Напоминание

Роль театрализованных игр в старшем дошкольном возрасте


Автор: Демушина Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 116 "Светлячок"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: Роль театрализованных игр в старшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль театрализованных игр в подготовительной к школе группе

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира

человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей,

цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных

артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. Я привлекаю детей к участию в

инсценировках, обсуждаю с ними увиденное.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции

личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и

общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой

области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый

помогает ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщает его к

доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Характеристика театрализованных игр

Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения

эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить

правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные

постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и

т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора,

музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих

играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности нами тоже уделяется особое

значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель

поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской

литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами,

традициями.

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в

процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в

игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе

совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее

эффективно происходит речевое развитие.

В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения в

зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.

Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей,

знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям,

расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное

занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в

повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми

театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения национально

регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы – «Байрчика» в решение

познавательных задач.

Подготовительная группа

Дети подготовительной к школе группы интересуются театром как видом искусства. Их

увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве

театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей,

зрительный зал и т.д.) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные

комнаты и т. д.). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр,

художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются

не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра

помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Байрчик в театр ходил", "

Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра

способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их

осмысления и эстетическому восприятию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не

для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это

требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова.

Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра:

настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая

интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение

спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания

воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе

которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим

персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения

детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии

дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений,

звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное

обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания,

акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность

вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые

сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые

условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной

театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию

собственного замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные

упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и

задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой,

мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ

выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в

действиях, фантазии при имитации движений.

Например, упражнение на звуковое воображение:

Можешь ли ты услышать, о чём поёт ветер? Может, он чему-то радуется? Представь и

услышишь необыкновенные звуки или придумай свои. Опиши или нарисуй свой собственный

звук.

Игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я: тушканчик; ветерок; тюльпанчик и т. д.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра. Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно

размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать

способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать

слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память,

наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому

искусству.

Ритмопластика. Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или

музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения,

учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи. Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию,

чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и

сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять

словарный запас.

Основы театральной культуры. Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией,

с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем. Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки

действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями,

выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,

удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия,

совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную

деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений.



В раздел образования