Напоминание

Использование игровой технологии на уроках русского языка


Автор: Бурцева Саргылана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия), Усть-Алданский район, село Борогонцы
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игровой технологии на уроках русского языка
Дата публикации: 02.12.2022
Раздел: среднее образование





Назад




Использование игровой технологии на уроках русского языка

Бурцева С.В.

МБОУ «Мюрюнская средняя общеобразовательная школа № 2» Усть-Алданский улус,

Республика Саха (Якутия)

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к

русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Как заставить учеников

слушать на уроке? С помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый

огонек жажды знаний?

Вот здесь на помощь приходит игра. У игры есть прекрасное свойство - она сама

организует обучение. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас

учителя и ученика, у самих учеников родится новая атмосфера, возникнут новые

отношении. Игра сама учит, учит и детей, и взрослых, в ней рождается живая реальность

свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

Она способствует развитию любознательности, помогает формированию у подростков

воли, настойчивости и стремления к научному поиску, активизирует внимание и память.

«Игра - это искра, зажигающая в детях огонек пытливости», - писал выдающийся

педагог современности В.А. Сухомлинский. Игру можно использовать при изучении

любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить

участникам войти в какую-то роль.

Я часто обращаюсь к игре на уроках русского языка в 5-8 классах. В процессе работы,

используя традиционные игры (лингвистические задания, шарады, уроки-соревнования и

т.п.), я наполняю их учебным материалом, каждый способствует расширению словарного

запаса учащихся, помогает углубить знания по предмету.

Игра - ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у

детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой учебный

материал. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию

учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже

раздела учебного предмета

Как элементы более обширной технологии

В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,

упражнения, контроля).

Как технология внеклассной работы.

На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры.

При подборе и разработке игр мы исходим из основных закономерностей обучения.

Назовем главную из них. Обучение происходит только при активной деятельности

учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности

учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от

характера организуемой деятельности- репродуктивной или творческой. Учитывая или

закономерность, мы разработали и отобрали игры с учетом разнообразных видов

деятельности ученика.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности:

исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую в поисковую.

В большинстве игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает

активность детей.

Цель моей работы - повысить эффективность урока, активизировать познавательную

деятельность и развить творческие способности учащихся. Отсюда вытекают следующие

задачи:

развить внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять

находить аналогии воображения, фантазии творческих способностей, рефлексии;

умение находить оптимальные решения;

развить мотивации учебной деятельности;

развить умение общаться.

Игровые моменты на уроках используются учителями постоянно, так как при

использовании игр повышается интерес детей к учебному процессу, обогащается

словарный запас, активизируется учебная деятельность. Но это происходило стихийно,

бессистемно.

Я разработала адаптированную программу. Для этого изучала и прорабатывала

литературу, автором которой является Селевко Г., составила календарно-тематический

план, разработала уроки по игровой технологии, разработала дидактические игры по

отдельным разделам, как «Лексика», «Орфография», «Морфология», и апробировала это

на уроках.

Разработанная мною программа даёт представление о том, как можно распределить

материал по темам, какую последовательность изучения избрать, как можно использовать

игровую деятельность в качестве урока или его части, как элементы игровой технологии,

чтобы в результате работ у учащихся укрепилась нацеленность на самоутверждение в

обществе, ориентация на речевую деятельность.

Вот несколько видов игр, которые применяю на уроках и которые наиболее любимы

учащимися. Ребусы помогают всмотреться в слова, увидеть в них новое, неожиданное.

Шарады интересно не отгадывание, а составление шарад. Логогриф - это уже сложный

вид шарады. Кроссворд - работа становится творческой, если самим ребятам предложить

составлять кроссворды. Аукцион - слова из слова - нацелен на обогащение словарного

запаса школьников. Анаграммы- игра, доступная любому возрасту, обогащает словарный

запас, развивает чувство слова, учит творчеству. Метаграммы – это слова, отличающиеся

друг от друга одной или несколькими буквами. Забавная игра- бестолковый словарь.

Школьники находят в настоящем толковом словаре слова, которые можно включить в

бестолковый словарь. Отгадай слово- игру можно проводить как викторину, в которой

каждый отвечает самостоятельно, или соревнуются группы участников, где команды

предлагают загадки друг другу. Палиндромы- школьники соревнуются, кто приведет

больше слов-палиндромов, а если удастся, сочинят предложения-палиндромы и даже

«рачьи стихи». Буриме- игра развивает ассоциативное образное мышление, языковую

интуицию. «Эхо»- развивает чувство ритма, внимания детей. Класс повторяет ритм,

заданный хлопками учителя. «Третий лишний», «Игры со стихами», «Угадай строчку»,

«Рифмы».

Игры, направленные на выявление богатств, заключенных в слове, служат

обогащению словарного запаса учащихся, обучению грамоте, активизации творческой и

речевой деятельности. Их можно использовать на уроках русского языка при изучении

разделов: «Лексика», «Орфография», «Морфология». А также на уроках словесности по

темам: «Что такое слово», «Богатство лексики русского языка», «Прямое и переносное

значение слова».

К примеру, возьмем 5 класс. При изучении раздела «Лексика» можно провести урок

повторение в форме игры-сказки. После изучения словарей проводится обобщающий урок

«В гостях у Словарей». Ещё можно провести Праздник фразеологизмов, пословиц,

поговорок, крылатых слов.

Итак, игра на уроке- не цель, а средство активизации познавательной деятельности и

развития творческих способностей учащихся. И от того, как учитель организует игры,

зависит в значительной степени успех обучения школьников.

Таким образом, пришла к выводу, что игры:

1.

Повышают эффективность учебного процесса.

2. Развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.

3. Расширяют и углубляют его познавательные интересы в учебной деятельности.

4. Помогают учащимся быстрее осваивать знания, применять их на практике,

пользоваться ими в разных условиях.



В раздел образования