Напоминание

"Возрастные закономерности физического и функционального развития детей младшего школьного возраста"


Авторы: Темирова Елена Кабылжановна, Королёва Ольга Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Радуга талантов"
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Возрастные закономерности физического и функционального развития детей младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования г. Хабаровска

«Центр детского творчества «Радуга талантов»

Методическая разработка

Тема: «Возрастные закономерности физического и

функционального развития детей младшего школьного

возраста»

Разработали:

Темирова Е.К., педагог дополнительного образования

Королева О.В., концертмейстер

г. Хабаровск, 2022

Младший школьный возраст охватывает детей с 6-7 до 11 лет. В этом

возрасте наблюдается равномерный прирост длины тела и увеличение массы

тела. Суставы в этом возрасте очень подвижны, связочный аппарат эластичен,

скелет

содержит

большое

количество

хрящевой

ткани

(что

может

быть

причиной деформации опорно-двигательного аппарата). Для этого возраста

характерно

высокая

частота

сердечных

сокращений

(76-96

уд.

в

мин.).

Изменяется деятельность дыхательной системы, возрастает емкость легких с

1100 до 2200 мл. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие

волокна, крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте ребенок овладевает своими психическими процессами,

учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Согласно Л.С. Выготскому, с начала школьного обучения мышление

выдвигается

в

центр

сознательной

деятельности

ребенка.

В

это

период

качественно

меняется

способность

к

сознательной

регуляции

поведения.

Выготский

говорил:

«Ребенок

утрачивает

свою

детскую

непосредственность». У ребенка развивается мотивация, он руководствуется

сознательными

целями,

вырабатываются

нормы,

правила

и

способы

поведения. Он формирует свою умелость. Включение ребенка в искусство

посредством

хореографии,

он

совершенствует

и

закрепляет

свои

новые

достижения.

В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются двигательные

функции, растет его моторика: мышечная выносливость, пространственная

ориентация, зрительно-двигательная координация.

Движения

являются

внешним

проявлением

высокой

психической

деятельности

в

этом

возрасте,

интенсивно

возрастает

двигательная

активность.

Естественный прирост показателей координационных способностей с 7

до 10 лет у девочек 63,3 %, у мальчиков 56,2% .

В качестве основных средств развития координационный способностей

в

данном

возрасте

используются

подвижные

игры.

Они

положительно

влияют на психофизические функции ребенка. Наилучшего результата

у

мальчиков можно добиться 8-10 лет, у девочек 7-9 лет. Быстрота движений

увеличивается с 8-10 лет, продолжает нарастать до 12 лет, затем ее развитие

тормозится, даже несколько снижается и продолжает увеличиваться с 14-16

лет. До 13-14 лет завершается развитие ловкости. Большая подвижность

позвоночного столба, высокая растяжимость связочного аппарата с 6-10 лет,

что благоприятствует развитию гибкости. У девочек показатель гибкости на

20-30 % выше, чем у мальчиков.

Таким образом, младший школьный возраст наиболее благоприятен

для

закладки

всех

физических

качеств

и

развития

способностей,

регулирующих двигательную активность ребенка. Если этой закладки не

произошло,

то

формирование

физического

потенциала

можно

считать

упущенным и будет противоречить развитию моторики ребенка, нарушается

гармония этого развития.

Методические особенности программы

Направленность занятий

Формирование

и

совершенствование

Специальных

двигательных

качеств

Формирование

осанки,

выразительности,

танцевальности,

музыкальности.

Основные средства

Упражнения классического танца

Упражнения народного танца

Формы проведения занятий

Стабильный комплекс

Импровизация

Методы организации занимающихся

Групповой

Мелкокруговой

Способы выполнения упражнений

Фронтальный

Векторный

Музыкальное сопровождение занятий

Музыкальный

аккомпанемент:

классическая

музыка,

музыка

народная.

Аудиосистема: специальная музыка

Особенности структуры урока хореографии для детей 7-9 лет

Части комплекса

Длительность

Преимущественная

направленность

Вводная часть

5-7 мин

Общеразвивающие

упражнения

(ходьба,

бег,

танец, шаг). Упражнения для

головы, рук, плечевого пояса,

туловища, мышц всего тела.

Основная часть

35 мин

Упражнения

партерного

экзерсиса,

классический

экзерсис у палки, упражнения

экзерсиса

на

середине

зала

(вращения,

прыжки).

Элементы

народного

танца.

Музыкально-ритмические

упражнения, игры.

Заключительная

часть

5-7 мин

Упражнения на расслабление

Дыхательные упражнения

Различные

упражнения

и

комбинации рук Port ole bras

Характеристика физических данных

1.

Устойчивость

2.

Гибкость

3.

Ловкость и координация

4.

Прыжок

Равновесным называется такое положение тела, при котором оно

может оставаться в покое сколько угодно долго.

Специальная осанка в балете является стержнем устойчивости,

образует

основное

исходно-подготовительное

положение.

Выработанный рабочий апломб является не только фундаментальной

основой для творческого начала, но и предохраняет от травм, требует

особого

внимания,

терпения

и

постоянного

труда.

При

изменении

позы или при переходе от одного уровня в другой, центр тяжести тела

смещается.

Методика определения тяжести танцовщика

В положении стоя с опущенными вниз руками центр тяжести

тела

находится

в

области

таза.

При

движении

звеньев

тела,

поднимании

рук,

опускании

головы

и

т.д.

центр

тяжести

тела

перемещается вслед за перемещаемым звеном.

Пояс нижних конечностей

Закрепляем тазовую кость ягодичными мышцами, низом живота,

четырехглавыми мышцами.

Пояс верхних конечностей

Кончики лопаток направить к кончику копчика. Это упражнение

освобождает от напряжения группы мышц: головы, шеи, груди, живота.

Гибкость

Упражнение

на

гибкость

целесообразно

выполнять

в

подготовительной

или

в

конце

основной

части

занятия

по

10-12

упражнений.

Пассивные

С помощью вспомогательных средств

С помощью партнера

За счет усилий других мышц

Активные

Без отягощения (статистическое удержание)

С

отягощением

(маховые

движения,

пружинные

движения)

Смешанные

Виды гибкости:

- выворотность;

- развитие танцевального шага;

- гибкость голеностопных тазобедренных суставов;

- гибкость спины

.

Выворотность

Упражнение 1.

Лежа на спине, при напряженных мышцах ног, развернуть бедра, стопы

наружу. Расслабиться на 5-10 секунд, упражнение повторить 4-6 раз.

Упражнение 2.

Исходное положение тоже, на счет 1-2 делаем «лягушку», касаясь пятками

пола, на счет 3-4 сокращаем подъемы ног, образуя прямую линию, мизинцы

на полу, получается первая позиция. Расслабиться на 10 секунд, упражнение

повторить 4-6 раз.

Упражнение 3.

Лежа

на

спине

рабочую

ногу

развернуть

внутренней

стороной

наружу

(выворотно), медленно поднимаем то одну ногу, то другую, то вытягивая, то

сокращая стопу в первую позицию на 2 такта 4/4. Упражнение повторить 4-6

раз чередуя расслабление с расслаблениями 5-10 секунд.

Упражнение 4.

Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки

стоп руками, медленно наклониться вниз, выпрямляя ноги, голову прижать к

ногам,

сохраняя

первую

позицию.

Вернуться

в

исходное

положение,

повторить движение 4-8 раз.

Упражнение 5.

«Лягушка» (активное). Лежа на спине раскрыть ноги так, чтобы колени

касались пола, делать пружинный нажим 8-16 раз, это увеличит степень

выворотности.

Упражнение 6. (активное).

Сидя по-турецки достать коленями пола, руки в положении «замок» на

затылке,

выпрямить

позвоночник.

На

счет

1-2-3-4

наклониться

вперед,

коснуться

пола,

спина

прямая.

Руки

вытянуть

вперед,

голову

слегка

приподнять и наклониться 4-8 раз.

Упражнения на растяжку и формирование балетного шага.

Многие

специалисты

считают,

сто

потеря

гибкости

отождествляется

с

началом старости. Гибкость одно из качеств здоровья и функциональной

молодости человека.

Упражнение 1.

Ребенок становится на колени спиной к нам, охватывает нас руками за ноги.

Одну ногу его мы поднимаем и тянем к себе, тазовые кости в одной линии.

Упражнение 2.

Одну

ногу

кладем

на

шведскую

стенку

(чем

выше,

тем

лучше),

а

мы

потихоньку

прижимаем

опорную

ногу

к

шведской

стенке

(не

резко,

пружинно). Делаем это упражнение с двух ног. После чего, подняв ногу в

сторону

(растяжка

на

поперечный

шпагат).

Это

упражнение

является

подготовкой

к

вертикальному

шпагату,

ребенок

учится

переносить

равновесие на одну ногу.

Упражнение 3.

Сидя на ягодицах, ноги врозь, две руки подняты вверх, спина ровная. Делаем

наклоны по очереди к одной ноге, к другой ноге, руками тянемся к пяткам и

ложимся

вперед на

живот,

руки впереди себя. Это

упражнение хорошо

делать

с

партнером,

сидя

друг

напротив

друга.

В

этом

же

положении

делаются движения от правой ноги к левой, (живот как можно ближе к полу).

Упражнение 4.

Сидя на полу делаем «лотос», руками прижимаем колени к полу, можно

исполнять движение как медленно, так и пружинно.

Упражнение 5.

«Лотос», но животом ложимся на пол. Ягодицы прижимаем к полу.

Упражнение 6.

Ребенок лежит на спине, две ноги подняты вверх, ноги ровные, вытянутые,

поясница прижата к полу, начинаем потихоньку разводить ноги в стороны,

стараясь максимально приблизить ноги к полу. Идеально коснуться ногами

пола.

Упражнение 7.

Опора-стул 50-60 см, ногу кладем на стул, а вторая нога разъезжается в

шпагат. Делаем пружинные движения, следим за одной линией в ногах.

Делаем

поочередно

на

левую,

правую

ногу

плюс

поперечный

шпагат.

Правильно выполненный шпагат правый или левый-это такой шпагат. Когда

ребенок сидит на шпагате, плечи и бедра на одной линии.

Правильно выполненный поперечный шпагат-это такой шпагат, когда

проверяя его сбоку, ноги лежат на одной линии, колени и носки натянуты

(шнур).

Для

развития

шпагата

должен

быть

освоен

элемент

«складочка».

«Складочка»-

это

растяжка

подколенных

сухожилий,

которые

играют

большую роль при растяжке на шпагат. Для этого делаем сидя на полу, ноги

вместе впереди, живот полностью лежит на ногах, руки обхватывают пятки,

колени натянуты.

Упражнения, помогающие подготовиться к «складке»

Упражнение 1.

Ребенок сидит на полу, ноги вместе лежат перед ним на маленьком стуле и

делаем

медленные

наклоны

вперед

(живот

кладем

на

ноги),

пытаясь

обхватить пятки.

Упражнение 2.

Ребенок сидит на полу, ноги впереди, делаем упражнение двумя стопами

вместе:

на

себя-натянуть

к

полу

(20-30

раз),

колени

натянуты.

Затем

фиксируем стопы на себя, наклоняемся к полу, пытаясь дотянуться до стоп и

обхватить их.

Упражнение 3.

Положение стоя, ноги вместе. Колени вытянуты, делаем наклоны вперед.

Ладони полностью кладем на пол. Затем пробуем подтянуться к ногам.

Можно это упражнение исполнять в движении: делаем небольшие шаги,

наклоняемся вперед, достаем руками пол, живот ложится на шагающую ногу.

Упражнение 4.

Стоя лицом к шведской стенке, одну ногу кладем на нее на уровне бедер

(бедра и плечи на одной линии) и делаем наклоны к ноге.

Визуальное восприятие хореографии

Хореографическое

искусство

через

визуальное

восприятие

биомеханики

глаз

должно

создавать

художественные

образы,

контролируемые

и

корректируемые

исполнителем,

воспринимаемые

и

переживаемые зрителем.

Особенности биомеханики глаз при восприятии хореографии, как образов

Негативный фактор

Позитивный фактор

Цвет темно- серый, темный

Цвета чистые, нежные

Свет потемки, фоновая тьма

Свет, тень, пятна света

Линии, прямые углы

Линии

растительные,

воспринимаемые углом зрения 5-10

градусов

Статичность и массивность образов

Плавная динамика, легкие движения

Голые стены, отсутствие проходов

Воздушность,

танцы

в

воздухе

на

батуте,

воздушная

акробатика

и

декорации

Одинокие элементы танца

Ритмичные

изменения

элементов

танца

Материалы

на

сцене:

пластмасса,

металл, кафель, пленка, стекло, сетка,

решетка, стержни.

Деревья, растительные конструкции,

трава,

бумажные

формы,

бумагопластика,

большие

сквозные

пролеты, арки

Образ

телевизора,

компьютера,

сидячие позы

Формы

рампы,

занавеса,

штор

меняются,

отсутствие

сидячих

поз,

ветер, дождь

Частота

кадров,

строк,

не

естественные цвета

Ритм не чаще интервала (0,3-0,5 с)



В раздел образования