить оборудование для занятий
по всем образовательным направлениям. Поэтому очень важно эстетически и
соответственно изучаемым темам, а также возрасту воспитанников оформить
зоны предметно-развивающей среды.
Игры
Игровая активность является движущей силой развития ребёнка, поэтому игровые
приёмы — это обязательные способы организации взаимодействия с детьми.
Исходя из описанных выше типов интегрированных и комбинированных занятий,
можно сделать вывод о том, что наиболее востребованными на этих занятиях
являются сюжетно-ролевые игры. Однако нельзя забывать и о ключевом средстве
развития познавательной сферы — дидактических играх (особенно для детей
младших групп, которые таким способом не только отрабатывают, но и получают
знания, умения и навыки), а также о важности подвижных игр для полноценного
физического развития. К слову, в старших группах, когда интенсивность подачи
учебного материала повышается, за счёт подвижных игр осуществляется снятие
интеллектуального и эмоционального напряжения. На долю пальчиковых игр
приходится тренировка мелкой моторики в младших и средней группах и
подготовка руки к письму в старших. Поэтому можно сказать, что на
интегрированных
занятиях
должны
быть
методически
целесообразно
представлены все виды игр
Практические приёмы
Интегрированные, комбинированные и комплексные занятия предполагают
тесную связь освоения теории и практической деятельности. В контексте детского
сада к практическим приёмам относятся способы творческого осмысления
изучаемого материала:
рисунки (итогом рассмотрения темы «Время. Сутки» во второй младшей
группе может стать рисунок дня и ночи, в котором дети показывают день и
ночь светлым и тёмным тоном, а также изображают прямоугольники домов,
что, в свою очередь, реализует задачу математического развития малышей,
связанную с изучением геометрических фигур);
аппликации (рассмотрение темы «Мой дом» в первой младшей группе
может быть завершено выполнением аппликации дома — на большой
прямоугольник клеятся небольшие квадраты-окна, а крыша делается из
разрезанного пополам ватного диска, который раскрашивается или в
коричневый цвет или остаётся белым, если дом изображается в зимний
сезон);
поделки (обычно этот вид творческих заданий даётся на дом, к примеру, в
старшей группе малыши делают проект «Генеалогическое дерево моей
семьи», который не только показывают, но и защищают, описывая свои
родственные связи);
лэпбуки — папки, в которых детально отражён какой-то один аспект
изучаемой темы (к примеру, в подготовительной группе, изучая театр как
вид творчества, дети получают задание создать лэпбуки по истории
костюмов — из чего шились, как носились, интересные факты).
Экспериментальная деятельность на интегрированных и комплексных занятиях
Опыты считаются наилучшим практическим способом усвоения материала. Этот
вид
деятельности
на
занятиях
обладает
мощным
воспитательным
потенциалом: малыши приучаются быть самостоятельными, проявлять
инициативу. Скажи мне , и я забуду, покажи мне , и я запомню. Дай мне
действовать самому и я научусь (Комфуций)