Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через музейную педагогику"


Автор: Инна Александровна Астахова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8"ДЕТСКИЙ САД "ОГОНЕК"г.ПОРОНАЙСКА"
Населённый пункт: г. Поронайск, Сахалинская область
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через музейную педагогику"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение опыта работы

Нравственно-патриотическое воспитание

старших дошкольников через музейную педагогику

Выполнила:

Астахова Инна Александровна,

воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного учреждения

«Детский сад №8 «Огонек» г. Поронайска»

г. Поронайск

2022

Аннотация. Оптимальным решением построения целостной системы нравственно-

патриотического образовательного пространства является музейная педагогика. Встреча

современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых

программах. Поэтому возникла необходимость включения музея в единое воспитательно-

образовательное пространство. Музейная педагогика является именно тем стержнем,

соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание

детей.

Ключевые слова: музейная педагогика, патриот, патриотизм.

Актуальность.

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей сегодня

чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего

поколения, его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Утрата

культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений

объясняется

отсутствием

знаний

и

неразвитостью

чувств

детей,

что

приводит

к

эмоциональной глухоте и бездуховности. Нравственно-патриотическое воспитание – процесс

формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос,

гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной

доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной

политике в области патриотического воспитания» говорится о необходимости включения

регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения

формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – сложный процесс.

В условиях

современных требований, изложенных в ФГОС ДО, детские сады должны перейти на новый

уровень взаимодействия с социумом, разнообразить формы педагогической работы, выйти за

пределы своей организации и стать открытой системой. В нашем детском саду педагоги,

выстраивая работу по направлению нравственно-патриотического воспитания старших

дошкольников столкнулись с трудностями, которые заключались в том, что дети усваивают

все прочно и надолго только тогда, когда слышат, видят и пропускают через все виды

деятельности. Также для формирования нравственных, духовных, патриотических качеств

необходима благоприятная предметно-пространственная среда, насыщенная материалом

исторического, культурного, краеведческого содержания. Детский сад у нас небольшой и не

всегда есть возможность создать все необходимые условия. Возникла проблема поиска и

освоения новых вариантов работы — это работа во взаимодействии с Поронайским

Краеведческим музеем. Именно он выступил как развивающая среда для формирования

нравственно-патриотического

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста

и

2

построения

целостного

образовательного

пространства.

Музей

это

исторически

сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных

материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Музей

обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов,

людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью

занимаются не только взрослые, но и дети.

Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой цель – создание условий для

развития нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников путём включения

в многообразную деятельность музея.

Совместную работу мы построили на основе годового плана по взаимодействию и

задач:

1.Учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е.

оценивать его с точки зрения развития истории и культуры.

2. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к

иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры.

3. Воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании, к

природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению.

4. Устанавливать элементарные отношения с миром людей, предметов, природы и

собственным внутренним миром.

5. Формировать самосознание, становление активной гражданской позиции, умение

адаптироваться в окружающем мире.

6. Воспитывать любовь и уважение к своим национальным особенностям – чувство

собственного достоинства как представителя своего народа.

7. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей, к

ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

В совместной деятельности мы использовали как традиционные формы работы с

детьми – тематические экскурсии, посещение выставок и экспозиций, игровые и творческие

продуктивные виды деятельности, развлечения и конкурсы, праздники, так и современные,

образовательные технологии, такие как музейная педагогика и проектная деятельность.

В совместно организованных экскурсиях по выставочным залам музея воспитанники

знакомились с экспозициями музея, узнавали о роли музея в сохранении культурных и

исторических ценностей. Детей знакомили с культурой поведения в музее,

с профессиями

людей, работающих в музее, умением понимать образный язык предметов-экспонатов.

Краеведческий материал помогает освоению детьми социальной, культурной, природной

3

среды родного края и осознанию своего места в окружающем мире, в усвоении

общечеловеческих ценностей.

Народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми —

это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни [4, с.4]. Стало

традицией проводить праздники народного календаря совместно с музеем: Рождество,

Святки, Масленица, Пасха, День любви, семьи и верности. В преддверии праздника дети

знакомятся с соответствующими обрядами, народным фольклором (песенки, потешки,

прибаутки, считалки, загадки, сказки), который несет в себе черты национальных традиций,

а также содержит много информации о верованиях, культуре народа.

Новая информационная среда и передача знаний от поколения к поколению

объединяет участников событий в единый коллектив, предоставляет детям возможность

сопереживать

общим

впечатлениям

и

дает

возможность

продуктивного

отражения

полученных впечатлений в творческой деятельности.

Совместно с музеем мы проводили проектную деятельность, направленную на

воспитание гражданственности и патриотических чувств «Наша Родина – Россия» с

итоговым мероприятием-развлечением «Люблю тебя моя страна», «История флага, герба

России» с итоговым мероприятием «День Российского флага», «Твои защитники» с

оформлением тематического стенда «Защитники Родины, которыми я горжусь!»

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайна актуальна в современном обществе,

способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время для наших детей

это далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то,

что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и

бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял

будущее». В преддверии празднования Дня Победы с детьми старшего дошкольного

возраста был проведен блиц-опрос по выявлению знаний и представлений о Великой

Отечественной Войне, который показал низкий уровень знаний ребят о героях Великой

Отечественной Войны, причинах возникновения праздника Победы.

Учитывая дефицит знаний старших дошкольников о Великой Отечественной Войне,

совместно с Поронайским краеведческим музеем мы разработали цикл мероприятий на

учебный год (сентябрь-май):

1.

Проектная деятельность – «Этих дней не смолкнет слава», «Письмо с фронта»,

«Великая Отечественная война: герои войны», «Символы Победы – ордена,

медали и знамена».

4

2.

Мероприятия, посвященные освобождению Сахалина и Курильской гряды от

японских захватчиков «Как это было», «Пока живем – помним» поездка к

памятнику-мемориалу в п. Леонидово.

3.

Квест «Георгиевская ленточка».

4.

«Эхо войны и память сердца» - вечер песен военных лет.

5.

Экскурсия «Наши земляки во время Великой Отечественной войны».

6.

Экскурсия «За край родной» на площадь имени Героя Советского Союза В.В.

Пермякова

7.

Участие воспитанников и их родителей, педагогов и сотрудников музея в

городской акции «Бессмертный полк».

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, вот почему вся

работа была построена в этом направлении. Впечатления помогают детям лучше

сформировать знания, увиденный и услышанный материал лучше усваивается. После каждой

экскурсии или мероприятия ребята передавали свои впечатления в рисунках, аппликации.

Все работы были потом представлены на тематической выставке в музее.

Еще одной интересной формой работы стал «Музей в чемодане», посвященный

22июня (День Памяти и Скорби). Суть этого мероприятия заключается в том, что не мы с

ребятами ходили в музей, а музей пришел к нам, с экскурсоводом и экспонатами. Для наших

воспитанников это было неожиданно и очень познавательно. Сотрудник музея в белых

перчатках осторожно доставала и показывала ребятам простреленную каску солдата,

солдатскую фляжку, пулеметную ленту и другие реликвии времен Великой Отечественной

Войны. Материалы экспозиции дали ребятам реальную возможность соприкоснуться с

героическим прошлым своего народа, своего Отечества. И оставили неизгладимые

впечатления, вечером, когда приходили родители за детьми, ребята очень эмоционально

рассказывали взрослым о «Музее в чемодане».

Итоговым мероприятием проведенной совместно с Поронайским краеведческим

музеем работы стало оформление «Аллеи славы», организованной к Дню Победы в МБДОУ.

Дети совместно с родителями и старшим поколением родственников провели огромную

поисковую работу. Нашли портреты своих прабабушек и прадедушек, участвовавших в

боевых действиях или работавших в тылу, составили историческую справку о подвиге этих

людей. Родители воспитанников делали запросы в военкомат за достоверностью сведений.

Ребята, приходя в детский сад, делились друг с другом тем, что они узнали. Приносили в

группы фотографии, рассказы. В акции «Аллея славы» принимали участие не только

воспитанники и родители, но и сотрудники детского сада.

5

Благодаря проделанной работе мы донесли до детей важную мысль: спустя много лет

люди помнят об исторических событиях, грозных военных годах; чтят память погибших,

окружают вниманием и заботой людей, защищавших нашу Родину.

Созданная нами модель взаимодействия с музеем дает возможность более активно

привлекать к процессу нравственно-патриотического воспитания родителей воспитанников,

которые принимают участие в совместной деятельности с детьми в проектах, конкурсах,

выставках, экскурсиях.

Таким образом, взаимодействие нашего детского сада с Поронайским краеведческим

музеем позволяет вести более углубленную и эффективную работу по нравственно-

патриотическому воспитанию старших дошкольников, что дает положительный результат и

способствует дальнейшему становлению личности гражданина России.

Список литературы:

1.Андриеш В.А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. СПБ. Детство-Пресс, 2010. 112 с.

2.Барутчева Е. Хочешь пойдем с тобой в музей. // “Дошкольное воспитание” №5, 2006.С 84

3.Винниченко В. Ребенок в пространстве музея. //“Дошкольное воспитание” № 5, 2003.С86

4.Князева О.Л., Маханева М.Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Учебно-методическое пособие. – СПБ. Детство – Пресс, 2014, с 120.

5.Лемкина Ю., Статья «Система методической работы по духовно-нравственному

воспитанию детей дошкольного возраста». М.: 2014г.

6.Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: Cфера, 2016., 416 с.

7.Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.:

ТЦСфера2015., 128с.

8.ФГОС ДО, М.: УЦ Перспектива, 2014.32с.

6



В раздел образования