Напоминание

Развитие изодеятельности детей с нарушением зрения


Автор: Суховий Наталья Алексеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 города Ставрополя
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Коррекционно-развивающая функция графики
Тема: Развитие изодеятельности детей с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №45 г. Ставрополя

ОПЫТ РАБОТЫ (2020 год)

учителя-дефектолога Суховий Н.А.

по теме: «Коррекционно-развивающая

функция графики»

Одним из средств развития и коррекции познавательной деятельности

детей с нарушением зрения может служить графика как вид изобразительной

деятельности, основанный на рисунке штрихами и линиями. В повседневной

жизни в процессе обучения слабовидящему ребенку приходится постоянно

иметь дело с графическими изображениями: иллюстрациями в книгах,

таблицами, репродукциями. От полноценности восприятия их зависит

качество приобретенных знаний, правильность суждений и оценок, степень

эмоционального воздействия произведений графики.

Графическое

изображение

наиболее

приемлемо

для

детского

восприятия (Солнцева Л.И., Плаксина Л.И., Бельмер В.А.), так как оно

подчеркивает

главные,

характерные

черты

объектов

и

опускает

второстепенные, несущественные. Для ребенка это очень важно, гак как он

пока

еще

не

может

это

сделать

самостоятельно.

Часто

дети

по

второстепенным признакам судят о предметах. В образе же предмета

наиболее существенна его форма, именно представление о форме наиболее

детально сохраняется в памяти, в то время как представление о цвете,

например, исчезает в первую очередь. Это относится ко всем детям, а для

детей с нарушением зрения эта закономерность принципиальна.

Графические упражнения различной степени сложности в зависимости

от возраста в специально организованных условиях помогут детям с нару-

шением зрения в формировании адекватного отражения окружающего мира.

С

помощью

графических

изображений

(Л.А.

Венгер,

А.Н.Леонтьев)

рекомендуют развивать познавательную деятельность ребенка.

Трудности

зрительно-пространственного

анализа,

неумение

пользоваться приемами наблюдения обусловливают своеобразие развития и

обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности:

рисованию,

лепке,

аппликации,

которые

служат

важным

средством

коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Формирование

образов предполагает целенаправленное наблюдение, зрительную память,

произвольное внимание и пространственное восприятие.

При

обучении

детей

с

нарушением

зрения

изобразительной

1

деятельности

возникает

необходимость

преодолений

значительных

трудностей. Неполноценное зрение не позволяет выделить существенные

признаки, форму, строение и взаимоотношения отдельных частей в

натурном объекте. В некоторых рисунках с натуры отмечается нарушение

пропорций, возникают трудности в процессе наблюдения и передачи

перспективы

изображения.

Перечисленные

недостатки

обусловлены

недоразвитием у детей бинокулярного, стереоскопического и глубинного

глазомера (при косоглазии, амблиопии и др. зрительных патологиях). Все

это обуславливает необходимость проведения специальных занятий по

обучению зрительному восприятию в целом, и восприятию графических

изображений в частности.

В связи с вышеизложенным становится очевидной необходимость

создания программы по изодеятельности с использованием графики для

детей с нарушением зрения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОГРАММЫ

Теоретические и экспериментальные исследования в области дошколь-

ной тифлопедагогики и тифлопсихологии с большой убедительностью по-

казали, что отсутствие ранней и дошкольной специальной медицинской и

психолого-педагогической помощи наносит ребенку непоправимый ущерб,

некомпенсируемый в полной мере в школьные годы и даже в течение всей

жизни.

Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф, В.И.

Лубовский, Л.А. Венгер, В.П. Ермаков, В.С. Мухина, А.А. Смирнов, Ю.А.

Кулагин и другие исследователи доказали системный характер нарушений

психологических

функций

у

детей

с

сенсорными,

физическими

и

интеллектуальными дефектами, различную степень зависимости развития

психики детей от этих дефектов, выявили психологические образования,

наиболее чувствительные к первичным нарушениям всех видов.

Нарушения функций зрения приводят к сокращению и ослаблению

зрительных ощущений. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени

чувственного познания, неизбежно отражаются на следующем его этапе -

восприятии. В норме у большинства людей формируется зрительный тип

восприятия. Доминирование зрения настолько прочно, что даже такие его

серьезные нарушения, как снижение остроты зрения до 4 % по сравнению с

нормой не влекут за собой изменение типа восприятия. Независимо от того,

какой тип восприятия складывается у ребенка с нарушением зрения, оно

обладает всеми свойствами, т.е. избирательностью, целостностью, ос-

мысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Однако

проявление и развитие этих свойств зависит от того, какова степень

нарушения зрения. При слабовидении наблюдается редуцированность про-

2

явления некоторых свойств восприятия. Избирательность восприятия ог-

раничивается

сужением

круга

интересов,

снижением

активности

отражательной деятельности; осмысление и обобщение образов осложняется

недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности от-

ражаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия, на-

рушается его целостность. Нервный корковый механизм восприятия сла-

бовидящих принципиально идентичному механизму восприятия зрячих, хотя

при патологии органов зрения затрудняется, либо становится невозможным

образование временных связей между мозговыми центрами зрительного и

других анализаторов.

Движение глаз (конвергенция, дивергенция, аккомодация), благодаря

которым становится возможным отражение многочисленных пространствен-

ных свойств объектов, идентичен движениям ощупывающей руки. Наруше-

ния функций зрения ограничивая, либо полностью исключая возможность

зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях.

Первой характерной особенностью представлений слабовидящих детей

является резкое снижение их круга за счет полного или частичного выпаде-

ния или редуцирования зрительных образов. Характерными особенностями

представлений является фрагментарность, схематизм, низкий уровень обоб-

щенности, вербализм. Фрагментарность представлений детей с дефектами

зрения отчетливо проявляется при воспроизведении образов в лепке, рисо-

вании, моделировании. При нарушениях зрительных функций наблюдаются

замедленные по сравнению с нормой образования временных связей и

выработка дифференцировок, что выражается в необходимости большего

количества подкреплений. Это дает возможности предположить, что дефекты

зрительного анализатора, нарушая соотношения основных нервных про-

цессов - возбуждения, торможения - отрицательно влияют на скорость за-

поминания, хотя процесс запоминания у детей с нарушением зрения подчи-

няется тем же закономерностям, что и в норме. Недостаточный объем, при-

ниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением

зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим фактором зре-

ния, а вызванными им отклонениями в психическом развитии (Л.П.Григо-

рьева, С.В. Сташевский).

Не столько анатомо-физиологические особенности, сколько характер

деятельности и содержание запоминаемого материала определяет тип и вид

памяти ребенка. Поэтому включение зрительного анализатора в различные

виды деятельности и широкое использование всех сохранных анализаторов

является объективным условием для гармоничного развития всех видов

памяти (словесно-логической, образной, эмоциональной и двигательной).

Функции мышления у детей с нарушением зрения не имеют никаких

принципиальных отличий от этой функции у нормально видящих. Однако

выпадения или серьезные нарушения функций зрения затрудняют процесс

восприятия,

в

частности,

формирования

целостного

образа,

его

дифференцированности и возможность выделения существенных признаков

3

и широких обобщений. В связи с этим мышлению детей с нарушением

зрения приходится проделывать дополнительную работу, преодолевая

фрагментарность,

схематизм,

восполняя

многочисленные

пробелы

чувственного познания.

Обучение детей с учетом функциональных свойств, закономерностей и

динамики изменения зрения, направленного на развитие восприятия, кон-

кретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мыш-

ления, поэтапное ознакомление с изображениями и соответствующими им

предметами в условиях предметно-практической деятельности, усиление

мотивации ведет к овладению специальной графикой детьми с нарушением

зрения.

Важным положением коррекционной педагогики являются представле-

ния о системности формирования компенсаторных процессов у детей с на-

рушением зрения, стадиальности их развития; о зависимости степени ком-

пенсации от времени наступления дефекта, тяжести и глубины поражения, от

наличия дополнительных нарушений, уровня педагогической помощи.

Определяющее

значение

в

исследованиях

имеет

положение

о

роли

сенситивных периодов развития той или иной функции в процессе

компенсации

дефекта,

доказательство

значимости

различных

форм

практической деятельности, как преодоления дефекта. Эти положения

выступили принципиальными при построении программы.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

-всестороннее личностное развитие ребенка;

-развитие компенсаторных механизмов зрительного восприятия;

-коррекция зрительного восприятия средствами графики и изобразитель-

ной деятельности детей;

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

-развитие правильного и точного восприятия графического изображения;

-развитие ориентировки в пространстве картинной плоскости;

-развитие умения определять и называть расположение объектов или

элементов изображения: выше, ниже, слева, справа, дальше, ближе;

-дать понятия таких слов, как "Композиция", "План изображения", "Линия

горизонта";

-развитие умения находить центр композиции, выделять главное в ри-

сунке;

-развитие мелкой моторики и координации движения руки;

-развитие прослеживающей функции глаза, глазодвигательной функции;

-развитие зрительной памяти и внимания;

-обучение детей осознанию символической функции графики;

-ознакомление с выдающимися произведениями графики.

Графика служит важнейшим средством коррекционно-

компенсаторного развития слабовидящих детей. В процессе обучения

графике обогащается сенсорный опыт, конкретизируются представления,

4

развивается речь и мышление.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РИСОВАНИЯ

При проведении занятий по изодеятелыюсти следует выполнять

следующие правила:

-ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать изобрази-

тельный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, тушь,

пастель, темпера, уголь, сангина, цветные мелки, восковые свечи, пластилин,

глина, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал;

-выбор материала, на который будет нанесено изображение, должен при-

надлежать ребенку с нарушением зрения. Доступ к различному материалу

должен быть свободен. Это может быть бумага белая и цветная, белая, бар-

хатная, ткань с рисунком, картон, оргстекло, фольга, плоские и круглые кам-

ни - все различной формы и размеров;

-ребенка необходимо научить различной технике изображения на обуча-

ющих занятиях, учить применять каждый вид изображения отдельно и

различные виды в комплексе.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

1. "Пальцевая живопись"

Рисовать можно не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой,

тканью (плоской или свернутой в трубочку), а также краску наносить

пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в

плоские же баночки ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну

определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются сал-

феткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. "Пальцевой

живописью" получают прекрасные рисунки - в младших группах это укра-

шенные платья, следы зверей и т.д. В старших группах получается рисование

пейзажей, деревьев в смешении красок, накладывании их друг на друга.

В современной живописи пальцевой живописью занимается немецкий

художник Понтер Юккер.

2. "Монотипия"

Краска наносится на целлофан или лист бумаги, или кусочек оргстекла, а

потом уже этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится

изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от

направления растирания получаются различные изображения. Разновидность

- лист бумаги складывается пополам, и краска наносится на одну сторону

листа, потом лист складывается и изображение получается как бы зер-

кальное. Использовать можно как одну краску, гак и несколько. В такой тех-

нике можно изображать деревья, цветы, бабочек и др. Когда краска высох-

нет, из листа в сложенном виде можно вырезать то, что получилось.

3. "Волшебный рисунок"

5

Рисунок наносится свечой, получается "волшебный рисунок" - он есть, но

его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила, и ри-

сунок тушью проступает на цветном фоне.

4. "Рисование на мокрой бумаге"

Сначала лист смачивается водой, а потом кистью или пальцами наносят

изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане.

Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок вы-

сохнет или набрать на кисть густую краску.

5. "Набрызг"

Для этого используются щетки разного размера: ими можно рисовать и

разбрызгивать краску.

7. "Выпуклый рисунок"

Получается при рисовании краской, выдавливаемой прямо из тюбика.

Необходимо научить ребенка выжимать ее сразу на бумагу, поворачивая

тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостатки -

краска может ссыпаться (хранить аккуратно). Если размыть краски, вы-

6

пуклость уходит полностью или частично, но зато можно дать оттенки этого

цвета.

8. "Кляксография"

Капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать

недостающие детали. Разновидность - нанести кляксу, потом, приподнимая

или наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.

9.

"Точечный рисунок"

Весь рисунок состоит из отдельных точек - нанести кончиком кисти, паль-

цами, точки могут быть разного размера.

10. "Рисунок на мятой бумаге"

Нанести рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом

7

лист расправляется и на него наносится рисунок красками.

11."Граттаж"

На лист бумаги предварительно наносится любой жирный слой - свечой,

мылом. Сверху наносится краска густо разведенная. Рисунок наносится за-

остренной стекой, как бы процарапывается на просохшей бумаге.

8

12."Рисунок через копирку"

На белый лист бумаги сверху накладывается копирка: рисунок получается

от отпечатка пальцем, ногтем, палочкой, карандашом. Потом копирка

снимается, остается графический рисунок.

9

13. "Размытые краски"

Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать, когда он высохнет,

потом опустить на секунду в тарелочку или поднос с водой. Рисунок по-

лучается размытый: дождь, туман и пр.

14. "Рисунок по клеткам"

На чистый лист бумаги наносятся клетки и по клеткам рисуется контур

изображения.

10

11

15."Объемная аппликация"

Интересна объемная аппликация, переходящая в конструирование. Бумага,

12

ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в

зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, Бумагу,

сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на

картоне или фанере.

16."Коллаж"

Это сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может

быть самая различная - бумага, ткань, нити, любой бросовый материал.

13

ФОРМЫ РАБОТЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА

ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Наряду с занятиями по Программе проводить занятия с использованием

нетрадиционных техник рисования и графических изображений:

1.

Метод "Печать отруби".

Из отпечатка руки при помощи палочек на

индивидуальной работе превращать его в утку, важного петуха,

задиристого индюка, гадкого утенка - в прекрасного лебедя, кактус.

2.

Метод "Пальчики-палитра".

Проводить следующее занятие: рассыпали

мамины бусы, веселые цыплята, разноцветный дождь, падает пушистый

снег.

3.

На

коррекционно-зрительной

работе

использовать

"печатку".

Расположить

в

ритмической

последовательности,

напечатать

по

образцу, по памяти.

4.

Метол "Тампонирования с трафаретом",

обводка тампоном по контуру

трафарета, обводка внутри трафарета.

5.

Метод "Кляксографии".

Превратить кляксу с помощью трубочки от

коктейля и палочек в кошечку, птичку, собачку и т.д.

6.

Метод

"Граттаж".

Эта

древняя

техника

умельцев

России

-

процарапывание

рисунка

заостренной

палочкой

на

восковой

прокладке: дождик, звезды, цветы, вечерний город, кораблик, орнамент

и др.

7.

Метод "Тампонирования стеарином"

. Изображение с помощью рас-

плавленного стеарина: раскраска пасхальных яиц, солнце согревает

травку, дождевые капли, елочки в лесу, смешной снеговик.

8.

Метод "Цветные ниточки".

Путем окрашивания ниток в разные цвета

можно сделать: морозные узоры, страна цветных снов, вологодские кру-

жева.

9.

Рисование по клеткам:

a)

рисунок, состоящий из клеток переносится ребенком на бумагу в

клетку с большой степенью точности.

b)

рисунок, передающий несложный сюжет, разбит на клетки. Цель

рисования: на бумагу наносится клетка любого масштаба, на нее перено-

сится рисунок с возможно большей степенью точности, т.е. что нарисовано

на каждой клетке должно быть перенесено на соответствующую клетку

копии. Такое рисование называется копированием.

14

15



В раздел образования