Автор: Инна Александровна Астахова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8"ДЕТСКИЙ САД "ОГОНЕК"г.ПОРОНАЙСКА"
Населённый пункт: г. Поронайск, Сахалинская область
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через музейную педагогику"
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта работы
Нравственно-патриотическое воспитание
старших дошкольников через музейную педагогику
Выполнила:
Астахова Инна Александровна,
воспитатель
муниципального бюджетного
дошкольного учреждения
«Детский сад №8 «Огонек» г. Поронайска»
г. Поронайск
2022
Аннотация. Оптимальным решением построения целостной системы нравственно-
патриотического образовательного пространства является музейная педагогика. Встреча
современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых
программах. Поэтому возникла необходимость включения музея в единое воспитательно-
образовательное пространство. Музейная педагогика является именно тем стержнем,
соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание
детей.
Ключевые слова: музейная педагогика, патриот, патриотизм.
Актуальность.
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей сегодня
чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего
поколения, его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Утрата
культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений
объясняется
отсутствием
знаний
и
неразвитостью
чувств
детей,
что
приводит
к
эмоциональной глухоте и бездуховности. Нравственно-патриотическое воспитание – процесс
формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос,
гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной
доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной
политике в области патриотического воспитания» говорится о необходимости включения
регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения
формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – сложный процесс.
В условиях
современных требований, изложенных в ФГОС ДО, детские сады должны перейти на новый
уровень взаимодействия с социумом, разнообразить формы педагогической работы, выйти за
пределы своей организации и стать открытой системой. В нашем детском саду педагоги,
выстраивая работу по направлению нравственно-патриотического воспитания старших
дошкольников столкнулись с трудностями, которые заключались в том, что дети усваивают
все прочно и надолго только тогда, когда слышат, видят и пропускают через все виды
деятельности. Также для формирования нравственных, духовных, патриотических качеств
необходима благоприятная предметно-пространственная среда, насыщенная материалом
исторического, культурного, краеведческого содержания. Детский сад у нас небольшой и не
всегда есть возможность создать все необходимые условия. Возникла проблема поиска и
освоения новых вариантов работы — это работа во взаимодействии с Поронайским
Краеведческим музеем. Именно он выступил как развивающая среда для формирования
нравственно-патриотического
воспитания
детей
старшего
дошкольного
возраста
и
2
построения
целостного
образовательного
пространства.
Музей
–
это
исторически
сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных
материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Музей
обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов,
людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью
занимаются не только взрослые, но и дети.
Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой цель – создание условий для
развития нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников путём включения
в многообразную деятельность музея.
Совместную работу мы построили на основе годового плана по взаимодействию и
задач:
1.Учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е.
оценивать его с точки зрения развития истории и культуры.
2. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к
иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры.
3. Воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании, к
природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению.
4. Устанавливать элементарные отношения с миром людей, предметов, природы и
собственным внутренним миром.
5. Формировать самосознание, становление активной гражданской позиции, умение
адаптироваться в окружающем мире.
6. Воспитывать любовь и уважение к своим национальным особенностям – чувство
собственного достоинства как представителя своего народа.
7. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей, к
ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
В совместной деятельности мы использовали как традиционные формы работы с
детьми – тематические экскурсии, посещение выставок и экспозиций, игровые и творческие
продуктивные виды деятельности, развлечения и конкурсы, праздники, так и современные,
образовательные технологии, такие как музейная педагогика и проектная деятельность.
В совместно организованных экскурсиях по выставочным залам музея воспитанники
знакомились с экспозициями музея, узнавали о роли музея в сохранении культурных и
исторических ценностей. Детей знакомили с культурой поведения в музее,
с профессиями
людей, работающих в музее, умением понимать образный язык предметов-экспонатов.
Краеведческий материал помогает освоению детьми социальной, культурной, природной
3
среды родного края и осознанию своего места в окружающем мире, в усвоении
общечеловеческих ценностей.
Народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми —
это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни [4, с.4]. Стало
традицией проводить праздники народного календаря совместно с музеем: Рождество,
Святки, Масленица, Пасха, День любви, семьи и верности. В преддверии праздника дети
знакомятся с соответствующими обрядами, народным фольклором (песенки, потешки,
прибаутки, считалки, загадки, сказки), который несет в себе черты национальных традиций,
а также содержит много информации о верованиях, культуре народа.
Новая информационная среда и передача знаний от поколения к поколению
объединяет участников событий в единый коллектив, предоставляет детям возможность
сопереживать
общим
впечатлениям
и
дает
возможность
продуктивного
отражения
полученных впечатлений в творческой деятельности.
Совместно с музеем мы проводили проектную деятельность, направленную на
воспитание гражданственности и патриотических чувств «Наша Родина – Россия» с
итоговым мероприятием-развлечением «Люблю тебя моя страна», «История флага, герба
России» с итоговым мероприятием «День Российского флага», «Твои защитники» с
оформлением тематического стенда «Защитники Родины, которыми я горжусь!»
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайна актуальна в современном обществе,
способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время для наших детей
это далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то,
что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и
бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял
будущее». В преддверии празднования Дня Победы с детьми старшего дошкольного
возраста был проведен блиц-опрос по выявлению знаний и представлений о Великой
Отечественной Войне, который показал низкий уровень знаний ребят о героях Великой
Отечественной Войны, причинах возникновения праздника Победы.
Учитывая дефицит знаний старших дошкольников о Великой Отечественной Войне,
совместно с Поронайским краеведческим музеем мы разработали цикл мероприятий на
учебный год (сентябрь-май):
1.
Проектная деятельность – «Этих дней не смолкнет слава», «Письмо с фронта»,
«Великая Отечественная война: герои войны», «Символы Победы – ордена,
медали и знамена».
4
2.
Мероприятия, посвященные освобождению Сахалина и Курильской гряды от
японских захватчиков «Как это было», «Пока живем – помним» поездка к
памятнику-мемориалу в п. Леонидово.
3.
Квест «Георгиевская ленточка».
4.
«Эхо войны и память сердца» - вечер песен военных лет.
5.
Экскурсия «Наши земляки во время Великой Отечественной войны».
6.
Экскурсия «За край родной» на площадь имени Героя Советского Союза В.В.
Пермякова
7.
Участие воспитанников и их родителей, педагогов и сотрудников музея в
городской акции «Бессмертный полк».
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, вот почему вся
работа была построена в этом направлении. Впечатления помогают детям лучше
сформировать знания, увиденный и услышанный материал лучше усваивается. После каждой
экскурсии или мероприятия ребята передавали свои впечатления в рисунках, аппликации.
Все работы были потом представлены на тематической выставке в музее.
Еще одной интересной формой работы стал «Музей в чемодане», посвященный
22июня (День Памяти и Скорби). Суть этого мероприятия заключается в том, что не мы с
ребятами ходили в музей, а музей пришел к нам, с экскурсоводом и экспонатами. Для наших
воспитанников это было неожиданно и очень познавательно. Сотрудник музея в белых
перчатках осторожно доставала и показывала ребятам простреленную каску солдата,
солдатскую фляжку, пулеметную ленту и другие реликвии времен Великой Отечественной
Войны. Материалы экспозиции дали ребятам реальную возможность соприкоснуться с
героическим прошлым своего народа, своего Отечества. И оставили неизгладимые
впечатления, вечером, когда приходили родители за детьми, ребята очень эмоционально
рассказывали взрослым о «Музее в чемодане».
Итоговым мероприятием проведенной совместно с Поронайским краеведческим
музеем работы стало оформление «Аллеи славы», организованной к Дню Победы в МБДОУ.
Дети совместно с родителями и старшим поколением родственников провели огромную
поисковую работу. Нашли портреты своих прабабушек и прадедушек, участвовавших в
боевых действиях или работавших в тылу, составили историческую справку о подвиге этих
людей. Родители воспитанников делали запросы в военкомат за достоверностью сведений.
Ребята, приходя в детский сад, делились друг с другом тем, что они узнали. Приносили в
группы фотографии, рассказы. В акции «Аллея славы» принимали участие не только
воспитанники и родители, но и сотрудники детского сада.
5
Благодаря проделанной работе мы донесли до детей важную мысль: спустя много лет
люди помнят об исторических событиях, грозных военных годах; чтят память погибших,
окружают вниманием и заботой людей, защищавших нашу Родину.
Созданная нами модель взаимодействия с музеем дает возможность более активно
привлекать к процессу нравственно-патриотического воспитания родителей воспитанников,
которые принимают участие в совместной деятельности с детьми в проектах, конкурсах,
выставках, экскурсиях.
Таким образом, взаимодействие нашего детского сада с Поронайским краеведческим
музеем позволяет вести более углубленную и эффективную работу по нравственно-
патриотическому воспитанию старших дошкольников, что дает положительный результат и
способствует дальнейшему становлению личности гражданина России.
Список литературы:
1.Андриеш В.А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. СПБ. Детство-Пресс, 2010. 112 с.
2.Барутчева Е. Хочешь пойдем с тобой в музей. // “Дошкольное воспитание” №5, 2006.С 84
3.Винниченко В. Ребенок в пространстве музея. //“Дошкольное воспитание” № 5, 2003.С86
4.Князева О.Л., Маханева М.Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Учебно-методическое пособие. – СПБ. Детство – Пресс, 2014, с 120.
5.Лемкина Ю., Статья «Система методической работы по духовно-нравственному
воспитанию детей дошкольного возраста». М.: 2014г.
6.Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: Cфера, 2016., 416 с.
7.Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.:
ТЦСфера2015., 128с.
8.ФГОС ДО, М.: УЦ Перспектива, 2014.32с.
6