Напоминание

«Метафорические ассоциативные карты в работе с педагогами по снижению риска «профессионального выгорания»


Автор: Шарипова Альбина Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №30
Населённый пункт: город Химки, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Метафорические ассоциативные карты в работе с педагогами по снижению риска «профессионального выгорания»
Раздел: полное образование





Назад




-

Мастер класс

«

Метафорические ассоциативные карты в работе с

«

педагогами по снижению риска профессионального

»

выгорания

Материалы: метафорические карты (любые ресурсные колоды), у каждого

участника блокнот и ручка, сотовый телефон.

Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать!

Меня зовут Шарипова Альбина Михайловна, я педагог-психолог МБОУ

СОШ №30, и я сегодня хочу представить вам свой мастер-класс на тему:

«Метафорические ассоциативные карты в работе с педагогами по снижению

риска «профессионального выгорания»

Сегодня

«Эмоциональное

выгорание»

определяется

как

синдром,

развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению

эмоциональных,

энергетических

и

личностных

ресурсов

работающего

человека.

Эмоционально

выгоревшие

педагоги

отличаются

повышенной

тревожностью, агрессивностью и категоричностью. Эти проявления мешают

в работе и значительно ограничивают их профессиональный рост и развитие.

-Одним

из

видов

психологической

помощи

при

«эмоциональном

выгорании», является обучение методам саморегуляции и восстановления

внутренних ресурсов.

- С этой целью я использую МАК.

-Почему?

Потому что

это очень мягкие, экологичная, бережная и безопасная

техника работы.

-Сейчас я покажу, как я использую в своей работе МАК.

Приглашаю за стол участников тренинга - помощников

-А пока хочу обратить ваше внимание, что МАК не имеют ничего общего с

игральными и гадальными картами. МАК - Это один из современных

эффективных инструментов в практической психологии в направлении

арт-терапии.

-Метафорические картинки дают возможность прислушаться к себе,

повзаимодействовать со своим внутренним миром, найти ответы на какие-то

вопросы, принять нужное решение. Причем ответы эти будут не извне, а из

нашего подсознания.

С помощью МАК мы можем соприкоснуться со своими глубинными

внутренними ресурсами,

интуицией,

личностными качествами (что-то

важное может подняться на поверхность сознания) и также метафорические

карточки помогут обратить ваше внимание на внешние ресурсы (природа,

социум, материальные блага).

МАК-ПРИКТИКА

Техника «Карта, которая расскажет о Вас»

Цель:

(сознание

своего

актуального

эмоционального

состояния,

раскрепощение интуиции, спонтанности; растормозить воображение,

стимулировать коммуникацию, снять тревогу).

-В начале я предлагаю познакомится с метафорическими картами и провести

простое упражнение, чтобы запустить свою интуицию, воображение.

-Итак, перед вами МАК из нескольких наборов: «Мир моих возможностей»

Дарьи Мартыненко, «Я и все-все-все» К. Крюгер и «Мастер сказок» Т.

Зинкеви-Евстигнеевой.

-Выберите сейчас 1 карту, которая как-то расскажет о Вас, которая наиболее

точно отражает сейчас ваше внутреннее состояние, каким-то образом

напоминает вас, ассоциируется с вами и вашим состоянием сейчас.

-Нужно отключить логику, а включить интуицию.

-Выбирайте, не задумываясь, ту карту, которая зацепила взгляд, понравилась

или наоборот, не понравилась.

Участники выбирают по 1 карте

- Что вы можете сказать о карте, которую выбрали?

- Как это связано с вами, вашим состоянием?

-Опишите свое состояние. Все ли вас устраивает?

Высказывания участников

Техника «Мои ресурсы»

Цель: подвести педагогов к осознанию своих ресурсов, поиску источников

восстановления, вдохновения; извлечение из памяти ресурсных воспоминаний

- В этой практике мы освоим некоторые приемы, которые помогут выявить,

понять свои внутренние ресурсы и точки опоры. Осознать то, как мы сами

можем себе помочь.

-У всех нас есть внутренний источник сил, энергии, который со временем

иссякает.

-В этот момент наши силы заканчиваются. Наступает бессилие, апатия,

отсутствие энергии, интереса к жизни- отсутствие жизненных ресурсов.

-И конечно, чтобы этого не случилось, нам надо время от времени

восполнять наш внутренний источник.

-Подумайте, как вы наполняете свой источник?

- От чего в вашей жизни вы получаете заряд положительной энергии,

ресурсное состояние

?

-Какие жизненные ресурсы

используете для восстановления своих сил,

получения

вдохновения,

состояния

радости,

бодрости,

энергичности,

приподнятого настроения, воодушевления?

-В поиске ваших ресурсов вам помогут МАК.

-Они перед вами, и послужат вам подсказками, которые помогут вспомнить,

понять, осознать ваши жизненные ресурсы.

-Выберите от 5 до 10 картинок-ассоциаций на тему: «что меня вдохновляет»,

«дает силы», «восстанавливает»,…. и разложите их перед собой.

- Не старайтесь контролировать свой выбор, не задумывайтесь, выбирайте

интуитивно картинки, которые привлекли ваше внимание, понравились, к

которым потянется рука. Доверьтесь интуиции.

Участники выбирают от 5 до 10 карт

- А сейчас я предлагаю обсудить, что у вас получилось.

-Кто хочет поделиться своими ассоциациями и результатами?

-Расскажите, какие картинки Вы выбрали и что они означают для Вас?

-На какие картинки были отклики?

- На что это похоже в вашей жизни?

-Метафорой какого ресурса послужила эта карта?

-Про какие ресурсы в вашей жизни говорит эта карта?

-Здесь нет правильных и неправильных толкований: то, что вы увидели на

картинке, какие ассоциации провели, это и есть правильный ответ

Участники делятся своими осознаниями

Техника «Суперсила»

Цель: самопознание; понимание своих сильных и слабых сторон. Найти

внутренний ресурс и поддержку в любой жизненной ситуации.

-Подумайте, в какой вашей жизненной ситуации вам сейчас нужна

поддержка, точка опоры, ресурс, ориентир (правильный выбор, действие).

-Выберите интуитивно 1 карту- персонаж, животное.

-Внимательно посмотрите на карту и

ответьте на 5 вопросов

,

запишите

их

:

1.Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на картинку?

2. Какие качества, черты характера, стратегии поведения присущи герою?

3. Какая суперсила есть у героя карты, благодаря чему он выживает в мире?

4.Как можно перенести эту суперсилу

(качество, стратегию поведения,

возможности, преимущества) на вашу ситуацию?

5.Что вы сделаете, чтобы применить эту суперсилу в вашей ситуации?

-Кто хочет поделиться своими осознаниями?

Участники высказываются

Рефлексия

- А теперь подведем итоги нашей МАК-практики:

-Что интересного и важного прояснилось для вас сегодня?

-Что нового вы узнали о себе?..........

Участники высказываются

-Благодарю Вас! А теперь положите в середину расклада карту – образ себя.

Вы можете поменять карту по своему желанию.

-После этого вокруг карты-образа Я- разложите свои карточки –ресурсы.

Можно дополнить их новыми картинками.

-Посмотрите на себя и свои ресурсы, которые дают вам вдохновение,

радость, спокойствие, приток энергии. Вы дали им место и пространство.

-Если Вам нравится то, что вы видите, и вы гармонично себя при этом

чувствуете, то сфотографируйте то, что у вас получилось.

-Дома вечером вы можете еще раз посмотреть на слайд и подумать о том, как

вы можете наполнять свои внутренний источник, какие ресурсы вы

используете, а какие, может быть, пока срыты от вас, и вы обнаружите их и

начнете использовать, чтобы оставаться всегда в ресурсном состоянии.

Наш тренинг закончился. Благодарю вас за участие!

Анализ

Целью Мак-практики было: обучение педагогов способам восстановления

внутренних ресурсов.

1. В первой технике «Карта, которая расскажет о вас» мы познакомились с

МАК, запустили воображение, интуицию. Техника помогла снять тревогу и

начать общение.

2. Техника «Мои ресурсы» способствовала тому, чтобы участники обратили

внимание на свои внутренние ресурсы, осознали их и использовали.

3. Практика «Супер-сила» позволила участникам открыть для себя сильные

стороны своей личности.

Почему я говорю это с уверенностью? Потому что, если бы

в них самих не было тех качеств, которые они увидели в герое карты, то они бы их даже

не заметили. А если увидели, заметили, значит, эти сильные качества личности в них

самих есть!

Они их просто заново открыли для себя и обрели… присвоили.

Если МАК сегодня помогли кому-то вернуться в ресурсное состояние, если

участники

почувствовали

прилив

сил,

энергии.

А

может,

кого-то

подтолкнули на мысль, что какие-то свои ресурсы в жизни они используют

не достаточно, и нужно срочно обратить на это внимание, то можно считать,

что цель тренинга достигнута.

Выводы: МАК дали возможность, поработать с собой: прислушаться к себе,

разобраться том, что помогает восстановить внутренние силы, разбудить

энергию, проявить интуицию. Может быть, помогли вернуться в ресурсное

состояние или подтолкнули к тому, чтобы использовать те или иные свои

скрытые ресурсы.

Помогли вывести на уровень осознанности то, что было скрыто.



В раздел образования