Автор: Петрова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ№4
Населённый пункт: город Боровичи Новгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению рассказыванию в рамках проекта "Вместе дружная семья"
Раздел: дошкольное образование
1
Петрова Татьяна Николаевна
МАОУ СОШ№4
г. Боровичи, Новгородская область,
воспитатель высшей квалификационной категории.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению
рассказыванию в рамках проекта «Вместе дружная семья»
Семья- самое главное в жизни человека, ведь нет более замечательного союза
между
людьми,
чем
семейный.
Все
самое
доброе,
родное,
надежное
сосредоточено в семье. И как человек не может жить без дома, так он не может
жить без семьи. Мир детства, особенно дошкольный период- это благоприятное
время для нравственного становления личности ребенка. При ознакомлении с
нормами и правилами поведения, дошкольники учатся и нравственным
основам. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции
семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм
взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Проблемы сохранения
семейных ценностей, возрождения семейных традиций становятся актуальными
и определяются той огромной ролью, которую играет семья и семейные
традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры
ребенка. Семейные ценности- это принципы, на которых основывается наша
жизнь: они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что
неправильно. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей,
характерной только для него. Все это закладывается в семье. Проведя
диагностику детей своей группы по проблеме изучения семьи, я пришла к
выводу, что у них отсутствуют четкие представления о понятиях « семья», «
члены семьи», не знают историю своего рода и семьи. Именно поэтому у меня
появилась идея о разработке проекта «Вместе дружная семья».
2
В рамках проекта представляю конспект непосредственно-образовательной
деятельности по обучению рассказыванию, образовательная область «Развитие
речи» в группе компенсирующей направленности (дети 5-7 лет)
Тема « Моя семья»
Цель: расширить представления детей о своей семье, её истории.
Образовательные задачи:
Формировать у детей интерес к своей родословной;
Уточнять и расширять знания о родственных отношениях в семье;
Показать значение семьи для каждого человека.
Развивающие задачи:
Развивать умение составлять небольшие рассказы на предложенную тему,
опираясь на план, предложенный воспитателем и генеалогическое древо
своей семьи;
Активизировать словарь по теме « Семья», использовать в речи
пословицы и поговорки.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости
за свою семью.
Предварительная работа.
Рассматривание семейных фотоальбомов, сюжетных картин, беседы по теме.
Чтение художественной литературы: Ю. Коваль « Дед, баба и Алеша», Э. Шим
«Брат и младшая сестра», Л. Воронкова « Ссора с бабушкой», В. Осеева
«Волшебное слово», «Печенье», Л. Толстой «Сыновья». Разучивание пословиц
и поговорок о семье.
3
Домашнее задание: вместе с родителями изготовить генеалогическое древо или
герб своей семьи и подготовить рассказ по предложенному плану.
Материалы
и
оборудование:
генеалогические
древа,
семейные
гербы,
корзиночка, мяч, микрофон, диктофон, схема рассказа.
Планируемая деятельность:
Утром воспитатель вместе с детьми оформляет выставку семейных гербов и
генеалогических древ.
Мотивационная направленность: на утреннем круге воспитатель рассказывает
детям о том, что в детском саду проходит конкурс на самый интересный
рассказ о своей семье, выясняет, хотят ли дети участвовать в этом конкурсе?
Вместе с детьми решают создать групповую книгу с рассказами о своих семьях,
которую представят на конкурс.
Выясняют моменты подготовки к созданию такой книги: придумать рассказ,
записать его, можно сделать рисунок или фотографию для оформления книги.
Для записи рассказов решили использовать диктофон и микрофон.
Воспитатель
привлекает внимание детей звучанием фонограммы песни
Бартовской «Семья», предлагает всем удобно расположиться возле выставки,
желающим предлагает сесть на стульчики.
-Дети, для начала давайте выясним, а что же такое семья?
- Какие бывают семьи? ( большие, маленькие, дружные…)
- По вашему мнению, почему семью называют большой?
- А в какой семье, на ваш взгляд, лучше жить, в большой или маленькой?
Почему?
- А может быть лучше вообще одному жить?
- Как должны относиться друг к другу в семье?
4
- Какие обязанности исполнять?
Воспитатель предлагает встать в круг и показать движениями большую и
маленькую семью, генеалогическое древо.
- Я буду бросать вам мячик, а вы вспоминайте пословицы о семье.
Воспитатель предлагает детям вернуться на свои места возле выставки.
- Ребятки, я вот смотрю на ваши древа и не понимаю, что, и кто здесь
изображен? А чтобы вам было легче рассказывать я вам дам план – схему
рассказа:
- Какая ваша семья, большая или маленькая?
- Кто в ней живет?
- Где вы живете?
- Кто ваши родители: как зовут, где работают, какие они?
- Расскажите о других членах семьи (братьях, сестрах, бабушках, дедушках и
т.д.)
- Какие в вашей семье существуют традиции, увлечения,
- У кого какие обязанности?
Воспитатель предлагает внимательно слушать друг друга, т.к. нужно будет
выбрать самые интересные и увлекательные рассказы для групповой книги и
конкурса. В ходе рассказов постараться не шуметь, т.к. идёт запись рассказа.
Дети представляют свои гербы или генеалогические древа и рассказывают о
своей семье, используют микрофон.
В ходе составления рассказов делаю динамические паузы, предлагая детям
расслабиться и поиграть стоя в круге:
5
- Ребята, я знаю очень много игр. В них можно играть дома, когда вся ваша
семья в сборе.
Осенью, весною, летом и зимою
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает,
Повороты вправо- влево делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
Пальчиковая игра «Семья»
Дидактическая игра «Ты мне кто?» ( воспитатель бросает мяч со словами:
«Я тебе мама, а ты мне кто? Я тебе сестра, а ты мне кто? И т.д. (Дети
возвращают мяч, называя родственные отношения.)
Воспитатель подводит итог рассказам, предлагая выбрать наиболее интересные
рассказы.
-Почему ты выбрал этот рассказ?
- Чем он тебе запомнился?
- Ребята все ваши рассказы я напечатаю, слушая запись на диктофоне, и затем
мы с вами будем создавать книгу. Вам домашнее задание: придумать обложку
для нашей книги. Посоветуйтесь с родителями, сделайте эскиз обложки и мы с
вами выберем наиболее интересную и красочную обложку.
- А сейчас я приготовила для вас сюрприз (внести красивую корзиночку или
шкатулку, дидактическая игра «Слово в корзинку»)
6
- Посмотрите, у меня есть волшебная корзиночка, если в нее положить свою
мечту, свои пожелания вашей семье, то они обязательно сбудутся. Встаньте
свободно по кругу.
Дети произносят в корзинку свои пожелания семье.
- Вы знаете, ребята, я нашла замечательное стихотворение, которое так и
называется «Семья», Давайте его тоже положим в нашу чудесную корзиночку:
Семья – это счастье, любовь и удача, семья- это летом поездки на дачу.
Семья- это праздник, семейные даты, подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
-Ребятки, корзиночка наша полна пожеланиями! Куда же мы ее поставим?
Ведь желания должны исполниться!
Вместе с детьми ищем место, куда поставим корзиночку для исполнения
желаний. Затем предлагаю детям подобрать необходимый материал
для
создания страниц в книге и нарисовать любого члена своей семьи.
7
8
9