Напоминание

Технология развития критического мышления как средство развития дивергентного мышления


Автор: Колчин Павел Андреевич
Должность: учитель географии, биологии
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: стаья
Тема: Технология развития критического мышления как средство развития дивергентного мышления
Дата публикации: 27.11.2022
Раздел: среднее образование





Назад




Технология развития критического мышления как средство развития

дивергентного мышления

В современных моделях навыков и образовательных результатов, а также в

исследованиях образовательной политики и стандартов разных стран, критическое и

креативное мышление определяется в качестве одних из ключевых компетенций, навыков

XXI века. Эти навыки иногда называют универсальными компетентностями, «гибкими»

или «мягкими» навыками (soft skills), в Федеральном государственном образовательном

стандарте они определены как метапредметные компетенции, универсальные учебные

действия (Универсальные компетентности…, 2020). Критическое и креативное мышление

входит в группу навыков, которые «позволят выпускнику школы сохранять способность и

готовность к саморазвитию и обновлению на протяжении всей жизни, уверенно

ориентироваться в неустойчивом мире стремительных технологических и социальных

изменений» (Российская школа, 2019, с. 265). Согласно результатам исследования

установок россии

̆

ских учителеи

̆

в отношении навыков XXI века при мерно половина

учителеи

̆

считают школу ответственнои

̆

за развитие критического и креативного

мышления. В большей степени ответственность школы за развитие критического

мышления ощущают учителя истории и обществознания (73,3% среди опрошенных

учителеи

̆

истории разделяют такую точку зрения), а также учителя естественных наук –

физики, биологии и химии (60–61%). В возможность развития креативного мышления в

большей степени верят учителя так называемых творческих предметов – музыки и

рисования, в меньшей степени математики и химии. При этом фокус-группы показали,

что учителям трудно сформулировать, каким способом они развивают навыки мышления.

Только незначительная часть учителей рассказывали о том, какие именно методики

развития мышления они используют в педагогической практике. К решению задач, не

имеющих очевидных решений, регулярно обращаются на уроках менее половины

опрошенных учителей (Навыки XXI века…, 2018, с. 20-27).

Помимо

организации

образовательного

процесса

и

методов

обучения

на

формирование и развитие критического и креативного мышления влияет содержание

образовательных программ. С точки зрения вклада в развитие ключевых навыков XXI в. у

школьников существенно отличается содержание российских и зарубежных учебников. В

частности, в российских учебниках по обществознанию могут развивать критическое или

креативное мышление в среднем 8% заданий, в зарубежных учебниках – в среднем 21%

заданий. Во всех российских учебниках обществознания развитию конвергентного

мышления, то есть линейного мышления, основанного на поэтапном решении задач,

посвящены более половины учебных заданий. Заданий же на развитие дивергентного

мышления, предполагающего поиск нескольких решений и умение посмотреть на

ситуацию с разных точек зрения, в российских учебниках гораздо меньше, чем в

зарубежных (Российская школа…, с. 267-277). В таксономии Блума к дивергентному

мышлению

относятся

такие

процессы,

как

«анализ»,

«оценивание

(критическое

мышление)» и «создание (креативное мышление») Отдельно стоит отметить, что

недостаточная ориентированность образовательного процесса на развитие ключевых

компетенций приводит к снижению у школьников уровня мотивации к обучению и

познанию, к снижению психологического благополучия в условиях нарастающей

неопределённости меняющегося мира. Вероятно, поэтому многие страны в современных

моделях школьного образования фокусируются на системном изменении организации

школьных

практик,

методов

обучения

и

оценки.

Исследователи

отмечают,

что

преодоление

указанных

негативных

тенденций

видится

в

обновлении

форматов

образования,

трансформации

содержания

и

организационных

форм,

технологий,

способствующих формированию ключевых компетенций и грамотностей в рамках

формальной системы образования.

Критическое и креативное мышление Критическое мышление и креативность

(креативное мышление) – одни из самых важных навыков для учащихся в XXI веке

(Фадель и др., 2018). Эти навыки наряду с другими ключевыми компетенциями позволяют

решать реальные жизненные, повседневные и профессиональные задачи. Подобные

ожидания формулируются как работодателями, так и авторитетными международными

организациями. Согласно отчёту Всемирного экономического форума The Future of the

Jobs 2018 на первое место работодатели поставили «аналитическое мышление и

инновации», на второе – «комплексное решение проблем», на третье – «критическое

мышление и анализ», а на пятое – «креативность, оригинальность и способность к

проявлению инициативы» (см. Рис. 1). В прогнозе на 2022 год значение «креативности,

оригинальности, инициативности» возрастёт по сравнению с «критическим мышлением и

анализом». С четвёртого места на второе поднялось «активное обучение и стратегии

обучения», то есть умение и готовность учиться, умение выбирать для себя подходящие

формы и стратегий обучения. Работодатели хотят получить людей, которые готовы

учиться (Future of Jobs 2018, p. 12).

Критическое мышление и креативность – два различных, но взаимосвязанных

когнитивных навыка высшего порядка. Оба требуют больших умственных усилий и

энергии и являются когнитивно сложными. Эти навыки связаны между собой некоторыми

сходными мыслительными процессами, но различны целями. Критическое мышление

направлено на основательную оценку теорий, идей, решений относительно альтернатив с

тем, чтобы выработать взвешенную и независимую позицию на происходящее.

Креативность направлена на создание продуктов, идей и решений, одновременно новых и

подходящих для контекста, в котором они возникают.

Технологии развития критического и креативного мышления Идеи обучения

критическому

мышлению

и

креативности

восходят

ещё

к

Античности.

Среди

многочисленных книг, посвящённых инструментам развития ключевых компетенций,

обратим внимание на некоторые современные программы и пособия, в которых

представлены

педагогические

технологии

развития

критического

мышления

и

креативности и которые будут эффективны на школьном уроке2 : • Технология Развитие

критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) (авторы: Дж. Стил, К. Мередит,

Ч. Темпл, С. Уолтер); • Критическое мышление. Технология развития (авторы: Загашев

И.О, ЗаирБек С.И); • Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя

(авторы: Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.); • Критическое мышление. Железная логика

на все случаи жизни (Непряхин Н., Пащенко Т.); • Приемы педагогической техники.

Пособие для учителя (автор: Гин А.А.) • ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить

(автор: Гин А.А.) • Технология творческого мышления (авторы: Меерович М., Шрагина

Л.) • Креативность. 31 способ заставить мозг работать (Намаконов И.) • Мастерство

учителя.

Проверенные методики выдающихся преподавателей (автор: Лемов Д.)

Благотворительный фонд «Вклад в будущее» в рамках Программы по развитию

личностного потенциала в серии образовательных продуктов «Школа возможностей»

подготовил и выпустил методический комплект для педагогов, посвящённый развитию

компетенций «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация) у

школьников3 . Состав комплекта: • Методические рекомендации для педагогов

«Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке»; • Банк уроков/заданий-образцов;

Сборник

педагогических

техник

для

проектирования

уроков

(занятий);

Инструменты мониторинга «4К» (для общеобразовательных организаций). Методические

рекомендации включают в себя: а) подробное описание компетенций «4К» и их

интеграцию в современный образовательный процесс; б) материалы, необходимые для

проектирования учебных заданий и оценки уровня сформированности компетенций «4К»;

в) инструменты распространения новой практики (профессиональные обучающиеся

сообщества,

методика

«Исследование

урока»).

В

банке

уроков/заданий-образцов

представлены 33 модели учебных ситуаций и учебных заданий по математике, русскому

языку и литературе, естественнонаучным и гуманитарным предметам для 2-9-х классов.

Разработанные задания открывают для учеников возможность применять и развивать

ключевые

компетенции:

критическое

мышление,

креативность,

коммуникацию

и

кооперацию. Сборник педагогических техник для проектирования уроков Сборник

педагогических техник для проектирования уроков (занятий) адресован учителям,

работающим

в

компетентностном

подходе.

Сборник

является

дополнением

к

методическим рекомендациям для педагогов и банку уроков/заданий-образцов, включает

40

эффективных

педагогических

техник,

используемых

для

развития

ключевых

компетенций, в том числе критического и креативного мышления, коммуникации и

кооперации («4К»). Под педагогической техникой понимается прием, используемый

учителем для наиболее полного достижения целей своей деятельности. Данный сборник

вслед за известным пособием Анатолия Гина «Приемы педагогической техники»

предлагает технологичные и применимые в условиях современной школы педагогические

технологии. Каждая педагогическая техника подробно описана и содержит следующие

разделы: • Группа техник • Уровень сложности решаемой задачи • Год обучения • Группа

навыков • Развиваемые компетенции • Определение • Цель использования • Пошаговая

методика • Пример(ы) • Важно учитывать • Варианты проведения • Продвинутое

использование • Связанные техники



В раздел образования