Автор: Радаева Светлана Владимировна
Должность: Концертмейстер,педагог
Учебное заведение: ГБНОУ ДУМ СПБ
Населённый пункт: г.Санкт-петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий для развития одаренности на занятиях сольфеджио в условиях дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Создание
условий
для
развития
одаренности
детей
на
занятиях
сольфеджио в условиях дополнительного образования .
Радаева С.В., концертмейстер, педагог ГБНОУ ДУМ СПб
Современный этап технологического и социально-экономического развития
общества
характеризуется
значительным
увеличением
интереса
к
талантливой молодежи, способной вносить новое содержание в различные
сферы
жизнедеятельности,
предлагать
нестандартные
решения
по
возникающим проблемам. В этой связи в современной образовательной
политике, представляющей общенациональную систему ценностей, целей и
приоритетов в образовании, выделяется направление, связанное с созданием
условий,
обеспечивающих
выявление
и
развитие
одаренных
детей,
реализацию их возможностей.
В
национальном
проекте
«Образование»,
в
Приоритетах
реализации
современной
модели
образования
на
период
до
2020,
Концепции
общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв.
Президентом РФ 03 апреля 2012 г. № Пр-827) и федеральных проектах в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г.
№ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»: «Современная школа», «Успех каждого
ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Современные родители»,
«Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для
каждого», «Социальная активность» особое место занимает создание
системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.
В
современном
обществе
умение
творчески
мыслить
становится
неотъемлемой частью большинства профессий. При подготовке ребёнка к
жизни в современных условиях необходимо развивать его внутренний
потенциал, выявлять и совершенствовать все его способности, в том числе и
музыкальные. Начиная с дошкольного возраста, забота педагогов об
одарённых детях сегодня – это большой вклад в развитие науки, социальной
жизни общества и культуры. Не только в учебной среде, но и в обществе в
целом обращено повышенное внимание к проблемам развития и обучения
одарённых детей. В целом ряде научных исследований раскрывается
проблема одарённости. Задача родителей, педагогов – разглядеть, раскрыть и
«питать» росток одарённости, что означает – помочь ребёнку применять свой
дар, ведь в дальнейшем результаты интеллектуального и творческого труда,
как правило, приносят пользу не только личности, но имеют социальный
смысл.
Стремительный
технический
прогресс
и духовный
кризис в России
негативно отразились на интеллектуальном и образовательном уровне общей
системы образования. Современная установка на массовое образование
снизила
возможность
развития
индивидуальных
интеллектуальных
возможностей
личности.
Благодаря
реформе
образования,
введенной
Федеральным государственным стандартом образования в России, мы вновь
обращаемся к поддержке одаренных детей.
Развитие одарённого ребёнка подразумевает развитие его внутреннего
деятельного
потенциала:
умение
быть
способным
к
выбору
и
ответственности за этот выбор; умение ставить цель и искать способы её
осуществления; максимально использовать свои способности; направлять эти
способности на благо личности и обществу .В связи с этим образовательные
учреждения,в том числе учреждения дополнительного образования всё чаще
ставят
перед
собой
задачу
–не
пропустить
проявления
ребёнком
нестандартного поведения и мышления.
Я твердо убеждена, что решить проблему выявления и развития одаренных
детей нам, педагогам дополнительного образования решить вполне по
силам..Хотим мы этого или нет, но именно педагог,учитель изо дня в день
многократно встречается с детьми и если с ним всё в порядке, то вероятность
благоприятного
взаимодействия
с
учениками
значительно
возрастает.
Поддержку данного подхода можно прочесть у академика Владимира
Дмитриевича Шадрикова, который сказал, что девиз вхождения психолога в
любой школьный коллектив: «К ученику через учителя». Таким образом, на
наш взгляд, одним из важнейших условий для оптимального развития
одаренности школьников является находящийся рядом психологически
грамотный и психологически здоровый учитель, педагог. Сохранение и
развитие
одарённости
детей
является
важнейшей
проблемой
нашего
общества. Перед педагогм стоит основная задача – способствовать развитию
каждой личности. Как известно, инновации – основной ресурс государства в
развитии образования. Идеологические инновации, вызванные обновлением
сознания и веяниями времени, являются первоосновой всех остальных
инноваций, поскольку без осознания необходимости обновлений невозможно
приступить к непосредственному обновлению.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано:
«Главные задачи современной школы – развитие способностей каждого
ученика, воспитание… личности, готовой, к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире» Современная школа в условиях быстро меняющегося
мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний
и
компетентностей
учащихся
формировать
опыт
самостоятельной
интеллектуальной и творческой деятельности ученика, «необходимость
развивать творческую среду для выявления… одарённых ребят»
На сегодняшний день особенно важным является не только поддержка, но и
развитие детской одарённости. Положительную мотивацию к знаниям по
предметам на высоком уровне, а впоследствии и высокий процент качества
позволяют поддерживать разнообразные формы работы с обучающимися.
Хочу поделиться своими принципами и методами по созданию творческой
атмосферы на занятиях сольфеджио в Школе Оркестра им.П.И Смирнова
ГБНОУ ДУМ СПб.
Полноценным музыкантом может стать лишь тот, кто будет заниматься
музыкой комплексно (по принципу синтеза): одновременно и теорией, и
исполнительством, и композицией. Эти три вида музыкальной деятельности
в добрые старые времена были связаны между собой, так что раньше каждый
музыкант был «един в трех лицах»: и теоретик, и композитор, и исполнитель.
Поэтому любой рядовой церковный органист, не говоря уже о великих –
таких, как И. С. Бах, – мог с ходу сымпровизировать музыку любого
характера, на любую заданную тему.Однако, начиная с середины прошлого
века, произошло разделение труда: одни стали главным образом только
сочинять , другие – исполнять , третьи – анализировать. Такое положение
вещей пагубно отразилось на воспитании музыкантов.Не случайно наши
современники, имеющие музыкальное образование, то есть закончившие
школы, училища и даже консерватории, нередко не могут не только
импровизировать,
но
даже
гармонизовать
за
инструментом
подчас
простейшие мелодии. Вы спросите: «Как же так? Люди изучили полный курс
гармонии и не могут гармонизовать простейшие мелодии?» Представьте
себе, не могут. То, что они изучали, то, что они решали сложнейшие задачи
по гармонии, – это ведь, выражаясь метафорически, «бумажная» гармония,
почти полностью оторванная от практики Разумеется, дело тут не в том, что
кому-то не хватает ума или таланта. Дело в том, что современных
музыкантов учат в основном воспроизведению готового нотного текста. В то
время как языка-то у них еще нет. Ведь они в устной форме, образно говоря,
не могут связать даже двух нот: не умеют ни строить, ни тем более развивать
музыкальный материал. Словом, они не умеют самого главного – «говорить»
на языке музыкальном.
Это то же самое, как если бы вплоть до десятого класса изучать иностранный
язык и, тем не менее, будучи не в состоянии изъясняться устно в самых
элементарных формах (так учили!), пытаться читать, писать да еще копаться
в грамматических премудростях. Парадоксальная картина: говорить не
умеют, но читают и пишут, даже анализируют!Здесь нарушается закон
естественной последовательности в процессе психического развития. Все
нормальные дети сначала учатся говорить, затем читать, а уже потом писать.
Не бывает же так, чтобы как только появился ребенок на белый свет, сразу
же его за уши и к тексту: «Читай!А между тем именно так и происходит в
музыкальных школах. Малыша чуть ли не с порога подводят к нотному
тексту: «Читай!» С первого же класса детей сажают за парты и под диктовку
преподавателя: «Пиши!» И кто скажет, кто подсчитает, сколько же было из-
за этого зря потраченных сил и времени, сколько унижений, сколько
невыносимых мук, выпавших на долю ни в чем не повинных детей, которым
навсегда отбили охоту заниматься музыкой Итак, на вопрос: «Чему учить?»
ответим: «Учить надо, прежде всего музыкальному языку, умению свободно
«говорить», а затем уже – воспроизведению нотного текста».Для этого на
первых порах обучение нужно строить исключительно в устной форме.
Вначале обязательно должен быть донотный период , который, в свою
очередь,
состоит
из
двух
этапов:
до-инструментального
и
инструментального.А на вопрос: «Как учить?» ответим: «Учить надо
синтетически – комплексно». Для воспитания настоящего музыканта
совершенно необходим синтез.Во-первых, синтез разных видов искусства и
наук. Занимаясь только музыкой, мы наверняка проиграем во всех
отношениях в том числе и профессиональном: человек, интеллектуально
слабый , духовно бедный и ограниченный, не может быть и музыкантом
хорошим.Во-вторых,
как
уже
было
сказано,
синтез
разных
видов
музыкальной
деятельности:
композиторской,
исполнительской,
теоретической. Разделение труда, вообще узкая специализация в начальных
классах – вещь, страшно вредная для ребенка: происходит деформация его
психики . Воспитание и образование детей должны быть в основе своей
универсальными – как по содержанию, так и по форме. Наконец, в-третьих,
синтез трех компонентов внутри каждого вида музыкальной деятельности:
музыкальная теория, музыкальный слух, музыкальная практика всегда и во
всем связаны между собой: так образуется органический сплав, без которого
воспитание юного музыканта,обычного и творчески одаренного невозможно
Принцип
триединства
заключается
в
триаде-«Знать
+
слышать
+
действовать»
Каждый, кто занимается музыкой, должен знать теорию
музыки, должен слышать все то, что знает, должен уметь применять на
практике все то, что знает и слышит. Если, к примеру, ученик не знает,
сколько существует различных септаккордов, как они строятся, какие
критерии лежат в основе их классификации, он не сможет определить их на
слух , как бы долго и старательно ни занимался музыкой. Если ученик,
допустим далее, теоретически знает септаккорды, но не слышит их, он и не
споет, и не сыграет их правильно: интонирование все равно будет
безграмотным и фальшивым.
В процессе обучения и воспитания музыканта следует всегда помнить и
систематически
пользоваться
этой
универсальной
формулой,
которая
наверняка приведет и педагога и ученика к наилучшим результатам и тем
самым всем прилежным откроет дорогу в Храм Музыки.Между тем из тех же
детей можно было воспитать совершенно других людей – действительно
знающих, понимающих и любящих музыку, если бы, соблюдая принцип
триединства, «пропустить» их через разные виды музыкальной деятельности
(пение, игру, сочинение, импровизацию). Вне музыкальной деятельности
никакие музыкальные способности не могут ни появиться, ни развиться – это
аксиома.
Главное богатство каждого народа – талантливые люди. И чем больше
талантливых людей, тем выше уровень материальной и духовной жизни
общества. Талантливые ученые, поэты, музыканты, строители, земледельцы,
юристы, врачи, воспитатели, организаторы – все они вырастают из
педагогики. Вот почему так важно строить свою работу профессионально
грамотно, для чего необходимо, кроме всего прочего, знать, понимать,
соблюдать основные принципы педагогики , из которых первым и
важнейшим является принцип соотношения цели и средств Главная цель и
главная задача всех педагогов одна и та же – воспитание Человека, у
которого налицо ярко выраженная индивидуальность, большой ум , большая
душа, большая сила духа. Все эти компоненты, вместе взятые, и составляют
ядро личности прекрасного Человека. При отсутствии любого из них назвать
человека прекрасным мы никак не сможем.Что касается средств, то их много
и у всех они разные: у одного – физика, у другого – музыка, у третьего –
философия и т, д.
Музыкальные способности (как, впрочем, и другие) появляются впервые
только при жизни ребенка, только благодаря и в процессе определенной
музыкальной деятельности. От рождения есть только задатки, которые носят
универсальный характер и потому дают возможность каждому ребенку
заниматься любым видом деятельности и. следовательно, выработать самые
разные способности – как позитивные, так и негативные. Поэтому из одних и
тех же детей можно воспитать как прекрасных, так и безобразных людей. Из
одного и того же ребенка вполне реально может получиться и коммунист и
фашист, и верующий и неверующий, и альтруист и эгоист, и филантроп и
мизантроп и т. д. В этом смысле можно сказать: каково воспитание – таков и
человек.Но в то же время было бы нелепо игнорировать природу. Нельзя
думать, что все зависит только от воспитания – иначе из любой обезьяны
можно было бы сделать человека, а мы знаем: пока это не удавалось еще
никому. Ясно, что многое зависит от природных задатков. Но ведь задатки
есть у всех нормальных людей – хотя и в разной степени, и все-таки в такой
мере, что каждый мог бы стать действительно талантливым. К сожалению,
большая часть того неисчерпаемого богатства, которое дала природа, угасает.
Реализуется лишь малая толика, мизерная часть природных данных , так что
остаются только крохи после пышной трапезы.Самая печальная истина в
педагогике, быть может, состоит в том, что наши дети могли бы стать в сотни
раз умнее и талантливее, если бы мы умели их адекватно воспитывать.Не
следует также все время давать готовые ответы, готовые определения,
формулировки.
Это
способствует
выработке
интеллектуального
иждивенчества, умственной лени: дети ждут, что скажет педагог, затем
бездумно-механически повторяют услышанное. Отсюда и открывается
дорога к конформизму.
Гораздо полезнее сделать так, чтобы ученики сами искали (с помощью
педагога), думали, ошибались, сомневались , но в конце концов сами
находили путь к истине – то есть делали открытие. Все это поможет им
выработать способность действовать самостоятельно, что так важно в жизни
каждого человека.Из многолетнего опыта педагогической работы я знаю, что
один
из
важнейших
принципов
в
работе
с
детьми
–
принцип
контакта.Прежде чем приступить к изложению материала, педагог должен
настроить детей на волну восприятия , сосредоточить их внимание,
направить глаза – в глаза. Педагог просит всех сесть прямо, поднять глаза и
начинает исподволь настраивать. Глаза – зеркало души. Каждого человека
сразу же видно по глазам: какой он – умный или не совсем умный, добрый
или не совсем добрый. Если человек умный и добрый, у него глаза
выразительные и глубокие; и там, в глубине, горит огонек – искра божья. Но
главное, глаза умного человека могут долго держаться на одной точке, что
является показателем того, что он способен долго сосредоточиваться на
одной мысли. Если же человек не очень умный, а тем более откровенно
глупый, то глаза у него невыразительные, мутные, потухшие. Но главное,
глаза у него все время блуждают, не могут держаться долго на одной точке,
что является показателем того, что он не способен долго держаться на одной
мысли. Такой человек легко «порхает» с одной мысли на другую, про такого
говорят: «... легкость необыкновенная в мыслях » (Н. В. Гоголь).После такой
настройки дети готовы к восприятию, можно приступать к объяснению темы.
Время от времени необходимо направлять глаза к себе. Глаза – важнейший
канал, по которому входит информация извне вовнутрь. Ушли глаза – ушла
душа, а там. где нет души, не может быть ни учения, ни воспитания.
Сольфеджио-интереснейший предмет в становлении юного музыканта!Он
призван воспитать не только музыкальную отзывчивость,но и развить
музыкальные способности, расширить опыт слушания и анализа музыки,дать
молодому
дарованию
основательную
тренировку
музыкального
слуха.Психологи давно доказали,что чем больше центров задействовано в
деятельности ребенка,тем быстрее и глубже происходит его развитие.На
уроке
сольфеджио
функционируют
такие
центры
как
зрительный,
двигательный, слуховой, координационный,речевой и другие. Кроме того,
постоянно работает диафрагма.
Мое педагогическое кредо-сделать урок
сольфеджио доступным и интересным, игровым, живым.
Что дает работа в устной и игровой форме? Во-первых, многократно
ускоряется процесс освоения изучаемого материала. Во-вторых, появляется
возможность каждый раз варьировать форму изложения материала, что
способствует более интенсивному развитию речи и мышления детей.
Последнее особенно важно: как много людей, которые, дожив до старости,
так и не научились мыслить ! Потому что ни в семье, ни в школе не было
человека, который мог бы этому научить. Святой долг педагога –
сформировать у воспитуемых способность мыслить, чтобы они умели
рассуждать логически грамотно и аргументировано, чтобы они могли
свободно анализировать и синтезировать
.
Хочется пожелать всем коллегам, работающим с одаренными детьми,
использовать различия детей как основание для личностного развития
каждого ребенка, а для себя – как расширение возможностей интересной
педагогической работы.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
2. Солохович С.Н., Шевченко Г.И. Психологическая служба
Невинномысской гимназии № 10 ЛИК. – Невинномысск, 2003.
3. Калкаев А.А., Шевченко Г.И. Индивидуализация обучения учащихся в
гимназии жизнетворчества. – Невинномысск, 2004.
4. Рубцов В.В., Поливанова Н.И. Образовательная сфера школы как фактор
психического развития учащихся. – М., 2007.
5. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,
2007.
6. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной
школе. –
М., 1996
7.Шатковский Г.И.Развитие музыкального слуха.-М.,2010