Автор: Ногмова Юля Хабасовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Санаторно-лесная школа №1"
Населённый пункт: г.Нальчик
Наименование материала: Урок Русского языка 6 кл
Тема: Тема: Словосочетание. Простое предложение.
Раздел: среднее образование
Русский язык 6 кл
Тема: Словосочетание. Простое предложение.
Цель: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении,
отработать навыки вычленения словосочетания из предложений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Задание для всех карточек: вставить пропущенные буквы, сделать
морфологический разбор выделенных слов.
К а р т о ч к а 1. В работ.. железо не ржаве..т.
К а р т о ч к а 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь.
К а р т о ч к а 3. На чужбин.. и собака тоску..т.
К а р т о ч к а 4. Богатырь и на тигр.. поед..т.
3. Работа с предложением.
– Найдите в данном предложении словосочетание с ошибкой.
Мы часто слушаем народный фольклор.
– В чем заключается ошибка?
– Запишите исправленный вариант предложения.
– Подчеркните основу предложения.
– Есть ли в предложении группа подлежащего?
– Выделите группу сказуемого.
– Сколько словосочетаний в предложении?
– Какое слово является главным в этих словосочетаниях? Как вы это
определили?
4. Цифровой диктант.
Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он
может делать это верно и неверно). Задача учащихся – определить
правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».
1. Опытный наставник. Главное слово – наставник.
2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия.
3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин.
4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить.
5. Думать о будущем. Главное слово – будущем.
6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.
7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво.
8. Знать наизусть. Главное слово – знать.
9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.
В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись: 1+, 2+,
3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+.
5. Работа со схемами. (Через проектор)
– Составьте словосочетания по схемам:
6. Игра «Кто вперед?»
Класс делится на две команды. Задача каждой команды – разгадать и
записать на доске словосочетания, зашифрованные в упражнении 28 (1–6
словосочетания – первой команде, 7–12 словосочетания – второй). К доске
учащиеся выходят по цепочке. После того как все словосочетания будут
разгаданы, проверяются орфографические ошибки.
7. Беседа.
– Чем словосочетания отличаются от предложений?
– Какова цель каждого высказывания?
Пришла зима.
Пришла зима?
Пришла зима!
– От каких условий зависит выбор знаков завершения?
8. Упражнение 30 (письмо с комментированием).
9. Упражнение 32.
– Какими знаками препинания разделяются однородные члены предложения?
А если они соединены союзом и?
– Если в четвертом предложении однородный член присоединить с помощью
союза и, нужна ли будет запятая перед вторым союзом и? Обоснуйте.
10. Итог урока.
– Для чего в языке служат словосочетания и предложения?
Домашнее задание: упражнения 33, 34.