"Перспективы развития малого бизнеса в современной России на примере Омской области и города Тары"
Автор: Сажина Светлана Яковлевна Должность: учитель физики, технологии, изобразительного искусства Учебное заведение: БОУ "Чекрушанская СОШ" село Чёкрушево, Тарский район, Омская область Населённый пункт: село Чёкрушево Тарский район Наименование материала: Статья Тема: "Перспективы развития малого бизнеса в современной России на примере Омской области и города Тары" Раздел: полное образование
Сажина Светлана Яковлевна
учитель технологии, ИЗО, экономики
БОУ «Чекрушанская СОШ»
село Чёкрушево
Тарский муниципальный район
Омской области
«Перспективы развития малого бизнеса в современной России на
примере Омской области и города Тары»
В
статье
рассматривается
перспективы
развития
малого
бизнеса
в
России на примере Омской области и города Тары.
Ключевые
слова :
предпринимательство,
малый
бизнес,
инновации,
теория предпринимательства, экономическая деятельность, экономическая
среда, экономическая активность.
Рыночные
отношения
в
России
породили
у
многих
граждан
естественное
стремление
иметь
«свое
дело»,
с
помощью
которого
они
стараются приумножить свою собственность. Это и привело к появлению
нового вида деятельности - предпринимательства и новой категории граждан
- предпринимателей.
Значительные
подвижки
в
становлении
системы
ма лого
предпринимательства происходили в 1995-1997 годы.
Во-первых,
макроэкономическая
ситуация
в
России
отличалась
относительной
стабильностью
и
характеризовалась
существенной
либерализацией.
Во-вторых, была обновлена, а по отдельным направлениям впервые
создана нормативно-правовая база, в результате чего большинство аспектов
деятельности малых предприятий стало регламентироваться с достаточной
четкостью.
В-третьих,
именно
в
этот
период
фактически
была
сформирована
система
организаций
и
учреждений
поддержки
малого
и
среднего
предпринимательства.
Становление
малого
предпринимательства
в
рамках
новейшей
истории России можно условно разделить на следующие этапы:
Этап
1
(1987-1994
годы)
-
период
быстрого
роста
количества
предприятий малых форм, отличительной особенностью которых являлась
стихийность.
Этап
2
(1995
год-август
1998
года)
-
период
перехода
малого
предпринимательства
к
осуществлению
деятельности
в
соответствии
с
жестким
государственным
регламентированием
в
условиях
стабилизации
экономического роста и макроэкономической либерализации.
Этап 3. (Август 1998 года - 2000 год) - период изменения приоритетов,
отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в России неодинаково.
Наибольшее число предприятий на единицу населения - в Санкт-Петербурге
и в Москве. Наиболее слабо предпринимательство развивается на Дальнем
Востоке и в Поволжье.
Как показывает анализ статистических данных, одним из важнейших
элементов экономики Омской области, во многом определяющим социально -
экономическую
ситуацию
в
регионе,
является
малое
и
среднее
предпринимательство.
Всего в данной сфере трудится более 180 тыс. человек, что составляет
18 % всего занятого в экономике области населения. Большая часть из них -
37,8 тыс. человек заняты в сфере услуг, 26 тыс. человек - в промышленном
производстве,
28,6
тыс.
человек
-
в
строительстве.
Всего
на
малых
предприятиях трудятся 113960 человек.
В нашем регионе 60 % малых предприятий зарегистрированы в Омске
20 % - в Калачинске, 5 % - в Называевске, 4,4 % - Таре, 4 % - в Большеречье.
Малый
бизнес
Омской
области
представляет
5526
малых
предприятий,
3218
крестьянских
фермерских
хозяйств,
20557
индивидуальных предпринимателей.
За
2015
год
малыми
предприятиями
произведено
промышленной
продукции и оказано услуг на сумму свыше 11 млрд. рублей, т.е. 8,2 % от
общего объёма.
По
итогам
2015
года
субъектами
малого
предпринимательства
выполнено
40,9
%
объёма
работ
по
договорам
строительного
подряда,
обеспечено 66,7% розничного товарооборота, оказано 52,2 % бытовых услуг.
Крестьянскими
фермерскими
хозяйствами
произведено
11
%
всех
зерновых,
11,2
%
подсолнечника
в
области.
Доля
малого
бизнеса
во
внутреннем региональном продукте составляет 11 %. Налоговые поступления
в
бюджеты
всех
уровней
превышают
10
%.
Это
означает, что
малые
предприниматели в 2015 году перечислили в консолидированный бюджет
области около 1млрд. 300 млн. рублей.
В Омской области ведущее место в отраслевой структуре занимает
торговля и общественное питание. Предприятия, чья деятельность связана с
транспортом и связью составляют лишь 2,7% от всех предприятий.
В городе Таре малый бизнес динамично развивается, увеличивается
число
малых
предприятий.
Основная
часть
малых
предприятий
города
функционирует в сфере торговли. В 2015 году открылось 7 предприятий
розничной торговли, 3 предприятия общественного питания, 3 предприятия
бытового обслуживания, малое предприятие хлебопечения.
В
последнее
время
в
городе
получило
развитие
общественное
питание.
Увеличилась
сеть
общедоступных
предприятий
общественного
питания.
Дальнейшее развитие получают малые предприятия строительства,
увеличиваются объемы их работы.
Малое предпринимательство города Тара сталкивается с множеством
проблем, сдерживающих развитие: правовая защита малого бизнеса.
Нами был проведен
опрос нескольких предпринимателей нашего
города, по результатам которого можно сделать вывод о том, что самой
значимой
проблемой
в
сфере
малого
бизнеса
является
несовершенство
нормативно-правовой базы.
Кредиты для малых предприятий - это очень серьезная проблема.
Проблема эффективности малого бизнеса - это серьезная проблема.
Профессиональные знания по повышению эффективности бизнеса нужны
нашим предпринимателям.
Несмотря
на
все
проблемы
и
сложности,
стоящими
перед
предпринимателями
нашего
города,
они
активно
принимают
участие
в
строительстве и ремонте городских дорог, способствуют развитию спорта,
участвуя в финансировании всех спортивных мероприятий: велопробегов,
турниров, соревнований. Детские футбольные команды выезжают за счет
спонсоров
на
зональные
соревнования,
товарищеские
встречи
и
обеспечиваются
спортивной
формой
и
инвентарем.
Общегородские
мероприятия, такие как: День города, День молодежи, Проводы зимы, День
пожилых
людей,
новогодние
праздники
отчасти
финансируются
предпринимателями города.
Решение
данных
проблем
требует
дифференцированного
подхода,
который
заключается
в
разграничении
механизмов
и
инструментов
государственной поддержки в зависимости от категорий предпринимателей.
Следовательно, позитивное развитие малого бизнеса в нашей стране
будет возможно при изменении государственной политики в направлении
снижения сверхрегулирования, создании выгодных условий для легализации
предпринимательской деятельности; при повышении жизненного уровня и
доходов населения.
Список использованной литературы:
1.
Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. // Российский
экономический журнал.- 2010 № 2
2.
Малый бизнес города Тары, 2015
3.
Материал отдела экономики администрации города Тары