Автор: Суховий Наталья Алексеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 города Ставрополя
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Коррекционно-развивающая функция графики
Тема: Развитие изодеятельности детей с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №45 г. Ставрополя
ОПЫТ РАБОТЫ (2020 год)
учителя-дефектолога Суховий Н.А.
по теме: «Коррекционно-развивающая
функция графики»
Одним из средств развития и коррекции познавательной деятельности
детей с нарушением зрения может служить графика как вид изобразительной
деятельности, основанный на рисунке штрихами и линиями. В повседневной
жизни в процессе обучения слабовидящему ребенку приходится постоянно
иметь дело с графическими изображениями: иллюстрациями в книгах,
таблицами, репродукциями. От полноценности восприятия их зависит
качество приобретенных знаний, правильность суждений и оценок, степень
эмоционального воздействия произведений графики.
Графическое
изображение
наиболее
приемлемо
для
детского
восприятия (Солнцева Л.И., Плаксина Л.И., Бельмер В.А.), так как оно
подчеркивает
главные,
характерные
черты
объектов
и
опускает
второстепенные, несущественные. Для ребенка это очень важно, гак как он
пока
еще
не
может
это
сделать
самостоятельно.
Часто
дети
по
второстепенным признакам судят о предметах. В образе же предмета
наиболее существенна его форма, именно представление о форме наиболее
детально сохраняется в памяти, в то время как представление о цвете,
например, исчезает в первую очередь. Это относится ко всем детям, а для
детей с нарушением зрения эта закономерность принципиальна.
Графические упражнения различной степени сложности в зависимости
от возраста в специально организованных условиях помогут детям с нару-
шением зрения в формировании адекватного отражения окружающего мира.
С
помощью
графических
изображений
(Л.А.
Венгер,
А.Н.Леонтьев)
рекомендуют развивать познавательную деятельность ребенка.
Трудности
зрительно-пространственного
анализа,
неумение
пользоваться приемами наблюдения обусловливают своеобразие развития и
обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности:
рисованию,
лепке,
аппликации,
которые
служат
важным
средством
коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Формирование
образов предполагает целенаправленное наблюдение, зрительную память,
произвольное внимание и пространственное восприятие.
При
обучении
детей
с
нарушением
зрения
изобразительной
1
деятельности
возникает
необходимость
преодолений
значительных
трудностей. Неполноценное зрение не позволяет выделить существенные
признаки, форму, строение и взаимоотношения отдельных частей в
натурном объекте. В некоторых рисунках с натуры отмечается нарушение
пропорций, возникают трудности в процессе наблюдения и передачи
перспективы
изображения.
Перечисленные
недостатки
обусловлены
недоразвитием у детей бинокулярного, стереоскопического и глубинного
глазомера (при косоглазии, амблиопии и др. зрительных патологиях). Все
это обуславливает необходимость проведения специальных занятий по
обучению зрительному восприятию в целом, и восприятию графических
изображений в частности.
В связи с вышеизложенным становится очевидной необходимость
создания программы по изодеятельности с использованием графики для
детей с нарушением зрения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОГРАММЫ
Теоретические и экспериментальные исследования в области дошколь-
ной тифлопедагогики и тифлопсихологии с большой убедительностью по-
казали, что отсутствие ранней и дошкольной специальной медицинской и
психолого-педагогической помощи наносит ребенку непоправимый ущерб,
некомпенсируемый в полной мере в школьные годы и даже в течение всей
жизни.
Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф, В.И.
Лубовский, Л.А. Венгер, В.П. Ермаков, В.С. Мухина, А.А. Смирнов, Ю.А.
Кулагин и другие исследователи доказали системный характер нарушений
психологических
функций
у
детей
с
сенсорными,
физическими
и
интеллектуальными дефектами, различную степень зависимости развития
психики детей от этих дефектов, выявили психологические образования,
наиболее чувствительные к первичным нарушениям всех видов.
Нарушения функций зрения приводят к сокращению и ослаблению
зрительных ощущений. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени
чувственного познания, неизбежно отражаются на следующем его этапе -
восприятии. В норме у большинства людей формируется зрительный тип
восприятия. Доминирование зрения настолько прочно, что даже такие его
серьезные нарушения, как снижение остроты зрения до 4 % по сравнению с
нормой не влекут за собой изменение типа восприятия. Независимо от того,
какой тип восприятия складывается у ребенка с нарушением зрения, оно
обладает всеми свойствами, т.е. избирательностью, целостностью, ос-
мысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Однако
проявление и развитие этих свойств зависит от того, какова степень
нарушения зрения. При слабовидении наблюдается редуцированность про-
2
явления некоторых свойств восприятия. Избирательность восприятия ог-
раничивается
сужением
круга
интересов,
снижением
активности
отражательной деятельности; осмысление и обобщение образов осложняется
недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности от-
ражаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия, на-
рушается его целостность. Нервный корковый механизм восприятия сла-
бовидящих принципиально идентичному механизму восприятия зрячих, хотя
при патологии органов зрения затрудняется, либо становится невозможным
образование временных связей между мозговыми центрами зрительного и
других анализаторов.
Движение глаз (конвергенция, дивергенция, аккомодация), благодаря
которым становится возможным отражение многочисленных пространствен-
ных свойств объектов, идентичен движениям ощупывающей руки. Наруше-
ния функций зрения ограничивая, либо полностью исключая возможность
зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях.
Первой характерной особенностью представлений слабовидящих детей
является резкое снижение их круга за счет полного или частичного выпаде-
ния или редуцирования зрительных образов. Характерными особенностями
представлений является фрагментарность, схематизм, низкий уровень обоб-
щенности, вербализм. Фрагментарность представлений детей с дефектами
зрения отчетливо проявляется при воспроизведении образов в лепке, рисо-
вании, моделировании. При нарушениях зрительных функций наблюдаются
замедленные по сравнению с нормой образования временных связей и
выработка дифференцировок, что выражается в необходимости большего
количества подкреплений. Это дает возможности предположить, что дефекты
зрительного анализатора, нарушая соотношения основных нервных про-
цессов - возбуждения, торможения - отрицательно влияют на скорость за-
поминания, хотя процесс запоминания у детей с нарушением зрения подчи-
няется тем же закономерностям, что и в норме. Недостаточный объем, при-
ниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением
зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим фактором зре-
ния, а вызванными им отклонениями в психическом развитии (Л.П.Григо-
рьева, С.В. Сташевский).
Не столько анатомо-физиологические особенности, сколько характер
деятельности и содержание запоминаемого материала определяет тип и вид
памяти ребенка. Поэтому включение зрительного анализатора в различные
виды деятельности и широкое использование всех сохранных анализаторов
является объективным условием для гармоничного развития всех видов
памяти (словесно-логической, образной, эмоциональной и двигательной).
Функции мышления у детей с нарушением зрения не имеют никаких
принципиальных отличий от этой функции у нормально видящих. Однако
выпадения или серьезные нарушения функций зрения затрудняют процесс
восприятия,
в
частности,
формирования
целостного
образа,
его
дифференцированности и возможность выделения существенных признаков
3
и широких обобщений. В связи с этим мышлению детей с нарушением
зрения приходится проделывать дополнительную работу, преодолевая
фрагментарность,
схематизм,
восполняя
многочисленные
пробелы
чувственного познания.
Обучение детей с учетом функциональных свойств, закономерностей и
динамики изменения зрения, направленного на развитие восприятия, кон-
кретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мыш-
ления, поэтапное ознакомление с изображениями и соответствующими им
предметами в условиях предметно-практической деятельности, усиление
мотивации ведет к овладению специальной графикой детьми с нарушением
зрения.
Важным положением коррекционной педагогики являются представле-
ния о системности формирования компенсаторных процессов у детей с на-
рушением зрения, стадиальности их развития; о зависимости степени ком-
пенсации от времени наступления дефекта, тяжести и глубины поражения, от
наличия дополнительных нарушений, уровня педагогической помощи.
Определяющее
значение
в
исследованиях
имеет
положение
о
роли
сенситивных периодов развития той или иной функции в процессе
компенсации
дефекта,
доказательство
значимости
различных
форм
практической деятельности, как преодоления дефекта. Эти положения
выступили принципиальными при построении программы.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
-всестороннее личностное развитие ребенка;
-развитие компенсаторных механизмов зрительного восприятия;
-коррекция зрительного восприятия средствами графики и изобразитель-
ной деятельности детей;
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-развитие правильного и точного восприятия графического изображения;
-развитие ориентировки в пространстве картинной плоскости;
-развитие умения определять и называть расположение объектов или
элементов изображения: выше, ниже, слева, справа, дальше, ближе;
-дать понятия таких слов, как "Композиция", "План изображения", "Линия
горизонта";
-развитие умения находить центр композиции, выделять главное в ри-
сунке;
-развитие мелкой моторики и координации движения руки;
-развитие прослеживающей функции глаза, глазодвигательной функции;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-обучение детей осознанию символической функции графики;
-ознакомление с выдающимися произведениями графики.
Графика служит важнейшим средством коррекционно-
компенсаторного развития слабовидящих детей. В процессе обучения
графике обогащается сенсорный опыт, конкретизируются представления,
4
развивается речь и мышление.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РИСОВАНИЯ
При проведении занятий по изодеятелыюсти следует выполнять
следующие правила:
-ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать изобрази-
тельный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, тушь,
пастель, темпера, уголь, сангина, цветные мелки, восковые свечи, пластилин,
глина, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал;
-выбор материала, на который будет нанесено изображение, должен при-
надлежать ребенку с нарушением зрения. Доступ к различному материалу
должен быть свободен. Это может быть бумага белая и цветная, белая, бар-
хатная, ткань с рисунком, картон, оргстекло, фольга, плоские и круглые кам-
ни - все различной формы и размеров;
-ребенка необходимо научить различной технике изображения на обуча-
ющих занятиях, учить применять каждый вид изображения отдельно и
различные виды в комплексе.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1. "Пальцевая живопись"
Рисовать можно не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой,
тканью (плоской или свернутой в трубочку), а также краску наносить
пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в
плоские же баночки ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну
определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются сал-
феткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. "Пальцевой
живописью" получают прекрасные рисунки - в младших группах это укра-
шенные платья, следы зверей и т.д. В старших группах получается рисование
пейзажей, деревьев в смешении красок, накладывании их друг на друга.
В современной живописи пальцевой живописью занимается немецкий
художник Понтер Юккер.
2. "Монотипия"
Краска наносится на целлофан или лист бумаги, или кусочек оргстекла, а
потом уже этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится
изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от
направления растирания получаются различные изображения. Разновидность
- лист бумаги складывается пополам, и краска наносится на одну сторону
листа, потом лист складывается и изображение получается как бы зер-
кальное. Использовать можно как одну краску, гак и несколько. В такой тех-
нике можно изображать деревья, цветы, бабочек и др. Когда краска высох-
нет, из листа в сложенном виде можно вырезать то, что получилось.
3. "Волшебный рисунок"
5
Рисунок наносится свечой, получается "волшебный рисунок" - он есть, но
его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила, и ри-
сунок тушью проступает на цветном фоне.
4. "Рисование на мокрой бумаге"
Сначала лист смачивается водой, а потом кистью или пальцами наносят
изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане.
Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок вы-
сохнет или набрать на кисть густую краску.
5. "Набрызг"
Для этого используются щетки разного размера: ими можно рисовать и
разбрызгивать краску.
7. "Выпуклый рисунок"
Получается при рисовании краской, выдавливаемой прямо из тюбика.
Необходимо научить ребенка выжимать ее сразу на бумагу, поворачивая
тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостатки -
краска может ссыпаться (хранить аккуратно). Если размыть краски, вы-
6
пуклость уходит полностью или частично, но зато можно дать оттенки этого
цвета.
8. "Кляксография"
Капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать
недостающие детали. Разновидность - нанести кляксу, потом, приподнимая
или наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.
9.
"Точечный рисунок"
Весь рисунок состоит из отдельных точек - нанести кончиком кисти, паль-
цами, точки могут быть разного размера.
10. "Рисунок на мятой бумаге"
Нанести рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом
7
лист расправляется и на него наносится рисунок красками.
11."Граттаж"
На лист бумаги предварительно наносится любой жирный слой - свечой,
мылом. Сверху наносится краска густо разведенная. Рисунок наносится за-
остренной стекой, как бы процарапывается на просохшей бумаге.
8
12."Рисунок через копирку"
На белый лист бумаги сверху накладывается копирка: рисунок получается
от отпечатка пальцем, ногтем, палочкой, карандашом. Потом копирка
снимается, остается графический рисунок.
9
13. "Размытые краски"
Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать, когда он высохнет,
потом опустить на секунду в тарелочку или поднос с водой. Рисунок по-
лучается размытый: дождь, туман и пр.
14. "Рисунок по клеткам"
На чистый лист бумаги наносятся клетки и по клеткам рисуется контур
изображения.
10
11
15."Объемная аппликация"
Интересна объемная аппликация, переходящая в конструирование. Бумага,
12
ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в
зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, Бумагу,
сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на
картоне или фанере.
16."Коллаж"
Это сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может
быть самая различная - бумага, ткань, нити, любой бросовый материал.
13
ФОРМЫ РАБОТЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Наряду с занятиями по Программе проводить занятия с использованием
нетрадиционных техник рисования и графических изображений:
1.
Метод "Печать отруби".
Из отпечатка руки при помощи палочек на
индивидуальной работе превращать его в утку, важного петуха,
задиристого индюка, гадкого утенка - в прекрасного лебедя, кактус.
2.
Метод "Пальчики-палитра".
Проводить следующее занятие: рассыпали
мамины бусы, веселые цыплята, разноцветный дождь, падает пушистый
снег.
3.
На
коррекционно-зрительной
работе
использовать
"печатку".
Расположить
в
ритмической
последовательности,
напечатать
по
образцу, по памяти.
4.
Метол "Тампонирования с трафаретом",
обводка тампоном по контуру
трафарета, обводка внутри трафарета.
5.
Метод "Кляксографии".
Превратить кляксу с помощью трубочки от
коктейля и палочек в кошечку, птичку, собачку и т.д.
6.
Метод
"Граттаж".
Эта
древняя
техника
умельцев
России
-
процарапывание
рисунка
заостренной
палочкой
на
восковой
прокладке: дождик, звезды, цветы, вечерний город, кораблик, орнамент
и др.
7.
Метод "Тампонирования стеарином"
. Изображение с помощью рас-
плавленного стеарина: раскраска пасхальных яиц, солнце согревает
травку, дождевые капли, елочки в лесу, смешной снеговик.
8.
Метод "Цветные ниточки".
Путем окрашивания ниток в разные цвета
можно сделать: морозные узоры, страна цветных снов, вологодские кру-
жева.
9.
Рисование по клеткам:
a)
рисунок, состоящий из клеток переносится ребенком на бумагу в
клетку с большой степенью точности.
b)
рисунок, передающий несложный сюжет, разбит на клетки. Цель
рисования: на бумагу наносится клетка любого масштаба, на нее перено-
сится рисунок с возможно большей степенью точности, т.е. что нарисовано
на каждой клетке должно быть перенесено на соответствующую клетку
копии. Такое рисование называется копированием.
14
15