Автор: Ушакова Елена Ивановна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: «Формирования правовых знаний у младших школьников»
Раздел: начальное образование
«
Формирования правовых знаний у младших школьников»
Е.И. Ушакова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Муниципального образования город Ноябрьск (МБОУ СОШ №3),
педагог-организатор
В современном обществе всё актуальнее становится проблема правовой грамотности
школьников. Знание прав и обязанностей отчасти гарантирует их соблюдение. Незнание
приводит к необдуманным поступкам и действиям, за которые следует нести
ответственность.
Правовая грамотность неразрывно связана с общепринятыми нормами и правилами,
несоблюдение которых является правонарушением. Поэтому существует необходимость
создания условий для формирования правовой грамотности среди школьников.
Начинать правовое просвещение необходимо с раннего школьного возраста.
Правовые знания - это система знаний о различных сторонах правовой системы. Целью
практических мероприятий, направленных на реализацию обучения правовой грамотности
у младших школьников, является формирование позитивного правосознания. Учащиеся
на опыте и чувствах должны осознать сущность таких понятий как: «справедливость»,
«равенство», «свобода», «достоинство», «права человека». Работая в данном направлении,
педагоги решают следующие задачи:
- формирование активной жизненной позиции у детей младшего школьного
возраста;
- содействие духовно-нравственному развитию младшего школьника;
- ознакомление с Российским законодательством, отраслями права, устройством
государства;
- обучение применения норм законов в реальной жизни; оказание помощи в поисках
правильного выхода из сложных жизненных ситуаций.
В начальной школе правовое образование не является самостоятельной
дисциплиной, но можно выделить два основных направления формирования правовых
знаний у младших школьников - это учебно-воспитательный процесс и внеучебная
деятельность.
В учебно-воспитательном процессе формирование правовых знаний происходит на
уроках чтения, русского языка, окружающего мира, где ученики знакомятся с такими
понятиями как: государство, герб, флаг и гимн, Родина, права и обязанности, правила
дорожного движения.
В системе правового воспитания в школе важным компонентом является внеучебная
деятельность. Сегодня мы более подробно остановимся на внеучебной деятельности по
формированию правовой грамотности у младших школьников.
Одним из направлений государственной политики Российской Федерации в сфере
развития правовой грамотности и правосознания граждан является развитие правового
образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях
общего образования различного вида и типа посредством внедрения в образовательный
процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих
получение знаний в области права.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
определяют формирование гражданской позиции обучающегося, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические демократические ценности одним из
личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Работая в Российской системе образования, педагоги-организаторы являются
важной частью воспитательного процесса и осуществляют свою деятельность на основе
Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного кодекса РФ.
Современная школа - это важный социальный институт, в котором тесно
соприкасаются интересы государства, общества и личности. Планируя данную работу,
необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Информация о правовых
знаниях младшим школьникам подаётся в игровой форме, которую ребята с легкостью и
радостью усваивают. Игры-путешествия, конкурсы рисунков, проведение деловых и
ситуативных игр, где младшие школьники учатся решать конкретные, возникающие в их
жизни ситуации, правовые минутки, классные часы и экскурсии, дидактические игры и
квесты, беседы и разбор конфликтных ситуаций - это инструменты, которые помогают в
реализации формирования правовой грамотности у младших школьников.
В течение учебного года для младших школьников проводятся профилактические
встречи с представителями правоохранительных органов, органов социальной защиты
населения, представителями линейного отдела внутренних дел на транспорте,
инспекторами государственной инспекции безопасности дорожного движения,
специалистами отделения по делам несовершеннолетних, представителями дорожно-
патрульной службы, представителями отряда федеральной противопожарной службы. На
встречах-консультациях, круглых столах, тематических линейках, индивидуальных
беседах, правовых занятиях учащиеся знакомятся с деятельностью различных структур,
узнают о статистике правонарушений, а также знакомятся с мерами ответственности за
правонарушения.
Проводя лекции, диалоги и беседы о дисциплине, формирование у учащихся
правовых знаний происходит путём воспитания общественного поведения:
- привычка точно соблюдать правила уличного (дорожного) движения для
пешеходов;
- привычка дисциплинированно и культурно вести себя в театрах, кино, парках,
садах, магазинах;
- привычка безопасно вести себя дома;
- привычка внимательно слушать объяснение учителя, других старших товарищей;
- умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания;
- привычка вовремя приходить на занятия и проводимые мероприятия, умение
активно выступать против нарушителей правил;
- привычка оказывать помощь неорганизованным или больным товарищам.
Готовясь к мероприятиям разного уровня, принимая участие в фестивалях и
конкурсах, коллективных творческих делах, выполняя презентации, творческие работы,
съёмку видеоматериала, монтаж фото и видео роликов учащиеся знакомятся с такими
понятиями как:
- представление об истинной и ложной дружбе, потребность и способность
оценивать свои поступки с точки зрения интересов истинной дружбы;
- представление о равноправии в нашей стране мужчин и женщин, чувство
уважительного отношения к женщине;
- представление о родителях, учителях и др., как о старших товарищах и искренних
друзьях детей: чувство уважения, любви и благодарности по отношению к старшим за их
заботу о детях;
- потребность проявлять по отношению к взрослым внимание, любовь и
благодарность за их заботу о детях.
Правильное планирование и грамотный подбор транслируемого материала позволит
в полном объёме решить поставленные цели и задачи. Согласованная работа с родителями
позволит закреплять и применять полученные знания в жизни.
Можно утверждать, что школа является одним из главных социальных институтов,
она играет особую роль в формировании правовых знаний, целенаправленно формируя
полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и
действовать с полным осознанием ответственности за свои решения, поступки и действия.