"Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС"
Автор: Чумакова Екатерина Михайловна Должность: преподаватель иностранного языка Учебное заведение: ОГАПОУ "СТАРООСКОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ" Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область Наименование материала: доклад Тема: "Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС" Раздел: среднее профессиональное
Подготовил:
преподаватель иностранного языка
Чумакова Е.М.
Старый Оскол
2016 г.
1
Главной
особенностью
федеральных
государственных
образовательных
стандартов общего образования является их деятельностный характер, который
ставит
главной
задачей
развитие
личности
обучающегося.
Современное
образование отказывается от традиционного представления результатов обучения
в виде знаний, умений и навыков, столь укоренившегося в сознании педагогов с
многолетнем опытом работы. Формулировки же ФГОС указывают на реальные
виды
деятельности,
а
обучение
предполагает
формирование
у
обучающихся
универсальных учебных действий.
В условиях внедрения ФГОС, обучающийся из присутствующего и пассивно
исполняющего
указания
преподавателя
на
уроке
традиционного
типа, теперь
становится его главным деятелем и творцом. В основе урока современного типа
лежит принцип системно - деятельностного подход. Преподаватель же призван
осуществлять
скрытое
управление
процессом
обучения.
Еще
К.Д.
Ушинский
писал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Именно
к этому мы и пришли в настоящий момент. Урок, соответствующий требованиям
ФГОС, предполагает активную позицию и непрерывную деятельность самого
обучающегося, а не монолог педагога. Так, приведенная ниже таблица показывает,
что основное различие между традиционным и современным уроком заключается
в деятельности педагога и учащихся.
Тр ебо ва н и я
к
уроку
Традиционный урок
Урок,
соответс тв у ю щ ий
требованиям ФГОС
Объявление темы
урока
Преподаватель
сообщает
обучающимся
Ф о р м у л и р у ю т
с а м и
обучающиеся
(преподаватель
п од вод и т
о бу ч а ющ и хс я
к
осознанию темы)
Сообщение целей
и задач урока
Преподаватель
формулирует
и
сообщает
о б у ч а ю щ и м с я ,
ч е м у
Ф о р м у л и р у ю т
с а м и
о бу ч а ю щ и е с я ,
о п р е д е л и в
границы
знания
и
незнания
2
должны научиться
( п р е п од а в ат е л ь
п о д в о д и т
обучающихся
к
о сознанию
целей и задач)
Планирование
Преподаватель
сообщает
о бу ч а ю щ и м с я ,
к а к у ю
р а б о т у
о н и
д о л ж н ы
выполнить,
чтобы
достичь
цели
Планирование
обучающимися
с п о с о б о в
д о с т и ж е н и я
н а м е ч е н н о й
ц е л и
( п р е п од а ват е л ь
п о м о г а е т,
советует)
Практическая
деятельность
обучающихся
П о д
р у к о в о д с т в о м
преподавателя
обучающиеся
выполняют
ряд
практических
задач
( ч а щ е
п р и м е н я е т с я
ф р о н т а л ь н ы й
м е т о д
организации деятельности)
Обучающиеся
осуществляют
у ч е б н ы е
д е й с т в и я
п о
н а м е ч е н н о м у
п л а н у
( п р и м е н я е т с я
г р у п п о в о й ,
индивидуальный
м е т од ы ) ,
преподаватель консультирует
Осуществление
контроля
Преподаватель
осуществляет
контроль
за
выполнением
обучающимися
практической работы
Обучающиеся
осуществляют
контроль
(применяются
формы
самоконтроля, взаимоконтроля),
преподаватель консультирует
Осуществление
коррекции
Преподаватель
в
ход е
выполнения
и
по
итогам
в ы п о л н е н н о й
р а б о т ы
обучающимися
осуществляет коррекцию
Обучающиеся
формулируют
затруднения
и
осуществляют
коррекцию
само стоятельно,
преподаватель
консультирует,
советует, помогает
Оценивание
обучающихся
Преподаватель
осуществляет
оценивание
работы
обучающихся
на
уроке
Обучающиеся
дают
оценку
деятельности по её результатам
( с а м о о ц е н ка ,
о ц е н и в а н и е
ре зульт атов
д е я т е л ь н о с т и
3
товарищей),
преподаватель
консультирует
Итог урока
Преподаватель
выясняет
у
обучающихся,
что
они
запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее
задание
Преподаватель объявляет и
комментирует
(чаще
–
задание одно для всех)
Обучающиеся
могут
выбирать
задание
из
п р едл оже н н ы х
препод авателем
с
у ч ё т о м
индивидуальных возможностей
Важнейшей задачей современной
системы
образования
я в л я е т с я
формирование у обучащихся совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных
знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Требования к современному уроку выглядят примерно таким образом:
Т р е б о в а н и я
к
уроку
Урок современного типа
Универсальные
учебные действия
Объявление
темы
урока
Формулируют сами обучающиеся
( п р е п о д а в а т е л ь
п о д в о д и т
обучающихся к осознанию темы)
Познавательные,
общеучебные,
коммуникативные
Сообщение
целей
и задач урока
Формулируют сами обучающиеся,
определив
границы
знания
и
незнания (преподаватель подводит
обучающихся к осознанию целей и
задач)
Регулятивные
целеполагания,
коммуникативные
Планирование
Планирование
обучающимися
способов достижения намеченной
цели
(преподаватель
помогает,
Регулятивные
планирования
4
советует)
Практическая
деятельность
обучающихся
Обучающиеся
о суще ствляют
учебные действия по намеченному
плану
(применяется
групповой,
индивидуальный методы)
(преподаватель консультирует)
Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
Осуществление
контроля
Обучающиеся
о суще ствляют
контроль
(применяются
формы
самоконтроля, взаимоконтроля)
(преподаватель консультирует)
Регулятивные
контроля
(самоконтроля),
коммуникативные
Осуществление
коррекции
Обучающие ся
фо рм ул и ру ют
затруднения
и
осуществляют
коррекцию самостоятельно
(преподаватель
консультирует,
советует, помогает)
Коммуникативные,
регулятивные коррекции
Оценивание
обучающихся
Обуч ающие ся
д ают
о ц е н к у
деятельности
по
её
результатам
(самооценивание,
оценивание
р е з ул ь т а т о в
д е я т е л ь н о с т и
товарищей)
(преподаватель консультирует)
Регулятивные
оценивания
(самооценки),
коммуникативные
Итог урока
Проводится рефлексия
Регулятивные
саморегуляции,
коммуникативные
Домашнее задание
Обучающиеся
могут
выбирать
з а д а н и е
и з
п р е д л о ж е н н ы х
п р е п о д а в а т е л е м
с
у ч ё т о м
индивидуальных возможностей
Познавательные,
регулятивные
5
Хотелось бы заострить внимание на том, что с целью формирования УУД в
контексте обучения иностранным языкам необходимо учитывать, что в процессе
обучения учащиеся должны найти ответы на следующие вопросы:
«Зачем я учу иностранный язык?»
«Зачем я выполняю то или иное задание на уроке (читаю, пишу,
слушаю, составляю высказывание)?»
«Зачем я повторяю дома изученное на уроке?»
«Чему я научился на уроке?».
«Что еще я должен сделать для достижения своих целей?»
Язык должен осваиваться студентами осознанно. Преподаватель же должен
создавать условия, способствующие тому, чтобы обучающиеся учились слушать
друг друга, адекватно оценивать свой ответ и ответы других, стремились узнавать
и открывать новое для себя. При планировании учебного занятия, важно помнить,
что деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они
не
пассивно
усваивают
новые
знания,
а
включены
в
непрерывную
самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Умение
согласования
целей
субъектов
деятельности
является
одним
из
основных
критериев
педагогического
мастерства.
При
этом
необходимо
обеспечить ее понимание и принятие обучающимися как собственной, значимой
для
себя.
В
свою
очередь,
для
того,
чтобы
обучающийся
сформулировал
и
присвоил
себе
цель,
его
необходимо
столкнуть
с
ситуацией,
в
которой
он
обнаружит дефицит своих знаний и способностей, захочет дойти до сути и понять.
В
этом
случае
цель
им
воспримется
как
проблема,
которая,
будучи
реально
объективной, для него выступит как субъективная и потребует активных действий
для ее решения.
С точки зрения педагогики, целеполагание - это процесс выявления целей и
задач субъектов деятельности (педагога и обучающегося), их предъявления друг
другу,
согласования
и
достижения.
Оно
должно
быть
субъектным
и
соответствовать планируемому результату. Цель - это то, к чему стремятся, что
надо
осуществить.
На
уроке
ставятся
о б учающая
(образовательная),
6
воспитывающая
и
развивающая
цели.
Правильно
поставленные
цели-
залог
эффективности урока!
Предлагаю рассмотреть самые распространенные ошибки, которых следует
избегать при планировании урока:
Завышение
цели
урока. Цели
можно
разделить
налокальные
и
глобальные.Традиционно
на
уроке
ставится
глобальная
цель,
то
есть
цель,
которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели
образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине
образования,
в
Концепции
модернизации
российского
образования
и
других
документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные
цели
-
это
ориентиры
человеческой
деятельности.
Если
же
цель
связана
с
конкретным уроком – это локальная цель. Диагностичность цели означает, что
имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта конкретная цель.
Следовательно, на урок необходимо ставить предельно конкретные (локальные)
цели.
Подмена цели средствами урока . Например, на уроке по теме «What to
visit in London» педагог продемонстрировал целый ряд педагогических приемов,
все
обучающиеся
были
вовлечены
в
активную
работу,
наблюдалась
как
индивидуальная,
так
и
групповая
работа,
урок
был
оснащен
наглядностью,
использовались и технические средства обучения, и игровые формы. Но, несмотря
на столь грамотно организованный урок, осталось неясным: Какой вывод сделали
обучающиеся?
Зачем
они
просмотри
фильм,
выполнили
ряд
упражнений,
прослушали текст и.т.д. Следовательно, на начальном этапе урока необходимо
предъявить обучающимся конкретные цели и способы их достижения.
Формальный
подход
при
постановке
целей .
Расплывчатость
и
неопределенность спроектированных
целей
приводит
к
их
непониманию как
учащимися,
так
и
самим
преподавателем,
что
делает
их
достижение
невозможным, а урок малоэффективным.
Чтобы избежать подобных ошибок при планировании урока, необходимо
помнить, что каждая цель должна быть:
7
Конкретна
Достижима
Реальна
Измеряема
Ориентирована на конкретный результат
Ориентирована по времени
Сформулировать
четкую
и
ясную
цель
может
помочь
метод SMART (с
английского «умный»), имеющий следующие критерии:
S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не
допускающей ее двойной трактовки.
M-Measurable . Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие
количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть
уверенным в достижении цели.
A-Achievable. Цель
должна
быть
достижимой
с
учетом
внешних
возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и
Ваши обучающиеся.
R-Relevant . Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения
должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших
обучающихся.
T- Time-limited . Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно
определите время или период для достижения выбранной цели.
Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными
обучающимися,
перспективными
и
гибкими,
то
есть
реагирующими
на
изменившиеся условия и возможности их достижения. Но и это не является
гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с
помощью чего эти цели будут достигнуты.
Чтобы
цели
преподавателя
стали
целями
учащихся
используются
различные приемы целеполагания.
Возможные приемы целеполагания:
Тема-вопрос – план
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
8
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка
Прием «знаю - не знаю - хочу знать»
Подводящий диалог
Исключение
Проблема предыдущего урока
Скрытая ошибка
Тема-вопрос - план
Тема
урока
формулируется
в
виде
вопроса.
Обучающимся
необходимо
построить
план
действий,
чтобы
ответить
на
поставленный
вопрос.
Ими
выдвигается множество мнений и предположений, чем больше, тем интереснее и
быстрее проходит работа. Например, можно задать вопрос «Would you like to know
what music your groupmates prefer to listen? (Хотели бы вы узнать, какую музыку
предпочитают ваши одногруппники?». Как это сделать?
1. Спросить
2. Послушать рассказ одногруппника
3. Прослушать отрывок из музыкального произведения
…
Так формулируются конкретные учебные цели и способы их достижения.
Работа над понятием
Тема урока предоставляется для зрительного восприятия. Обучающимся
предлагается
объяснить
значение
каждого
слова
в
названии
темы.
Затем,
от
значения слова определяем цель урока. Например, тема «Countable and uncountable
nouns» («Исчисляемые и неисчисляемые существительные»). Что в формулировке
темы уже известно? (Например, известно, что означает «noun», обучающиеся
могут назвать множество существительных на английском языке.)
Как вы думаете, что обозначают понятия «исчисляемые» и «неисчисляемые»?
Знаете ли вы, как используются исчисляемые и неисчисляемые существительные
в английском языке? Хотели бы сегодня узнать?
Подводящий диалог
9
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на
обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. В итоге, диалог сводится к тому,
о чем студенты не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно
полного
обоснования
своих
действий.
Таким
образом,
возникает
ситуация,
в
которой возникла потребность в дополнительных исследованиях или действиях.
На этом этапе и ставится цель.
Например,
предъявляем
тему
урока:
«The
differences
between
the
country
and
thecity (Различия между деревней и городом)».
Возможные варианты заданий:
заполнить таблицу, вписывая преимущества и недостатки жизни в
городе и деревне;
составить словесную паутину;
выбрать из предложенных слов те, что описывают город, деревню;
записать
7-10
существительных,
глаголов,
прилагательных,
характеризующих город или деревню.
Выясняем, все ли различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели
урока.
Ситуация «Яркого пятна»
Прием заключается в том, что среди множества однотипных слов, цифр,
букв или фигур одно выделено цветом, расположением или размером. Таким
образом,
посредством
зрительного
восприятия
внимание
концентрируется
на
выделенном
предмете.
К
примеру,
тема
занятия
«Past
Simple»
(Простое
прошедшее время), на доске выписаны пары глаголов: make-made, begin-began,
come-came,
gowent,
read-read,
write-wrote,
become-became…,
глагол
COOK-
COOK E D написан крупным шрифтом, окончание –ed выделено. Совместно c
обучающимися
определяется
причина
обособленности
и
общности
всего
предложенного. Затем определяется тема и цели урока.
Группировка
Обучающимся предлагается разделить на группы ряд слов или понятий.
10
К
примеру,
тема
занятия
«Shops
and
shopping»
(Магазины
и
поход
по
магазинам). Задание: Мы идем в магазин. У нас с собой список продуктов.
Согласно списку нам надо купить “Meat”(Мясо), “Fish”(Рыбу), “Fruit”(Фрукты)
and Vegetables (Овощи)”. В рамке слова: beef, carp, apple, marrow, banana, plum,
onion, veal, cod, lemon, radish, pork, chicken, date, bean, carrot, potato, lamb, grape,
mango, pear, tomato, herring, eel, cucumber… Распределите все покупки по отделам:
Meat
Fish
Fruit
Vegetables
Исключение
К примеру, тема занятия «Сountable and uncountable nouns» («Исчисляемые и
неисчисляемые существительные»). На доске пишется список слов: sugar, salt,
banana, milk, water, coffee, tea, rice, coke, buckwheat etc.
Задание: Определите, что объединяет все эти слова. Какое слово является
лишним в этом ряде? По каким критериям вы это определили?
Домысливание
Данный прием предполагает формирование целей при помощи опорных
глаголов.
Преподаватель называет тему урока, например «Character and appearance»
(«Характер
и
внешность»),
затем
просит
учащихся
сформулировать
цель
с
помощью
опорных
глаголов:
изучить,
знать,
уметь,
выяснить,
обобщить,
проанализировать, сделать вывод, систематизировать.
Обучающиеся,
например,
предлагают
изучить
слова
по
теме,
научиться
составлять предложения, описывающие их характер и внешность, узнать о своих
одногруппниках, уметь рассказать о себе и своем друге.
Проблема предыдущего урока
В конце урока предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть
трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью
времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким
11
образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке
лишь восстановить в памяти и обосновать.
Прием «Знаю (Know)….
(Не знаю….Don’t know)… Хочу знать (Want to know)…»
Предъявляется тема урока, например «Hobbies» («Хобби»).
На доске чертится таблица из трех колонок:
Знаю (Know)
Не знаю (Don’t know)
Хочу знать (Want to know)
Обучающиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме (например,
названия самых популярных видов хобби), добавляют, что они хотели бы узнать
(например, как по-английски назвать различные хобби: «садоводство», «гонки»,
«вышивание»,
«альпинизм»,
«изучение
иностранных
языков»
и.т.д.).
Все
записывается в соответствующую колонку, а во время заключительного этапа
делается вывод о том, что из желаемого и неизвестного удалось узнать на уроке.
- Отсроченная отгадка.
Задать в начале урока загадку, или поставить проблемный вопрос, но так,
чтобы учащиеся не смогли сразу ответить. Поиск правильного решения и станет
целью урока.
- Скрытая ошибка.
Данный
прием
позволяет
проверить
лексико-грамматические
знания
учащихся.
Упражнения
или
тест
имеют
ошибки,
находя
которые
учащиеся
закрепляют грамматические
правила,
тренируют
употребление
лексических
единиц.
Например,
работая
над
темой
«Present
Continuous»
(«Настоящее
продолженное время»), учащимся предлагается следующее задание:
Исправьте ошибки
1.
Mary cooking lunch at the moment.
2.
Simon is smileing.
3.
My father are playing football.
4.
I live in Brighton at the moment.
12
5.
I reading an interesting book now.
Использование
подобных
приемов
целеполагания
поможет
вашим
обучающимся понять, принять и даже сформулировать цели урока, сделает урок
эффективным
и
эмоциональным,
будет
способствовать
формированию
совокупности «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями
ФГОС.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на
диалоге,
поэтому
очень
важно
грамотно
сформулировать
вопросы,
учить
не
только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записывать на доске. Затем она обсуждается, при этом
выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи
(это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать текст,
сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и
так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо
вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что
им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели. В зависимости
от этого формулируется домашнее задание.
В
заключение
хотелось
бы
отметить,
что
обязательными
условиями
использования перечисленных приемов является:
учет уровня знаний и опыта обучающихся;
доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
толерантность,
необходимость
выслушивания
всех
мнений
правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
вся
работа
должна
быть
направлена
на
активную
мыслительную
деятельность.
13
Источники информации
1.
Английский язык. Программа повторения перед контрольной работой
и экзаменами. Тесты/ Мария Биркенмайер, Эльжбета Манько; пер. с польского
О.А. Кутуминой.- М.: Астрель: АСТ, 2009-287, [1] с.: ил.
2.
Технология
целеполагания
урока.
Г.О.
Аствацатуров.
Волгоград,
издательство «Учитель», 2008.
3.
Образовательная
технология
и
целеполагание.
Г.Г.
Левитас//Завуч.-
2003г.-№ 1
14