Напоминание

"Волк на псарне"


Автор: Москалева Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 10
Населённый пункт: Пермский край г. Чайковский
Наименование материала: Методическая разработка урока по литературе
Тема: "Волк на псарне"
Раздел: среднее образование





Назад




Центр непрерывного повышения профессионального мастерства

педагогических работников государственного автономного учреждения

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Пермского края»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Краевой конкурс методических разработок

«Лучшие практики формирования

функциональной грамотности обучающихся»

Номинация:

читательская грамотность

Методическая разработка

Урок литературы в 5 классе

«И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»»

Москалева Наталья Николаевна

МАОУ СОШ № 10

г. Чайковский

учитель русского языка и литературы

mosnata

80@

yandex

.

ru

г. Чайковский

2022

1

Содержание

Аннотация……………………………………………………………… стр.2

Введение…………………………………………………………………стр.3

Основная часть…………………………………………………………..стр.7

Заключение………………………………………………………………стр.9

Информационные источники………………………………………… стр.10

Приложения

Аннотация

Функциональная грамотность обнаруживает себя за пределами учебных

ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы

приобретались. И поэтому, важно развить в детях способность понимать,

использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для

того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни.

Вашему вниманию

представлена методическая разработка урока

литературы.

Целевая группа - обучающиеся 5-х классов.

Данный урок создает условия для развития читательской грамотности.

Спецификой урока является формирование интереса к классической

литературе, использование различных источников информации;

развитие

навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях

общения в процессе совместной деятельности;

Методическая разработка рекомендована учителям русского языка и

литературы, обучающимся и родителям.

2

Введение

Формирование функциональной грамотности обучающихся – одна из

основных задач современного образования это умение применять в жизни

знания

и

навыки,

полученные

в

школе.

Процесс

формирования

функциональных навыков непрерывен по своей сути и протекает в течение

всего времени обучения в школе.

В мире современных цифровых технологий, огромного потока и объема

информации

проблема

формирования

читательской

грамотности

в

образовательной сфере стоит особенно остро.

Как научить учащихся не только находить достоверную, значимую,

актуальную

информацию,

но

и

извлекать

из

нее

нужное,

полезное,

использовать её в практической деятельности?

Как находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного

типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема; соотносить

информацию из разных текстов, критически оценивать её и делать собственный

вывод.

Эти проблемы были важны во все времена, но в наши дни они особенно

актуальны.

Чтение – многогранная способность, и результаты овладения им должны

быть

представлены

несколькими

характеристиками,

основанными

на

содержании, проверяемых видах деятельности, ситуациях, в которых читаются

тексты за пределами школы.

Важнейшими

составляющими

читательской

деятельности,

поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и

способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить

собственный путь по тексту и между текстами. Тест PISA оценивает

следующие читательские умения:

1.

Найти доступ к информации и извлечь ее.

2.

Сформировать общее понимание текста и перевести информацию

текста на язык читателя.

3.

Размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать

его.

Далее будут использованы сокращенные названия этих трех действий:

1.

найти и извлечь (сообщение или информацию),

2.

интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски:

связывать и толковать,

3.осмыслить и оценить (сообщение).

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на

отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие,

читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье

действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

3

Предлагаю вашему вниманию разработку урока литературы в 5 классе.

Тема урока: «И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»

Тип урока: усвоение новых знаний и закрепления полученных знаний.

Цель: познакомить с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения

понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению предмета,

интереса к классической литературе, использование различных источников

информации; развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в

разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;

Предметные: освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;

научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте; развитие

навыков выразительного чтения басни; формирование коммуникативной

компетенции.

Метапредметные: планировать, выполнять и оценивать свои учебные и

коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее

реализации; умение подбирать аргументы для подтверждения собственного

мнения; искать и выделять необходимую информацию.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация

к уроку, здоровьесберегательные,

технология малых групп; технология

сотрудничества.

Оформление:

портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка

книг И.А.Крылова, эпиграф к уроку «Люблю, где случай есть, пороки

пощипать». И.А.Крылов; галерея портретов И.А.Крылова.

1.

- Прежде чем мы приступим к теме нашего урока, хотелось бы предложить вам

роль не только ученика, но и арбитра ваших собственных знаний и умений в

4

течение урока, в конце которого вы поставите себе оценку. На полях тетради

оценивайте свои ответы и работу по пятибалльной шкале.

2. Актуализация знаний

- Назовите тему предыдущего урока. (Басня)

- Какая страна считается родиной басни? ( Древняя Греция)

- Кто в нашей стране прославил и обогатил этот жанр? ( И. А. Крылов)

- Вы дома рисовали рисунки к басням. Кто желает представить свои работы.

(Ребята по составленному на предыдущем уроке плану представляют свои

работы 2-3 ч.)

3. Объявление темы урока (слайд 3)

(Работа с иллюстрацией, представленной на слайде, определение темы, цели и

постановка проблемы).

-Знакома ли вам иллюстрация на данном слайде?

-Вы хотите узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол?

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

- Запомните её и постарайтесь реализовать.

Работа с эпиграфом

- И. А. Крылов говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти

слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

- Как вы понимаете эти строки? Докажите на примерах басен Крылова,

которые вы читали в начальной школе.

(При каждом удобном случае Крылов обличал (раскрывал) и высмеивал в своих

баснях пороки (недостатки), такие как глупость, зависть, жадность,

чванливость. Практическая каждая его басня высмеивает какой-либо

недостаток общества или отдельных личностей).

Знакомство с басней «Волк на псарне» (наизусть читает басню ученица,

опережающее задание)

- Докажите принадлежность произведения Крылова к жанру басня.

- Но перед этим давайте напомним друг другу об основных составляющих

басни.

- У вас на столах лежат отдельно формулировки и термины. Ваша задача –

соотнести их друг с другом. (Ребята соотносят карточки и оценивают себя по

эталону)

МОРАЛЬ-

начальные или заключительные строки с нравоучительным выводом.

БАСНЯ-

лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль),

вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие

пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью

героев-животных.

5

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ-

художественное средство выражения, наделяющее неживые предметы или

животных человеческими качествами.

- Итак, освежили основные понятия, связанные с басней. Теперь докажите

принадлежность произведения к басне.

Физкультминутка

(Учитель зачитывает мораль басни, вы вспоминаете название басни. Если

в названии встречаются имена существительные женского рода- встают

девочки, а если мужского рода- мальчики.

1.Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(Лисица и ворона)

2. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней», Им

отвечает Соловей: «А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не

годитесь»."

(Квартет)

3. Ты всё пела? Это дело.

Так поди же попляши

(Стрекоза и муравей)

(Оценивание)

- Кто чаще всего является героем басен? ( животные)

- А в данной басне, кто главные герои? ( Ловчий и Волк)

- Дайте лексическое значение слова Ловчий. ( варианты детей)

- Слово Ловчий многозначное

Какое значение соответствует содержанию басни? ( второе значение)

1. ЛОВЧИЙ –1. Предназначенный, приученный к ловле, охоте.

Ловчая собака.

2.Устроенный для лови зверей. Ловчая яма.

2. ЛОВЧИЙ – 1.В русском государстве до 17 века должностное

лицо, ведающее дворцовой охотой.

2.В старом русском быту: старший слуга, ведающий

охотой и рыбной ловлей.

- Где находится мораль этой басни? (Она вытекает из самого содержания).

(Ребята записывают мораль в тетрадях и проверяют по эталону)

- Пороки какого героя басни хочет показать нам автор? (волка)

- А какие пороки у волка?

6

- Кто скрывается под маской Волка и Ловчего? (варианты детей)

(Записываем ответы на доске)

- Многие басни Крылова – отражение мудрости народа, его житейской

философии. Но известным всей России сделали Крылова басни, написанные в

1812г.

- С каким историческим событием связан этот год? ( Отечественная война с

Францией).

Кто знает о причине Отечественной войны 1812 года?

- Давайте прочитаем историю написания басни «Волк на псарне»( 6 слайд-

Какие строки басни доказывают, что Волк - это Наполеон, а Ловчий - Кутузов?

Работа с историческим материалом (соотнесение исторических лиц с

героями басни)

Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему

грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф

Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных

переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя

великими народами».

Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет

потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было

примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова

потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал

новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова,

а в лицемерном Волке — Наполеона.

Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в

действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому,

дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после

сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров,

вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах

«Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он

снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные

возгласы и громкое «ура»!

- Какие строки басни доказывают, что Волк - это Наполеон, а Ловчий -

Кутузов? (Ответы ребят)

Вывод.

Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо. Он

понимает, что с волками надо обращаться по- волчьи. Ловчий конкретен, строг,

поэтому ему принадлежат не только финальные слова, но и необычная мораль

басни. Ловчий не доверяет Волку, потому что не раз с ним сталкивался.

Находит мудрый ответ на хитрость волка: с волками иначе не делать

мировой…/

7

Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает

необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым

врагом, в какую бы шкуру он ни рядился.

Ведь не только писатели и поэты откликнулись на это событие, но и другие

великие умы страны. Современник Ивана Андреевича Крылова Сергей

Николаевич Глинка писал:

«В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые

басни превращаются в живую историю»

1Что это за необычайный год? (война 1812г.)

2 Почему эта война называется Отечественной?

3 Какие чувства охватили все слои населения? (патриотизм, любовь к Отчизне)

Повторите, ребята, пожалуйста, в басне мораль?

— Но неужели эта мораль применима только для одного конкретного случая?

(Нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени. Всякий захватчик,

посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя

басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих

свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю...», «с волками...

не делать мировой!»).

Закончить наш урок хочется стихотворением Михаила Исаковского

Учитель. Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

(М.Исаковский)

- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

Крылатые слова - это меткие, очень краткие общеизвестные выражения

литературного происхождения. Например, у разбитого корыта (А. С. Пушкин),

Домашнее задание

- Найдите в баснях И.А. Крылова «крылатые слова» и выпишите их в тетради.

Самооценка.

– Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере,

противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны

по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было

понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи

имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

8

Домашнее задание ( слайд 8)

- А сейчас включается в работу ваш личный арбитр. Суммируйте все ваши

оценки и разделите на их количество, тем самым вы получите среднюю

арифметическую оценку за урок.

- Реализовали ли вы цель, которую ставили перед собой в начале урока?

(Отвечают 2-3 ученика)

- Огромное спасибо хочу сказать девочкам, которые работали не только с

учебником, но и с дополнительной литературой. И всем, кто работал быстро,

чётко отвечал на поставленную задачу, выражал свои мысли точно, лаконично.

9



В раздел образования