Напоминание

Внедрение в практику техники проблемно-модульного обучения сольфеджио по методу Шайхутдиновой Д.И.


Автор: Данилова Евгения Андреевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: БОУ ДО ДШИ № 2 имени А.А Цыганкова г.Омска
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Методическое разработка
Тема: Внедрение в практику техники проблемно-модульного обучения сольфеджио по методу Шайхутдиновой Д.И.
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

«Внедрение в практику техники проблемно-модульного

обучения сольфеджио по методу Шайхутдиновой Д.И.»

Цель: Внедрение в практику методики Д. И. Шайхутдиновой.

Задачи: 1. Адаптировать новаторскую методику к условиям интерактивных

технологий ДШИ №2 им. А.А Цыганкова города Омска.

2. Адаптировать новаторскую методику к существующей в ДШИ №2

им. А.А Цыганкова города Омска электронной библиотеке.

В сфере обучения сольфеджио накопилось достаточно много проблем.

Главная проблема заключается в том, что программа по предмету устарела и не

соответствует объему знаний и умений, необходимых ученику для успешного

обучения в инструментальном классе. Другая проблема кроется в устаревших

методах преподавания, «благодаря» чему предмет остается неинтересным и

непонятным

для

учащихся.

В

связи

с

этим

ученики

не

овладевают

полноценными теоретическими знаниями, а те из них, кто решает получить

профессиональное

музыкальное

образование,

испытывают

определенные

трудности при обучении в музыкальном училище.

Одним

из

прогрессивных

методов

обучения

сольфеджио

является

проблемно–модульное,

получившее

широкое

распространение

в

странах

ближнего

зарубежья.

В

обучении

сольфеджио

в

современной

Детской

музыкальной

школе

дальнейшем

ДМШ)

наблюдается

разрыв

между

существующими технологиями и методиками обучения (технологии высокие, а

методики обучения прежние). Задача проблемно-модульного обучения сблизить

и слить воедино эти два фактора. Проблемно-модульное обучение формирует у

учащихся целостные, а ни дробные, разбитые на несколько лет знаний об

элементах музыки Целостные знания, которые дает эта методике они опережают

традиционную программу, по-другому компонуется материал.

Уже не один год злободневным является вопрос эффективного обучения

сольфеджио в ДМШ. Сегодня, в момент разделения детского музыкального

образования на обучение познавательное, базовое и специализированное, эта

2

проблема

приобретает

особое

значение.

Современные

требования

к

образовательным

программам

дополнительного

музыкального

образования

определяют роль предмета «Сольфеджио» как одного из основополагающих в

профессиональном

обучении

детей,

а

также

направлены

на

овладение

учащимися

основными

компетенциями,

необходимыми

для

продолжения

музыкального

образования.

В

рекомендациях

по

реализации

развивающих

программ

сольфеджио

представляется

как

«Занимательное».

Такая

направленность предполагает акцент на увлекательности, доступности обучения

и игровых технологиях. При этой очевидной разнице подходов к изучению

сольфеджио,

несомненно,

важным

остается

одно

независимо

от

уровня

обучения предмет должен быть доступен и интересен для всех учащихся, его

изучение должно протекать в комфортной развивающей среде, учитывающей

индивидуальные особенности каждого ученика.

Путь

к

реализации

данной

задачи

заставляет

педагогов–теоретиков

непрестанно

находиться

в

творческом

поиске,

применять

различные

инновационные

методики,

прогрессивные

образовательные

технологии,

позволяющие сделать процесс обучения эффективным и нацеленным на как

быстрый, так и отдалённый по времени результат.

Наше внимание привлек инновационный опыт преподавателя историко–

теоретических

дисциплин

Дамиры

Ильдаровны

Шайхутдиновой,

успешно

реализуемый автором и его коллегами-единомышленниками в течение двух

десятилетий в различных музыкальных школах Российской Федерации. В основе

педагогического

метода

Д.И.

Шайхутдиновой

стала

блочно–модульная

технология обучения, являющаяся, по мнению автора, ключом к решению

многих актуальных вопросов в процессе обучения сольфеджио.

История блочно-модульного обучения как образовательной технологии

ведёт своё начало с 60-х годов XX века стран США и Западной Европы. Блочно–

модульный

метод

широко

применяется

и

в

России

в

преподавании

3

общеобразовательных дисциплин – языка, физики, истории, математики, химии

и др.

Суть.

Метод

проблемно–модульного

обладает

целостностью

и

завершенностью

структуры

процесса

усвоения

(восприятие,

понимание,

осмысление, применение, обобщение), а также способов деятельности. Внутри

блока

учебный

процесс

представлен

шестью

структурными

единицами:

1)

организация; 2) повторение; 3) изучение нового материала; 4) закрепление; 5)

контроль;

6)

коррекция.

Сам

блок

обычно

включает

дидактические

цели,

содержание учебного материала, методы и средства их достижения; навыки и

умения, приобретаемые в процессе урока; методическую подготовку учителя,

учебный материал, профессионально обработанный для восприятия учащимися.

Идея блочно-модульного обучения, применённая к курсу сольфеджио Д.И.

Шайхутдиновой получила отражение в ее авторской программе по предмету, а

также в учебных пособиях:

- «Методика обучения сольфеджио».

- «Одноголосное сольфеджио» - учебник для 1-7 классов ДМШ.

- «Методика обучения элементарной теории музыки».

- «Элементарная теории музыки» - учебник для 1-7 классов ДМШ.

Основная идея модульной технологии по методу Шайхутдиновой Д.И.

1

состоит

в том, что преподаватель организовывает, направляет и координирует процесс

самостоятельного добывания

знаний учеником,

самостоятельного поиска

и

открытия нового. Роль учителя заключается в организации активной работы

учащихся

через

использование

логически

выстроенных,

взаимосвязанных

модулей, являющихся средством самообучения школьников. Интересно то, что

обучение можно построить без общепринятых опросов домашних заданий. На

уроке

ученик

самостоятельно

добывает

и

закрепляет

знания,

используя

технологические алгоритмы. Изменилась задача учителя: не как объяснить

1

*

Шайхутдинова Дамира Ильдаровна, музыковед, педагог-исследователь, автор учебных пособий по теории

музыки и сольфеджио, преподаватель Центра переподготовки и повышения квалификации специалистов, г.

Тюмень.

4

тему и проиллюстрировать её, а как организовать самообучение, построить

исследовательскую деятельность учеников, мотивировать на самостоятельные

открытия и выводы. Учитель консультирует, направляет мышление

обучающихся на достижение цели.

Цель

модульного

обучения

содействие

развитию

самостоятельности

учащихся, и их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки

учебного материала.

Согласно

методике

Шайхутдиновой

Д.И

основной

составляющей

на

уроках

сольфеджио

является

клавиатура

фортепиано.

Она

используется

наглядно – как вспомогательное средство в изучении и практическом усвоении

учебного материала. Это справочное пособие, заключает в себе весь объем

музыкальной

грамоты,

который

под

силу

ученику,

играющему

на

любом

инструменте. Клавиатура представляет полную информацию о тональностях,

аккордах

и

интервалах.

Наличие

клавиатуры,

находящейся

в

ноутбуках

в

качестве «рабочего стола», предоставляет возможность каждому учащемуся

максимально самостоятельно выполнять практические задания на уроке. Все

понятия, построения, упражнения осваиваются сначала на таких клавиатурах

одновременно

со

звуковой

иллюстрацией

на

инструменте.

За

фортепиано

обычно

работают

два

ученика,

остальные

за

партами

на

персональных

клавиатурах. Усвоение знаний в таких условиях становится психологически

комфортным

и

в

полной

мере

соответствует

психофизиологическим

особенностям мышления школьников. Благодаря клавиатуре была достигнута

корреляция

2

с

возрастными

психологическими

особенностями

учащихся

младшего школьного возраста, так как клавиатура:

1) предоставляет реальную возможность в условиях коллективной игровой

ситуации попробовать каждому ученику «играть» на своем «инструменте»,

усиливая мотивацию попробовать себя на звучащем оригинале;

2) создает увлеченно-эмоциональное отношение к процессу познания;

2

Корреляция – взаимная связь, соотношение.

5

3) способствует вовлечению в коллективное «действо» даже самых пассивных

или застенчивых детей.

Еще

одной

важной

частью

методики

Д.

Шайхутдиновой

является

одновременное

проигрывание

(подыгрывание)

на

инструменте

либо

преподавателем, либо самими учащимися всех интонируемых упражнений и

сольфеджирование

мелодий.

В

традиционных

методиках

сольфеджио

не

приветствуется использование этого приема в виду широко распространенного

мнения, что должно преобладать пение с дирижированием без сопровождения.

Значение

взаимосвязи

вокальной

и

фортепианной моторики,

а

также

зрительных представлений для создания и удержания в памяти слухового образа

мелодии

была

доказана

Б.М.

Тепловым

в

фундаментальном

исследовании

«Психология музыкальных способностей». По мнению Б.М. Теплова, слуховые

представления

нередко

взаимодействуют

с

какими–нибудь

не

слуховыми

«вспомогательными»

представлениями

[6].

В

особенности

тесно

связаны

слуховые

представления

с

моторикой,

или,

с

движениями.

Именно

«двигательные моменты играют чрезвычайно важную роль в работе внутреннего

слуха»,

например,

при

прослушивании

мелодии

дети

подпевают

либо

«подыгрывают

ее,

представляя

клавиши»

[6].

Данное

наблюдение

свидетельствует

о

том,

что

в

музыкальных

представлениях

участвуют

«вокальные движения» (восходящее и нисходящее направления голосом), а

также

«фортепианные»

движения,

которые

служат

для

них

необходимой

представляемой опорой [6].

Использование вышеописанного методического

приема, помогает достичь видимого результата в интонировании и повышает

эффективность развития певческих данных.

Так

же

важной

частью

методики

Д.

Шайхутдиновой

является

дирижирование всех размеров двумя руками. В пользу этого метода обучения

свидетельствуют

факторы,

облегчающие

усвоение

учащимися

метрических

сеток и деления долей на равные и неравные части: 1. конгруэнтность движений

6

обеих рук, 2. Равнозначность задачи для «левшей» и «правшей», образная

привязка к «танцу» рук.

Принципы модульного обучения, представленные Д.

Шайхутдиновой,

направлены на формирование у учащихся синкретичных знаний об элементах

музыки, а также последующего применения их в классе специальности при

разборе

и

усвоении

музыкальных

произведений,

что

позволяет

решить

проблему

межпредметных

связей.

Блочно-модульный

метод

предполагает

изучение

материала

«тематическими

блоками,

которые

можно

представать

в

виде

концентрических окружностей, и каждая окружность, то есть модуль, будет

означать новую стадию познания».

3

Нами были изучены вышеупомянутые учебные и методические пособия,

и некоторые компоненты модульной методики Д. Шайхутдиновой применены на

практике с учащимися. Применение данной технологии позволяет выстроить и

систематизировать учебный материал, начиная с 1 класса. Благодаря блочно-

модульному

обучению

уже

в

1

классе

учащиеся

прочно усваивают

такой

сложный материал, как система диезных и бемольных тональностей до 7 знаков.

В традиционных учебных пособиях по сольфеджио тональности изучались

последовательно,

прибавляясь

по

одному

знаку

каждый

год.

Это

всегда

вызывало трудности с запоминанием ключевых знаков. Согласно модулю Д.И.

Шайхутдиновой, опираясь на расположение тоник на клавиатуре (четные и

нечетные

ряды)

все

тональности

запоминаются

тактильно,

визуально

и

в

дальнейшем становятся прочным знанием.

За пять лет существования блочно–модульная система, представленная

Д.И. Шайхутдиновой, была переработана и адаптирована в процессе работы с

учащимися, а также была дополнена новыми учебными модулями.

3

Шайхутдинова Д. Методика обучения элементарной теории музыки.- Ростов н\Д.: Феникс, 2009. – с.15

7

Представленная

методика

обучения

строится

на

исследовательских

приемах объяснения материала. Позиция учителя заключается в создании такой

атмосферы, когда ученик оказывается в постоянном поиске, размышлении.

Занятия проходят в форме диалога и практических заданий, когда учитель так

выстраивает свои вопросы, поиск ответов на которые подводит детей к своего

рода

открытиям,

самостоятельным

выводам

по

теме

урока.

В

сущности,

объяснение нового проводится не

учителем,

а

самим учеником на

основе

практически

исследуемого

материала.

Происходит

самообучение, во

время

которого

знания

становятся

наиболее

прочными и

надолго

сохраняются в

памяти.

Так

применение блочно-модульной обучения

в

практике сольфеджио

позволило упорядочить и систематизировать учебный материал, что позволяет

сделать выводы:

благодаря

соответствию

технологии

обучения

возрастным

психологическим

особенностям

детей

младшего

школьного

возраста

улучшилась посещаемость уроков, дети с легкостью усваивают большой

учебный материал, не испытывая страха и затруднений;

возможность

иметь

в

ноутбуках

наглядную

клавиатуру

способствует

вовлечению в коллективную работу даже самых пассивных и застенчивых

детей, усиливая мотивацию попробовать себя на звучащем инструменте;

выполнение

на

фортепиано

любых

заданий

и

пропевание

их

с

дублированием на клавиатуре гораздо быстрее приводит к установлению

чистой интонации, усвоению и удержанию в памяти большого объема

учебной информации;

овладение целостными, полноценными знаниями об элементах музыки на

ранних этапах обучения обеспечивает успешное освоение репертуара по

специальности, решает проблему межпредметных связей;

организация процесса познания на основе исследования, поиск ответов на

поставленные

вопросы

в

условиях

проблемной

ситуации,

создает

8

возможности

для

самообучения,

развивает

продуктивное

мышление,

воспитывает свободную и уверенную в себе личность.

9

Список используемой литературы

1.

Шайхутдинова Д.И. Краткий курс элементарной теории музыки. Учебник

для учащихся 1-7 классов ДМШ– Ростов н/Д.: Феникс, 2008.– 125 С.

2.

Шайхутдинова Д.И. Одноголосное сольфеджио. Учебник для учащихся 1-

7 классов ДМШ – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 121 С.

3.

Шайхутдинова Д.И. Методика обучения элементарной теории музыки.

Пособие для преподавателей ДМШ – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 154 С.

4.

Шайхутдинова

Д.И.

Методика

обучения

сольфеджио.

Пособие

для

преподавателей ДМШ – Уфа: Мир печати, 2011. – 168 С.

5.

Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка – М.,

1985. – 45 с.

6.

Теплов

Б.М.

Психология

музыкальных

способностей.

М.-Л.:

АПН

РСФСР, 1947.

7.

Ж.-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика-XXI, 2001.

8.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.

Приложения

Тематические блоки блочно–модульного обучения.

Блоки

Тональности

Интервалы

Трезвучия

Аккорды в ладу

Септаккорды

Модули

Модуль 1

Диезные

тональности

мажорного лада

Знакомство

с

простыми

интервалами

Четыре

вида

трезвучия

Главные

ступени

и

трезвучия лад в

мажорном ладу

Септаккорды

на

ступенях

лада

Модуль 2

Бемольные

тональности

мажорного лада

Модели

интервалов

Обращени

я

мажорного

и

минорного

трезвучий

Главные

трезвучия

в

минорном ладу

D

7

(основной

вид)

Модуль 3

Параллельные

минорные

тональности

Преобразован

ие

моделей

интервалов

Уменьшен

ное

трезвучие

и

его

обращения

Главные

и

побочные

ступени

и

трезвучия лада

Обращения D

Модуль 4

Три

вида

минора

Принцип

неизменности

модели

интервала

Гармонизация

гаммы

натурального

мажора

и

натурального

минора

главными

трезвучиями

Разрешение

основного D

трезвучие

ступени

Модуль 5

Одноименные

тональности

Модели

составных

интервалов

Обращения

главных

трезвучий

мажоре

и

миноре

Септаккорд

седьмой

ступени

Модуль 6

Три

виды

мажора

Обращения

простых

и

ставных

интервалов

Септаккорд

второй

степени

Учебные модули по этапам обучения (классам).

Класс

Тематический блок

Учебный модуль

1 класс

«Первоначальные знания и навыки»

«Тональности»

«Интервалы»

1.

Клавиатура; длительности нот.

2.

Лад и тоника; метр–пульс; размеры

3.

Тон полутон; знаки альтерации.

4.

Ступени лада, гамма.

1.

Введение в тональности;

2.

Диезные тональности мажорного лада (четные, нечетные

ряды);

3.

Бемольные

тональности

нечетные ряды);

1.

Знакомство с простыми интервалами.

2 класс

«Тональности»

«Интервалы»

«Трезвучия»

1. Параллельные минорные тональности;

2.

Три вида минора.

1.

Модели интервалов (до квинты);

2.

Преобразование моделей интервалов (до квинты).

1.

Четыре вида трезвучий.

3 класс

«Интервалы»

«Трезвучия»

«Аккорды в ладу»

1.

Сексты и септимы – модели и преобразования;

2.

Обращение интервалов.

1.

Четыре вида трезвучий – преобразования моделей;

2.

Обращения мажорного и минорного трезвучия.

1.

Главные ступени и трезвучия лада.

4 класс

«Интервалы»

«Трезвучия»

«Аккорды в ладу»

«Септаккорды»

1.

Принцип неизменности модели интервала;

2.

Тритоны в тональности.

1.

Обращения трезвучий от звука – структура аккордов.

1.

Гармонизация гаммы главными трезвучиями;

2.

Тоническое

трезвучие

главными трезвучиями.

1.

Виды септаккордов;

2.

Доминантсептаккорд в мажоре и гармоническом миноре.

5 класс

«Тональности»

«Интервалы»

«Аккорды в ладу»

«Септаккорды»

1.

Буквенные обозначения тональностей;

2.

Три вида мажора.

1.

Тритоны в натуральных и гармонических ладах.

1.

Главные и побочные ступени и трезвучия лада;

2.

Уменьшенное трезвучие в тональности;

1.

Обращения D7.

6 класс

«Родство тональностей»

«Интервалы»

1.

Тональности первой степени родства;

2.

Типы тональных соотношений;

3.

Модулирующие секвенции;

4.

Хроматическая гама.

1.

Характерные

интервалы

минора;

«Септаккорды»

2.

Тритоны на ступенях гармонических ладов. Разрешение

тритонов.

1.

Септаккорд седьмой ступени (УмVII

2.

Септаккорд второй ступени (II

7 класс

«Родство тональностей»

«Энгармоническое

переосмысление

созвучий»

«Трезвучия»

1.

Аккордовые последовательности, содержащие отклонения

и модуляции в тональности первой степи родства.

1.

Разрешение тритонов в восемь тональностей;

2.

Разрешение УмVII

7

в восемь тональностей;

3.

Энгармонизм увеличенного трезвучия.

1.

Уменьшенное трезвучия его обращения.

15



В раздел образования