Напоминание

Урок русского языка 5 класс Тема: Нераспространенные и распространенные предложения


Автор: Топалова Жансурат Хангериевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Санаторно-лесная школа №1"
Населённый пункт: г.Нальчик
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка 5 класс Тема: Нераспространенные и распространенные предложения
Раздел: среднее образование





Назад




Урок 40

Тема: Нераспространенные и распространенные предложения

ЦЕЛЬ: Познакомить с определением распространенных и нераспространенных

предложений и второстепенных членов предложения. Формировать навык разграничения

распространенных и нераспространенных предложений; умение находить в предложении

второстепенные члены и умение распространять ими предложения.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Самостоятельная орфографическая работа

(материал распечатан для

каждого учащегося).

Сколько орфографических ошибок допустил ученик в диктанте? Внесите правку:

зачеркните неверное написание, надпишите нужное.

В этот день вестибюль школы украсили осение листья, снапы, цветы. Нет для

юннатов поры радосней осини. Открывается школьная выставка. Юннаты выводят на

парад свеклу, рож, сочьные спелые яблаки. Они готовят маленькие, но серезные доклады.

А потом угощяют всех чаем с вореньем. Ягоды для него вырастили сами ребята на

школьном участки.

3. Работа по теме урока.

Чтение и анализ материала для наблюдений — стр. 66.

Сравнить: в каком предложении из каждой пары больше информации? За счет

чего это достигается?

Чтение правила на стр. 66. В ы в о д: какие же предложения называются

распространенными? Какие — нераспространенными?

4. Тренировочные упражнения.

Прочитайте отрывки из стихотворений:

Туча небо кроет, Что за утро! Серебряный иней

Солнце не блестит. На зелени луга лежит.

Ветер в поле воет. Камыш пожелтевший

дождик моросит... Над речкою синей

(И. Суриков) Сквозною оградой стоит

(И. Никитин)

В каком из стихотворений есть нераспространенные предложения?

С какой целью поэт их использует? (Нераспространенные предложения рисуют

картину наступающей осени и передают настроение автора).

Подчеркните

второстепенные

члены

в

обоих

стихотворениях.

В

каком

стихотворении их больше? Почему? (С их по мощью поэт создает образ осеннего утра, а

не просто сообщает нам о наступлении осени. Если опустить все второстепенные члены

в этом стихотворении, все очарование осеннего утра исчезнет).

Дополните второстепенными членами нераспространенные предложения:

Наступило утро. Звезды гаснут. Стелется туман Поднимается солнце.

Сделайте вывод. Какие предложения несут большую информацию?

Упр. 171.

Упр. 174 (устно).

5. Знакомство с второстепенными членами предложения.

Анализ таблицы

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ

Вопросы

Подлежащее

Сказуемое

1. Что обозначает?

о ком или о чем говорится в

предложении

что

говорится

о

подлежащем

2. На какие вопросы отвечает?

кто? что? почему?

что делает предмет?

какой он?

кто (что) это такое?

3. Чем выражается?

словом или словосочетанием

глаголом,

существительным,

прилагательным

4. К чему относится?

5.Условные обозначения?

.

.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

Вопросы

Дополнение

Определение

Обстоятельство

1. Что

обозначает?

предмет, на который

направлено действие

признак предмета или

лица

как, когда и где

совершается

действие

2. На какие

вопросы отвечает?

вопросы

косвенных

падежей

какой? чей? который?

как? когда? куда?

откуда?

как

долго?

3. Чем

выражается?

существительным,

местоимением

прилагательным,

существительным

существительным

в

косвенном

падеже, наречием

4. К чему

относится?

к

сказуемому

или

другим

членам

предложения

к

существительному,

местоимению

к сказуемому или

местоимению

5. Условные

обозначения?

.

.

.

Запомните названия второстепенных членов предложения и вопросы, на которые

они отвечают.

Рассмотрите схемы предложений на стр. 68 и определите, пользуясь таблицей,

какие второстепенные члены поясняют подлежащее? Сказуемое? Какое слово дополняет

второстепенный член дуб.

З а п о м н и т е! Второстепенные члены дополняют, уточняют, распространяют

как главные, так и второстепенные члены предложения и помогают более полно отражать

окружающий мир.

Запись в грамматическую тетрадь схемы второстепенных членов предложения:

Второстепенные члены предложения

. . .

солнечный свет сидит на стуле сидит у речки

. . .

свет солнца ветка сирени идет быстро

. . .

Виды обстоятельств места (где? куда? откуда?), времени (когда? как долго? до

каких пор?), причины (почему? по какой причине?), образа действия (как? каким

образом?).

Упр. 173.

6. Домашнее задание. § 34, 35 Упр. 172.



В раздел образования