Напоминание

«Формирования правовых знаний у младших школьников»


Автор: Ушакова Елена Ивановна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: «Формирования правовых знаний у младших школьников»
Дата публикации: 03.12.2022
Раздел: начальное образование





Назад




«

Формирования правовых знаний у младших школьников»

Е.И. Ушакова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Муниципального образования город Ноябрьск (МБОУ СОШ №3),

педагог-организатор

В современном обществе всё актуальнее становится проблема правовой грамотности

школьников. Знание прав и обязанностей отчасти гарантирует их соблюдение. Незнание

приводит к необдуманным поступкам и действиям, за которые следует нести

ответственность.

Правовая грамотность неразрывно связана с общепринятыми нормами и правилами,

несоблюдение которых является правонарушением. Поэтому существует необходимость

создания условий для формирования правовой грамотности среди школьников.

Начинать правовое просвещение необходимо с раннего школьного возраста.

Правовые знания - это система знаний о различных сторонах правовой системы. Целью

практических мероприятий, направленных на реализацию обучения правовой грамотности

у младших школьников, является формирование позитивного правосознания. Учащиеся

на опыте и чувствах должны осознать сущность таких понятий как: «справедливость»,

«равенство», «свобода», «достоинство», «права человека». Работая в данном направлении,

педагоги решают следующие задачи:

- формирование активной жизненной позиции у детей младшего школьного

возраста;

- содействие духовно-нравственному развитию младшего школьника;

- ознакомление с Российским законодательством, отраслями права, устройством

государства;

- обучение применения норм законов в реальной жизни; оказание помощи в поисках

правильного выхода из сложных жизненных ситуаций.

В начальной школе правовое образование не является самостоятельной

дисциплиной, но можно выделить два основных направления формирования правовых

знаний у младших школьников - это учебно-воспитательный процесс и внеучебная

деятельность.

В учебно-воспитательном процессе формирование правовых знаний происходит на

уроках чтения, русского языка, окружающего мира, где ученики знакомятся с такими

понятиями как: государство, герб, флаг и гимн, Родина, права и обязанности, правила

дорожного движения.

В системе правового воспитания в школе важным компонентом является внеучебная

деятельность. Сегодня мы более подробно остановимся на внеучебной деятельности по

формированию правовой грамотности у младших школьников.

Одним из направлений государственной политики Российской Федерации в сфере

развития правовой грамотности и правосознания граждан является развитие правового

образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях

общего образования различного вида и типа посредством внедрения в образовательный

процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих

получение знаний в области права.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

определяют формирование гражданской позиции обучающегося, осознающего свои

конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего

чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические демократические ценности одним из

личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Работая в Российской системе образования, педагоги-организаторы являются

важной частью воспитательного процесса и осуществляют свою деятельность на основе

Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного кодекса РФ.

Современная школа - это важный социальный институт, в котором тесно

соприкасаются интересы государства, общества и личности. Планируя данную работу,

необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Информация о правовых

знаниях младшим школьникам подаётся в игровой форме, которую ребята с легкостью и

радостью усваивают. Игры-путешествия, конкурсы рисунков, проведение деловых и

ситуативных игр, где младшие школьники учатся решать конкретные, возникающие в их

жизни ситуации, правовые минутки, классные часы и экскурсии, дидактические игры и

квесты, беседы и разбор конфликтных ситуаций - это инструменты, которые помогают в

реализации формирования правовой грамотности у младших школьников.

В течение учебного года для младших школьников проводятся профилактические

встречи с представителями правоохранительных органов, органов социальной защиты

населения, представителями линейного отдела внутренних дел на транспорте,

инспекторами государственной инспекции безопасности дорожного движения,

специалистами отделения по делам несовершеннолетних, представителями дорожно-

патрульной службы, представителями отряда федеральной противопожарной службы. На

встречах-консультациях, круглых столах, тематических линейках, индивидуальных

беседах, правовых занятиях учащиеся знакомятся с деятельностью различных структур,

узнают о статистике правонарушений, а также знакомятся с мерами ответственности за

правонарушения.

Проводя лекции, диалоги и беседы о дисциплине, формирование у учащихся

правовых знаний происходит путём воспитания общественного поведения:

- привычка точно соблюдать правила уличного (дорожного) движения для

пешеходов;

- привычка дисциплинированно и культурно вести себя в театрах, кино, парках,

садах, магазинах;

- привычка безопасно вести себя дома;

- привычка внимательно слушать объяснение учителя, других старших товарищей;

- умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания;

- привычка вовремя приходить на занятия и проводимые мероприятия, умение

активно выступать против нарушителей правил;

- привычка оказывать помощь неорганизованным или больным товарищам.

Готовясь к мероприятиям разного уровня, принимая участие в фестивалях и

конкурсах, коллективных творческих делах, выполняя презентации, творческие работы,

съёмку видеоматериала, монтаж фото и видео роликов учащиеся знакомятся с такими

понятиями как:

- представление об истинной и ложной дружбе, потребность и способность

оценивать свои поступки с точки зрения интересов истинной дружбы;

- представление о равноправии в нашей стране мужчин и женщин, чувство

уважительного отношения к женщине;

- представление о родителях, учителях и др., как о старших товарищах и искренних

друзьях детей: чувство уважения, любви и благодарности по отношению к старшим за их

заботу о детях;

- потребность проявлять по отношению к взрослым внимание, любовь и

благодарность за их заботу о детях.

Правильное планирование и грамотный подбор транслируемого материала позволит

в полном объёме решить поставленные цели и задачи. Согласованная работа с родителями

позволит закреплять и применять полученные знания в жизни.

Можно утверждать, что школа является одним из главных социальных институтов,

она играет особую роль в формировании правовых знаний, целенаправленно формируя

полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и

действовать с полным осознанием ответственности за свои решения, поступки и действия.



В раздел образования