Напоминание

"Одарённые дети"


Автор: Антипова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №14"
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: "Одарённые дети"
Раздел: начальное образование





Назад




В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. В.А.Сухомлинский

Особенности обучения

одарённых детей

Одаренность

- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет

возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких

видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок

- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися

достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или

ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что

уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда

результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и

социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также

психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и

реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на

ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать

информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой

словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями,

умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному

ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии,

придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и

воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных

способностей.

В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» —

«одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до

уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии

создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом

случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой

превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Выделяют следующие виды одарённости:

одарённость в практической деятельности;

одарённость в познавательной деятельности;

одарённость в художественно-эстетической деятельности;

одарённость в коммуникативной деятельности;

одарённость в духовно-ценностной деятельности.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они

имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности,

творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную

познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются

умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому

применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира,

способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог

восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно

начинаться уже в начальный период обучения.

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности

школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из

урочной, так и из внеклассной деятельности.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач

современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской

системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в

начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи,

памяти, логического мышления и общения с родителями.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а

значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие

одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать

развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их

разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их

развитие.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой

активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий

процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям,

активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого

ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала,

способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить

цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и

ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми реалиями и

требованиями современного мира. Сегодня необходимы люди, которые умеют находить

новые пути решения предложенных задач выхода из нестандартной ситуации. Поэтому в

настоящее время особое внимание уделяется важной роли личностных отношений

учителя и высокомотивированного и одаренного ученика.

Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в

познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих

сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.

Принципы обучения одаренных и высокомотивированных детей:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели,

содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и

умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств

учащихся.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели,

содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать

индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа

особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия

выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие

содержания образования и методов обучения особенностям одаренных учащихся на

разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко

провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к

отрицательным последствиям.

При работе я стараюсь учитывать все эти особенности и применяю известную в науке

формулу одаренности. Она состоит из трёх критериев: мотивация, интеллект,

креативность.

I критерий: Мотивация - создание стойкого интереса к моему предмету. Для

мотивирования учащихся на своих уроках применяю разнообразные приёмы:

создание проблемной ситуации (это такая ситуация, при которой ученику необходимо

решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их

искать. Например, в 8 классе дети, познакомившись с высказываниями об Александре I,

формулируют проблему «Александр I – завоеватель или миротворец?». Затем дети

самостоятельно намечают пути решения проблемы, решают её, делают вывод);

связь с жизнью (на уроки, посвященные изучению ВОВ мы приглашаем ветерана);

дидактические игры («Современники», «Живая картина», «Найди ошибки», «О ком

речь?», «Дата-век» и др.) не только помогают овладеть знаниями, но и формируют навыки

самостоятельного отбора и оценки информации;

мозговой штурм (самостоятельно в группах составить определение слова, понятия)

создание ситуации успеха (викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы помогают

одаренным детям не только проверить свои знания, но и «блеснуть» быстротой реакции,

дополнительной информацией);применение электронных образовательных ресурсов

(Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории

текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми

различными источниками информации. Опыт работы показал, что у учащихся, активно

работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных

навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять

главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии

возможности новых компьютерных технологий. Презентация позволяет мне, как учителю

истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего

задания в виде выполнения презентации. Данный вид учебной деятельности позволяет

развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки.

Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления,

превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации

ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в

их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить

самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из

элементов современной молодежной культуры).

участие во всевозможных конкурсах, викторинах, олимпиадах (школьный и городской

уровень, интернет – конкурсы) не только ориентируют учащихся на мой предмет, но и

повышают самооценку ребят.

II критерий: Интеллект - создание условий для развития познания и логического

мышления одаренных детей. Формировать способность к познанию и логическому

мышлению помогают:

работа с разными видами источников информации (устные, письменные, графические,

электронные, изобразительные);

использование как традиционных методов преподавания (лекция, беседа, рассказ,

объяснение, работа с учебником), так и современных образовательных технологий

(составление кластеров, кейс – технологии);

стратегия обогащения обучения (расширение кругозора, освоение знаний об окружающем

мире, самопознание, углубление в предмет) в рамках личностно-

ориентированного подхода к обучению одаренных детей.

Для того чтобы помочь учащимся в изучении объемной исторической информации и

сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, используюопорно-

логические схемы, дающие возможность ученику самостоятельно структурировать

учебный материал, находить причинно-следственные связи.

III критерий: Креативность - развитие творческих способностей на уроках и во

внеурочное время. Основными показателями креативности служат: количество

порожденных идей, их разнообразие, оригинальность.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это

сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного

роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и

их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и

обязательно с родителями, необходим постоянный рост мастерства педагогической

гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и

сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе

ученика, у которого сам сможешь учиться».

Список используемой литературы

1.

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. - М., 2005.

2.

Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности - М, 2003.

3.

Белова Е.С. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать - М., 2004.

4.

Бине А. Измерение умственных способностей - СПб., 2001.

5.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия, 2003.

6.

Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М., 2002.

7.

Волков И.П. Много ли в школе талантов - М., 2007.

8.

Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок - М., 2000.

9.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2004.

10. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики - М.:

Школа-пресс, 2005.

11. Матюшкин А. М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии -

2000- № 4.

12. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я - М.: Академический

проект, 2003.

13. Мухина B.C. Детская психология - М.: Апрель-пресс, 2006.

14. Психология одаренности детей и подростков // Под ред. Н.С. Лейтеса -М., 2007.

15. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Академия, 2004.

16. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание? - М., 2003.

17. Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя.

- М.: Просвещение, 2008.

18. Эфенмсон В.П. Загадка гениальности - М., 2002.



В раздел образования