Автор: Шарипова Альбина Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №30
Населённый пункт: город Химки, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Метафорические ассоциативные карты в работе с педагогами по снижению риска «профессионального выгорания»
Раздел: полное образование
-
Мастер класс
«
Метафорические ассоциативные карты в работе с
«
педагогами по снижению риска профессионального
»
выгорания
Материалы: метафорические карты (любые ресурсные колоды), у каждого
участника блокнот и ручка, сотовый телефон.
Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать!
Меня зовут Шарипова Альбина Михайловна, я педагог-психолог МБОУ
СОШ №30, и я сегодня хочу представить вам свой мастер-класс на тему:
«Метафорические ассоциативные карты в работе с педагогами по снижению
риска «профессионального выгорания»
Сегодня
«Эмоциональное
выгорание»
определяется
как
синдром,
развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению
эмоциональных,
энергетических
и
личностных
ресурсов
работающего
человека.
Эмоционально
выгоревшие
педагоги
отличаются
повышенной
тревожностью, агрессивностью и категоричностью. Эти проявления мешают
в работе и значительно ограничивают их профессиональный рост и развитие.
-Одним
из
видов
психологической
помощи
при
«эмоциональном
выгорании», является обучение методам саморегуляции и восстановления
внутренних ресурсов.
- С этой целью я использую МАК.
-Почему?
Потому что
это очень мягкие, экологичная, бережная и безопасная
техника работы.
-Сейчас я покажу, как я использую в своей работе МАК.
Приглашаю за стол участников тренинга - помощников
-А пока хочу обратить ваше внимание, что МАК не имеют ничего общего с
игральными и гадальными картами. МАК - Это один из современных
эффективных инструментов в практической психологии в направлении
арт-терапии.
-Метафорические картинки дают возможность прислушаться к себе,
повзаимодействовать со своим внутренним миром, найти ответы на какие-то
вопросы, принять нужное решение. Причем ответы эти будут не извне, а из
нашего подсознания.
С помощью МАК мы можем соприкоснуться со своими глубинными
внутренними ресурсами,
интуицией,
личностными качествами (что-то
важное может подняться на поверхность сознания) и также метафорические
карточки помогут обратить ваше внимание на внешние ресурсы (природа,
социум, материальные блага).
МАК-ПРИКТИКА
Техника «Карта, которая расскажет о Вас»
Цель:
(сознание
своего
актуального
эмоционального
состояния,
раскрепощение интуиции, спонтанности; растормозить воображение,
стимулировать коммуникацию, снять тревогу).
-В начале я предлагаю познакомится с метафорическими картами и провести
простое упражнение, чтобы запустить свою интуицию, воображение.
-Итак, перед вами МАК из нескольких наборов: «Мир моих возможностей»
Дарьи Мартыненко, «Я и все-все-все» К. Крюгер и «Мастер сказок» Т.
Зинкеви-Евстигнеевой.
-Выберите сейчас 1 карту, которая как-то расскажет о Вас, которая наиболее
точно отражает сейчас ваше внутреннее состояние, каким-то образом
напоминает вас, ассоциируется с вами и вашим состоянием сейчас.
-Нужно отключить логику, а включить интуицию.
-Выбирайте, не задумываясь, ту карту, которая зацепила взгляд, понравилась
или наоборот, не понравилась.
Участники выбирают по 1 карте
- Что вы можете сказать о карте, которую выбрали?
- Как это связано с вами, вашим состоянием?
-Опишите свое состояние. Все ли вас устраивает?
Высказывания участников
Техника «Мои ресурсы»
Цель: подвести педагогов к осознанию своих ресурсов, поиску источников
восстановления, вдохновения; извлечение из памяти ресурсных воспоминаний
- В этой практике мы освоим некоторые приемы, которые помогут выявить,
понять свои внутренние ресурсы и точки опоры. Осознать то, как мы сами
можем себе помочь.
-У всех нас есть внутренний источник сил, энергии, который со временем
иссякает.
-В этот момент наши силы заканчиваются. Наступает бессилие, апатия,
отсутствие энергии, интереса к жизни- отсутствие жизненных ресурсов.
-И конечно, чтобы этого не случилось, нам надо время от времени
восполнять наш внутренний источник.
-Подумайте, как вы наполняете свой источник?
- От чего в вашей жизни вы получаете заряд положительной энергии,
ресурсное состояние
?
-Какие жизненные ресурсы
используете для восстановления своих сил,
получения
вдохновения,
состояния
радости,
бодрости,
энергичности,
приподнятого настроения, воодушевления?
-В поиске ваших ресурсов вам помогут МАК.
-Они перед вами, и послужат вам подсказками, которые помогут вспомнить,
понять, осознать ваши жизненные ресурсы.
-Выберите от 5 до 10 картинок-ассоциаций на тему: «что меня вдохновляет»,
«дает силы», «восстанавливает»,…. и разложите их перед собой.
- Не старайтесь контролировать свой выбор, не задумывайтесь, выбирайте
интуитивно картинки, которые привлекли ваше внимание, понравились, к
которым потянется рука. Доверьтесь интуиции.
Участники выбирают от 5 до 10 карт
- А сейчас я предлагаю обсудить, что у вас получилось.
-Кто хочет поделиться своими ассоциациями и результатами?
-Расскажите, какие картинки Вы выбрали и что они означают для Вас?
-На какие картинки были отклики?
- На что это похоже в вашей жизни?
-Метафорой какого ресурса послужила эта карта?
-Про какие ресурсы в вашей жизни говорит эта карта?
-Здесь нет правильных и неправильных толкований: то, что вы увидели на
картинке, какие ассоциации провели, это и есть правильный ответ
Участники делятся своими осознаниями
Техника «Суперсила»
Цель: самопознание; понимание своих сильных и слабых сторон. Найти
внутренний ресурс и поддержку в любой жизненной ситуации.
-Подумайте, в какой вашей жизненной ситуации вам сейчас нужна
поддержка, точка опоры, ресурс, ориентир (правильный выбор, действие).
-Выберите интуитивно 1 карту- персонаж, животное.
-Внимательно посмотрите на карту и
ответьте на 5 вопросов
,
запишите
их
:
1.Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на картинку?
2. Какие качества, черты характера, стратегии поведения присущи герою?
3. Какая суперсила есть у героя карты, благодаря чему он выживает в мире?
4.Как можно перенести эту суперсилу
(качество, стратегию поведения,
возможности, преимущества) на вашу ситуацию?
5.Что вы сделаете, чтобы применить эту суперсилу в вашей ситуации?
-Кто хочет поделиться своими осознаниями?
Участники высказываются
Рефлексия
- А теперь подведем итоги нашей МАК-практики:
-Что интересного и важного прояснилось для вас сегодня?
-Что нового вы узнали о себе?..........
Участники высказываются
-Благодарю Вас! А теперь положите в середину расклада карту – образ себя.
Вы можете поменять карту по своему желанию.
-После этого вокруг карты-образа Я- разложите свои карточки –ресурсы.
Можно дополнить их новыми картинками.
-Посмотрите на себя и свои ресурсы, которые дают вам вдохновение,
радость, спокойствие, приток энергии. Вы дали им место и пространство.
-Если Вам нравится то, что вы видите, и вы гармонично себя при этом
чувствуете, то сфотографируйте то, что у вас получилось.
-Дома вечером вы можете еще раз посмотреть на слайд и подумать о том, как
вы можете наполнять свои внутренний источник, какие ресурсы вы
используете, а какие, может быть, пока срыты от вас, и вы обнаружите их и
начнете использовать, чтобы оставаться всегда в ресурсном состоянии.
Наш тренинг закончился. Благодарю вас за участие!
Анализ
Целью Мак-практики было: обучение педагогов способам восстановления
внутренних ресурсов.
1. В первой технике «Карта, которая расскажет о вас» мы познакомились с
МАК, запустили воображение, интуицию. Техника помогла снять тревогу и
начать общение.
2. Техника «Мои ресурсы» способствовала тому, чтобы участники обратили
внимание на свои внутренние ресурсы, осознали их и использовали.
3. Практика «Супер-сила» позволила участникам открыть для себя сильные
стороны своей личности.
Почему я говорю это с уверенностью? Потому что, если бы
в них самих не было тех качеств, которые они увидели в герое карты, то они бы их даже
не заметили. А если увидели, заметили, значит, эти сильные качества личности в них
самих есть!
Они их просто заново открыли для себя и обрели… присвоили.
Если МАК сегодня помогли кому-то вернуться в ресурсное состояние, если
участники
почувствовали
прилив
сил,
энергии.
А
может,
кого-то
подтолкнули на мысль, что какие-то свои ресурсы в жизни они используют
не достаточно, и нужно срочно обратить на это внимание, то можно считать,
что цель тренинга достигнута.
Выводы: МАК дали возможность, поработать с собой: прислушаться к себе,
разобраться том, что помогает восстановить внутренние силы, разбудить
энергию, проявить интуицию. Может быть, помогли вернуться в ресурсное
состояние или подтолкнули к тому, чтобы использовать те или иные свои
скрытые ресурсы.
Помогли вывести на уровень осознанности то, что было скрыто.