Автор: Ромашева Ольга Алексеевна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУДО ДООСПЦ А.И. Бороздина
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Консультативно-терапевтическая работа с клиентом (клиентами) по вопросам коррекции детско-родительских отношений
Раздел: дополнительное образование
МБУДО ДООСПЦ А.И. Бороздина
ПДО Ромашева Ольга Алексеевна
Консультативно-терапевтическая работа с клиентом (клиентами) по
вопросам коррекции детско-родительских отношений
На приём пришла женщина 30-35 лет с ребёнком с жалобой на
появившуюся тревожность дочери. В семье двое детей, мальчик 9
лет и девочка 4,5 года. Мама пошла в декрет, семья ждёт третьего
ребёнка.
Девочка Света всегда была спокойным, весёлым ребёнком, со
слов мамы, хорошо контактировала с братом, дети привязаны друг к
другу, в спорных, конфликтных ситуациях обычно договариваются.
Но последние 2-3месяца Света стала часто приходить к родителям
по ночам, капризничать, «виснуть» на маме. Папа обычно
находится на работе, приходит поздно, общается с детьми только
утром и на выходных.
Свете было предложено не листе А4 цветными карандашами
нарисовать свою семью (методика КРС с элементами теста
Люшера) в то время, когда они что-то делают вместе, она
согласилась выполнить это задание с радостью. В это же время
было предложено маме ответить на вопросы опросника стиля
родительского
воспитания
АСВ
Э.
Г.
Эйдемиллера,
В.
В.
Юстицкиса.
Свой рисунок Света начала с середины, она крупно нарисовала
папу, потом справа от него себя, она держала на рисунке его за руку
при этом, комментируя : «Мы с папой вместе идём», слева от папы
нарисовала маму: «Это мама», сидящую на стуле, а ближе к
правому углу небольшую фигуру. Потом нарисовала везде траву,
цветы, букет у мамы в руках. Все фигуры на листе, кроме мамы,
находились в движении, у всех были прорисованы все части тела,
на лицах улыбки, у папы и Светы самые большие. Для рисунка
девочка использовала яркие цвета. Маму и папу она нарисовала в
голубых,
светло-зелёных
тонах,
одежду
себе
и
брату
(я
предположила, что фигура справа в углу - это брат) красно-жёлтую,
трава ярко зелёная, цветы красные, жёлтые, синие-голубые, все
линии на рисунке примерно одинаковые по нажиму, хорошее
качество линий, отсутствует линия основания, нет крупных
предметов на рисунке, изображены все члены семьи, отсутствуют
показатели
враждебности,
но
фигура
мальчика
отделена
расстоянием и уменьшена в размере, в то время как себя она
нарисовала примерно в 3 раза больше него.
Я попросила рассказать мне, что она нарисовала.
- Это мы. Папа, мама, я и Дима. Мы пошли гулять, и нам весело.
Мы бегаем, играем, смеёмся, а ещё цветы собираем маме.
- А почему мама не бегает?
- Она устала, ей тяжело бегать, у неё в животике маленький братик
живёт, он тяжёлый, поэтому она сидит на стуле.
- А кто там в углу нарисован?
- Это мой брат Дима.
- Он маленький?
- Нет, большой, в школу ходит.
- А почему ты тогда его таким маленьким нарисовала? - Света
задумалась на несколько секунд, потом отвечает:
- Он далеко за цветами убежал.
Т а б л и ц а 1 Таблица симптомов пяти симптомокомплексов методики КРС
Симптомокомплекс
Симптом
Балл
1. Благоприятная
семейная
ситуация
1. Общая деятельность всех членов семьи +
2. Преобладание людей на рисунке +
3. Изображение всех членов семьи +
4. Отсутствие изолированных членов семьи -
5. Отсутствие штриховки +
6. Хорошее качество линии +
7. Отсутствие показателей враждебности +
8. Адекватное распределение людей на листе -
9. Подчеркивание отдельных деталей-
0,2
0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
0,1
2. Тревожность
1. Штриховка -
2. Линия основания - пол -
3. Линия над рисунком -
4. Линия с сильным нажимом -
5. Стирание -
6. Преувеличенное внимание к деталям -
7. Преобладание вещей -
8. Двойные или прерывистые линии -
9. Подчеркивание отдельных деталей -
10. Другие возможные признаки-
0, 2 3
0,1
0,1
0,1
0,1; 2
0,1
0,1
0,1
0,1
3. Конфликтность
в семье
1. Барьеры между фигурами -
2. Стирание отдельных фигур -
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур -
4. Выделение отдельных фигур -
5. Изоляция отдельных фигур +
6. Неадекватная величина отдельных фигур +
7. Несоответствие вербального описания и рисунка-
8. Преобладание вещей -
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи -
10. Член семьи, стоящий за спиной-
11. Другие возможные признаки-
0,2
0,1; 2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
4. Чувство
неполноценности
в семейной
ситуации
1. Автор рисунка непропорционально маленький -
2. Расположение фигур на нижней части листа -
3. Линия слабая, прерывистая -
4. Изоляция автора от других -
5. Маленькие фигуры -
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора-
7. Отсутствие автора -
8. Автор стоит спиной -
9. Другие возможные признаки
0,2
0,2
0,1
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
5. Враждебность
1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне
0,2
в семейной
ситуации
листа -
2. Агрессивная позиция фигуры -
3. Зачеркнутая фигура-
4. Деформированная фигура -
5. Обратный профиль -
6. Руки раскинуты в стороны -
7. Пальцы длинные, подчеркнутые -
8. Другие возможные признаки-
0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1
Бланк регистрации результатов оценки КРС
Фамилия,
имя
ребенка
__Света
М._______________________________________
Дата рождения ____2001г.р.____________ Дата эксперимента _22.05.2006______________
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная
семейная
ситуация
Тревожность
Конфликтность
в семье
Чувство
неполноценности
в
семейной ситуации
Враждебность в
семейной
ситуации
0,9
0
0,2
0
0
Анализ результатов:
Исходя из результатов теста, можно сделать вывод, что общая
ситуация в семье благоприятная, а тревожность ребёнка, скорее
всего , связана с ревностью к старшему брату, место которого ей в
иерархии семьи хочется занять («Он большой»), страхом перед
неизвестным «маленьким братиком», который и так уже забирает
маму из игр с ней («ей тяжело с нами бегать»)и Свете не хватает её,
и нехваткой общения с отцом, который большую часть времени
проводит на работе, поэтому и является самым желаемым парнёром
по играм.
Для того, чтобы снизить уровень переживаний ребёнка, я
посоветывала насколько возможных вариантов.
1.
Мама должна, во-первых, объяснить детям, что теперь они
оба большие, потому что у них родиться маленький братик
и
как
подтверждение
разрешить
обоим
выполнять
«взрослые» функции (например, накрывать на стол), чтобы
научиться лучше помогать маме, тогда Света сможет
почувствовать свою значимость и не будет в этом вопросе
конкурировать с братом. Во-вторых, проводить каждый день
индивидуально с каждым ребёнком 15 -20 минут ( не с
обоими, а с каждым!), чтобы они почувствовали свою
индивидуальную ценность и важность для мамы. И, в-
третьих, создать ритуал (например, укладывание спать), во
время которого оба ребёнка с мамой, а если появится
возможность и с папой, будут вместе проводить время,
читать
книги,
вспоминать
прошедший
день,
играть,
обниматься…Но!
Нужно
сделать
так,
что
время,
принадлежащее детям, будет принадлежать только им
(готовка, стирка, телефонные разговоры и т.д. всё потом).
2.
Предложить папе перераспределить своё время так, чтобы
появилась возможность больше внимания уделять детям,
разгрузить
жену,
чтобы
у
неё
появилось
больше
эмоциональных, физических и психических сил для семьи в
целом для детей в частности. Придумать «специальные
папины дела», то есть то, что дети могут делать только с
папой (например, рыбалка, футбол, катание на велосипеде,
поход в лес и т.д.). Это будет способствовать не только
снятию тревожности ребёнка, но и поддержанию здоровой
атмосферы в семье, т.к. у мамы тоже появится личное
время, снизится психо-эмоциональное напряжение, а у
детей
появится
ещё
один
объединяющий
фактор,
подтверждающий их «взрослость» и нужность.
Исходя из анализа результатов теста «Опросник стиля
родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В.
Юстицкиса»
можно
сделать
вывод,
что
в
семье
гармоничный, не психогенный стиль воспитания детей:
уровень протекции и удовлетворения потребностей детей не
превышает
нормы,
требования,
запреты
и
санкции
коррелируются относительно возраста.
Через три месяца на последней сессии Света, по моей
просьбе,
нарисовала
другой
рисунок
своей
семьи:
посередине листа шла линия, внизу были изображены
чашки, конфеты, торт, фрукты, в верхней части листа в
центре папа (большой), справа от него она нарисовала себя,
а рядом с собой (справа) старшего брата (на этот раз он был
больше неё), слева от папы была нарисована мама с
малышом на руках. Все улыбались, брали руками что-то со
стола, карандаши использовались ярких цветов.
- Это мы празднуем день рождения маленького братика, мы
с Димой помогли маме всё на стол поставить, а потом мама
будет спать класть Сашу, а мы с папой и Димой пойдём
гулять вместе в лес.
В конце статьи можно сделать следующие выводы:
1.
в данной семье детско-родительские отношения пришли в
норму
благодаря
тому,
что
родители
прислушались
к
рекомендациям психолога, выровняли отношения с детьми;
2.
мама получила время и возможность потратить некоторое
время на себя для восстановления внутреннего ресурса;
3.
папа стал более погружён в воспитание детей, проявляя при
этом больше внимания к жене и помогая ей удовлетворить
потребности детей в эмоциональном и физическом контакте со
взрослым.