Автор: Андреева Мария Романовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Роль кордебалета Виллис в разрешении конфликта балета «Жизель"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»
Приморского района Санкт-Петербурга
Статья
«Роль кордебалета Виллис в разрешении конфликта балета «Жизель»
Разработала
Андреева Мария Романовна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»
Санкт-Петербург
2021 г.
В своей статье я рассмотрю данный вопрос на основе классического балета в
редакции Ю. Григоровича, постановка 2015 года.
Кордебалет становится активным действующим лицом драматических событий
и его танцевальные темы, в унисон, сплетаются с танцевальными темами солистов,
образуя с ними неразрывное единство. Каждое движение виллис содержательно
наполнено, например, они купаются в лучах месяца стоя на колене или, когда девушки
бегут по кругу держась за руки, а Ганс делает жете внутри круга в противоположную
сторону, это обозначает, что они его запутывают, на протяжении всего 2 акта рисунок
кордебалета неуловим. Кордебалет создает образ стелющегося тумана наполняя сцену
холодом и чувством мистики.
Кому как не виллисам разделять боль Жизель, ведь она оставила своего
любимого в мире живых. Они прогоняют ненавистного и подлого Ганса, не дают ему
даже увидеть Жизель, ведь он ее не достоин. Что не скажешь о Альберте ведь он
возлюбленный, он просит отпустить Жизель, но виллисы даже не думают об этом. В
них сидит чувство зависти и боли, каждая из них хочет вернуться назад, но не может
этого сделать. Они закручивают Жизель в танце, чтобы она забыла прежнюю жизнь, и
пошла с ними, смирил и отпустила Альберта ведь, она доставляет мучения и ему.
Образы виллис были подчерпнуты из немецкой былины. Виллисы – умершие,
невесты, которые не дождались своей свадьбы и не находят покоя в глубине своих
могил. В их угасших сердцах, хранилась любовь к танцу, которую они не смогли
удовлетворить во время своей жизни. В полночь они поднимаются, собираются в
хороводы на большой дороге и горе тому юноше который их встретит, ему придётся
танцевать с ними, пока он не упадет мертвым. Именно эту ситуацию мы видим в
конце 2 акта. Повторяющиеся движения виллис, показывают их легкость и
бесконечность. Альберт, не может угнаться за ними, силы его покидают, и он падает
на сцену. Он пытается снова, но это напрасно.
Когда начинает рассветать виллисы «растворяются», совершая очень мелкое pas
de bourree. Они исчезли так же легко, как и появились. Но их появление понесло за
собой печаль невыносимой утраты Альберта, который никогда не сможет забыть ночь,
2
когда не смог спасти свою любимую. Их появление, показало нам, что Жизель не
просто умерла, а превратилась в виллису, девушку которая ушла из жизни молодой с
чистой душей и желанием танцевать. Виллисы олицетворяют покой, таинственную
желанную и недостижимую гармонию. Для призрачных виллис пляска, точно же
дыхание для людей.
Роль виллис во 2 акте балета, огромная, они соединяют земную и небесную
жизнь. Показывают невозвратимость утраты любимого человека и ту холодность, и
легкость, которая укутывает и заманивает Жизель в мир мертвых. Кордебалет и Мирта
вместе создают танцевальные темы и смысловую нагрузку, нельзя сказать, что
кордебалет возникает в виде вставных номеров балета, он является его душой и его
атмосферой.
3