Напоминание

"Перспективы развития малого бизнеса в современной России на примере Омской области и города Тары"


Автор: Сажина Светлана Яковлевна
Должность: учитель физики, технологии, изобразительного искусства
Учебное заведение: БОУ "Чекрушанская СОШ" село Чёкрушево, Тарский район, Омская область
Населённый пункт: село Чёкрушево Тарский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Перспективы развития малого бизнеса в современной России на примере Омской области и города Тары"
Раздел: полное образование





Назад




Сажина Светлана Яковлевна учитель технологии, ИЗО, экономики БОУ «Чекрушанская СОШ» село Чёкрушево Тарский муниципальный район Омской области
«Перспективы развития малого бизнеса в современной России на

примере Омской области и города Тары»
В статье рассматривается перспективы развития малого бизнеса в России на примере Омской области и города Тары.
Ключевые

слова
: предпринимательство, малый бизнес, инновации, теория предпринимательства, экономическая деятельность, экономическая среда, экономическая активность. Рыночные отношения в России породили у многих граждан естественное стремление иметь «свое дело», с помощью которого они стараются приумножить свою собственность. Это и привело к появлению нового вида деятельности - предпринимательства и новой категории граждан - предпринимателей. Значительные подвижки в становлении системы ма лого предпринимательства происходили в 1995-1997 годы. Во-первых, макроэкономическая ситуация в России отличалась относительной стабильностью и характеризовалась существенной либерализацией. Во-вторых, была обновлена, а по отдельным направлениям впервые создана нормативно-правовая база, в результате чего большинство аспектов деятельности малых предприятий стало регламентироваться с достаточной четкостью. В-третьих, именно в этот период фактически была сформирована система организаций и учреждений поддержки малого и среднего предпринимательства. Становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы: Этап 1 (1987-1994 годы) - период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которых являлась стихийность. Этап 2 (1995 год-август 1998 года) - период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации. Этап 3. (Август 1998 года - 2000 год)
-
период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства в России неодинаково. Наибольшее число предприятий на единицу населения - в Санкт-Петербурге
и в Москве. Наиболее слабо предпринимательство развивается на Дальнем Востоке и в Поволжье. Как показывает анализ статистических данных, одним из важнейших элементов экономики Омской области, во многом определяющим социально - экономическую ситуацию в регионе, является малое и среднее предпринимательство. Всего в данной сфере трудится более 180 тыс. человек, что составляет 18 % всего занятого в экономике области населения. Большая часть из них - 37,8 тыс. человек заняты в сфере услуг, 26 тыс. человек - в промышленном производстве, 28,6 тыс. человек - в строительстве. Всего на малых предприятиях трудятся 113960 человек. В нашем регионе 60 % малых предприятий зарегистрированы в Омске 20 % - в Калачинске, 5 % - в Называевске, 4,4 % - Таре, 4 % - в Большеречье. Малый бизнес Омской области представляет 5526 малых предприятий, 3218 крестьянских фермерских хозяйств, 20557 индивидуальных предпринимателей. За 2015 год малыми предприятиями произведено промышленной продукции и оказано услуг на сумму свыше 11 млрд. рублей, т.е. 8,2 % от общего объёма. По итогам 2015 года субъектами малого предпринимательства выполнено 40,9 % объёма работ по договорам строительного подряда, обеспечено 66,7% розничного товарооборота, оказано 52,2 % бытовых услуг. Крестьянскими фермерскими хозяйствами произведено 11 % всех зерновых, 11,2 % подсолнечника в области. Доля малого бизнеса во внутреннем региональном продукте составляет 11 %. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней превышают 10 %. Это означает, что малые предприниматели в 2015 году перечислили в консолидированный бюджет области около 1млрд. 300 млн. рублей. В Омской области ведущее место в отраслевой структуре занимает торговля и общественное питание. Предприятия, чья деятельность связана с транспортом и связью составляют лишь 2,7% от всех предприятий. В городе Таре малый бизнес динамично развивается, увеличивается число малых предприятий. Основная часть малых предприятий города функционирует в сфере торговли. В 2015 году открылось 7 предприятий розничной торговли, 3 предприятия общественного питания, 3 предприятия бытового обслуживания, малое предприятие хлебопечения. В последнее время в городе получило развитие общественное питание. Увеличилась сеть общедоступных предприятий общественного питания. Дальнейшее развитие получают малые предприятия строительства, увеличиваются объемы их работы. Малое предпринимательство города Тара сталкивается с множеством проблем, сдерживающих развитие: правовая защита малого бизнеса. Нами был проведен опрос нескольких предпринимателей нашего города, по результатам которого можно сделать вывод о том, что самой
значимой проблемой в сфере малого бизнеса является несовершенство нормативно-правовой базы. Кредиты для малых предприятий - это очень серьезная проблема. Проблема эффективности малого бизнеса - это серьезная проблема. Профессиональные знания по повышению эффективности бизнеса нужны нашим предпринимателям. Несмотря на все проблемы и сложности, стоящими перед предпринимателями нашего города, они активно принимают участие в строительстве и ремонте городских дорог, способствуют развитию спорта, участвуя в финансировании всех спортивных мероприятий: велопробегов, турниров, соревнований. Детские футбольные команды выезжают за счет спонсоров на зональные соревнования, товарищеские встречи и обеспечиваются спортивной формой и инвентарем. Общегородские мероприятия, такие как: День города, День молодежи, Проводы зимы, День пожилых людей, новогодние праздники отчасти финансируются предпринимателями города. Решение данных проблем требует дифференцированного подхода, который заключается в разграничении механизмов и инструментов государственной поддержки в зависимости от категорий предпринимателей. Следовательно, позитивное развитие малого бизнеса в нашей стране будет возможно при изменении государственной политики в направлении снижения сверхрегулирования, создании выгодных условий для легализации предпринимательской деятельности; при повышении жизненного уровня и доходов населения.
Список использованной литературы:
1. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. // Российский экономический журнал.- 2010 № 2 2. Малый бизнес города Тары, 2015 3. Материал отдела экономики администрации города Тары


В раздел образования