Напоминание

«Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в свете ФГОС ДО»


Автор: Рязанова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ№54
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Салават
Наименование материала: реферат
Тема: «Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в свете ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

учреждение

дополнительного

профессионального образования «Учебно-методический центр» городского

округа город Салават Республики Башкортостан.

Реферат

«Современные подходы к организации образовательного процесса в

дошкольных образовательных организациях в свете ФГОС ДО»

Выполнила

воспитатель

высшей

квалификационной

категории

МАДОУ № 54 Рязанова Н.В.

г. Салават 2022

1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………........ 3

Глава 1. Семья и значение семьи в жизни ребенка …………………………… 5

1.1 Сущность понятия «Семья» ……………………………………………… 5

Глава 2. Способы взаимодействия, формы и методы педагогов ДОО с

родителями……………………………………………………………………... 13

2.1 Содержание работы педагога с родителями в ДОО……………………… 13

2.2 Формы общения педагога с родителями………………………………… 15

2.3 Основные подходы к определению и реализации роли родителей

как субъектов дошкольного образования……………………………………. 19

2.4 Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей…………… 25

Заключение…………………………………………………………………... 28

Список литературы……………………………………...…………………… 29

2

ВЕДЕНИЕ

Главным в работе любого ДОО являются сохранение и укрепление

физического и психического здоровья

воспитанников, их творческое

интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личности нового роста.

Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно

в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего

ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители

являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем

возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в

работе с семьей. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности,

совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в

соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и

оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач

результатов. Актуальность данной темы в том, что современная семья

отличается

своей

нестабильностью,

развиваются

процессы

кризисных

явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия

родителей между собой отражаются на воспитании детей.

Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных,

часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные

семьи. В связи с таким положением появился термин «семьи группы риска»,

которые нуждаются в особой поддержке.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое

предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на

повышение педагогической культуры родителей.

3

Повышение педагогической культуры разрешает противоречие между

воспитательным

потенциалом

использованием.

Составная

часть

взаимодействия – общение педагога с родителями.

Родители

часто

допускают

типичные

ошибки

в

воспитании

детей,

испытывают определенные трудности.

Задача учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не

все готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает еще одно

противоречие, которое разрешается посредством методической работы в

ДОО.

Профессор Минненур Ахметханова Галагузова под «семьи группы риска»,

понимает «наличие некоторого отклонения от норм, не позволяющих

определить их как благополучные. Они справляются с задачами воспитания

ребенка с большим напряжением сил» Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина

выделяют ряд проблем, характерных для данной категории семей (неполные,

многодетные, молодые, с ребенком инвалидом): материально – бытовые

(финансовые),

родителей,

жилищные,

психолого

педагогические,

медицинские.

По

мнению

Мудрика

важнейшей

проблемой

является

проблема воспитания и социализации детей.

Исследования семей С.А. Беличевой показали: несмотря на серьезные

трудности экономического характера, на первом месте у семей группы риска

большим отрывом выступает потребность педагогической помощи. Р.В.

Овчарова предлагает использовать психолого-педагогические консультации,

педагогические поручения, педагогические.

М.А. Галагузова выделяет такие формы работы с семьей: патронаж,

консультативную беседу, тренинги. Проблема заключается в определении

методов и форм эффективного взаимодействия педагогов МДОУ с семьями.

4

Глава 1. СЕМЬЯ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Семейное воспитание (то же самое – воспитание детей в семье) – общее

название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других

членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное,

семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со

школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь

комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья

для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной

средой.

Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка

намного превышает другие воспитательные воздействия.

1.1 Сущность понятия «Семья»

В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот

вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его

обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь

только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является.

Овчарова Р.В. в «Справочной книге социального педагога» говорит о том,

что человек в своей жизни имеет две семьи «здесь и теперь», членом которой

он является и семью, из которой он произошел.

Поэтому в жизни каждого человека семья занимает важное место. В семье

ребенок усваивает нормы человеческих отношений, а став взрослым строит

свои семейные отношения в соответствии с тем, какие отношения были у его

родителей между собой, и как они относились к нему. От состояния семьи, на

которую влияют все изменения, происходящие в обществе,

зависит

состояние государства.

Во все века человечество понимало важность семьи. Блонский П.П. говорил

о семье как органе воспитания «семья есть самое возвышенное, что только

5

можно придумать для воспитания нашего рода (Песталоцци); из тихого

святилища семьи приходит к нам счастье человека, и только одна семейная

жизнь дает для всей человеческой жизни самое важное — развитие и

образование доброго сердца». По мнению Эллен Кей, лишь «в тихой и

сердечной атмосфере семейного воспитания может естественно и нормально

развиваться нежная индивидуальность ребенка».

Семья

социальный

институт

воспитания,

в

ней

осуществляется

преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя

передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья

является важнейшим элементом социальной ситуации развития.

Семья — основа первичной социализации личности. Именно с семьи

начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных

норм и культурных ценностей.

Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка

сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы.

Следовательно, от микроклимата в семье, духовного и физического развития

в ней детей в наибольшей степени зависит успешность развития и

социализации ребенка. Этот факт не может не интересовать школу.

Очевидной стала необходимость изменить отношения образовательного

учреждения и семьи. Партнерским отношениям предстоит учиться как

педагогам, зачастую считающим себя носителями истины, которые могут

диктовать модель поведения родителя, так и родитель, действия которого

лежат между полюсами «мы вам вручили, вот и воспитывайте» и «дайте мне

совет на каждую минуту моего общения с ребенком».

Семья – это целостная система, именно поэтому проблемы диады «родитель-

ребенок» не могут быть решены только благодаря коррекции ребенка и

родителя. Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во

взаимоотношениях «родитель-ребенок», обратившиеся за помощью, как

правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с

6

детьми неэффективны. Р.В. Овчарова выделяет четыре причины нездорового

родительского отношения:

1. педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

2. различные стереотипы воспитания;

3. личные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с

ребенком;

4. влияние особенностей общения в семье на отношения родителей с

ребенком.

Все

эти

причины

искажения

родительских

отношений

могут

быть

исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции.

Существует юридическое и социологическое определение понятий «семья».

Под юридическим понимается «Семья – объединение чаще всего совместно

проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями,

возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства

детей на воспитание в семье».

Под социологическим, по мнению Харчева А. Г: «Семья – это малая

социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и

взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство

населения».

Сложившаяся ситуация с кризисным состоянием в современной России,

отсутствием системы целенаправленной государственной помощи семьям,

находящимся в трудной жизненной ситуации и порождающих в стране

увеличение

социального

сиротства,

безнадзорности,

беспризорности,

свидетельствуют о необходимости введения в практику понятия «семьи

социального риска” или “социально-незащищённые семьи”, семьи группы

риска. Под понятием «семья социального риска» Л. М. Шипицыной

понимается

«семья,

имеющая

трудноразрешимые

проблемы,

ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для

жизни и полноценного развития всех её членов».

7

Профессор Минненур Ахметхановна Галагузова под термином «семьи

группы риска», понимает «наличие некоторого отклонения от норм, не

позволяющего определить их как благополучные. Они справляются с

задачами воспитания ребёнка с большим напряжением сил».

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими

социальными институтами, так как именно в семье формируется и

развивается личность человека, происходит овладение и социальными

ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым

человеком ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье

закладываются основы нравственности человека, формируются нормы

поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества

личности.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которые

человеком ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно

в

семье

закладываются

основы

нравственности

человека,

формируются

нормы

поведения,

раскрываются

внутренний

мир

и

индивидуальные качества личности.

Семья

способствует

не

только

формированию

личности,

но

и

самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую

активность, раскрывает индивидуальность. Все века семья испытывала

потребность получать поддержку в воспитании своих детей.

История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то

необходимее знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к

поколению естественно и буднично. В современном индустриальном

обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача

8

необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится

одной из важных забот общества.

Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность

родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих

детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи

родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов,

социальных работников, социальных педагогов и других специалистов.

Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов

нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала

поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой

социальной среде, которое осуществляют сегодня только родители, но и их

помощники — социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

Существует

несколько

определений

семьи.

Во-первых,

семья

это

основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа,

члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего

хозяйства,

эмоциональной

связью

и

взаимными

обязанностями

по

отношению друг к другу. Во-вторых, семьей называется социальный

институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между

людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной

жизни людей.

Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе

социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и

функциональных

характеристик,

а

также

анализ

индивидуальных

особенностей членов семьи. Мудрик А.В. говорит о том, что в «семье

вырабатываются

совокупность

норм,

санкций

и

образцов

поведения,

регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми,

детей между собой».

9

Семья, как система тысячами нитей связана с другими социальными

системами. Социальная работа с семьей, по мнению Овчаровой Р.В., должна

быть направлена на «изменение отношений между семьей и окружением,

чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основным и

областями их жизни».

Василькова Ю.В. сравнивает семью с организмом «в котором каждый для

того, чтобы организм нормально функционировал, должен выполнять

определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых

отношений в семье».

Последнее определение нам кажется более правильным, так как все чаще

можно

встретить

одиноких

матерей,

безответственных

родителей,

к

сожалению, задумываются о том, что на них лежит ответственность перед

обществом в воспроизводстве и воспитании здорового населения не многие.

Семья – организм, и как нам известно из курса анатомии, если с одним

случиться беда, то это незамедлительно отразится на всем организме, то есть

семье.

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом

зависит дальнейшее человека.

Это важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она

представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков,

качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Мудрик

А.В. пишет о том, что какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли,

всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином

возрастном этапе играет семья. Он выделяет несколько аспектов, которые мы

рассмотрим далее.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие

человека. В младенчестве и раннем детстве семья играет определяющую

которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.

10

В детском, младшем и подростковом возрасте ее влияние остается ведущим,

но перестает быть единственным.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В

первые три года жизни — это влияние определяющие, ибо именно в семье

идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок

усваивает

атрибуты

приписываемого

ему

пола:

набор

личностных

характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки,

вкусы,

поведенческие

образцы,

связанные

с

маскулинностью

(мужскимисвойствами) или фемининностью (женскими свойствами).

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка

(американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте

умственного

развития

детей,

выросших

в

благополучных

семьях

и

неблагополучных семьях, доходит до 20 баллов), а также влияет на

отношение детей к учебе и во многом определяет ее успешность, какие

пласты культуры он усваивает, на стремление к продолжению образования и

к самообразованию.

В-четвертых,

семья

имеет

важное

значение

во

владении

человеком

социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих

исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.

Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или

которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или

проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны

установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации

человека, проявляющиеся в социальные и межэтнические отношения, а

11

также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний,

жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития

человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или

осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают

искать выходы в сложных ситуациях, адаптируются к изменившимся

обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Таким образом, семья – организм или малая социальная группа общества,

важнейшая форма организации личного быта, основана супружеском союзе

или родственных связях.

То есть на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми,

братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и

ведущими общее хозяйство на основе семейного бюджета. Через семью

сменяются

поколения

людей,

в

ней

человек

рождается,

через

нее

продолжается род, в ней вырабатываются нормы, поведение, взаимодействия

родителей и детей.

В этом взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию,

занимать определенное место в системе ролевых отношений. В своей жизни

каждый человек имеет две семьи: в которой он родился и воспитывался и ту,

которую создаст или создал сам. Семья выполняет специфические и не

специфические функции.

К базовых семейным функциям можно отнести: сохранение жизни и

здоровья; удовлетворение физического, материальных и духовных человека;

рождение и воспитание детей; создание условий, благоприятных для

развития и самореализации каждого члена семьи; воспроизводство не

обходимых обществу человеческих ресурсов.

Функции семьи напрямую зависят от общественных отношений в целом, а

также от уровня культурного развития родителей и общества.

12

Глава 2. СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ФОРМЫ ИМЕТОДЫ

ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ.

2.1 Содержание работы педагога с родителями в ДОО.

Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и

ожиданий

от

пребывания

ребенка

в

детском

саду.

Проведение

анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить

работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы

взаимодействия

с

семьей.

Родителей

детей,

посещающих

сегодня

дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три

группы. Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым

детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от

детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и

полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации

интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу

занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при

правильной

организации

взаимодействия

они

с

удовольствием

дома

изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут

фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее

объявленных мероприятиях, например, в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими

бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский

сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со

сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы

эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя,

активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с не работающими мамами. Эти родители тоже

ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения

навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня,

обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской

13

группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и

активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу

воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний,

проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все

вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит

родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует

второстепенных

тем,

поскольку

родителям

необходимы

знания

об

особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации

предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они

хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?».

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка

они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов –

профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей.

Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не

просто им читать доклады или лекции. Современные родители достаточно

грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители,

приобретающие

педагогическую

литературу

или

выписывающие

периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую

информацию

через

интернет,

но

часто

они

пользуются

случайной

литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как

воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям

ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения

родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических

возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье:

проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт

закаливания детей, семейного чтения и т.д.

Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою

актуальность. Родители младших дошкольников испытывают трудности,

связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители

14

старших дошкольников говорят о проблемах, связанных к ранней подготовке

их к школе. Завышенные установки родителей негативно влияют на развитие

маленьких детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в

результате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка может

возникнуть невроз, поэтому – необходимо беречь нервную систему ребенка,

не перегружать его знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в

школе, развивать их интеллект, но без ущерба для общего развития.

Здесь задача старших воспитателей– помочь родителям в решении задач

интеллектуального развития детей. В разработке содержания занятий с

родителями играет роль и приоритетное направление ДОО: для детей с

физического воспитания на первый план выносятся такие темы для

обсуждения,

как

«Физическое

воспитание

и

развитие

ребенка»,

«Закаливание»,

«Защита

психики

ребенка»,

«Развитие

движений»,

«Спортивный досуг», «Рекомендации для родителей» и т.д. Если это

художественно — эстетическое направление, то акцент делается насущности

и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных

группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и

праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и

проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может

включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального

восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например,

психологов, музыкального руководителя), проводить открытые просмотры

детского творчества.

2.2 Формы общения педагога с родителями в ДОО.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и

нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть

которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы

подразделяются

на

коллективные,

индивидуальные

и

наглядно-

информационные.

К

коллективным

формам

относятся

групповые

15

родительские собрания, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть

разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие

темы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей»,

«Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня

включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как

отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов

активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает

сон с открытыми глазами». Если педагог читает текст, не отрываясь,

складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В

сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого

ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты

детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди

родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр,

юрист и др.).

Отдельную группу составляют мультимедийные наглядно-информационные

методы. Они знакомят родителей с условиями, задачи, содержанием и

методам и воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного

суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К

ним относят видеофрагменты, фотографии, организации различных видов

деятельности, режимных моментов, занятий; выставки детских работ,

стенды,

ширмы,

папки-передвижки.

В

настоящее

время

особой

популярностью

как

у

педагогов,

так

и

у

родителей

пользуются

нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу

развлекательных

программ,

игр

и

направлены

на

установление

неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к

детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его

в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. В настоящее

время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще

недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных

форм

предлагает

Т.В.

Кротова.

Автором

выделяются

следующие

16

нетрадиционные

формы:

информационно

аналитические,

досуговые,

познавательные,

наглядно-информационные.

Нетрадиционные

формы

организации. Наименование с какой целью используется эта форма. Формы

проведения общения Информационно- аналитические Выявление интересов,

потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Проведение

социологических

срезов,

опросов,

«Почтовый

ящик»

Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами,

родителями, детьми, совместные досуги, праздники, участие родителей и

детей в выставках.

Познавательные:

ознакомление

родителей

с

возрастными

и

психологическими

особенностями

детей

дошкольного

возраста.

Формирование

у

родителей

практических

навыков

воспитания

детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная,

проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные

педагогические

журналы,

игры

с

педагогическим

содержанием,

педагогическая библиотека для родителей.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные;

Информационно-просветительские:

Ознакомление

родителей

с

работой

дошкольного

учреждения,

особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и

развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация

дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других

видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

Ведение страничек родительских групп в соцсетях. Основной задачей

информационно-аналитических форм организации общения с родителями

являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого

воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них

необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку,

запросах, интересах, потребностях родителей в психолого- педагогической

информации. Только на аналитической основе возможно осуществление

17

индивидуального,

личностно-ориентированного

подхода

к

ребенку

в

условиях

дошкольного

учреждения,

повышение

эффективности

воспитательное-образовательной работы с детьми и построение грамотного

общения сих родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые

неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более

доверительные отношения между родителями и детьми.

К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных

учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча

Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья» и др. Такие

вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить

участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и

фантазию

в

различных

конкурсах.

Использование

досуговых

форм

способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной

атмосферы

родители

становятся

более

открытыми

для

общения,

в

дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять

педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей

призваны

выполнять

доминирующую

в

повышении

психолого-

педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению

взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают

рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а

также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные

формы

организации

общения

педагогов

и

родителей

решают

задачи

ознакомления

родителей

с

условиями,

содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного

учреждения,

позволяют

правильнее

оценить

деятельность

педагогов,

пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть

деятельность воспитателя.

18

2.3 Основные подходы к определению и реализации роли

родителей как субъектов ДОО.

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не

всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут

возникнуть

проблемные ситуации во

взаимоотношениях

педагогов и

родителей:

· конфликты между родителями из – за детей;

· родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам

воспитания;

· жалобы воспитателей на пассивность родителей;

· невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком

авторитета педагога из – за молодого возраста или небольшого опыта

работы.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций

являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное

информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился,

каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает родителя желание

получить ее из других источников, например, от других родителей, детей

группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к

развитию конфликтной ситуации. Многие неопытные педагоги вместо того,

чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких

родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их,

доказать, что они неправы, убеждают, что на самом деле все обстоит

благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и

впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому

педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду.

Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность

исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных

вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского

19

сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать

родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально

разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой

рассказать

о

результатах

предпринятых

мер.

Сегодняшние

родители

внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда,

врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя

грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее

разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для

предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с

первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать

авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания,

умения, педагогические достижения.

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи

следующие противоречия:

· между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

· между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием

условий их предоставления;

· между стремлением родителей к активной деятельности в ДОО и строго

регламентирующим характером деятельности учреждения;

· между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными

знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в

ДОО. Укреплением и развитием тесной связи и взаимодействия различных

социальных институтов (д/с, семья, общественность) обеспечивают условия

жизни

и

воспитания

ребенка,

формирование

основ

полноценной,

гармонической ценности. На современном этапе в основу совместной

деятельности семьи и ДОО заложены следующие принципы:

1. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

2. Это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания

и обучения детей;

3. Помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со

20

стороны родителей;

4. Знание педагогами и родителям и воспитательных возможностей

коллектива

и

семьи,

максимальное

использование

воспитательного

потенциала в совместной работе с детьми;

5. Постоянный анализ процесса взаимодействия ДОО и семьи, его

промежуточным и конечным результатом.

Каждое ДОО не только воспитывает ребенка, но и консультирует и

родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи ДОО должно

определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание,

формы и методы сотрудничества ДОО и семьи в воспитании детей с учетом

изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов

семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и

партнер родителей по их воспитанию

Существенной стороной взаимодействия д /с и семьи, является то, что д/с

служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание»,

поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие д/с и

семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и

ответственности – огромная сила. Родителям, не умеющим воспитывать,

необходимо помогать. Теоретики и практики дошкольного воспитания,

подчеркивая

необходимость

связи

ДОО

с

семьей

и

необходимость

совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили

специфику этой работы и ее задачи.

Задачи работы ДОО по взаимодействию с родителями:

· установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

· объединить усилия для развития и воспитания и детей;

· создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной

взаимоподдержки;

· поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

21

Позитивный

настрой

на

общение

является

тем

самым

прочным

фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы родителями.

В

общении

воспитателя

с

родителями

неуместны

категоричность,

требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией

детского сада модель взаимодействия с семьей останется и «моделью на

бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм

корректного

обращения

с

родителями.

Ежедневное

доброжелательное

взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем

отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

Воспитатель,

общаясь

с

родителями,

должен

чувствовать

ситуацию,

настроение

мамы

или

папы.

Здесь

и

пригодится

человеческое

и

педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и

вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные,

осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих

собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды

педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки

семьи

в

сложных

педагогических

ситуациях,

демонстрация

заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи

и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по

работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в

этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных

между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское

22

собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж

учреждения в целом

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития,

а не

функционирования,

представлять

собой

мобильную

систему,

быстро

реагировать

на

изменения

социального

состава

родителей.

Их

образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от

этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Руководящая

и

организующая

роль

ДОО

по

отношению

к

семье

характеризуются комплексом факторов:

· планомерное, активное распространение педагогических знаний среди

родителей;

· практическая помощь семье в воспитании детей;

· организация пропаганды положительного опыта общественного и

семейного воспитания;

· вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

· активизация их педагогического самообразования и др.

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная

подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень

их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и

общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической

культуры

является

их

педагогическая

подготовленность,

которая

характеризуется

определенной

суммой

психолого–

педагогических,

физиолого – гигиенических и правовых знаний, а также умениями и

навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Весьма существенно при этом и отношение родителей к воспитанию.

Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно

лучше

воспитать

своих

детей

неотъемлемая

составная

часть

педагогической

культуры

родителей.

Педагогическую

культуру

рассматривают в связи с общими социально педагогическими условиями

23

воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований

общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм,

регулирующих внутрисемейные отношения, характер отношений в семье.

В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах

сотрудничества.

Признаками такого сотрудничества являются:

· осознание цели деятельности каждым участником процесса;

· четкое разделение и кооперация труда между его участниками;

· личный контакт между участниками процесса с обменом информацией,

взаимной помощью, самоконтролем;

· положительные межличностные отношения.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога,

включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков

родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для

создания

необходимых

условий

правильного

воспитания

детей;

взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед ДОУ в работе с

родителями:

1. Изучение семей детей;

2. Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО;

3. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Содержание, организация и методика сотрудничества ДОО и родителей

включает: единство в работе д/с и семьи по воспитанию детей; взаимное

доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание

нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей;

укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в д/с; установление

правильных

отношений

на

основе

доброжелательной

критики

и

самокритики;

взаимопомощь

в

совместной

работе

по

воспитанию

дошкольников.

24

2.4 Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде

всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе.

Результат воспитания может быт успешным только при условии, если

педагоги

и

родители

станут

равноправными

партнерами,

т.к.

они

воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть

положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс,

выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также

пути достижения намеченных результатов. Сотрудничество педагогов и

родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных

позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании

его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в

преодолении

его

негативных

поступков

и

проявлений

в

поведении,

формировании

ценных

жизненных

ориентаций.

В

то

же

время

преобладающая часть родителей – не профессиональные родители. Они не

имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко

испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и

родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения

этой

проблемы,

определять

содержание

и

формы

педагогического

просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого

взаимодействия принадлежит педагогам. Для привлечения родителей к

деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика,

которая включает три этапа:

Первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного

ребенка;

Второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на

образовательные услуги в дошкольном учреждении;

Третий – партнерство педагогов им родителей в деятельности дошкольного

учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений,

25

приоритет

общечеловеческих

ценностей

с

акцентом

личностно

деятельностный подход.

Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с

родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает

задачи, формы и виды деятельности. Основные блоки, основные задачи,

формы. Создание благоприятных условий для включения родителей в

планирование,

организацию

контроль

за

деятельностью

дошкольного

учреждения. Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины,

работа кружков, совместные мероприятия и др. Для реализации содержания

работы

в

дошкольном

учреждении

используются

коллективные

и

индивидуальные

формы

деятельности.

Целесообразно

сочетание

коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный

разговор,

консультации –

размышления,

выполнение

индивидуальных

поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти

формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти

индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно

расположить

к

себе

родителей,

завоевать

их

доверие,

вызвать

на

откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями,

сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные

способы решения проблем воспитания конкретной личности в ДОО и дома.

Психологическим

условием

такого

успешного

межличностного

взаимодействия

является

внимательность,

проникновенность,

неторопливость. Однако часто используются в основном стандартные формы

работы: анкетирование родителей, родительские собрания, родительские

комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда

совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей

принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВН,

викторины фактически не проводятся. Одна из главных задач педагогов –

создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может

быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может

26

быть реализована в различных формах. Например, формы трудовой

деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по

благоустройства

и

озеленению

двора,

посадка

аллей

в

связи

со

знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание

библиотеки и т.п. Или же наглядные формы: папки – передвижки, памятки

рекомендации для родителей, детских рисунков, поделок с родителями,

родительский уголок и др. Важнейшим способом реализации сотрудничества

педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в

которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники

процесса, т.е. включение родителей в деятельность ДОО. Под включением

родителей в деятельность ДОУ мы понимаем их участие в:

· организации образовательного процесса;

· в современной социально – развивающей среды в группах;

· оказания дополнительных услуг;

· разработке планирования разных видов на всех уровнях:

1. планов;

2. занятий;

3. самостоятельной деятельности детей;

4. совместной деятельности детей;

· разработке собственных курсов, программ, планов для работы с

родителями, детьми;

· привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОО.

Для реализации этой задачи необходимо:

1.Внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность:

а) повышения уровня психолого –педагогических знаний родителей в

целях актуализации их образовательных потребностей;

б) воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных

услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций ДОО;

в) активное, систематическое участие родителей в деятельности ДОО;

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, в

которой вырабатывается совокупность норм, поведения, взаимодействия

родителей и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять

определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых

отношений. В своей жизни каждый человек имеет две семьи, в которой он

родился и воспитывался и ту, которую создаст или создал сам.

Таким образом, можно отметить, что жизненный уклад семьи играет

большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои

человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши детские сады,

главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный

коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая

основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить

никто. Однако все мы прекрасно понимаем, что воспитание детей в семье и в

детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в

совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными

претензиями,

необходимо

взаимодействие

с

родителями

строить

на

принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и,

самое главное, их опыта в воспитании детей.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОО,

поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а

следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и

преемственности

в

воспитании

детей.

Педагог

сознает,

что

такое

сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить

родителей.

28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.,

Издательский центр «Академия», 2001

2. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, 2003

3. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие /

Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. –СПб. Издательство «Речь», 2003

4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:

Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.:

Издательский центр «Академия»,2000.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ

«Сфера»,2001.

7.

Овчарова

Р.В.

Справочная

книга

школьного

психолога.

М.:

«Просвещение», «Учебная литература», 1990

8. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство

Скрипторий 2003», 2008 – 72с.

9. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/ Сост и авт. предисл.

Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

10. Семейная педегогика: Учебно –методическое пособие. Глазов, 2005 ст.5-

9.

/ Сост. – канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н.В. Кущ.

11. Словарь по социальной педагогике. /Авт.- сост. Л.В. Мардахаев. – М.:

Издательский центр «Академия», 2002

12. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей:

Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004

29



В раздел образования