Автор: Москалева Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 10
Населённый пункт: Пермский край г. Чайковский
Наименование материала: Методическая разработка урока по литературе
Тема: "Волк на псарне"
Раздел: среднее образование
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства
педагогических работников государственного автономного учреждения
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Пермского края»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Краевой конкурс методических разработок
«Лучшие практики формирования
функциональной грамотности обучающихся»
Номинация:
читательская грамотность
Методическая разработка
Урок литературы в 5 классе
«И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»»
Москалева Наталья Николаевна
МАОУ СОШ № 10
г. Чайковский
учитель русского языка и литературы
mosnata
80@
yandex
.
ru
г. Чайковский
2022
1
Содержание
Аннотация……………………………………………………………… стр.2
Введение…………………………………………………………………стр.3
Основная часть…………………………………………………………..стр.7
Заключение………………………………………………………………стр.9
Информационные источники………………………………………… стр.10
Приложения
Аннотация
Функциональная грамотность обнаруживает себя за пределами учебных
ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы
приобретались. И поэтому, важно развить в детях способность понимать,
использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Вашему вниманию
представлена методическая разработка урока
литературы.
Целевая группа - обучающиеся 5-х классов.
Данный урок создает условия для развития читательской грамотности.
Спецификой урока является формирование интереса к классической
литературе, использование различных источников информации;
развитие
навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях
общения в процессе совместной деятельности;
Методическая разработка рекомендована учителям русского языка и
литературы, обучающимся и родителям.
2
Введение
Формирование функциональной грамотности обучающихся – одна из
основных задач современного образования это умение применять в жизни
знания
и
навыки,
полученные
в
школе.
Процесс
формирования
функциональных навыков непрерывен по своей сути и протекает в течение
всего времени обучения в школе.
В мире современных цифровых технологий, огромного потока и объема
информации
проблема
формирования
читательской
грамотности
в
образовательной сфере стоит особенно остро.
Как научить учащихся не только находить достоверную, значимую,
актуальную
информацию,
но
и
извлекать
из
нее
нужное,
полезное,
использовать её в практической деятельности?
Как находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного
типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема; соотносить
информацию из разных текстов, критически оценивать её и делать собственный
вывод.
Эти проблемы были важны во все времена, но в наши дни они особенно
актуальны.
Чтение – многогранная способность, и результаты овладения им должны
быть
представлены
несколькими
характеристиками,
основанными
на
содержании, проверяемых видах деятельности, ситуациях, в которых читаются
тексты за пределами школы.
Важнейшими
составляющими
читательской
деятельности,
поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и
способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить
собственный путь по тексту и между текстами. Тест PISA оценивает
следующие читательские умения:
1.
Найти доступ к информации и извлечь ее.
2.
Сформировать общее понимание текста и перевести информацию
текста на язык читателя.
3.
Размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать
его.
Далее будут использованы сокращенные названия этих трех действий:
1.
найти и извлечь (сообщение или информацию),
2.
интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски:
связывать и толковать,
3.осмыслить и оценить (сообщение).
Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на
отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие,
читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье
действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.
3
Предлагаю вашему вниманию разработку урока литературы в 5 классе.
Тема урока: «И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»
Тип урока: усвоение новых знаний и закрепления полученных знаний.
Цель: познакомить с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения
понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению предмета,
интереса к классической литературе, использование различных источников
информации; развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в
разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;
Предметные: освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте; развитие
навыков выразительного чтения басни; формирование коммуникативной
компетенции.
Метапредметные: планировать, выполнять и оценивать свои учебные и
коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее
реализации; умение подбирать аргументы для подтверждения собственного
мнения; искать и выделять необходимую информацию.
Оборудование: учебник, компьютер, презентация, раздаточный материал.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация
к уроку, здоровьесберегательные,
технология малых групп; технология
сотрудничества.
Оформление:
портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка
книг И.А.Крылова, эпиграф к уроку «Люблю, где случай есть, пороки
пощипать». И.А.Крылов; галерея портретов И.А.Крылова.
1.
- Прежде чем мы приступим к теме нашего урока, хотелось бы предложить вам
роль не только ученика, но и арбитра ваших собственных знаний и умений в
4
течение урока, в конце которого вы поставите себе оценку. На полях тетради
оценивайте свои ответы и работу по пятибалльной шкале.
2. Актуализация знаний
- Назовите тему предыдущего урока. (Басня)
- Какая страна считается родиной басни? ( Древняя Греция)
- Кто в нашей стране прославил и обогатил этот жанр? ( И. А. Крылов)
- Вы дома рисовали рисунки к басням. Кто желает представить свои работы.
(Ребята по составленному на предыдущем уроке плану представляют свои
работы 2-3 ч.)
3. Объявление темы урока (слайд 3)
(Работа с иллюстрацией, представленной на слайде, определение темы, цели и
постановка проблемы).
-Знакома ли вам иллюстрация на данном слайде?
-Вы хотите узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол?
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
- Запомните её и постарайтесь реализовать.
Работа с эпиграфом
- И. А. Крылов говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти
слова и будут эпиграфом к нашему уроку.
- Как вы понимаете эти строки? Докажите на примерах басен Крылова,
которые вы читали в начальной школе.
(При каждом удобном случае Крылов обличал (раскрывал) и высмеивал в своих
баснях пороки (недостатки), такие как глупость, зависть, жадность,
чванливость. Практическая каждая его басня высмеивает какой-либо
недостаток общества или отдельных личностей).
Знакомство с басней «Волк на псарне» (наизусть читает басню ученица,
опережающее задание)
- Докажите принадлежность произведения Крылова к жанру басня.
- Но перед этим давайте напомним друг другу об основных составляющих
басни.
- У вас на столах лежат отдельно формулировки и термины. Ваша задача –
соотнести их друг с другом. (Ребята соотносят карточки и оценивают себя по
эталону)
МОРАЛЬ-
начальные или заключительные строки с нравоучительным выводом.
БАСНЯ-
лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль),
вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие
пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью
героев-животных.
5
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ-
художественное средство выражения, наделяющее неживые предметы или
животных человеческими качествами.
- Итак, освежили основные понятия, связанные с басней. Теперь докажите
принадлежность произведения к басне.
Физкультминутка
(Учитель зачитывает мораль басни, вы вспоминаете название басни. Если
в названии встречаются имена существительные женского рода- встают
девочки, а если мужского рода- мальчики.
1.Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(Лисица и ворона)
2. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней», Им
отвечает Соловей: «А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не
годитесь»."
(Квартет)
3. Ты всё пела? Это дело.
Так поди же попляши
(Стрекоза и муравей)
(Оценивание)
- Кто чаще всего является героем басен? ( животные)
- А в данной басне, кто главные герои? ( Ловчий и Волк)
- Дайте лексическое значение слова Ловчий. ( варианты детей)
- Слово Ловчий многозначное
Какое значение соответствует содержанию басни? ( второе значение)
1. ЛОВЧИЙ –1. Предназначенный, приученный к ловле, охоте.
Ловчая собака.
2.Устроенный для лови зверей. Ловчая яма.
2. ЛОВЧИЙ – 1.В русском государстве до 17 века должностное
лицо, ведающее дворцовой охотой.
2.В старом русском быту: старший слуга, ведающий
охотой и рыбной ловлей.
- Где находится мораль этой басни? (Она вытекает из самого содержания).
(Ребята записывают мораль в тетрадях и проверяют по эталону)
- Пороки какого героя басни хочет показать нам автор? (волка)
- А какие пороки у волка?
6
- Кто скрывается под маской Волка и Ловчего? (варианты детей)
(Записываем ответы на доске)
- Многие басни Крылова – отражение мудрости народа, его житейской
философии. Но известным всей России сделали Крылова басни, написанные в
1812г.
- С каким историческим событием связан этот год? ( Отечественная война с
Францией).
Кто знает о причине Отечественной войны 1812 года?
- Давайте прочитаем историю написания басни «Волк на псарне»( 6 слайд-
Какие строки басни доказывают, что Волк - это Наполеон, а Ловчий - Кутузов?
Работа с историческим материалом (соотнесение исторических лиц с
героями басни)
Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему
грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф
Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных
переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя
великими народами».
Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет
потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было
примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова
потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал
новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова,
а в лицемерном Волке — Наполеона.
Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в
действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому,
дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после
сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров,
вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах
«Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он
снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные
возгласы и громкое «ура»!
- Какие строки басни доказывают, что Волк - это Наполеон, а Ловчий -
Кутузов? (Ответы ребят)
Вывод.
Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо. Он
понимает, что с волками надо обращаться по- волчьи. Ловчий конкретен, строг,
поэтому ему принадлежат не только финальные слова, но и необычная мораль
басни. Ловчий не доверяет Волку, потому что не раз с ним сталкивался.
Находит мудрый ответ на хитрость волка: с волками иначе не делать
мировой…/
7
Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает
необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым
врагом, в какую бы шкуру он ни рядился.
Ведь не только писатели и поэты откликнулись на это событие, но и другие
великие умы страны. Современник Ивана Андреевича Крылова Сергей
Николаевич Глинка писал:
«В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые
басни превращаются в живую историю»
1Что это за необычайный год? (война 1812г.)
2 Почему эта война называется Отечественной?
3 Какие чувства охватили все слои населения? (патриотизм, любовь к Отчизне)
Повторите, ребята, пожалуйста, в басне мораль?
— Но неужели эта мораль применима только для одного конкретного случая?
(Нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени. Всякий захватчик,
посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя
басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих
свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю...», «с волками...
не делать мировой!»).
Закончить наш урок хочется стихотворением Михаила Исаковского
Учитель. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
(М.Исаковский)
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?
Крылатые слова - это меткие, очень краткие общеизвестные выражения
литературного происхождения. Например, у разбитого корыта (А. С. Пушкин),
Домашнее задание
- Найдите в баснях И.А. Крылова «крылатые слова» и выпишите их в тетради.
Самооценка.
– Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере,
противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны
по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было
понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи
имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.
8
Домашнее задание ( слайд 8)
- А сейчас включается в работу ваш личный арбитр. Суммируйте все ваши
оценки и разделите на их количество, тем самым вы получите среднюю
арифметическую оценку за урок.
- Реализовали ли вы цель, которую ставили перед собой в начале урока?
(Отвечают 2-3 ученика)
- Огромное спасибо хочу сказать девочкам, которые работали не только с
учебником, но и с дополнительной литературой. И всем, кто работал быстро,
чётко отвечал на поставленную задачу, выражал свои мысли точно, лаконично.
9