Автор: Венера Ибрагимовна Джуккаева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №21 детский сад "Ёлочка"
Населённый пункт: Ставропольский край, г.Ессентуки
Наименование материала: Проект
Тема: Неделя здоровья
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Неделя здоровья в подготовительной группе»
(практико – ориентированный
)
Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.
Актуальность проекта.
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению
здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного
развития может только здоровый ребенок. Специально организованная досуговая
деятельность является эффективным средством формирования здоровья и выработки
правильных привычек дошкольников.
Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости,
выносливости, смелости и других качеств сильной личности. Беседы, игры по теме
помогают сформировать предпосылки к здоровому образу жизни. Продуктивная
деятельность помогает детям отобразить свои впечатления.
Цель проекта.
Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития
ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи проекта.
Оздоровительные:
1.
Формирование положительного отношения к занятиям физкультурой.
2.
Формирование элементарных знаний в области гигиены, медицины, физкультуры.
3.
Формирование у детей необходимых двигательных навыков и умений,
способствующих укреплению здоровья.
Воспитательные:
1.
С помощью физических упражнений способствовать проявлению смелости,
выносливости, терпения и уверенности в себе.
2.
Создать условия для проявления положительных эмоций.
Образовательные:
1.
Формировать и совершенствовать новые двигательные умения и навыки.
Тип проекта.
Краткосрочный (5 – 8 ноября 2013 года).
Участники проекта.
Воспитатели и дети подготовительной группы, родители.
Предполагаемый результат.
1.
Расширение знаний детей о своем здоровье.
2.
Желание заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
3.
Знакомство с ролью витаминов в жизни человека.
4.
Знакомство с причинами болезней.
5.
Знакомство с произведениями худ. литературы по теме.
6.
Знакомство со строением тела человека.
Форма работы воспитателя с детьми.
1.
Занятия познавательного цикла: физкультурные, чтение худ литературы.
2.
Занятия продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
3.
Оздоровительные процедуры: воздушные ванны, пальчиковая гимнастика,
дыхательная гимнастика, игровой самомассаж.
4.
Игровая деятельность: подвижные, дидактические, сюжетные, народные игры.
Содержание проектной деятельности
Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
I этап – подготовительный
(октябрь)
1.
Изучение понятий, касающихся темы проекта;
2.
Изучение современных нормативных документов, регламентирующих
деятельность по здоровьесбережению;
3.
Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых
мероприятий;
4.
Подготовка цикла тематических физкультурных занятий.
II этап - практический
(5 – 7 ноября)
1.
Проведение цикла тематических физкультурных занятий.
2.
Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности
с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа
жизни, организации активного отдыха в семье.
3.
Подготовка выставки детских рисунков « Мы со спортом крепко дружим»
4.
Создание коллажа «Полезные продукты на столе».
5.
Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования.
III этап - заключительный
(8 ноября)
1. Проведение спортивного праздника «Путешествие в сказку».
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
- сформированность у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни;
- осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни,
а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов
семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной
направленности);
Продукт проектной деятельности.
1.
Тематический план Недели здоровья (приложение 1).
2.
Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей подготовительной к школе
группы (приложение 4).
3.
Анкета для родителей «Растём здоровыми» (приложение 2).
4.
Картотека поговорок, пословиц и загадок о здоровье, полезных продуктах, частях
тела (приложение 5).
5.
Конспект физкультурного развлечения для детей старшего возраста «Путешествие
в сказку» (приложение 3)
6.
Выставка детских рисунков « Мы со спортом крепко дружим».
7.
Информационный материал в родительские уголки: папки–передвижки
«Подвижные игры - залог здоровья малышей», «Здоровый образ жизни
детей»(приложение 6).
8.
Коллажа «Полезные продукты на столе».
9.
Конспекты бесед с детьми « Я и мое тело», «Что такое здоровье», «Полезная
пища».
10.
Нетрадиционное физкультурное оборудование.
Методическое обеспечение проектной деятельности.
1.
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»
под редакцией Вераксы. М. «Мозаика – Синтез» 2010 г.
2.
Школа раннего развития «Как устроено мое тело» Шалаева. АСТ, 2010 г.
3.
«Методика физического воспитания детей» Глазырина. «Владос». М.,2001 г.
4.
«Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме
дня. Подготовительная к школе группа». Корнеичева. С. – Пб.
Педагогическое общество России. 2010г.
5.
«Пальчиковая гимнастика с предметами». Бачина. М.: Аркти, 2006 г.
Приложение 1.
Тематический план «Недели здоровья».
День недели
Цель
Мероприятия
Вторник
«С
физкультуро
й дружить –
эдоровым
быть!»
Формировать
понимание
необходимости
заботиться о
своем здоровье,
беречь его,
учиться быть
здоровыми и
вести здоровый
образ жизни.
Прививать
любовь к
физическим
упражнениям,
закаливанию.
Повышать
грамотность
родителей в
вопросах
Анкетирование
родителей
«Растём
здоровыми»
Беседа с детьми
«Что такое
здоровье»
Загадки и
пословицы о
спорте.
Работа в
спортивном
уголке:
рассматривание
альбома «Виды
спорта».
Д/и «Продолжи
фразу», «Кому
что нужно?»,
воспитания и
укрепления
здоровья
дошкольников.
«Кто скажет
больше слов о
мяче (клюшке,
лыжах,
велосипеде и т.
д.)».
П/и «Мой
веселый звонкий
мяч», «Коршун и
наседка»,
«Перемени
предмет», «Кто
быстрее?»
Рисование «Мы
со спортом
крепко дружим!»
Изготовление
нетрадиционного
физкультурного
оборудования (с
привлечением
родителей).
Среда
«Витамины
на столе»
Уточнить и
закрепить
знания детей о
происхождении
продуктов
питания.
Дать детям
знания о пользе
продуктов
питания.
Дать детям
элементарные
знания о пользе
витаминов, их
влиянии на
детский
организм.
Беседа «Полезная
пища».
Д/и «Откуда
продукты к нам
на стол пришли?»,
«Вредно –
полезно»,
«Съедобное –
несъедобное»,
«Дары природы».
П/и «Собери
урожай», «Найди
свой овощ»
Чтение пьесы «О
пользе
витаминов».
Загадки об
овощах и
фруктах.
С/р игра
«Магазин»
Изготовление
коллажа
«Витамины на
столе» (с
привлечением
родителей).
Четверг
Познакомить с
главными
Беседа «Мое
тело»
«Я и мое
тело»
органами
человеческого
организма
(сердце,
желудок,
лёгкие, печень).
Расширять
знания детей об
организме
человека.
Формировать
понятие, что
здоровому
организму
нужна
физкультура,
закалка,
правильное
питание.
Научить
любить себя и
свой организм.
Вызвать
желание
заботиться о
своём
организме, о
своём здоровье,
беречь своё
здоровье.
Рассматривание
иллюстраций
«Тело человека»,
«Органы
человека».
Рассматривание
портретов людей
разной
внешности.
Загадывание
загадок про части
тела.
Д/и «Зеркало»,
«Фоторобот».
С/р игра
«Больница»
Наблюдение на
прогулке «Чем
отличаемся мы от
детей младших
групп?»
Лепка «Моя
семья».
Пятница
«В сказку за
здоровьем»
Формировать
осознанное
отношение к
своему
здоровью,
понимание
значимости
гигиены,
физических
упражнений
для здоровья
человека на
примере героев
произведений
художественно
й литературы.
Воспитывать
интерес детей к
подвижным
играм разных
народов.
Чтение
художественной
литературы: К.
Чуковский
«Мойдодыр»,
«Доктор
Айболит». С.
Михалков «Про
девочку, которая
плохо кушала»,
«как Саша сама
себя вылечила».
А. Барто
«Девочка
чумазая».
Д/и «Сказочка –
указочка».
Народные п/и
«Золотые ворота»,
«Гуси – лебеди»,
«Гори – гори
Расширять
функциональн
ые
возможности
организма
детей,
обогащать
двигательные
навыки.
ясно».
Викторина
«Загадки и
отгадки».
Спортивное
развлечение
«Путешествие в
сказку».
Стихотворная пьеса « О пользе витаминов»
(действующие лица: Ведущий, Грипп, Чеснок, Яблоко, Абрикос, Лимон, Виноград)
Ведущий: Дети, будьте осторожны!
Заболеть сейчас возможно:
Полны ярости и злобы
Окружают нас микробы.
Свора целая бахилл
Поджидает тех, кто хил.
Гриппа вирусы дежурят
Свои жертвы караулят.!
Если время не терять-
Витамины пронимать-
Эта дикая орда
Не страшна нам никогда!
(появляется Грипп)
Грипп: Мне пора уж подкрепиться!
Так в кого же мне внедриться?
-Кто меня здесь дожидался,-
С витаминами не знался?
Ведущий: Объявляется тревога!
Нам уже нужна подмога!
Вызывайте витамины
Пусть болезням ставят мины!
Грипп: Ну зачем же этак злиться?
Мне лишь дайте поселиться
Хорошо и мне и вам-
Я без дров вам жар поддам!
Ведущий: Ни за что и никогда!
Витамины, все сюда!
(входят фрукты и чеснок)
Ну наваливайтесь дружно,
Вирус гриппа выгнать нужно!
Грипп: Ох, уж этот злой чеснок-
Для меня, что вилы в бок!
Остальные тоже злюки
Брать придётся ноги в руки!
Хоть от вас сейчас сбегу,
Жить без пищи не смогу!
А пока я не погиб,
Превращусь-ка в «птичий грипп»
Ведущий: Вот наглядная картина:
Грипп боится витаминов!
И от всех других болезней
Витамин всего полезней!
Чтобы быть всегда здоровым
И румяным и весёлым
Потребляй из магазинов
Все пятнадцать витаминов!
(обращается к Яблоку)
Ну-ка, Яблочко, скажи нам
В тебе сколько витаминов?
Яблоко: Если будешь мной питаться-
То узнаешь про двенадцать:
Выбирай на вкус и цвет-
Проживёшь до сотни лет.
Ведущий: (обращается к Абрикосу)
А скажи нам, Абрикос,
Отчего ты так подрос?
Абрикос: (высокого роста)
Во мне главный витамин-
Всем известный каротин.
Он любому очень просто
Без проблем добавит роста.
Ведущий: (обращается к Лимону)
Ну, а ты Лимон, что скажешь,
Удаль как свою покажешь?
Лимон: У меня ответ один:
«С»- мой главный витамин.
Со мной будете дружить
Без цинги вам жизнь прожить!
Ведущий: (обращается к винограду)
А теперь я очень рад
Слушать сочный Виноград!
Есть в тебе ли витамины?
Расскажи чем ты богат?
Виноград:
Есть полезная глюкоза,
Витамины «В» да «С».
Виноградный сок с мороза
Даст румянец на лице!
Ведущий : (обращается к Чесноку)
Вы уж видели, ребята,
Появился лишь Чеснок,
Всеми нами распроклятый-
Грипп пустился наутёк!
Что же ты ему сказал,
Чем так сильно испугал?
Чеснок: Ничего не говорил,
Фитонциды лишь пустил,
Будто стрелы – невидимки,
Гриппа сразу след простыл!
Но не только фитонциды
Испускать умею я,
Витамины разных видов
Щедро вам дарю, друзья.
Вы всегда мои найдёте
В колбасе и в холодце,
И в салатах и в котлете-
Витамины «В» и «С».
Ведущий: Нам сегодня преподали
Замечательный урок:
Витаминов часть узнали,
И какой от них нам прок,
Что найдём мы их в продуктах,
Роль которых так важна:
Ешьте овощи и фрукты-
Хворь любая не страшна!
Приложение3.
Спортивное развлечение
«Путешествие в сказку»
по мотивам сказок К.Чуковского
(для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи:
Формировать осознанное отношение к своему здоровью, понимание значимости гигиены,
физических упражнений для здоровья человека; устойчивый интерес к занятиям
физической культурой и спортом.
Воспитывать интерес детей к произведениям К. Чуковского.
Расширять функциональные возможности организма детей, обогащать двигательные
навыки.
Оборудование:
Фонограммы песен «В мире много сказок», «Если хочешь быть здоров». Костюмы для
взрослых –Мойдодыр и Айболит.
Для эстафет: 6 обручей, 4 ведра, 2 пластиковых стакана, игрушечная посуда – 6 шт.,
поролоновые мячи для игры, 2 корзины, кубики – для судей, ориентиры.
Ход.
Дети входят в зал под звучание песни «В мире много сказок» и строятся по периметру
зала.
Вед.: Все мы любим сказки - и дети, и взрослые. Со сказками у нас связаны самые добрые
воспоминания. Смелость, ловкость, смекалку, быстроту, силу проявляют герои разных
сказок. Ребята, подскажите мне, кто придумывает сказки? Назовите мне, каких писателей
– сказочников вы знаете?
(ответы детей).
Сегодня в наш день здоровья, мы с вами отправимся в путешествие по сказкам
К.И.Чуковского. Путешествовать вместе с нами будут две команды – команда доктора
Айболита и команда Мойдодыра.
Повернулись за ведущим и пошли друг за другом, побежали , а теперь пойдем тихо –
тихо –на носочках, чтобы не спугнуть сказку.
Повторяем вместе со мной шепотом :
«По щучьему велению,
по моему хотению.
Хочу очутиться в сказке К.Чуковского «Путаница».
Присели, покружились сразу в сказке очутились. (дети повторяют движения за ведущим).
Замяукали котята Ходьба по периметру зала на средних
четвереньках,
Надоело нам мяукать. прогибая спину (имитируя ходьбу кошечки).
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать.
А за ними и утята: Ходьба утиным шагом (на корточках)
Не желаем больше крякать,
Мы хотим, как лягушата,
Квакать. Дети выполняют прыжки с продвижением
вперед из положения сидя на корточках.
Свинки замяукали: Ходьба на высоких четвереньках,
Мяу-мяу! имитируя ходьбу свинок.
Кошечки захрюкали. Ходьба «кошечки».
Хрю- хрю- хрю.
Уточки заквакали: «Утиный шаг».
Ква- ква- ква.
Курочки закрякали: Ходьба с подниманием и опусканием рук,
Кря-кря-кря, согнутых в локтях .
Воробышек прискакал Прыгают с продвижением вперед как Коровой замычал :
воробьи.
Му-у-у.
Прибежал медведь Дети, бегут по кругу, изображая медведя.
И давай реветь;
Ку-ка-ре-ку.
Дети выполняют движения по ходу, подражая сказочным персонажам.
(Заходит чумазый ребенок, садится на мягкий модуль, плачет).
Вед.: Мальчик, ты почему плачешь?
Мальчик:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Вед.: Ребята, как вы думаете, из какой сказки этот неряха?
Как можно помочь мальчику?
(ответы детей).
Вед.: Наши ребята каждый день делают зарядку, умываются, моют руки и поэтому вещи
от них никогда не убегают, и они - веселые, сильные и здоровые. Сейчас они тебя
покажут, как они тренируются. К нам в гости сегодня пришли –Доктор Айболит и
Мойдодыр.(заходят доктор Айболит и Мойдодыр, здороваются с ребятами ,чумазый
мальчик прячется за ведущего- «Боюсь Мойдодыра!».)
Не нужно их бояться, они добрые. веселые и сегодня будут судить спортивные
соревнования. Судьи занимают свои места.
Команды построились для соревнований.
Вед.( обращаясь к грязнуле): « Посмотри, как наши ребята весело принимают душ.»
1.Эстафета «Прими душ» .
Ребенок бежит до обруча, надевает обруч на себя (принимает душ), передает эстафету
следующему участнику. Выигравшая команда получает кубик в корзину.
Грязнуля: Как здорово, мне понравилось, я тоже побежал умываться. (убегает).
Вед.:
Муха, муха –цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар и купила самовар!.
2.Эстафета. «Принеси воду для самовара».
Ребенок бежит с пустым стаканом до ведра с водой, набирает воду и бежит назад,
выливает воду в пустое ведро и передает стакан следующему игроку.
Выигрывает команда, которая набрала больше воды.
Вед.:
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Едут и смеются,
Пряники жуют.
Вдруг из подворотни,
Страшный великан-
Жирный и усатый - таракан.
3.Эстафета. «Пробеги тараканчиком».
Ребенок бежит на четвереньках спиной вперед, животом вверх (опираясь на руки и
ноги).
Вед.:
Тут Федорины коты,
Расфуфырили хвосты,
И помчались во всю прыть,
Чтоб посуду воротить.
Из какой это сказки?
4.Эстафета «Собери посуду». (челночный бег)
Первый ребенок бежит с одним предметом посуды, кладет в обруч и возвращается за
вторым, а потом и за третьим. Второй ребенок также по одному собирает.
Судьи –Мойдодыр и Айболит, подсчитывают кубики и подводят результаты
соревнований.
Вед.: Маленькие дети!
Ни за что на свете.
Не ходите, дети
В Африку гулять.
В Африке – акулы,
В Африке – гориллы,
В Африке большие злые крокодилы.
Будут вас кусать,
Бить и обижать.
Не ходите дети,
В Африку гулять
В Африке - разбойник,
В Африке – злодей.
В Африке ужасный Бармалей.
Подвижная игра « Бармалей».
Дети идут по кругу, держась за руки, проговаривая слова:
В лесу-лесочке,
Средь зеленых дубочков,
Звери гуляли,
опасности не знали.
Ай, Бармалей идет,
Он в неволю нас возьмет.
Звери убегайте!
В центре стоит «Бармалей», перед ним корзина с поролоновыми мячами. На окончание
слов он старается попасть мячом в ребят, в кого попал, идет к шведской стенке, где стоит
Айболит. Он дает задание:
- Повисеть, считая до 10.
- Сделать уголок.
- Сделать птичку…. После чего звери опять вступают в игру.
Вед.: Ребята, понравилось вам путешествовать по сказкам К.Чуковского?.
А сейчас с вами хочет поиграть Мойдодыр.
Мойдодыр загадывает детям загадки:
Чтобы тело чище было,
нужен нам кусочек…(мыла).
От простой воды и мыла
У микробов тает…(сила).
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам
А зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(расческа)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
кто тогда наш первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
(вода)
Берега гад озером,
Словно снег, белеют.
Захочу – и озеро
Сразу обмелеет.
(ванна)
Правильно, ребята! И вода, и мыло, и расческа помогают нам быть чистыми. А где
чистота, там здоровье!
Отгадайте еще одну загадку:
Кто в дни болезней
Всех полезней?
(доктор).
Звучит музыка для викторины здоровья , выходит доктор Айболит.
Вопросы для викторины здоровья.
Что нужно делать, чтобы никогда не болели зубы?
Что нужно делать, чтобы не болел живот?
Что нужно делать, чтобы не простужаться?
Что нужно делать, чтобы всегда быть стройным?
Что вы делаете, чтобы быть стройными и здоровыми?
Кто знает рецепт, как быть сильным, красивым, здоровым, веселым?
Кто может вспомнить и рассказать о том, что делает фигуру стройной и наоборот?
Почему нужно есть овощи и фрукты?
Как нужно ухаживать за зубами?
Что нужно для того, чтобы чистить зубы?
Какие зубные пасты вы знаете?
Что нужно есть, чтобы зубы были крепкие и здоровые?
Как нужно мыть огурец или яблоко?/теплой водой, затем полоскать проточной/.
Игра: «Много – мало». Я буду называть продукты, а вы говорите много, мало:
овощи/много/, конфеты/мало/, фрукты/много/, шоколад/мало/, соки/много/,
пирожное/мало/,пирожки/мало/.
Мойдодыр:
Запомнить нужно навсегда-
Залог здоровья – чистота!
Доктор Айболит : Мы сегодня с вами путешествовали по сказкам К. Чуковского и вместе
с этим – вспомнили и показали всем, что нужно делать, чтобы быть здоровым, сильным,
красивым – следить за чистотой. заниматься спортом, есть фрукты. овощи…
(Прощаются с детьми и уходят).
Анкета
«Растем здоровыми?»
Уважаемые родители!
Для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в детском саду нам
необходимы некоторые сведения о видах оздоровления ребенка дома. Отнеситесь к
заполнению анкеты внимательно и серьезно, ведь ее цель – укрепление здоровья вашего
малыша.
1.Фамилия, имя, отчество ребенка______________________________________________
__________________________________________________________________________
2.Как часто болеет Ваш ребенок?________________________________________________
3.Что, на Ваш взгляд, является предрасполагающими факторами для возникновения
заболевания у Вашего ребенка?________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Закаливаете ли Вы ребенка дома?_____________________________________________
5.Какие
виды
закаливания
Вы
считаете
приемлемыми
для
Вашего
малыша?
____________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6. Какие виды семейного отдыха Вы предпочитаете?_______________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
7.
Знаете
ли
Вы,
как
можно
укрепить
здоровье
Вашего
ребенка?
______________________
___________________________________________________________________________
8. Может ли детский сад оказать помощь в укреплении здоровья Вашего ребенка?
_______
9. Готовы ли Вы сотрудничать с детским садом в вопросах укрепления здоровья Вашего
ребенка?_____________________________________________________________________
КАРТОТЕКА ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК О ЗДОРОВЬЕ
Чистота - половина здоровья.
В здоровом теле - здоровый дух.
Здоровью цены нет.
Здоровья не купишь.
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
Без болезни и здоровью не рад.
Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
Самого себя лечить, только портить.
И собака знает, что травой лечатся.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле!
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Баня - мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.
Бог бы дал здоровье, а дни впереди.
Болезнь и скотину не красит.
Болен - лечись, а здоров - берегись.
Больному и золотая кровать не поможет.
Больному и киселя в рот не вотрешь.
Больному и мед горько.
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
Будь не красен, да здоров.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
В добром здоровье и хворать хорошо.
В здоровом теле - здоровый дух.
До свадьбы заживет.
Лук от семи недуг.
Верь не болезни, а врачу.
Веселому жить хочется, помирать не можется.
Врач, исцели себя самого.
Всякая болезнь идет к сердцу.
Всякая болезнь к сердцу.
Всякую болячку к себе приложи.
Вырезывать чирья да вставлять болячки.
Где больно - тут рука, а где мило - тут глаза.
Где больно-хвать-похвать, где мило - глядь-поглядь.
Где здоровье, там и красота.
Где кашель, там и хворь.
Где много лекарей, там много и больных (и недугов).
Где пиры да чаи, там и немочи.
Дай боли волю - уморит.
Дай боли волю - умрешь раньше смерти.
Дал бог здоровья, да денег нет.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все
потерял.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
До веку далеко: все заживет.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Других лечить беремся, а сами больны.
Дурака учить - что горбатого лечить.
Дух бодр, да плоть немощна.
Его и муха крылом убьет.
Еле-еле душа в теле.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Есть болезнь - есть и лекарство.
Ешь редьку - и ломтиху, и триху.
Ешь хрен едуч и будешь живуч.
Ешь, да не жирей - будешь здоровей..
И собака знает, что травой лечатся.
Играй, не отыгрывайся; лечись, не залечивайся!
Иного лекаря самого-то полечить бы.
Истома хуже смерти.
Каждому своя болезнь тяжела.
Кашель да чихота - не своя охота.
Когда б не баня, все б мы пропали.
Когда-то черт умрет, а он еще и не хворает.
Кожа-то елова, да сердце-то здорово.
Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.
Курить - здоровью вредить.
Лекарь свой карман лечит.
Лечит да в могилу мечет.
Лихорадка - не матка: треплет, не жалеет.
Лихорадка пуще мачехи оттреплет.
Лук да баня все правят.
Лук с чесноком родные братья.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Ничего не болит, а все стонет.
Одни кости да кожа.
От здоровья не лечатся.
От здоровья не лечатся.
От покрова до покрова кашлянул однова, да и говорит, что кашель.
От пролежней не наворочаешься.
Пар костей не ломит, вон души не гонит.
Пар костей не ломит.
По здоровом сынке сердце ноет, по больном вдвое.
Пока сердце не заболит, глаза не плачут.
После обеда полежи, после ужина походи.
При частой горести придут и болести.
Приехал - не здоровался, поехал - не простился.
Пришла пора драться - некогда руки лечить.
Противным лечат, а приятным часто губят.
Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.
Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
Ты мне не здорово, а я тебе не челом.
Тяжело болеть, тяжело и над больным сидеть.
Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.
Человек стареет, болезнь молодеет.
Чеснок да лук от семи недуг.
Чеснок да редька - так и на животе крепко.
Чистая вода - для хвори беда.
Чистота - залог здоровья.
.
Картотека загадок
*
*
Фрукты
,
,
Круглое румяное
.
Я расту на ветке
,
Любят меня взрослые
.
И маленькие детки
(
)
Яблоко
,
С оранжевой кожей
,
На мячик похожий
,
Но в центре не пусто
.
А сочно и вкусно
(
)
Апельсин
,
Он почти как апельсин
,
,
С толстой кожей сочный
-
Недостаток лишь один
,
.
Кислый очень очень
(
)
Лимон
Ну а это угадать
:
Очень даже просто
,
,
,
Апельсин ни дать ни взять
.
Только меньше ростом
(
)
Мандарин
И еще один я знаю
,
Удивительнейший фрукт
,
Апельсин напоминает
- ...
Называется
(
)
Грейпфрут
,
Ужин этот лучший самый
,
Рада я и Миша рад
Ведь сегодня наша мама
...
Нам купила
(
)
Виноград
,
Огурцы они как будто
,
Только связками растут
И на завтрак эти фрукты
.
Обезьянам подают
(
)
Банан
-
Отгадать не очень просто
-
Вот такой я фруктик знаю
,
Речь идет не о кокосе
,
, -
Не о груше не о сливе
,
Птица есть еще такая
- ...
Называют так же
(
)
Киви
,
Ни в полях и ни в садах
,
Ни у вас и ни у нас
А в тропических лесах
...
Вырастает
(
)
Ананас
-
Что за плод шкатулочка с
!
секретом
-
,
Семена
стекляшки на вид
,
,
все прозрачные все розового цвета
,
,
.
потрясешь как странно не звенит
(
)
Гранат
*
*
Овощи
?
?
Что за скрип Что за хруст
?
Это что ещё за куст
,
Как же быть без хруста
………….
Если я
(
)
Капуста
,
Как надела сто рубах
.
Захрустела на зубах
(
)
Капуста
,
Семьдесят одёжек
.
И все без застёжек
(
)
Капуста
,
,
Не шит не кроён
;
А весь в рубцах
,
Без счёту одёжек
.
А все без застёжек
(
)
Кочан капусты
Стоит Матрёшка
,
На одной ножке
,
.
Закутана запутана
(
)
Капуста
,
Не книжка
.
А с листьями
(
)
Капуста
–
Лоскуток на лоскутке
,
Зелёные заплатки
Целый день на животе
.
Нежится на грядке
(
)
Капуста
,
Уродилась я на славу
,
.
Голова бела кудрява
–
Кто любит щи
.
Меня в них ищи
(
)
Капуста
,
Расселась барыня на грядке
.
Одета в шумные шелка
Мы для неё готовим кадки
.
И крупной соли полмешка
(
)
Капуста
,
И зелен и густ
.
На грядке вырос куст
:
Покопай немножко
……………
Под кустом
(
)
Картошка
,
,
Неказиста шишковата
,
А придёт на стол она
:
Скажут весело ребята
«
,
,
!»
Ну рассыпчата вкусна
(
)
Картошка
,
,
Сидит дед в шубу одет
,
Кто его раздевает
.
Тот слёзы проливает
(
)
Лук
,
Прежде чем его мы съели
.
Все наплакаться успели
(
)
Лук
,
Заставит плакать всех вокруг
,
………….
Хоть он и не драчун а
(
)
Лук
:
Пришла Таня в жёлтом сарафане
,
Стали Таню раздевать
.
Давай плакать и рыдать
(
)
Луковица
Скинули с Егорушки
–
Золотые пёрышки
Заставили Егорушка
.
Плакать и без горюшка
(
)
Лук
,
Сидит баба на грядках
;
Вся в заплатках
,
Кто взглянет
.
Тот заплачет
(
)
Луковица
,
Сидит красная девица в темнице
.
А коса на улице
(
)
Морковь
,
,
Сладкая красная
.
На грядке растёт
(
)
Морковь
,
Красный нос в землю врос
,
А зелёный хвост не нужен
.
Нужен только красный нос
(
)
Морковь
За кудрявый хохолок
.
Лису из норки поволок
–
,
На ощупь
очень гладкая
–
.
На вкус
как сахар
(
)
Морковь
,
Расту в земле на грядке я
,
,
.
Красная длинная сладкая
(
)
Морковь
,
Лежит меж грядок
.
Зелен и сладок
(
)
Огурец
.
Полон хлевец белых овец
(
)
Огурец
Наши поросятки
,
Выросли на грядке
,
К солнышку бочком
.
Хвостики крючком
Эти поросятки
.
Играют с нами в прятки
(
)
Огурцы
,
Без окон без дверей
.
Полна горница людей
(
)
Огурец
,
На грядке длинный и зелёный
.
А в кадке жёлтый и солёный
(
)
Огурец
Как на нашей грядке
–
Выросли загадки
,
Сочные да крупные
.
Вот такие круглые
,
Летом зеленеют
.
К осени краснеют
(
)
Помидоры
,
,
Кругла а не месяц
,
,
Желта а не масло
,
,
Сладка а не сахар
,
.
С хвостом а не мышь
(
)
Репка
,
,
Круглый бок жёлтый бок
.
Сидит на грядке колобок
.
Врос в землю крепко
?
Что же это
(
)
Репка
–
,
В землю блошкой
–
.
Из земли
лепёшкой
(
)
Репа
,
Кругла да гладка
–
,
Откусишь
сладка
Засела крепко
…………
На грядке
(
)
Репка
,
,
Щёки розовые нос белый
.
В темноте сижу день целый
,
А рубашка зелена
.
Вся на солнышке она
(
)
Редиска
,
Вверху зелено
,
Внизу красно
.
В землю вросло
(
)
Свёкла
,
Хотя я сахарной зовусь
,
Но от дождя я не размокла
,
,
Крупна кругла
.
Сладка на вкус
?
…………
Узнали вы Я
(
)
Свёкла
,
Золотая голова
,
.
Велика тяжела
Золотая голова
.
Отдохнуть прилегла
,
Голова велика
.
Только шея тонка
(
)
Тыква
,
Маленький
,
Горький
.
Луку брат
(
)
Чеснок
*
*
Ягоды
,
Сижу на тереме
,
,
Мала как мышь
,
,
Красна как кровь
,
.
Вкусна как мёд
(
)
Вишня
На припёке у пеньков
.
Много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелёк
.
Держит алый огонёк
–
Разгибаем стебельки
.
Собираем огоньки
(
)
Земляника
На лесной поляне
:
Красуется Татьяна
,
Алый сарафан
.
Белые крапинки
(
)
Земляника
Растёт в траве Алёнка
.
В красной рубашонке
,
Кто ни пройдёт
.
Всяк поклон отдаёт
(
)
Земляника
Я капелька лета
.
На тоненькой ножке
Плетут для меня
.
Кузовки и лукошки
,
Кто любит меня
.
Тот и рад поклониться
А имя дала мне
.
Родная землица
(
)
Земляника
–
,
В сенокос
горька
–
,
А в мороз
сладка
?
Что за ягодка
(
)
Калина
,
Две сестры летом зелены
,
К осени одна краснеет
.
Другая чернеет
(
Красная и чёрная
)
смородины
,
,
Низок да колюч
,
.
Сладок да не пахуч
–
Ягоды сорвёшь
.
Всю руку обдерёшь
(
)
Крыжовник
Красненька Матрёшка
.
Беленько сердечко
(
)
Малина
Снесли птички
,
Синенькие яички
:
Развесили по дереву
,
Скорлупка мяконька
,
Белок сладенький
-
.
А желто костяной
(
)
Слива
,
На сучках висят шары
.
Посинели от жары
(
)
Слива
,
Было зелёное платье атласное
,
,
Нет не понравилось выбрала
,
красное
–
Но надоело также и это
.
Платье надела синего цвета
(
)
Слива
,
Синий мундир
,
Белая подкладка
–
.
В середине
сладко
(
)
Слива
,
Сидит рядом с нами
.
Смотрит чёрными глазами
,
,
Черна сладка мала
.
И ребяткам мила
(
)
Черника
Спорт
Лента, мяч, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам... (гимнастика)
Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы... (футбол)
Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота - через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в... (волейболе)
Очень трудно жарким летом
Пробежать его атлетам,
Много долгих километров
Пролететь быстрее ветра.
Путь нелегок, назван он
Древним словом... (марафон)
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это... (баскетбол)
Я смотрю - у чемпиона
Штанга весом в четверть тонны.
Я хочу таким же стать,
Чтоб сестренку защищать!
Буду я теперь в квартире
Поднимать большие... (гири)
Две дощечки на ногах
И две палочки в руках.
Если мы дощечки смажем -
Снежный экстра-класс покажем!
Зимние рекорды ближе
Тем, кто очень любит...(лыжи)
На Олимпе в древнем мире
Греки поднимали гири,
Состязались в беге, силе,
Тяжести переносили.
И дарила им награды
Летняя... (олимпиада)
Мы не только летом рады
Встретиться с олимпиадой.
Можем видеть лишь зимой
Слалом, биатлон, бобслей,
На площадке ледяной -
Увлекательный... (хоккей)
И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы - фигурные... (коньки)
По воротам бьет ловкач,
Плавая, бросает мяч.
А вода здесь вместо пола,
Значит, это... (ватерполо)
В честной драке я не струшу,
Защищу двоих сестер.
Бью на тренировке грушу,
Потому что я... (боксер)
Посмотрите, я пловец!
Молодец и удалец!
И в бассейне я король -
Я владею стилем... (кроль)
Говорит на пляже друг:
"В море мне не нужен круг!
Что мне надувной матрас?
Я владею стилем... (брасс)"
Я слыву с недавних пор
Очень смелым малым.
Без лыжни съезжаю с гор,
Обожаю... (слалом)
Вот спортсмены на коньках
Упражняются в прыжках.
И сверкает лед искристо.
Те спортсмены - ... (фигуристы)
Тело человека
Стоят два кола,
На колах — бочка,
На бочке — кочка,
На кочке — лес дремучий.
(Человек)
Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
(Зубы)
Между двух светил я в середине.
(Нос)
Красные двери
В пещере моей.
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо,и хлеб -
Всю добычу мою
Я с радостью
Белым зверям отдаю.
(Рот, зубы)
Белые силачи
Рубят калачи,
А красный говорун
Новые подкладывает.
(Зубы, язык)
Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)
Пять братьев:
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)
У Петьки — картошкой,
У Марьюшки — уточкой.
(Нос)
У двух матерей
По пяти сыновей,
И одно имя всем.
(Рука и пальцы)
Пять братьев, —
Годами равны,
А ростом — разные.
(Пальцы)
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)
У Алешки – копной,
У Аленки – волной.
(Волосы)
Рассыпались песчинки
На щечках у Маринки.
(Веснушки)
Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
(Нос)
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Веки и глаза)
Два близнеца — два братца,
На нос верхом садятся,
Сами верхом, а ноги — за ушами.
(Глаза)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)
Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак, — говорят.
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка!
(Пальцы)
Полно корыто
Гусей-лебедей намыто.
(Зубы)
Тридцать два молотят,
А один поворачивает.
(Язык и зубы)
Один говорит, двое глядят, двое
слушают.
(Язык, глаза и уши)
Не сеют, не сажают – сами вырастают.
(Волосы)
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле
(Ушки)
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны Нашей Оле
(Ручки)
Пять братьев -
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны Нашей Оле
(Зубки)
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)
Всю жизнь друг друга догоняют,
а обогнать не могут.
(Ноги)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)
Полон хлевец Белых овец.
(Рот и зубы)
Что за обедом всего нужнее?
(Рот)
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердце)
Ношу их много лет,
А счету им не знаю.
(Волосы)
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)
Приложение 6.
Подвижный образ жизни – залог детского здоровья
Видеть своего ребёнка счастливым и здоровым хотят все родители, однако не многие из них
знают, как этого добиться. Сегодня в эру компьютеризации дети всё больше времени проводят за
играми и просмотрами фильмов, что негативно влияет на их физическое развитие. Как результат –
ожирение и прочие заболевания, от которых довольно сложно вылечиться. Что же делать
родителям, чтобы уберечь своё чадо от гиподинамии и сопутствующих ей болезнях?
Самое главное условие здорового роста детского организма – это активный образ жизни. Если вы
стали замечать, что ребёнок не на шутку увлекся компьютерными играми и большую часть своего
свободного времени проводит за монитором или телевизором, то срочно переориентируйте его на
тот или иной вид спорта или подвижных игр. Очень полезно купить ребёнку велосипед.
Современные детские велосипеды как нельзя лучше подходят для подрастающего поколения
разных возрастов, учитывая эргономические и физиологические особенности каждой категории
детей и подростков. Подберите правильный велосипед – и ваш ребёнок будет проводить время за
полезным для здоровья занятием на свежем воздухе, а не портить глаза и осанку, часами
просиживая у компьютера в душной комнате.
Многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребёнка идти на улицу, чтобы развеяться
и отвлечься от цифровых электронных благ цивилизации. Если ребёнок наотрез отказывается
гулять с друзьями, кататься на велосипеде или съездить к бабушке на дачу, то не нужно пытаться
заставить его делать это насильно, поскольку такой подход вызовет диаметрально
противоположный эффект – ребёнок наверняка встанет в позу и из принципа не станет делать то,
что велят ему родители. Лучше поступить как взрослые мудрые люди и найти нужную мотивацию
для ребёнка. К примеру, пообещайте записать его на кружок по его любимому занятию или
предложите купить давно ожидаемую обновку. Словом, нужно вызвать у ребёнка
заинтересованность, а потом он сам почувствует вкус времяпрепровождения на свежем воздухе и
мотивация больше не потребуется.
Таким образом, здоровые дети – это активные дети. Родители должны приложить максимум
усилий, чтобы приобщить своё чадо к активному образу жизни. Нужно свести компьютерные
игры и просмотр телевизора к минимуму, мотивируя ребёнка проводить больше времени на улице
в активных играх и спорте. Полезно приобрести ребёнку велосипед, который не только станет его
лучшим другом и верным товарищем, но и сделает неоценимый вклад в здоровое развитие
детского организма.
Здоровый образ жизни детей
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что
для нас важнее - их физическое состояние или обучение (то обучение, какое мы имеем сейчас)»
Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый
нищий счастливее больного короля».
Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам,
родителям,. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации
здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%.
Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может семья.
Воспитатели следят за осанкой, проводят физкультминутки, дают информации о здоровье. Но
этого всего очень мало. Здоровый образ жизни формируется в семье. Каждый родитель хочет
видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать,
чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой
гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического
здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к
людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь
тем, кто в ней нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье.
Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух»
Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования
полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок
значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы
поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот
почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему
здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. «Дети – зеркало души» - говорят в
народе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для
организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и
маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важных – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в
доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать
приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех
семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей злоупотребляет спиртными напитками, где царит
культ насилия и грубости.
Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть
вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход
мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы
вовремя предотвратить их.
Третье условие – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет
недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны
спецкомплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил,
соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими
членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и
соблюдение правил личной гигиены.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и
за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих
факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.
Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме.
Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его семье. Грязь,
несвежий воздух, непродуманный интерьер – это, к сожалению, достаточно широко
распространенные явления. Между тем в доме необходимо создать и поддержать среду,
удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить
наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку,
проветривать комнаты, недаром говорят: «Чистота – залог здоровья». Сколько интересных дел,
способствующих гармоничному формированию души и тела ждет детей вне дома.
Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует позитивное
отношение к природе. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников,
деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними
животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания,
стремление придти на помощь, гордость за добрый поступок.
Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда
пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой – лыжными. Это позволяет чаще
менять маршруты, расширять представление детей о своем крае. Однако не следует забывать о
том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как
показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются
именно прогулки с родителями на природу.
Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия,
они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка
не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.
Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и
благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ
Тема недели: Здоровейка. ЗОЖ. Спорт
Конспект по рисованию в подготовительной группе на тему: «Спортивный зал. Спортсмен»
Задачи. Учить детей рисовать фигуру человека – спортсмена. Продолжать учить передавать
разнообразные движения человека (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.) в разных
видах спорта: (бег, прыжки, элементы борьбы, гимнастика, лыжная ходьба, фигурное катание)
Отображать в рисунке спортивный инвентарь, характерный для того или иного вида спорта.
Анализировать особенности фигуры человека, соотносить по величине и пропорциям, как части
одной фигуры. Развивать технические навыки раскрашивания - штриховки.
Предварительная работа. Беседа о спортивных играх и соревнованиях. Рассматривание
иллюстраций, фотографий спортсменов.
Материалы, инструменты, оборудование. Бумага белого цвета (альбомный формат, цветные и
простые карандаши). Комплект карточек со схематичным изображением человека в разных позах.
Картинки с изображение спортсменов.
Ход НОД:
1. Вводная часть. Воспитатель загадывает загадку про спорт:
- Кто гантели поднимает,
Дальше всех ядро бросает?
Быстро бегает,
Метко стреляет,
Как одним словом
Их всех называют?
(Спортсмены)
- Какие виды спорта вы знаете? (дети перечисляют… Видов спорта очень много: это плавание,
прыжки, бег, борьба, теннис, хоккей, футбол, баскетбол, гольф, волейбол, метание, спортивная
гимнастика)
- Зачем люди занимаются спортом? (Чтобы быть сильными, ловкими, крепкими, здоровыми)
Отгадайте загадки:
- Кто бежит во весь опор,
Чтоб быстрей побить рекорд?
(Спортсмен-легкоатлет)
- Мы не только летом рады
Встретиться с олимпиадой.
Можем видеть лишь зимой
Слалом, биатлон, бобслей,
На площадке ледяной -
Увлекательный.
(хоккей)
-Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы.
(футбол)
-На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется
(Фигурное катание)
-По зимней дороге бегут налегке
Спортсмены на лыжах с винтовкой в руке.
До финиша скоро, фанаты кругом,
Любимый вид спорта смотрю —.
(биатлон)
-Турнир идёт. Турнир в разгаре.
Играем мы с Андреем в паре.
На корт выходим мы вдвоём.
Ракетками мы мячик бьём.
А против нас — Андрэ и Дэнис.
Во что играем с ними?
В…. (Теннис)
-А, вы, хотели бы стать спортсменами? (Спросить несколько человек, каким видом спорта они
хотели бы заниматься)
- Какие спортивные снаряды, атрибуты, элементы одежды и обуви необходимы для разных видов
спорта?
- Какие соревнования проводятся, что делают спортсмены во время состязаний?
Затем педагог раздаёт детям карточки со схематическим изображением человечков в движении
(бежит на лыжах, на коньках, с футбольным мячом, скачет на лошади, стреляет из ружья в
мишень, играет в теннис, борется с противником) и предлагает принять такие же позы -
желательно в парах. Дети поочерёдно выполняют упражнение, остальные в это время наблюдают
за движениями и позами. В ходе игры взрослый обращает внимание детей на положение рук и ног,
просит описать позу словами, чтобы уточнить наблюдения.
2. Основная часть. Практическая деятельность.
Педагог предлагает всем детям нарисовать себя занимающимся, каким - либо видом спорта. Дети
ещё раз вспоминают и распределяют виды упражнений, самостоятельно ищут способы передачи
движения, обдумывают свои замыслы, выбирают необходимые материалы и начинают создавать
картины. Воспитатель помогает конкретными советами, вопросами, пояснениями.
3. Итог.
В конце занятия устраивается экспресс-выставка «Я будущий спортсмен». Воспитатель
показывает рисунки и читает детям стихотворения о разных видах спорта, прилагая
соответствующий рисунок
Конспект НОД по рисованию «Витамины для здоровья»
Цель: Расширить знания детей о витаминах и витаминосодержащих продуктах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.
Задачи:
учить детей различать витаминосодержащие продукты;
объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении витаминов для здоровья человека;
помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной , но и полезно;
развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.
Предварительная работа: беседа с детьми о здоровье; подготовка слайдов; подготовка рабочих листов.
Материал: цветные карандаши, рабочие листы, листы бумаги для рисования.
Воспитатель:Ребята, нам прислали письмо. Давайте я его вам прочитаю: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша. У меня случилась
беда, я заболела. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старалась, ела все только вкусное: чипсы, конфеты, пила
газировку. Но, к сожалению, мне становится все хуже и хуже, а вчера, меня положили в больницу. Ребята, помогите, мне,
пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть?»Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем надо питаться, чтобы расти
крепкими и здоровыми, и подойдут ли для этого наши любимые конфеты и чипсы?
Дети: Сладкое и пепси-кола вредят нашим зубам, могут вызвать аллергию.Газированные напитки могут стать причиной плохого сна и
даже плохих оценок в школе.Воспитатель: А какие же продукты мы называем полезными?Дети: Самыми полезными для здоровья
человека являются фрукты и овощи.Воспитатель: Организму человека нужны разные продукты. Особенно полезны сырые овощи,
фрукты и ягоды, так как это огромный клад всевозможных витаминов и минералов! Употребляя их каждый день, человек всегда
выглядит жизнерадостным и счастливым!Если человек будет редко употреблять такие продукты в пищу, то он начнет чувствовать
недомогание, станет быстро уставать, потеряет аппетит и заболеет. Это и произошло с нашей Машей, она ела только сладкое, чипсы и
газировку, поэтому и заболела.
Послушайте, какой стихотворение я знаю о витаминах .
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А,В,С.
Как вы думаете, что будет с человеком ,если питаться одними сладостями? (Ответы детей)
- Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их
постоянно употребляет ,как правило ,бывает хорошее, бодрое настроение ,гладкая кожа, изящная фигура.
- А вот конфеты, шоколад ,мороженое, особенно в больших количествах ,очень вредны для здоровья.
- Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако, необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть
крепким, здоровым и быстро расти.
Послушайте стихотворение о пользе витаминов .
Витамин А
Помни истину простую –
Лучше видит только тот ,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Витамин В
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Витамин Д
Рыбий жир всего полезней ,
Хоть противный – надо пить
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить!
Витамин С
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Ты попробуй-ка решить не хитрую задачку:
Что полезнее жевать – репку или жвачку?
- Ребята, как вы думаете, что полезнее? После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали
репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.
- Прослушав эти стихи мы можем сказать в каких продуктах содержаться витамины А,В,С,Д.
Витамин А содержится в продуктах питания : свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа,
сельдерей.
Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах -
баранина, говядина, крабы, моллюски.
Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.
Витамин Д – рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло.
Физкультминутка "Обжора"
Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)
Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)
Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)
Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)
Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)
И в брюхо бедного направил (Погладить живот)
Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)
Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Цвет фруктов и овощей», я называю цвет, а вы – фрукты или овощи такого цвета,
который я назвала, и наоборот. Например, красный – это…(ответ: помидор).Красный – (помидор, яблоко);синий – (баклажан);зеленый
– (капуста, огурец, кабачок, груша);желтый – (яблоко, помидор, лимон);морковь – (оранжевая);кабачок – (зеленый);свекла –
(красная);чеснок – (белый);репа – (желтая);оранжевый – (мандарин, апельсин, морковь).Воспитатель: А вот еще загадка, какие фрукты,
ягоды или овощи могут быть разноцветными?Ответы:Яблоко – (красное, зеленое, желтое).Перец – (зеленый, красный, желтый).Малина
– (красная, белая, желтая).Смородина – (красная, черная, белая)Воспитатель: Вы уже многое знаете о полезных продуктах, о важности
витаминов. Ребята, предлагаю не терять времени даром и нарисовать все те продукты, которые помогут Маше быстрее выздороветь и
вернуться домой, к своим друзьям.Ребята, во время работы будьте аккуратными, помните, что продукты, богатые витаминами, не
только вкусные, полезные, но и очень красивые.
Дети рисую продукты.
Итог. Ребята, какие вы узнали полезные продукты? (Ответы детей) Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет
болеть, рисунки мы положим в конверт, подпишем его и отправим. Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким!
детельства для педагогов и воспитателей
Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе: «Где спряталось наше здоровье?»
Образовательные области –(Познание, Коммуникация, Социализация, безопасность).
Цель: Выполнить коллективную аппликацию «Ваза с фруктами» ,и создание условий, которые
помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, радостным и счастливым.
Задачи:
образовательные: - учить детей вести здоровый образ жизни;
- отрабатывать понимание значимости здоровья и необходимости работать над ним на протяжении
всей жизни;
развивающие: - развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни;
- развивать мелкую моторику;
- координировать речь детей;
воспитательные: - воспитание культуры здоровья дошкольников, становление осознанного
отношения ребенка к здоровью и жизни человека;
- воспитывать аккуратность при работе с клеем;
здоровьесберегающие: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
Оборудование: ; солнце; шкатулка с лучами - способы укрепления здоровья; корзина здоровья с
предметами (расческа, зубная щетка, мыло, полотенце, шаблоны фруктов, гофрированная бумага,
клей.
Организационный компонент.
Ход НОД.
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними.
Я говорю вам здравствуйте ,что лучшее из слов!
Если скажешь, здравствуй, значит… (будь здоров!)
Воспитатель:
Дети, а что такое здоровье? (ответы детей)
Ребенок:
Здоровье — это же бесценный дар,
Который при рожденье тебе дан.
Его всегда оберегай,
И способами всеми укрепляй.
Воспитатель: послушайте легенду о здоровье.
«Давным- давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и
заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек, один из Богов
сказал: «Человек должен быть сильным».
Другой сказал: «Человек должен быть умным».
Третий сказал: «Человек должен быть здоровым».
Но один Бог сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они
спрятать главное, что есть у человека - здоровье. Стали думать- решать - куда бы его спрятать?
Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - на высокие горы.
А один из Богов предложил: «Здоровье надо спрятать в другое место».
Куда же спрятали боги здоровье вы мне скажете в конце занятия.
Так живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье,
да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов!
Что же нужно сделать ,чтобы сберечь этот дар. В этом нам поможет
шкатулка здоровья.
Давайте откроем нашу шкатулку и вспомним способы укрепления и оберегания здоровья. А
помогать нам будет наше солнышко. А чтобы оно лучше нас согревало, мы будем добавлять ему
лучики здоровья. (Вынимаю поочередно лучики здоровья, с элементами моделирования).
Карточка №1. (К.Г.Н.)
Это нам совсем не ново,
Это нам давно знакомо
Кто откроет мне секрет,
Спрятан здесь, какой совет?
Дети: Этот лучик говорит, что нужно соблюдать гигиену.
Корзина здоровья.
Воспитатель:
В этой корзине наши друзья!
Свой день начинать, без них нам нельзя.
Они всегда нам рады служить,
Но их ни кому нельзя одолжить.
Иметь должен каждый индивидуально,
Иначе здоровье сберечь не реально.
Дети отгадывают загадки и перечисляют предметы личной гигиены.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
Целых двадцать зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)
Пластмассовая спинка,
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька.
Все намокло, все измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце)
Воспитатель:
Почему их нельзя никому одолжить?
С гигиеной ты дружи,
Своим здоровьем дорожи!
Карточка №2 (Воздух)
Воспитатель: А сейчас мы вспомним, как называется следующий лучик нашего здоровья. Я знаю,
что человек может прожить без еды - 5 недель,
без воды - 5 дней, а без этого (воздуха) - не больше 5 минут.
- Что же это?
- Дети: Это воздух.
Воспитатель:
- Каким воздухом нужно дышать, чтобы быть здоровым?
- Приведите примеры, какой воздух приносит вред человеку?
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит гости, я, и вы.
Карточка №3. (Двигательная деятельность)
Кто откроет мне секрет,
Спрятан здесь, какой совет?
- А почему со спортом нужно дружить?
- От спорта польза будет,
Здоровье всем прибудет!
Воспитатель:
В мире нет рецепта лучше,
Будь со спортом неразлучен.
Очень важен спорт для всех.
Он – здоровье и успех.
Физминутка.
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)
И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)
Карточка№4. (Модель часов)
Воспитатель: Ну а здесь совет, каков,
Вижу я модель часов?
- Дети, как вы думаете, зачем нам нужны часы?(суждение детей)
Воспитатель: Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы соблюдать режим.
Он помогает быть дисциплинированным, помогает укреплять здоровье.
Чтоб здоровье сохранить, (Ребенок)
Организм свой укрепить,
Знает каждая семья,
Должен быть режим у дня.
О правилах таких?
Карточка №5. (Здоровое питание)
Воспитатель: Чтоб здоровым остаться,
Нужно дети…? (правильно питаться).
Воспитатель:
Ребята давайте попробуем сочинить рифмы к словам, я читаю, а вы продолжайте.
Чтобы детям развиваться, нужно правильно питаться!
Кушай овощи и фрукты, натуральные продукты!
Чтобы жить здоровым дольше, кушай фруктов ты побольше.
Если ты не хочешь супа - поступаешь очень глупо.
Всем полезны помидорочки, и чеснок на хлебной корочке.
Ешь конфеты и печенье, лишь чуть - чуть, для настроения.
Пополни кальций свой дружок, съешь на завтрак творожок.
Чтобы силы накопить, обед компотиком лучше запить.
И теперь команда наша, пьет кефир и простоквашу.
Не повторяйте блюда те же, твое меню должно быть свежим.
Будешь с чипсами дружить, силачом тебе не быть.
Меньше ешь плохих продуктов, больше кушай свежих фруктов.
Воспитатель:
ребята запомните народную мудрость:
- «Не всякая еда нужна для живота».
А знаете ли вы , что нужно есть много фруктов, они заменяют таблетки из аптеки.
Как вы думаете, почему?
Дети: во фруктах есть витамины.
Воспитатель: Для чего нужны витамины?
Дети: Они нужны для того, чтобы укреплялся наш организм, чтобы было крепкое здоровье.
Воспитатель: Правильно, витамины укрепляют весь наш организм, организму легче справиться с
всякими болезнями. А когда организм здоровый и крепкий, не будет болеть голова, руки, ушки.
Витамины всем нужны, тем они и хороши!
Воспитатель: Сегодня мы выполним с вами коллективную аппликацию «Ваза с фруктами»
Но сначала я хочу узнать какие фрукты вы знаете?
Я буду загадывать вам загадки ,а вы внимательно слушайте, и те ребята у кого этот фрукт
находится на столе , поднимите его и назовите.
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
Ответ (Груша)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет ...
Ответ (Банан)
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
Ответ (Апельсин)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ...
Ответ (Лимон)
Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
Ответ (Яблоко)
Он на юге вырастал
В гроздь плоды свои собрал.
А суровою зимой
Придет изюмом к нам домой. (виноград)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? ..
Ответ (Арбуз)
Воспитатель:
Вам нужно заполнить фрукты из картона, шариками скатанными из гофрированной бумаги .Цвет
нужно подобрать индивидуально к каждому фрукту. Для этого, возьмите в руки квадратики из
гофрированной бумаги и скрутите их в маленькие шарики. Наклейте шарики на картон в виде
фрукта, и принести свой фрукт в общую корзину.
Песенки Алины Кукушкиной «Зарядка», «Умывание», «Песенка про витамины»
Итог:
Воспитатель: - Сегодня мы говорили о здоровье, о том ,что нужно его оберегать.
Куда же всё-таки боги спрятали здоровье ?Где оно находится?
Дети: Здоровье находится в человеке.
Воспитатель: Назовите способы укрепления здоровья.
Дети:
1.Соблюдение гигиены.
2.Воздух.
3.Двигательная активность
4.Режим.
5. Здоровое питание.
Я вам подарю каждому ваше солнышко, чтобы вы всегда помнили, из чего складывается наше
здоровье. Берегите его!
А гостям мы на прощанье
Скажем дружно: «До свиданья! »
Пожелаем не болеть,
Своё здоровье беречь