Автор: Бурцева Саргылана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия), Усть-Алданский район, село Борогонцы
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игровой технологии на уроках русского языка
Дата публикации: 02.12.2022
Раздел: среднее образование
Использование игровой технологии на уроках русского языка
Бурцева С.В.
МБОУ «Мюрюнская средняя общеобразовательная школа № 2» Усть-Алданский улус,
Республика Саха (Якутия)
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к
русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Как заставить учеников
слушать на уроке? С помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый
огонек жажды знаний?
Вот здесь на помощь приходит игра. У игры есть прекрасное свойство - она сама
организует обучение. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас
учителя и ученика, у самих учеников родится новая атмосфера, возникнут новые
отношении. Игра сама учит, учит и детей, и взрослых, в ней рождается живая реальность
свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.
Она способствует развитию любознательности, помогает формированию у подростков
воли, настойчивости и стремления к научному поиску, активизирует внимание и память.
«Игра - это искра, зажигающая в детях огонек пытливости», - писал выдающийся
педагог современности В.А. Сухомлинский. Игру можно использовать при изучении
любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить
участникам войти в какую-то роль.
Я часто обращаюсь к игре на уроках русского языка в 5-8 классах. В процессе работы,
используя традиционные игры (лингвистические задания, шарады, уроки-соревнования и
т.п.), я наполняю их учебным материалом, каждый способствует расширению словарного
запаса учащихся, помогает углубить знания по предмету.
Игра - ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у
детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой учебный
материал. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию
учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже
раздела учебного предмета
Как элементы более обширной технологии
В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля).
Как технология внеклассной работы.
На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры.
При подборе и разработке игр мы исходим из основных закономерностей обучения.
Назовем главную из них. Обучение происходит только при активной деятельности
учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности
учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от
характера организуемой деятельности- репродуктивной или творческой. Учитывая или
закономерность, мы разработали и отобрали игры с учетом разнообразных видов
деятельности ученика.
В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности:
исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую в поисковую.
В большинстве игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает
активность детей.
Цель моей работы - повысить эффективность урока, активизировать познавательную
деятельность и развить творческие способности учащихся. Отсюда вытекают следующие
задачи:
развить внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять
находить аналогии воображения, фантазии творческих способностей, рефлексии;
умение находить оптимальные решения;
развить мотивации учебной деятельности;
развить умение общаться.
Игровые моменты на уроках используются учителями постоянно, так как при
использовании игр повышается интерес детей к учебному процессу, обогащается
словарный запас, активизируется учебная деятельность. Но это происходило стихийно,
бессистемно.
Я разработала адаптированную программу. Для этого изучала и прорабатывала
литературу, автором которой является Селевко Г., составила календарно-тематический
план, разработала уроки по игровой технологии, разработала дидактические игры по
отдельным разделам, как «Лексика», «Орфография», «Морфология», и апробировала это
на уроках.
Разработанная мною программа даёт представление о том, как можно распределить
материал по темам, какую последовательность изучения избрать, как можно использовать
игровую деятельность в качестве урока или его части, как элементы игровой технологии,
чтобы в результате работ у учащихся укрепилась нацеленность на самоутверждение в
обществе, ориентация на речевую деятельность.
Вот несколько видов игр, которые применяю на уроках и которые наиболее любимы
учащимися. Ребусы помогают всмотреться в слова, увидеть в них новое, неожиданное.
Шарады интересно не отгадывание, а составление шарад. Логогриф - это уже сложный
вид шарады. Кроссворд - работа становится творческой, если самим ребятам предложить
составлять кроссворды. Аукцион - слова из слова - нацелен на обогащение словарного
запаса школьников. Анаграммы- игра, доступная любому возрасту, обогащает словарный
запас, развивает чувство слова, учит творчеству. Метаграммы – это слова, отличающиеся
друг от друга одной или несколькими буквами. Забавная игра- бестолковый словарь.
Школьники находят в настоящем толковом словаре слова, которые можно включить в
бестолковый словарь. Отгадай слово- игру можно проводить как викторину, в которой
каждый отвечает самостоятельно, или соревнуются группы участников, где команды
предлагают загадки друг другу. Палиндромы- школьники соревнуются, кто приведет
больше слов-палиндромов, а если удастся, сочинят предложения-палиндромы и даже
«рачьи стихи». Буриме- игра развивает ассоциативное образное мышление, языковую
интуицию. «Эхо»- развивает чувство ритма, внимания детей. Класс повторяет ритм,
заданный хлопками учителя. «Третий лишний», «Игры со стихами», «Угадай строчку»,
«Рифмы».
Игры, направленные на выявление богатств, заключенных в слове, служат
обогащению словарного запаса учащихся, обучению грамоте, активизации творческой и
речевой деятельности. Их можно использовать на уроках русского языка при изучении
разделов: «Лексика», «Орфография», «Морфология». А также на уроках словесности по
темам: «Что такое слово», «Богатство лексики русского языка», «Прямое и переносное
значение слова».
К примеру, возьмем 5 класс. При изучении раздела «Лексика» можно провести урок
повторение в форме игры-сказки. После изучения словарей проводится обобщающий урок
«В гостях у Словарей». Ещё можно провести Праздник фразеологизмов, пословиц,
поговорок, крылатых слов.
Итак, игра на уроке- не цель, а средство активизации познавательной деятельности и
развития творческих способностей учащихся. И от того, как учитель организует игры,
зависит в значительной степени успех обучения школьников.
Таким образом, пришла к выводу, что игры:
1.
Повышают эффективность учебного процесса.
2. Развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.
3. Расширяют и углубляют его познавательные интересы в учебной деятельности.
4. Помогают учащимся быстрее осваивать знания, применять их на практике,
пользоваться ими в разных условиях.