Напоминание

«Я и мои ценности»


Автор: Лепёнкина Александра Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Кронштадт
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: «Я и мои ценности»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Я и мои ценности»

Возраст учащихся: 14-17 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик: Лепёнкина Александра Ивановна,

педагог-психолог

1

Оглавление

1.

Пояснительная записка

2.

Учебный план

3.

Календарный учебный график

4.

Рабочая программа

5.

Оценочные и методические материалы

2

1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Я и мои ценности» разработана в целях

реализации комплекса мер по совершенствованию системы профилактики суицида среди

несовершеннолетних, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от

26 апреля 2021 г. N 1058-р, для проведения в образовательных организациях с учащимися

мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов

здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения.

На сегодняшний день в ряду приоритетных задач выделяются создание условий для

всестороннего развития детей и подростков, формирование у них позитивных конструктивных

жизненных установок, навыков совладания со стрессом, здорового и ответственного

поведения.

При организации профилактической деятельности с обучающимися в образовательных

организациях используются разнообразные формы работы, направленные как на сплочение

детских коллективов (развитие навыков конструктивной коммуникации, эмоционального

интеллекта, копинг-стратегий), так и на формирование личностных качеств школьников,

связанных со способностью брать на себя ответственность, готовностью к сознательному

выбору социальных ориентиров и организации в соответствии с ними своей деятельности,

рефлексивности, чувства социальной уверенности (настрой на достижения, оптимистичное

восприятие событий, отношение к себе как к хозяину собственной жизни, ощущение

возможности самому влиять на свою жизнь и события в ней).

Настоящая программа направлена на формирования жизненных навыков учащихся, на

всестороннее

развитие,

раскрытие

их

личностного,

творческого,

организационного

потенциала, формирование у них навыков ответственного поведения и позитивных

жизненных установок.

Программа реализуется в течении одного года и рассчитана на 108 часов. Программа

является модульной и системной, так как решает возрастные задачи подростков, определяет

точки риска и направления, в которых предполагается коррекция личности и его стратегий

поведения. Программа представляет собой рабочую основу, но она гибкая и в определенных

условиях может быть скорректирована в зависимости от запроса.

Направленность программы - психолого-педагогическая.

Программа ориентирована на разрешение ряда проблем учащихся в условиях

образовательного учреждения.

В числе этих проблем:

1.

Нарушения взаимодействия с окружающими;

2.

Низкая самооценка, неуверенность;

3.

Повышенная эмоциональная возбудимость;

4. Аутогрессивное поведение.

Актуальность программы. Программа соответствует государственной политике в

области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на

удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей.

Нарушения взаимодействия с окружающими, особенности поведения в микросоциуме,

проблемы формирования самооценки, ценностных ориентаций являются причинами наиболее

частого обращения подростков и их родителей за помощью к психологу.

Как показывает

опыт, особые трудности в общении испытывают подростки,

которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные

нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка психотравмирующих

ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Поэтому,

программа включает в себя мероприятия семейного взаимодействия.

3

Для большинства подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении,

характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не

умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не

способны

конструктивно

разрешать

конфликты.

Программа

призвана

способствовать

гармонизации отношений подростка с окружающей средой, его социализации.

Адресат программы – учащиеся в возрасте 14-17 лет. В этом возрасте особенность

психологии подростка заключается в появлении чувства взрослости, формировании «Я –

концепции», критичности мышления,

склонности к рефлексии, самоанализу.

Трудности

связаны с переходным возрастом, интересом к противоположному полу.

Многие подростки нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно,

чтобы психолог своевременно вникал в их проблемы. У подростка появляется потребность в

самоутверждении в деятельности, имеющей личностный смысл. Направленность личности

может идти по социально приемлемым и неприемлемым вариантам:

- гуманистическая направленность;

-

положительное отношение к себе и обществу;

-

возвеличивание своих достоинств и принижение общественных;

-

эгоистическая направленность;

-

депрессивная направленность;

- самоуничижительная направленность;

-

суицидальная направленность;

-

ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности;

-

и т.д.

Чтобы подросток мог сознательно регулировать свое поведение, нужно научить его

умениям конструктивного общения, адекватным социальным требованиям, предъявляемым к

его личностному росту. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста

является потребность в эмансипации от контроля опеки родителей, учителей, старших вообще,

а также установленных ими правил и порядков.

Повышенная эмоциональная возбудимость подростков нередко является причиной

различного рода конфликтов в отношениях с окружающими, акцентуации характера

повышают риск психологических срывов, травм и отклоняющегося от нормы поведения.

Участники программы «Я и мои ценности» не оторваны от реальной жизни, они живут,

учатся, развиваются в условиях реального времени, реальных условий; находят интересные

сферы для познания себя и других людей здесь и сейчас в области самопрезентации, и

творческих увлечений.

Цель и задачи программы обучения отражают современные тенденции развития

дополнительного образования.

Основная цель программы направлена на развитие качеств личности подростка,

способствующих успешной социализации, самореализации и мотивации к здоровому образу

жизни.

Цели:

-

формирование механизмов саморазвития личности подростков в контексте раскрытия у

них потенциала и способности справляться с различными жизненными ситуациями;

-

формирование мотивационно-ценностных установок несовершеннолетних;

-

формирование

основ

эмоционального

интеллекта,

обеспечивающего

решение

жизненных задач;

-

выработка уверенного поведения, эмоционально-волевой регуляции.

Задачи:

4

-

выявление интересов и потребностей детей, трудностей и проблем, отклонений в

поведении и уровня социальной ориентации;

-

создание комфортных эмоционально-психологических условий;

-

ориентация ребенка на принятие позитивных жизненных принципов, ценностей,

развитие мотивации к их достижению;

-

укрепление физического и нравственного здоровья детей и подростков, пропаганда

здорового образа жизни;

-

ознакомление

и

тренировка

навыков

эмоционального

контроля

и

управление

поведением;

-

привитие детям навыков работы в коллективе, мотивация их к трудовой и учебной

деятельности;

-

патриотическое и гражданское воспитание;

-

профилактика правовых нарушений.

Образовательные задачи:

-

формирование

устойчивой

самооценки,

снижение

уровня

школьной

тревожности;

устойчивой учебной мотивации детей;

Развивающие задачи:

- обогащать обучающихся впечатлениями, развивать их творческие и сенсорные способности

развивать психические функции: память, внимание, мышление;

- формировать положительные эмоции;

- формировать способность выражения своего Я.

Коррекционные задачи:

- активизировать потенциальные возможности подростков с проблемами в адаптации;

-обеспечить

развитие

эмоциональных,

нравственно-эстетических,

коммуникативно-

рефлексивных основ личности учащегося.

Воспитательные задачи:

- воспитывать культуру поведения в коллективе ,эмоционально-положительного отношения к

окружающим;

- формировать навыки коммуникации, отношений на основе дружбы и взаимопонимания.

Условия реализации программы

Программа

представляет собой систему групповых занятий, которые включают

элементы

тренинга,

психологические

игры,

элементы

психогимнастики,

арттерапии,

групповые дискуссии.

Занятия проходят по определенной схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.

Приветствие.

2.

Разминка.

3.

Интерактивное информирование по теме, знакомство с навыком.

4.

Тренинг навыка.

5.

Подведение итогов и рефлексия.

Реализация программы базируется на основе следующих принципов:

1.

Поэтапность: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего;

2.

Постепенность: участники с каждым занятием все глубже осознают свое «Я»,

окружающих, а также принципы межличностной коммуникации;

3.

Системность: коррекционных, профилактических и развивающих задач;

4.

Учета возрастных и индивидуальных особенностей участников при подаче материала и

закреплении;

5

5.

Эмоциональной

вовлеченности

участников

(создание

благоприятного

психологического фона, стимулирование положительных эмоций)

6.

Принцип личностной ориентации.

Формы и механизмы реализации программы.

Программа разделена на три

модуля.

Модули,

учитывают возрастные

особенности,

потребности,

способности

и

интересы.

Занятия

проводятся

в

форме

социально-

психологического тренинга. Тренинг является наиболее эффективной формой развития и

социальной адаптации подростков. В отличие от традиционных методов обучения социально-

психологический тренинг ориентирован прежде всего на освоение навыков межличностного

взаимодействия и развитие личности участников.

Принципы проведения занятий: Специфичность обстановки. Занятия проводятся в

комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования. Выбор и инициатива

принадлежат подросткам. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы

комнаты до конца занятий и не выносить из нее предметы.

Форма работы: групповая.

Состав группы: постоянный.

Количество участников: до 15 человек.

Режим занятий: два занятия в неделю, продолжительность занятия 40 минут (1учебный час).

Психолого-педагогические средства, используемые в данной программе:

1.

Психологическая информация.

2.

Интеллектуальные задания.

3.

Ролевые методы.

4.

Коммуникативные игры.

5.

Игры, направленные на развитие воображения.

6.

Задания с использованием терапевтических метафор.

7.

Задания на формирование «эмоциональной грамотности».

8.

Когнитивные методы.

9.

Дискуссионные методы.

10.

Психотерапевтические

приемы:

эмоциональное

отражение

отрицательных переживаний на занятиях, снятие и уменьшение социальных страхов.

На начальной стадии обучения участников знакомят с основными принципами занятий:

Общение по принципу «здесь и теперь».

Принцип персонификации высказываний.

Принцип акцентирования языка чувств.

Принцип активности.

Принцип доверительного общения и конфиденциальности.

В программе используются самые разнообразные формы: групповая работа, работа в

парах, индивидуальная работа, фронтальная работа.

Методы: диалоговые методы (беседа, дискуссия); развивающие упражнения и обучающие

игры; рефлексивные методы; методы

предъявления и обыгрывания психологической

информации; «Мозговой штурм»; ролевые методы; «Рабочие листы».

6

Приемы:

«Неоконченные предложения», «Дискуссионные качели», «Чужие проблемы»,

обсуждение притчи, рассказ о себе и других, распределение ролей, «Активное слушание», «Я -

высказывания».

При всем многообразии методов и форм работы основа у них одна – это обучение

учащихся жизненно важным навыкам, психосоциальной компетентности, то есть способности

учащегося к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и

адекватном поведении при взаимодействии с внешним миром.

По окончании программы обучающиеся должны знать/понимать:

нормы и правила, существующие в мире;

основные понятия социальной психологии.

по окончании курса подростки должны уметь: выражать словами свои мысли и

чувства;

понимать чувства других людей;

составлять план самоизменения;

выражать негативные чувства приемлемым в социуме способом;

осуществлять саморегуляцию поведения.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах

проявления заботы о

человеке при

групповом

взаимодействии; -

правила поведения в

обществе, семье, со

сверстниками; -

правила игрового

общения, о

правильном

отношении к

собственным

ошибкам,

к победе, поражению.

ценностном

отношении к своему

душевному здоровью

и

внутренней

гармонии;

-

иметь

нравственноэтический

опыт взаимодействия

со

сверстниками,

старшими

и

младшими

детьми,

взрослыми

в

соответствии

с

общепринятыми

нравственными

нормами.

-

осознавать

собственную полезность и

ценность;

-

основные способы

психологического

взаимодействия между

людьми;

-

приемы повышения

собственной самооценки;

-

осознание своего

места в мире и обществе;

7

Уметь

-

анализировать и

сопоставлять,

обобщать, делать

выводы, проявлять

настойчивость в

достижении цели -

налаживать контакт с

людьми;

-

соблюдать

правила игры и

дисциплину;

-

правильно

взаимодействовать с

партнерами по

команде (терпимо,

имея взаимовыручку

и

т.д.).

-

выражать себя в

различных доступных

и наиболее

привлекательных для

ребенка видах

творческой и игровой

деятельности.

-

планировать свои

действия в соответствии

с поставленной задачей

-

адекватно

воспринимать

предложения и оценку

учителя, товарища,

родителя и других

людей

-

контролировать и

оценивать процесс и

результат деятельности;

- договариваться и

приходить к общему

решению в совместной

деятельности; -

формулировать

собственное мнение

и позицию;

-

находить свое

место в школьной

жизни;

-

работать в группе,

в коллективе.

-

получать

удовольствие от

процесса познания -

преодолевать

возникающие в школе

трудности -

психологически

справляться с

неудачами; - осознавать

и контролировать свое

психологическое и

эмоциональное

состояние;

-

взаимодействоват

ь с учителем и

сверстниками; -

адекватно

анализировать

собственные проблемы;

Применять

-

быть

сдержанным,

терпеливым,

вежливым в процессе

взаимодействия; -

подводить

самостоятельный итог

занятия;

анализировать и

систематизировать

полученные умения и

навыки.

-

знания и

практические умения

в

области

самоанализа

и

саморазвития

- полученные знания

для преодоления

различных страхов, в

том числе страха

перед учителем; -

приобретенную

информацию для

установления

дружественной

атмосферы в классе,

решения

межличностных

конфликтов

-

полученные знания

для адекватного

осознания причин

возникающих у ребенка

проблем и путей их

решения;

-

полученный опыт

для самореализации и

самовыражения в разных

видах деятельности; через

игровые роли и сказочные

образы и осознавать

собственные трудности,

их причины и находить

пути их преодоления

Предполагается, что результаты прохождения подростками указанной программы

найдут отражение в следующих психологических сферах: в индивидуальных особенностях

коммуникативной сферы

(компетентность в общении в

группе, в школе и в семье);

личностном росте (повышение уровня самосознания, самооценки, «Я-концепции»); в

8

изменении социально-психологического статуса (улучшение адаптации в группе, в школе, в

семье);

Критерии положительной оценки в решении психологических проблем подростков:

наличие

положительной

динамики

в

развитии

качественных

характеристик

коммуникативных способностей и повышении содержательности коммуникативной

деятельности;

повышение психологической компетентности подростков в понимании характеров и

психологических проблем, обусловленных особенностями характеров;

сформированность умения правильно выражать свои чувства, понимать и оценивать

отношение к себе других людей, сверстников;

формирование положительной «Я-концепции», адекватной самооценки;

повышение

психологической

компетентности

подростков

в

особенностях

взаимодействия окружающих людей и их влиянии на поведение, учебную деятельность,

личностный рост;

сформированность навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;

вовлечение в совместную работу родителей и ближайшего социального окружения по

оказанию помощи в решении проблем подростка.

Формируемые у подростков универсальные учебные действия

Познавательные УУД.

свободное владение информацией по программе;

умение применять навыки и приобретенные умения в жизни;

способности в исследовательской работе;

умение

работать

с

различными

видами

информаций,

высокий

устойчивый

познавательный интерес.

Коммуникативные УУД.

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для

решения различных коммуникативных задач;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе

не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и

взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и

видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера.

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от

собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

9

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и

позиций всех участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать

партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнером;

осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных

коммуникативных задач.

Регулятивные УУД

находить и формулировать психологическую проблему;

возможность выбора проекта по теме занятий;

составлять с учителем план выполнения проекта;

проявлять умение пользоваться дополнительной литературой;

проявлять умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Личностные УУД

оценивать неоднозначные поступки, разрешая моральные противоречия на основе

общечеловеческих ценностей, важности образования, здорового образа жизни, красоты

природы и творчества;

прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;

учиться замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными

позициями, взглядами, мнениями;

объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных

поступков, с общечеловеческих и гражданских позиций;

объяснить отличие в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми, как

представителями разных мировоззрений и групп общества;

проявлять самосознание, проявлять свои черты характера, свои ближайшие цели

саморазвития, свои наиболее заметные достижения;

осознавать себя гражданином России и ценной частью изменяющегося многоликого

мира;

уметь в противоречивых конфликтных ситуациях применять правила поведения,

способствующие конструктивному решению конфликта;

определять свои поступки в неоднозначно оцениваемых ситуациях на основе культуры

народа, мировоззрения;

осознавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них, адекватно принимать

наказание и самонаказание.

10

2.

Учебный план программы «Я и мои ценности»

№ Название раздела

Содержание

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего теория практика

Модуль №1

«Я и мои

ценности»

36

6

30

1

Знакомство

Знакомство,

информирование о целях

занятий

2

0,5

1.5

Принятие групповых

правил

2

Тайна имени

Раскрытие ценностного

значения имени

2

0.5

1.5

Сплочение группы

3

Самооценка

Поддержание

позитивной самооценки

3

0,5

2,5

Узнать основные

характеристики

личности, факторы

формирования

личности, уметь

характеризовать типы

темперамента

4

Социальные роли

и маски

Развитие самопознания,

осознание своих ролей

3

1

2

Научиться определять

свои социальные роли

5

Конфликты

Знакомство с понятием

«конфликт», видами

конфликтов и

способами их

разрешения

4

1

3

Узнать свои сильные

и слабые

черты

характера,

знать

свои

проблемы.

Уметь

формулировать,

аргументировать и

отстаивать

своѐ

мнение

6

Кого мы

выбираем в

друзья

Поддержание

позитивной самооценки

3

0,5

2,5

Уметь видеть и

понимать

эмоциональный мир

другого человека.

7

Хочу, могу, умею

Развитие навыков

постановки жизненных

целей и

самоопределения

3

0,5

2,5

Уметь прогнозировать

и выявлять

собственные

представления о

себе.

8

Цели и дела

Научение создания

плана для достижения

жизненных целей

3

1

2

Знать

и

понимать,

что

для

достижения

цели

следует приложить

много усилий

9

Свобода выбора

Развитие навыков

свободы выбора

3

0,5

2,5

Актуализация знаний,

полученных на

занятиях

11

10

Мастерская

творческих идей

10

-

10

Модуль №2 «Я и

мое будущее»

34

6

28

11

Эти разные,

разные люди

Развитие самопознания

4

1

3

Осознание своих ролей

в жизни

12

Я и мое будущее

Поддержание

позитивной

самооценки,

4

1

3

Развить

умение

ориентироваться на

жизненные ценности

13

Конфликты

Знакомство с понятием

внутриличностный

конфликт

4

1

3

Знать

и

понимать

причины конфликтов

Принимать решения в

ответственных

ситуациях

и

не

бояться отвечать за

свои поступки

14

Учимся говорить

нет

Развивать умение

противостоять

негативному влиянию,

знакомство с

ответственностью за

групповое нарушение

4

1

3

Понимание влияния

правил, принятых в

группе, на поведение

человека Умение

различать виды

манипулирования и

противостоять

давлению.

15

Чувство времени

Осознание важности

адекватной оценки

своих возможностей и

необходимого времени

4

1

3

Правильно

суметь

организовать

свое

время на учебу ,на

отдых ,на общение и

т.д.

16

Ценности

Обозначение личных

ценностей

4

1

3

Самопознание

17

Мастерская

творческих идей

10

10

Модуль № 3

«Уроки о себе»

38

10

28

18

Что такое

эмоциональный

интеллект?

Информирование

3

1

2

Расширение знаний в

области чувств и

эмоций

19

Знакомство с

эмоциями и

чувствами

Обучение распознанию

и произвольному

проявлению чувств

3

1

2

Узнать определение

понятий

«чувства, эмоции»

20

Хозяин своим

чувствам

Освоить навык Я-

высказывания

3

1

2

Знать основные виды

общения

21

Что чувствует

Знакомство с умением

3

1

2

Знать основные правила

12

мой друг?

сопереживать,

откликаться на чувства

других

эмоциональной

грамотности

22

Большие уши

Знакомство с

техниками

рефлексивного

слушания, открытыми

и закрытыми

вопросами

3

1

2

Уметь

определять

систему модальности

собеседника

23

Я- слушание

Знакомство с техникой

Я-слушания,

применение ее для

4

2

2

Уметь определять тип

«Я-слушания»

рефлексии своего

поведения, в том числе и

в конфликтных

ситуациях

24

Другая точка

зрения

Развитие умения

реагировать на критику,

развитие

эмоциональной и

интеллектуальной

гибкости

3

1

2

Знать основные правила

эмоциональной

грамотности

25

Правила

эмоционального

поведения

Осознание полученных

навыков об

эмоциональной

грамотности

3

1

2

Знать основные правила

эмоциональной

грамотности

26

Кто в доме

хозяин?

Обучение вхождению в

ресурсное состояние

3

1

2

Определить свои

ресурсы, успешное

планирование

будущего

27

Мастерская

творческих идей

6

-

6

28

Диагностика

2

-

2

29

Праздник успеха

Осознание полученных

знаний

2

-

2

Ресурсное состояние

Итого

108

22

86

3.

Календарный учебный график

№ Месяц

Чис

ло

Время про-

ведения

Форма

занятия

Кол-

во

Тема занятия

Мес

то

Форма

контроля

13

занятия

часо

в

пров

еде-

ния

1

сентябрь

3

13.30-14.00

теория

1

Знакомство

Принятие

групповых

правил

2

7

13.00-15.30

практика

2

Знакомство

Сплочение

группы

3

10

13.30-14.00

теория

1

Тайна имени

Беседа,

наблюдение

4

14

13.00-15.30

практика

2

Тайна имени

Наблюдение

фотоальбом

5

17

13.30-14.00

теория

1

Самооценка

Беседа,

наблюдение

6

21

13.00-15.30

практика

2

Самооценка

Наблюдение

ролевая игра

7

24

13.30-14.30

теория

1

Социальные

роли и маски

Беседа,

наблюдение

8

28

13.30-15.30

практика

2

Самооценка

Наблюдение

изготовление

маски

9

октябрь

1

13.30-14.30

теория

1

Конфликты

Беседа,

наблюдение

10

5

13.30-15.30

практика

2

Конфликты

Наблюдение

ролевая игра

11

8

13.30-14.30

теория

1

Кого мы

выбираем в

друзья

Беседа,

наблюдение

12

12

13.30-15.30

практика

2

Кого мы

выбираем в

друзья

рефлексия

13

15

13.30-14.30

теория

1

Хочу, могу,

умею

беседа

14

19

13.30-15.30

практика

2

Хочу, могу,

умею

Наблюдение

ролевая игра

15

22

13.30-14.30

теория

1

Цели и дела

Беседа,

наблюдение

16

26

13.30-15.30

практика

2

Цели и дела

рефлексия

17

29

13.30-14.30

теория

1

Свобода

выбора

беседа

18

ноябрь

2

13.30-15.30

практика

2

Свобода

выбора

Самопознание

19

5

13.30-14.30

теория

1

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

14

20

9

13.30-15.30

практика

2

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

21

12

13.30-14.30

теория

1

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

22

16

13.30-15.30

практика

2

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

23

19

13.30-14.30

практика

1

Мастерская

творческих

Выставка

и

презентация

идей

работ

24

23

13.30-14.30

практика

1

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

25

26

13.30-14.30

теория

1

Мастерская

творческих

идей

Выставка и

презентация

работ

26

30

13.30-15.30

практика

2

Мастерская

творческих

идей

Выставка и

презентация

работ

27

декабрь

3

13.30-14.30

теория

1

Эти разные,

разные люди

Знать основ

ные правила

эмоциональной

грамотности

28

7

13.30-15.30

практика

2

Эти разные,

разные люди

Беседа,

планирование

будущего

29

10

13.30-14.30

теория

1

Эти разные,

разные люди

Наблюдение,

рефлексия

30

14

13.30-15.30

практика

2

Я и мое

будущее

Беседа,

наблюдение

31

17

13.30-14.30

теория

1

Я и мое

будущее

Беседа,

наблюдение

32

21

13.30-15.30

практика

2

Я и мое

будущее

Составление

плана

33

24

13.30-14.30

теория

1

Конфликты

Наблюдение

рефлексия

34

28

13.30-15.30

практика

2

Конфликты

Наблюдение

рефлексия

35

31

13.30-14.30

теория

1

Конфликты

Наблюдение,

ролевая игра

36

январь

11

13.30-15.30

практика

2

Учимся

говорить нет

Наблюдение

рефлексия

15

37

14

13.30-14.30

теория

1

Учимся

говорить нет

Наблюдение

рефлексия

38

18

13.30-15.30

практика

2

Учимся

говорить нет

Наблюдение,

ролевая игра

39

21

13.30-14.30

теория

1

Чувство

времени

Наблюдение

беседа

40

25

13.30-15.30

практика

2

Чувство

времени

Наблюдение

рефлексия

41

28

13.30-14.30

теория

1

Ценности

Беседа,

наблюдение

42

февраль

1

13.30-15.30

практика

2

Ценности

Беседа,

наблюдение

43

4

13.30-14.30

теория

1

Ценности

рефлексия

44

8

13.30-15.30

практика

2

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

45

11

13.30-14.30

практика

1

Мастерская

Выставка

и

творческих

идей

презентация

работ

46

15

13.30-15.30

практика

2

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

47

18

13.30-14.30

практика

1

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

48

22

13.30-15.30

практика

2

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

49

25

13.30-14.30

практика

1

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

50

29

13.30-15.30

практика

2

Что такое

эмоциональ

ный

интеллект?

Наблюдение

беседа

51

март

3

13.30-14.30

теория

1

Что такое

эмоциональ

ный

интеллект?

Наблюдение

рефлексия

52

7

13.30-15.30

практика

2

Знакомство с

эмоциями и

чувствами

Наблюдение

беседа

53

10

13.30-14.30

теория

1

Знакомство с

эмоциями и

чувствами

Наблюдение

рефлексия

54

14

13.30-15.30

практика

2

Знакомство с

Наблюдение

16

эмоциями и

чувствами

рефлексия

55

17

13.30-14.30

теория

1

Хозяин

своим

чувствам

Наблюдение

беседа

56

21

13.30-15.30

практика

2

Хозяин

своим

чувствам

Наблюдение

рефлексия

57

24

13.30-14.30

теория

1

Хозяин

своим

чувствам

Наблюдение

рефлексия

58

28

13.30-15.30

практика

2

Что

чувствует

мой друг?

Наблюдение

беседа

59

31

13.30-14.30

теория

1

Что

чувствует

мой друг?

Наблюдение

рефлексия

60

апрель

4

13.30-15.30

практика

2

Большие уши

Наблюдение

беседа

61

7

13.30-14.30

теория

1

Большие уши

Наблюдение

беседа

62

11

13.30-15.30

практика

2

Я - слушание

Ролевая игра

63

14

13.30-14.30

теория

1

Я - слушание

Наблюдение

беседа

64

18

13.30-15.30

практика

2

Другая точка

зрения

Наблюдение,

ролевая игра

65

21

13.30-14.30

теория

1

Другая точка

зрения

Наблюдение

беседа

66

25

13.30-15.30

практика

2

Правила

эмоциональ

ного

поведения

Наблюдение,

ролевая игра

67

28

13.30-14.30

теория

1

Правила

эмоциональ

ного

поведения

Наблюдение

беседа

68

май

2

13.30-15.30

практика

2

Кто в доме

хозяин?

Наблюдение,

ролевая игра

69

5

13.30-14.30

теория

1

Кто в доме

хозяин?

Наблюдение

беседа

70

12

13.30-15.30

практика

1

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

71

16

13.30-14.30

теория

2

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

72

19

13.30-15.30

практика

1

Мастерская

творческих

Выставка

и

презентация

17

идей

работ

73

23

13.30-15.30

теория

2

Мастерская

творческих

идей

Выставка

и

презентация

работ

74

26

13.30-14.30

практика

1

Диагностика

Тестирование,

наблюдение

75

30

13.30-15.30

практика

2

Праздник

успеха

Ресурсное

состояние,

рефлексия

4.

Рабочая программа

Модуль №1 «Я и мои ценности»

Тема № 1 «Знакомство»

Теория. Цели и задачи программы. Знакомство с обучающимися. Инструктаж по ТБ.

Практика. Игры на знакомство.

Тема № 2 «Тайна имени»

Теория. Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени

к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

Практика. Игра «Что в имени моем..»

Тема № 3 «Самооценка»

Теория. Как называется оценка личности самой себя, своих возможностей качеств и места

среди других людей? Как подростку правильно оценить самого себя? Что такое самооценка.

Практика. Упражнения. 1. Приветствие. «Рисунок по кругу», «Несуществующее животное»,

«Пять Я», «Принимаю себя таким, какой Я есть», «Узкий мост». Составление коллажа «Я и я –

это ценность». Упражнение «Семь Я», дискуссия и ролевая игра. Упражнение «Болото».

Знакомство с декларацией моей самоценности (В. Сатир). Игра «Джанга». Дискуссия и

ролевая игра. Цель – создание условий для самовыражения подростков.

Тема № 4 «Социальные роли и маски»

Теория. Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила

этикета и общения в моих ролях дома, в школе на улице.

Практика. Фотоохота по заданиям: сфотографировать самого веселого человека, самого

счастливого…

Веселые

подвижные

игры

на

психологическую

тематику.

Рефлексия

собственной работы по программе, своих открытий.

Тема № 5 «Конфликты»

Теория. Какие чувства мы испытываем во время ссоры. Разные способы поведения в

конфликте и к чему приведет каждый. Как правильно мириться.

Практика. Мини-тестирование. Упражнения и игры на преодоление конфликтного поведения,

беседа с элементами тренинга, тестирование, упражнения

18

Тема № 6 «Кого мы выбираем в друзья»

Теория. Понятие «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении

людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в

дружбе.

Практика. Беседа. Упражнения на дружбу

Тема № 7 «Хочу, могу, умею»

Теория. Ознакомление с понятием «успех», «успешная личность», «удача, ответственность».

Практика. Упражнения. 1. Приветствие. «10 Я или похвали себя», «Волшебная шкатулка, «Я

ничего не боюсь», «Мои страхи побеждают меня?», «Сказочный успех», «Лицензия на

счастье». «Образ успешного человека». Работа в альбомах. Работа с притчами «В чѐм секрет

красоты «Крестьянин и поломанный трактор», «Богатство, счастье и любовь, «Всѐ в твоих

руках». Анализ стихотворения С. Михалкова «Два лягушонка». Просмотр мультфильмов

«Самооценка», «Путь к успеху», анализ. Просмотр и анализ видеопрезентации «Успешные

люди г. Самарской области». Сценка «Скрипты успеха», Составление формулы успеха с

помощью мозгового штурма в подгруппах. Презентация формулы. Ритуал прощания.

Тема № 8 «Цели и дела»

Понятие «мечта» и «цель». Значение цели для исполнения мечты. Необходимость наличия

«цели» для любого человека. Алгоритм действий для достижения цели. Целеустремленность

как важное личное качество в поступках литературных героев.

Практика. Диспут:

«Целеустремленный человек – это хорошо или плохо».

Тема № 9 «Свобода выбора»

Практика. 1. Приветствие. Выбор атрибутики игры. Разделение на микрогруппы: «СМИ»,

«Образование»; «Бизнес и предпринимательство»; «Медицина», «Индустрия красоты», «IT

профи», «Природа, животные». Завершающий этап игры «Интервью у профи» - обучающиеся

проводят видеоопрос у педагогов школы, у своих родителей и т.д. на тему «Моя профессия».

Анализ. Ритуал прощания.

Тема № 10 «Мастерская творческих идей»

Практика. Творческая работа – изготовление поделки из любого материала в любой

выбранной технике.

Модуль №2 «Я и мое будущее»

Тема № 11 «Эти разные, разные люди»

Теория. Актуализация знаний учащихся о многообразии человеческой индивидуальности.

Общение как важное условие на пути к успеху. Уверенное поведение в общении. Конфликты

и способы их предотвращения. Эффективное общение. Практика. Упражнения. Приветствие.

«Контакт», «Говорю, что вижу», «Контраргументы» «Кораблекрушение», «Лукошко»,

«Комплимент», «Диспут», «Броуновское движение», «Изобрази эмоцию», «Нападающий и

защищающий». Работа в альбомах, заполнение таблицы «Мои люди всегда со мной»,

творческая обратная связь в виде рисунка. Деловая игра «Конфликты в компании друзей».

Работа с видеороликами «Конфликты», «Как жить без конфликтов?». Анализ.

Создание памятки «Я и другие, и это здорово!». Ритуал прощания.

19

Тема № 12 «Я и мое будущее»

Теория. Роль профессии в жизни человека, как выбирать будущую профессии. Ознакомление с

классификацией профессий.

Практика. 1. Приветствие. Выбор атрибутики игры. Разделение на микрогруппы: «СМИ»,

«Образование»; «Бизнес и предпринимательство»; «Медицина», «Индустрия красоты», «IT

профи», «Природа, животные». Завершающий этап игры «Интервью у профи» - обучающиеся

проводят видеоопрос у педагогов школы, у своих родителей и т.д. на тему «Моя профессия».

Анализ. Ритуал прощания.

Тема № 13 «Конфликты»

Теория. Конфликт - неэффективное общение. Причины конфликтов. Стиль поведения в

конфликте. Понятие «конфликт», виды и типы конфликта. Понятие «межличностный

конфликт», причины их возникновения, последствия конфликта. Типы конфликтных

личностей: «демонстративный», «ригидный (косный)», «педант», «бесконфликтный», «танк»,

«пиявка», «вата», «обвинитель».

Практика. Игра: «Стиль поведения в конфликте». Знакомство с различными стилями

поведения в конфликтной ситуации, их особенностями. Диагностика собственного стиля

поведения в конфликте.

«Сигналы» конфликта (кризис, напряжение, недоразумение,

инциденты, дискомфорт). Стратегии поведения в конфликте: приспособления (уступчивости),

соперничества (конкуренции), компромисса, сотрудничества. Шаги решения конфликта.

Конструктивное разрешение конфликтов. Я – высказывание. Разрешение конфликтов и

ведение переговоров. Способы конструктивного разрешения конфликтов, преимущества

сообщений в форме Я – высказывания, правила построения Я – высказываний‖. Тест: Умеете

ли вы держать себя в руках в конфликтной ситуации? Проигрывание стратегий поведения в

конфликтной ситуации. Тренинг "Практика решения конфликтов".

Тема № 14 «Учимся говорить нет»

Теория. Ситуации, с которыми нельзя соглашаться. Предложения, от которых мы должны

отказываться.

Практика.

Психогимнастические

упражнения

на

сопротивление

давлению.

Значение

самостоятельного выбора. Пословицы и поговорки.

Тема № 15 «Чувство времени»

Теория. Что такое «чувство время». Развивать «чувство времени», умение беречь время,

регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность

отдельных временных интервалов.

Практика: Тренинг «Как развить в себе чувство времени. Игры: «Психологическое время»,

«Пройди за время», «До черты»

Тема № 16 «Ценности»

Теория. Что такое ценность, жизненные ценности? Роль жизненных ценностей на пути

достижения успеха. Иерархия ценностей. Определение понятия жизненные ценности. Учеба-

дружба-любовь- семья-здоровье-жизнь.

Практика: Приветствие. Защита проектов обучающихся. Создание собственной памятки «Все,

что мне дорого!». Награждение обучающихся символикой здорового человека. Ритуал

прощания.

20

Тема № 17 «Мастерская творческих идей»

Практика. Творческая работа – изготовление поделки из любого материала в любой

выбранной технике.

М

одуль №3 «Я и мое будущее»

Тема № 18 «Что такое эмоциональный интеллект?»

Теория.

Узнать,

что

такое

эмоциональный

интеллект,

определить

свой

уровень

эмоционального интеллекта.

Знакомство с понятием «эмоциональный интеллект».

Практика. Диагностика уровня эмоционального интеллекта.

Мотивирующая презентация «Что такое эмоциональный интеллект». Диагностика ЭмИн.

Тема № 19 «Знакомство с эмоциями и чувствами»

Теория. Определение собственной эмоциональной наблюдательности

Понять, что эмоции всегда имеют свое выражение в языке тела и научиться распознать эмоции

по мимике.

Научиться понимать, как эмоции связаны

с разными событиями в жизни

.

Расширение словаря эмоций. Вспоминание эмоционально окрашенных ситуаций из своего

прошлого.

Практика. Презентация «Фотографии базовых эмоций». Визуальный тест «Распознавание

эмоций». Игра «Эмоциональная угадайка». Игра «Кто больше назовет эмоций», игра «Наши

чувства».

Тема № 20 «Хозяин своим чувствам»

Теория. Как научиться сохранять невозмутимость в любой ситуации.

Практика. Комплекс упражнений на тренировку умения контролировать свои эмоции,

сохранять невозмутимость даже в тех ситуациях, намеренно стараются вывести человека из

этого состояния. Привести примеры из жизни, в которых важно контролировать свои эмоции.

Разминка «Броуновское движение». Игры: «Замороженные», «Не смеяться», «Огонь и лед».

Тема № 21 «Что чувствует мой друг?»

Теория. Как научиться вставать на место другого.

Практика. Рассказать о своем партнере по общению от его имени. Упражнение

«Взаимные презентации», обсуждение «Что такое эмпатия?»

Тема № 22 «Большие уши»

Научиться слушать то, что нельзя передать словами по интонации.

Дискуссия

о невербальных аспектах речи

.

Упражнения «Кто сказал мяу?», «Чувства и интонации», «Фотография», игра «Стихия».

Тема № 23 «Я- слушание»

Практика. Стать наблюдательным и внимательным к партнеру по общению.

Упражнения на развитие наблюдательности и внимательности во время разговора

21

(рационального компонента эмпатии). Упражнения «Я слышу и понимаю»,

«Слуховая память».

Тема № 24 «Другая точка зрения»

Теория. Как научиться «читать» мысли и чувства другого по выражению лица, позе и т.д.

Предоставить возможность через наблюдения и повторение движений войти в состояние

другого человека. Практика. Упражнения «Понимание», «Изобрази состояние»,

«Почувствуй другого».

Тема № 25 Правила эмоционального поведения

Понять для чего важно регулировать свое настроение и научиться изменять свое состояние в

нужный момент

.

Обсуждение причин того, что в общении людям необходимо регулировать свое поведение.

Тренировка навыков регуляции своего поведения.

Игры: «Приветствия без слов», «Запаздывающая гимнастика», «Противоположные движения»,

«Походки», «Измени свой пульс» и т.п.

Тема № 26 «Кто в доме хозяин?»

Теория. Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья»,

«родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

Практика. Притчи и пословицы. Рефлексия. «Герб и девиз» семьи. Семейный архив.

Тема № 27 «Мастерская творческих идей»

Практика. Творческая работа – изготовление поделки из любого материала в любой

выбранной технике.

Тема № 28 «Диагностика»

Практика. Коллективное обсуждение итогов года. Подготовка к отчетному занятию

(изготовление

подарков

для

родителей,

оформление

выставки,

заучивание

наизусть,

репетиции концертных номеров). Концерт-презентация «Чему мы научились». Организация и

проведение выставки лучших творческих работ обучающихся. Итоговая диагностика.

Диагностика изменений отдельных характеристик общения, произошедших в результате

занятий.

Тема № 29 Праздник успеха

Подведение итогов работы «Школы успеха». Демонстрация личных достижений учащихся.

Перспективы дальнейшей работы. Награждение активных участников.

5.

Оценочные и методические материалы

Система организации контроля за реализацией программы

Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использованием

методик

психологического

обследования

детей,

анкетирования

и

собеседования

с

подростками, дважды: в начале коррекционно-развивающих занятий и после прохождения

курса коррекционно-развивающих занятий.

Диагностический инструментарий:

22

1.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в

средних и старших классах школы Ч.Д. Спилбергера.

2.

Методика М. Роккича - Ценностные ориентации.

3.

Методика Дембо-Рубенштейна - Самооценка.

Итоговые показатели отражаются в журнале групповой работы. Эффективность

работы педагога-психолога по программе оценивается классным руководителем, итоговым

сообщением о положительной

динамике и росте показателей работы группы-команды

подростков.

Контроль за реализацией программы осуществляют методист образовательного

учреждения.

Программа

утверждается

директором

образовательного

учреждения,

по

завершению занятий педагогом готовится итоговый отчет, который отражает результаты

реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с

обучающимися в будущем учебном году.

Критерии и способы определения результативности усваивания программы.

Низкий уровень:

удовлетворительное владение теоретической информацией по

темам программы, пассивное участие в коллективных делах и на занятиях

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по

темам программы, участие в коллективных делах и на занятиях. Умеет систематизировать и

подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление

о учебно-исследовательской деятельности.

Высокий

уровень:

свободное

владение

информацией

по

программе.

Умеет

применять навыки и

приобретенные умения

в

жизни. Имеет хорошую самооценку,

уверенный, активный, принимает участие в многих мероприятиях.

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться в форме

кратких записей в журнал

по результатам наблюдения. Также необходимо проводить

мониторинг

личностного

развития

учащихся

по

результатам

диагностики

с

целью

профессионального отслеживания результатов деятельности в рамках данной программы.

Одна

из

задач

психолога

обучение

детей

навыкам

самооценивания

и

взаимооценивания.

Оценки промежуточного контроля знаний и проверка понимания теоретической

части психологических знаний:

В связи со сложностью и новизной материала и в интересах поддержки активности

подросткам предлагается такие формы как групповые ответы.

Все виды ответов обсуждаются совместно с подростком, делаются выводы.

Участие в тренинговых занятиях.

Итоговый контроль

Проводится в конце программы в форме проведения активной коллективной квест-игры.

Данный тип контроля предполагает комплексную проверку результатов по всем заявленным

целям и направлениям программы, потому что подростки должны проявить все свои навыки и

умения. Только тогда они справятся с заданиями игры. Формой итоговой оценки каждого

подростка

выступает характеристика, в которой указывается уровень освоения им

психологических знаний и социальной компетенции.

Формы подведения итогов реализации

Программа предполагает обучение на двух уровнях:

23

Первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей

психологического развития.

Второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.

Учет знаний и умений для контроля результатов

освоения программы внеурочной

деятельности проходит путем оценки творческих заданий, архивирования творческих работ

обучающихся, оформления данных диагностики, проведенной в начале программы и на

заключительном занятии. Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от

тематики изучаемого материала и уровня формирования

социальных компетенций.

Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:

участие в викторинах, творческих конкурсах, школьных конференциях. Такая организация

контроля будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого

обучающегося,

а

также

будет

способствовать

процессу

адаптации

в

командном

сотрудничестве, при котором каждый становится значимым участником деятельности.

Список литературы:

1.

Ананьев, Андрей 50 возможностей не допустить самоубийства. Родителям, которые хотят

на самом деле понимать своего ребенка / Андрей Ананьев , Наоми Ананьева. - М.: АСТ, 2016

2.

Анн, Людмила Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. - М.: Питер, 2017

3.

Баженова, Оксана Викторовна Детская и подростковая релаксационная терапия.

Практикум / Баженова Оксана Викторовна. - М.: Генезис, 2016

4.

Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. -

М.: Союз, 2019

5.

Гребенникова, Ольга Тренинг социальной компетентности для подростков / Ольга

Гребенникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017.

6.

Демьянович, Оксана Субъективные представления подростков о конфликте / Оксана

Демьянович. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016.

7.

Емельянова, Елена Владимировна Психологические проблемы современных подростков и

их решение в тренинге / Емельянова Елена Владимировна. - М.: Генезис, 2015.

8.

Забродина, Дарья Структура самосознания подростков с суицидальными намерениями:

моногр. / Дарья Забродина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018.

9.

Ипатов,

Андрей

Подросток.

От

саморазрушения

к

саморазвитию.

Программа

психологической помощи / Андрей Ипатов. - М.: Речь, 2019.

10.

Как помочь другу и найти себя. - М.: Инициатива Добрых Дел, 2016.

11.

Лидерс, А. Г. Психологический тренинг со старшеклассниками и студентами / А.Г. Лидерс. -

М.: Этерна, 2018.

12.

Можгинский, Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм / Ю.

Можгинский. - М.: Лань, 2018.

13.

Наталья, Зыкова, Наталья Гавриленко Психологические защиты и копинг-поведение в

подростковом возрасте / Наталья Зыкова und Наталья Гавриленко. - М.: LAP Lambert Academic

Publishing, 2015.

14.

59. Николай Можаров, Елена Тараканова Арт-терапия агрессивности у подростков,

воспитывающихся вне семьи / Николай Можаров und Елена Тараканова. - М.: LAP Lambert

Academic Publishing, 2015.

15.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками: моногр. / Под редакцией

М.Р. Битяновой. - М.: Питер, 2017.

24

16.

Тренинг

развития

жизненных

целей.

Программа

психологического

содействия

социальной адаптации. - М.: Речь, 2015.

17.

Три главные проблемы подростка с девиантным поведением / В.К. Зарецкий и др. - М.:

Форум, 2018.

18.

Урбанович, Л. Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со

старшеклассниками и родителями (+ CD-ROM) / Л.Н. Урбанович. - М.: Глобус, 2017. - 256 c.

19.

Федосенко, Е. В. Психологическое сопровождение подростков. Система работы,

диагностика, тренинги / Е.В. Федосенко. - М.: Речь, 2016. -

20.

Фролова, Евгения Исследовательский обзор некоторых проблем подросткового

возраста / Евгения Фролова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018.

21.

Хисамбеев,

Ш.

Р.

Структура

сознания

подростков

в

среде

дополнительного

образования / Ш.Р. Хисамбеев. - М.: Нестор-История, 2017.

22.

Энтони, Сильвия Открытие смерти в детстве и позднее / Сильвия Энтони. - Москва:

Высшая школа, 2015.

23.

Яна,

Ковшарова

und

Светлана

Еланцева

Психоэмоциональная

устойчивость

подростков / Яна Ковшарова und Светлана Еланцева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,

2015.

Оборудование для реализации программы

№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического

обеспечения

Количество

1. Технические средства обучения

Компьютер;

1

2. Экранно-звуковые пособия

Флеш-карты с записями популярной и классической музыки.

1

3. Игры

Развивающие игры;

Компьютерные игры.

1

4. Оборудование кабинета

Столы;

Стулья;

Шкафы;

Компьютер;

Учебная доска.

8

16

3

1

1

25



В раздел образования