Автор: Баклыкова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №14"Ладушки"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Белорецк
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактических игр в формировании нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Роль дидактических игр в нравственно патриотическом воспитании
детей дошкольного возраста.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на
моём мастер классе. Тема нашей встречи - «Роль дидактических игр в
нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость
за нее – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в
дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в
себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и
культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть
патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и
берегли ее наши предки, наши деды и отцы.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной
воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы
элементы гражданственности и патриотизма.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или
сложно? Перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить
работу по данному, я бы сказала, сложному направлению. В основе этого
лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину»
не превратились в пустой звук, важно чтобы у ребенка-дошкольника возник
ёмкий образ Родины.
Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую дидактические
игры, которые способствуют развитию гражданской позиции у молодого
поколения. Существует большое количество разнообразных игр – это д/ игры
«Моя семья», «Путешествие по городу», «Узнай флаг (герб) города (России),
«Собери символы России», «Праздники нашей страны», «Народные
промыслы», «Продолжи пословицу», «Подбери героя к РНС»…
С помощью игр мы формируем у детей правильное отношение к явлениям
общественной жизни, природе, предметам окружающего мира,
систематизируем и углубляем знания о Родине, о людях разных профессий и
национальностей, представление о трудовой деятельности.
Существует большое количество разнообразных игр, сегодня я хочу
предложить вам поиграть в некоторые из них.
1.Первая игра называется «Собери пословицу» Для этого я прошу вас
подойти к столу и взять по одной карточке. Перевернув её, вы увидите
половину пословицы. Вам нужно «составить» пословицу, то есть найти
вторую половину.
А теперь давайте мы посмотрим на экран правильно ли вы собрали? (Слайд)
- Родительское слово мимо не молвится
- Родной край - сердцу рай
- Нет земли краше, чем Родина наша.
- Дружная семья гору сдвинет.
- Дружба и братство – дороже любого богатства.
2.Следующая игра называется «Россия». На каждую букву слова Россия,
необходимо назвать ассоциацию и записать на карточке определённого
цвета: Р – белый; О – синий; С – красный; И – жёлтый; Я – зелёный.
Воспитатели заполняют карточки
А теперь посмотрим, что у нас получилось…
Р - родная, Родина, Русь, русская
О - особая, одна, огромная
С - сильная, смелая, страна
С - свободная, славная, стойкая
И - искусная, историческая, идеальная
Я - ясная, яркая, я.
Вот какие прекрасные ассоциации вызывает у нас слово Родина.
3.Следующую игру я назвала «Символы России»
Выберите, пожалуйста, из предложенных картинок те, которые, как вы
считаете соответствуют символам России: сандали, кроссовки, валенки,
самовар, сковорода, вилка, расписная ложка, балалайка, скрипка, барабан,
матрёшка, робот – трансформер. Поместим их вместе,
такими нашу страну представляют многие иностранцы, а теперь поднимите
руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на
балалайке, приобретает в качестве подарка матрёшку.
Мы с вами убедились, что эти предметы в современном мире являются
историческими символами России.
Но мы же с вами патриоты России и для нас она самая-самая самая.
Предлагаю вам закончить мои фразы. У нас с вами самая …большая страна
в мире, с самым большим количеством… народностей, почти со всеми
климатическими… зонами, с многообразной …флорой и фауной, с огромным
количеством… природных ресурсов: ископаемых, запасов пресной воды…
Сейчас я предлагаю выбрать новые символы России.
Воспитатели отбирают картинки и размещают их на современной карте.
Обсуждение важности гордости за свою страну с исторической и
современной точки зрения.
4. Перед вами «Древо честности». Сейчас я соберу плоды с вопросами и
предложу вам ответить на них.
Когда в последний раз я…»
- испытывал гордость за свою страну.
- сделал что-то хорошее для своего родного края
- испытывал гордость за свой народ
- соблюдал обычаи своего народа
- отстаивал честь своей Родины
- был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания.
Детям можно задавать ещё другие вопросы. Вот мы с вами честно для себя
признались, что мы действительно гордимся своей страной и что, только от
нас зависит процветание нашей страны.
Мы с вами поиграли в несколько игр, но мы педагоги очень часто
придумываем свои игры или видоизменяем правила уже имеющихся игр. Я
вам предлагаю придумать игру самими дать название своей игре, но чтобы
тема была нравственно-патриотического воспитания. Можно использовать
предметы находящиеся на столе.
Рефлексия
Надеюсь, что показанные мною игры помогут Вам в воспитании граждан
нашей Родины - России. В заключении я хотела попросить вас, если
вам понравился наш мастер –класс, то опустите жетон в сосуд с красным
сердечком и скажите, что вы для себя сегодня взяли, а если не понравилось -
в вазу синим сердечком и обоснуйте своё решение.
Желаю вам в дальнейшем успехов в профессиональной деятельности,
здоровья, удачи.