Автор: Демушина Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 116 "Светлячок"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: Роль театрализованных игр в старшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Роль театрализованных игр в подготовительной к школе группе
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира
человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей,
цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных
артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. Я привлекаю детей к участию в
инсценировках, обсуждаю с ними увиденное.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции
личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и
общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой
области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый
помогает ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщает его к
доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Характеристика театрализованных игр
Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения
эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить
правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные
постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и
т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора,
музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих
играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности нами тоже уделяется особое
значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель
поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской
литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами,
традициями.
Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в
процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в
игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе
совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее
эффективно происходит речевое развитие.
В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения в
зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.
Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей,
знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям,
расширять творческий потенциал:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное
занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в
повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми
театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения национально
регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы – «Байрчика» в решение
познавательных задач.
Подготовительная группа
Дети подготовительной к школе группы интересуются театром как видом искусства. Их
увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве
театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей,
зрительный зал и т.д.) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные
комнаты и т. д.). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр,
художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются
не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра
помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Байрчик в театр ходил", "
Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра
способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их
осмысления и эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не
для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это
требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова.
Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра:
настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая
интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение
спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания
воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе
которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим
персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения
детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии
дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений,
звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное
обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания,
акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность
вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые
сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые
условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной
театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию
собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные
упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и
задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой,
мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ
выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в
действиях, фантазии при имитации движений.
Например, упражнение на звуковое воображение:
Можешь ли ты услышать, о чём поёт ветер? Может, он чему-то радуется? Представь и
услышишь необыкновенные звуки или придумай свои. Опиши или нарисуй свой собственный
звук.
Игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я: тушканчик; ветерок; тюльпанчик и т. д.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра. Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать
способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать
слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память,
наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому
искусству.
Ритмопластика. Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения,
учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи. Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию,
чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и
сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять
словарный запас.
Основы театральной культуры. Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией,
с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем. Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).
Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия,
совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную
деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений.