Напоминание

Театрализованные игры и их значение в коррекционном обучении детей


Автор: Герасимова Татьяна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Волошка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованные игры и их значение в коррекционном обучении детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ВОЛОШКА»

муниципального образования город Ноябрьск

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого

развития – одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений.

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируются

на использование разных видов искусства. Одной из деятельностей для решения комплекса

психокоррекционных

задач

является

театрализованная

деятельность.

Воздействие

театрализованной деятельности на психофизическое развитие ребенка с нарушением речевого

развития

основано на усвоении опыта

народа. Сказки, фольклор, мини-культурные формы

российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на

детей в дошкольном возрасте.

Ребенок с нарушением речевого развития, усваивая свою роль в сказке, проявляет активность и

заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные

речевые

возможности.

Для

более

успешного

преодоления

отклонений

в

развитии

коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов

деятельности, особенно театрализованной.

Театрализованная игра является условием, в котором развиваются коммуникативная деятельность,

умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на

эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение

показать свое отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование

выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной

речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также

формирование чувства партнера.

Практика показала, что театрализованные игры влияют на развитие эмоционального

состояния ребенка, способствуют его интеллектуальному развитию, участвуют в процессе

общения,

активизируют

все

психические

составляющие

личности,

являются

здоровьесберегающим компонентом в процессе развития ребенка. Театрализованные игры имеют

большое значение для детей с нарушением речевого развития. Это связано с тем, что характерные

для них

особенности нервно- психического склада, эмоционально – волевая и личностная

незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической

сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка,

свойственными театрализованным играм.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает

выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка,

обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют

индивидуальные

способности,

что

способствует

формированию

их

внутреннего

мира,

преодолению коммуникативной дезадаптации.

В театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных

процессов, эмоционально – личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе,

самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических

игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный

коммуникативный

ресурс.

Любимые

герои

становятся

образцами

для

подражания

и

отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом

позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на

детей.

Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как

совокупность

методик,

построенных

на

применении

этого

искусства

в

своеобразной

символической форме. Ее основные функции:

Катарсистическая ( очищение, освобождение от негативных состояний);

Регулятивная

(снятие

нервно

психического

напряжения,

регуляция

психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального

состояния)

Коммуникативно – рефлексивная

( коррекция нарушений общения, формирование

адекватного межличностного поведения, самооценки).

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия,

необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение

распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи,

ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

Игры в кукольный театр;

Игры – драматизации;

Игры – представления (спектакли).

Игры в кукольный театр

Кукольный театр

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица

рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать

собственные

переживания.

Кукла

провоцирует

детей

на

ведение

диалога,

что

служит

стимулирующим

фактором

для

развития

диалогической

речи.

Опосредуя

с

куклами

взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками.

Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели

социального поведения.

Существует большое множество упражнений

для отработки кукольного жеста

для отработки кукольной позы

упражнения с различными предметами

Полезно проводить упражнения для отработки умения куклы манипулировать с различными

предметами. Это могут быть флажки, платки, кольца от пирамидки, погремушки, маленькие

мячики, палочки и другое. Предметы должны быть небольшими по-своему размеру, легкими и

удобными для захвата рук куклы.

И мы сейчас с вами попробуем выполнить одно из таких упражнений:

«К нам из лесу пришел мишка, он очень грустный, потому что растерял в лесу все шишки, и

мы с вами сейчас ему поможем их собрать.» Педагоги одевают на руки кукол и встают

полукругом. Возле первого играющего корзина с шишками, у последнего мишка с пустой

корзиной. Первый игрок берет игрушкой шишку, передаёт второму и т.д., последний кладет

мишке в корзину шишку.

Упражнения для отработки приемов передачи кукольного диалога

Музыкально-танцевальные импровизации с ручной куклой

Импровизация – одно из важнейших актерских умений, для ребенка она открывает возможности

творческого развития, так как требует придумывания.

Для начала лучше, если у ребенка появится опора. Например, в виде музыки,

подсказывающей характер движения. В музыкально- танцевальных импровизациях от детей

именно это и требуется: согласовать движения своих кукол с характером музыкальных

произведений.

И я сейчас вам предлагаю провести танцевальный марафон.

Танцевальный марафон

Педагоги с куклами образуют группы по три-четыре человека, первая кукла показывает

движение, вторая кукла это движение повторяет и прибавляет свое движение и т.д. Затем все

куклы танцуют общий танец.

Игры-драматизации

хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных

условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми,

внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

«Мыши» С. Маршака (мл. гр.)

Воспитатель рассказывает детям о том, что мышки – маленькие, бегают тихо, всего боятся: и

кошки, и шума, поэтому, изображая мышек, нужно двигаться очень осторожно.

Ход игры

Воспитатель таинственно и негромко читает стихи, жестом подзывая к себе детей.

-Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

(Малыши встают и идут осторожно и медленно.)

Раз, два, три, четыре, мышки дернули за гири!

(Выполняют движения руками вверх – вниз (дергают руками))

-Вдруг раздался страшный звон,

(Воспитатель, быстро хлопнув в ладоши, громко говорит:)

Убежали мышки вон!

(Дети убегают на свои места.)

Эта игра приучает детей быть внимательными, чётко выполнять правила.

«Котята»

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака

-Два маленьких котёнка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу,

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь

«Ну что, — она спросила. – не ссоритесь теперь?»

Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон

согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.

Театрализованные игры-представления

помогают ребенку знакомиться с окружающим

миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Участвуя в них, ребенок

учится познавать мир не только умом, но и сердцем, начинает выражать свое отношение к добру и

злу, испытывает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

У него формируется стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, умение проявлять

внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, огорчаться их неудачам,

развивается желание прийти на помощь в трудную минуту.

Для младшей группы лучше подбирать постановки ролевого характера. Именно действующий

персонаж (собачка, кошечка, птичка) облегчает малышу задачу. Дети хорошо подражают

животным с самого раннего возраста. Для средней группы можно вводить роли героев. Например,

малышу дают задание не только озвучивать персонаж, но и показывать его движения. Хорошо

подходят герои сказок «Колобок», «Теремок», «Репка». Для старшей группы детского сада можно

усложнить задачу: следует показывать характер, проявлять эмоции, импровизировать, читать

стихи и петь песни.

Театрализованная игра

по мотивам русской народной сказки «Теремок»

в средней группе.

Цели и задачи:

Приобщать детей к искусству театра, вовлекать в игру по знакомой сказке «Теремок». Учить

разыгрывать несложные представления, входить в роль, использовать для воплощения образа

выразительные средства: интонацию, мимику, жест. Побуждать к взаимодействию с партнерами

по сцене. Развивать интерес детей к театрализованной игре.

Подготовка к театрализованной игре:

Чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций, игра «Собери сказку по цепочке из

картинок «Теремок», просмотр одноименного мультфильма, беседы с детьми о театре,

индивидуальная работа по выполнению роли, действий в соответствии с текстом.

Оборудование: Сцена оборудована под лесную поляну, макет теремка, костюмы для каждого

персонажа сказки (шапочки-маски), стулья для зрителей, билеты.

Роли:

Бабушка — рассказушка (воспитатель)

Мышка — норушка

Лягушка — квакушка

Зайчик — побегайчик

Лисичка — сестричка

Волчок — серый бочок

Мишка – медведь

Кассир

Зрители

Ход игры.

Воспитатель рассказывает детям, как она ходила в театр, ей там понравилось. Она вовлекает детей

в беседу: в театре есть кассиры, билетёры, актеры, декораторы. Предлагает детям поиграть в театр.

Совместно с детьми определяют место, где будет сцена, выбирают знакомую сказку,

распределяют роли: актеры, кассир, зрители. Для первой игры актерами выбирают тех, кто лучше

может исполнить роль и будет образцом для других. Остальные ребята - пока зрители (покупают

билет, занимают места в «зрительном зале», сидят тихо, в конце спектакля аплодируют актерам).

Воспитатель напоминает детям-актерам, что они будут включаться в игру по ходу сказки, и

начинает рассказывать, так как роль Бабушки-рассказушки принадлежит воспитателю.

Бабушка-рассказушка:

Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок- не высок. Вот по полю мышка бежит,

увидала теремочек и стучит

Мышка-норушка: Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Бабушка-рассказушка:Никто не ответил мышке, зашла она в теремок и стала там жить. Стоит в

поле теремок-теремок он не низок, не высок — не высок вот по полю лягушка скачет увидала

теремочек и стучит

Лягушка-квакушка: Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Мышка-норушка:Это я, мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка-квакушка: Я - лягушка-квакушка

Мышка-норушка: Иди ко мне жить

Бабушка-рассказушка:Стали они жить вдвоем.

Стоит в поле теремок-теремок он не низок, не высок - не высок. Вот по полю зайчик бежит увидал

он теремочек и стучит

Зайчик-побегайчик: Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Мышка-норушка:Это я, мышка-норушка

Лягушка-квакушка:Это я, лягушка-квакушка

Вместе: Ты кто?

Зайчик-побегайчик:А я зайчик-побегайчик

Вместе: Иди к нам жить

Бабушка-рассказушка: Стали они жить втроем.

Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок-не высок. Вот по полю лисичка бежит,

увидала теремочек и стучит

Лисичка-сестричка: Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Мышка-норушка: Это я, мышка-норушка

Лягушка-квакушка: Это я, лягушка-квакушка

Зайчик-побегайчик: А я зайчик-побегайчик

Вместе: А ты кто?

Лисичка-сестричка: А я лисичка-сестричка

Вместе: Иди к нам жить

Бабушка-рассказушка: Стали они жить вчетвером. Стоит в поле теремок-теремок он не низок, не

высок-не высок. Вот по полю серый волк бежит, увидал он теремочек и стучит

Волчок-серый бочок: Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Мышка-норушка: Это я, мышка-норушка

Лягушка-квакушка: Это я, лягушка-квакушка

Зайчик-побегайчик: А я зайчик-побегайчик

Лисичка-сестричка: А я лисичка-сестричка

Вместе: А ты кто?

Волчок-серый бочок: А я волчок-серый бочок

Вместе: Иди к нам жить

Бабушка-рассказушка: Стали они жить впятером. Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не

высок-не высок. Вот по полю мишка-медведь идет, увидал он теремочек и стучит

Мишка-медведь: Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Мышка-норушка: Это я, мышка-норушка

Лягушка-квакушка: Это я, лягушка-квакушка

Зайчик-побегайчик: А я зайчик-побегайчик

Лисичка-сестричка: А я лисичка-сестричка

Волчок-серый бочок: а я волчок-серый бочок

Вместе: А ты кто?

Мишка-медведь: А я мишка-медведь, могу песни я петь. Пустите меня к себе жить.

Вместе: Да ты же не поместишься.

Мишка-медведь: А я с краешку

Вместе: Ну, заходи

Бабушка-рассказушка: Залез мишка-медведь в теремок, теремок зашатался, затрещал - только и

успели звери в лес убежать.

После спектакля актеры кланяются, зрители хлопают в ладоши.

Воспитатель и дети обмениваются впечатлениями.

Проведение театрализованных игр в детских садах сильно развивает воображение малышей.

Главная цель творческого воспитания — это развить умение слушать, понимать других,

анализировать информацию, правильно говорить. Поэтому научить малышей ставить собственные

театральные постановки будет очень полезно как для творческого, так и для личностного развития

детей.



В раздел образования