Автор: Герасимова Татьяна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Волошка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованные игры и их значение в коррекционном обучении детей
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«ВОЛОШКА»
муниципального образования город Ноябрьск
Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого
развития – одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений.
Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируются
на использование разных видов искусства. Одной из деятельностей для решения комплекса
психокоррекционных
задач
является
театрализованная
деятельность.
Воздействие
театрализованной деятельности на психофизическое развитие ребенка с нарушением речевого
развития
основано на усвоении опыта
народа. Сказки, фольклор, мини-культурные формы
российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на
детей в дошкольном возрасте.
Ребенок с нарушением речевого развития, усваивая свою роль в сказке, проявляет активность и
заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные
речевые
возможности.
Для
более
успешного
преодоления
отклонений
в
развитии
коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов
деятельности, особенно театрализованной.
Театрализованная игра является условием, в котором развиваются коммуникативная деятельность,
умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на
эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение
показать свое отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование
выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной
речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также
формирование чувства партнера.
Практика показала, что театрализованные игры влияют на развитие эмоционального
состояния ребенка, способствуют его интеллектуальному развитию, участвуют в процессе
общения,
активизируют
все
психические
составляющие
личности,
являются
здоровьесберегающим компонентом в процессе развития ребенка. Театрализованные игры имеют
большое значение для детей с нарушением речевого развития. Это связано с тем, что характерные
для них
особенности нервно- психического склада, эмоционально – волевая и личностная
незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической
сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка,
свойственными театрализованным играм.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает
выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка,
обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют
индивидуальные
способности,
что
способствует
формированию
их
внутреннего
мира,
преодолению коммуникативной дезадаптации.
В театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных
процессов, эмоционально – личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе,
самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических
игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный
коммуникативный
ресурс.
Любимые
герои
становятся
образцами
для
подражания
и
отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом
позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на
детей.
Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как
совокупность
методик,
построенных
на
применении
этого
искусства
в
своеобразной
символической форме. Ее основные функции:
Катарсистическая ( очищение, освобождение от негативных состояний);
Регулятивная
(снятие
нервно
–
психического
напряжения,
регуляция
психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального
состояния)
Коммуникативно – рефлексивная
( коррекция нарушений общения, формирование
адекватного межличностного поведения, самооценки).
Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия,
необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение
распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи,
ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
Игры в кукольный театр;
Игры – драматизации;
Игры – представления (спектакли).
Игры в кукольный театр
Кукольный театр
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица
рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать
собственные
переживания.
Кукла
провоцирует
детей
на
ведение
диалога,
что
служит
стимулирующим
фактором
для
развития
диалогической
речи.
Опосредуя
с
куклами
взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками.
Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели
социального поведения.
Существует большое множество упражнений
для отработки кукольного жеста
для отработки кукольной позы
упражнения с различными предметами
Полезно проводить упражнения для отработки умения куклы манипулировать с различными
предметами. Это могут быть флажки, платки, кольца от пирамидки, погремушки, маленькие
мячики, палочки и другое. Предметы должны быть небольшими по-своему размеру, легкими и
удобными для захвата рук куклы.
И мы сейчас с вами попробуем выполнить одно из таких упражнений:
«К нам из лесу пришел мишка, он очень грустный, потому что растерял в лесу все шишки, и
мы с вами сейчас ему поможем их собрать.» Педагоги одевают на руки кукол и встают
полукругом. Возле первого играющего корзина с шишками, у последнего мишка с пустой
корзиной. Первый игрок берет игрушкой шишку, передаёт второму и т.д., последний кладет
мишке в корзину шишку.
Упражнения для отработки приемов передачи кукольного диалога
Музыкально-танцевальные импровизации с ручной куклой
Импровизация – одно из важнейших актерских умений, для ребенка она открывает возможности
творческого развития, так как требует придумывания.
Для начала лучше, если у ребенка появится опора. Например, в виде музыки,
подсказывающей характер движения. В музыкально- танцевальных импровизациях от детей
именно это и требуется: согласовать движения своих кукол с характером музыкальных
произведений.
И я сейчас вам предлагаю провести танцевальный марафон.
Танцевальный марафон
Педагоги с куклами образуют группы по три-четыре человека, первая кукла показывает
движение, вторая кукла это движение повторяет и прибавляет свое движение и т.д. Затем все
куклы танцуют общий танец.
Игры-драматизации
хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных
условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке.
Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми,
внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.
«Мыши» С. Маршака (мл. гр.)
Воспитатель рассказывает детям о том, что мышки – маленькие, бегают тихо, всего боятся: и
кошки, и шума, поэтому, изображая мышек, нужно двигаться очень осторожно.
Ход игры
Воспитатель таинственно и негромко читает стихи, жестом подзывая к себе детей.
-Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
(Малыши встают и идут осторожно и медленно.)
Раз, два, три, четыре, мышки дернули за гири!
(Выполняют движения руками вверх – вниз (дергают руками))
-Вдруг раздался страшный звон,
(Воспитатель, быстро хлопнув в ладоши, громко говорит:)
Убежали мышки вон!
(Дети убегают на свои места.)
Эта игра приучает детей быть внимательными, чётко выполнять правила.
«Котята»
Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака
-Два маленьких котёнка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу,
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь
«Ну что, — она спросила. – не ссоритесь теперь?»
Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон
согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.
Театрализованные игры-представления
помогают ребенку знакомиться с окружающим
миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Участвуя в них, ребенок
учится познавать мир не только умом, но и сердцем, начинает выражать свое отношение к добру и
злу, испытывает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
У него формируется стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, умение проявлять
внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, огорчаться их неудачам,
развивается желание прийти на помощь в трудную минуту.
Для младшей группы лучше подбирать постановки ролевого характера. Именно действующий
персонаж (собачка, кошечка, птичка) облегчает малышу задачу. Дети хорошо подражают
животным с самого раннего возраста. Для средней группы можно вводить роли героев. Например,
малышу дают задание не только озвучивать персонаж, но и показывать его движения. Хорошо
подходят герои сказок «Колобок», «Теремок», «Репка». Для старшей группы детского сада можно
усложнить задачу: следует показывать характер, проявлять эмоции, импровизировать, читать
стихи и петь песни.
Театрализованная игра
по мотивам русской народной сказки «Теремок»
в средней группе.
Цели и задачи:
Приобщать детей к искусству театра, вовлекать в игру по знакомой сказке «Теремок». Учить
разыгрывать несложные представления, входить в роль, использовать для воплощения образа
выразительные средства: интонацию, мимику, жест. Побуждать к взаимодействию с партнерами
по сцене. Развивать интерес детей к театрализованной игре.
Подготовка к театрализованной игре:
Чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций, игра «Собери сказку по цепочке из
картинок «Теремок», просмотр одноименного мультфильма, беседы с детьми о театре,
индивидуальная работа по выполнению роли, действий в соответствии с текстом.
Оборудование: Сцена оборудована под лесную поляну, макет теремка, костюмы для каждого
персонажа сказки (шапочки-маски), стулья для зрителей, билеты.
Роли:
Бабушка — рассказушка (воспитатель)
Мышка — норушка
Лягушка — квакушка
Зайчик — побегайчик
Лисичка — сестричка
Волчок — серый бочок
Мишка – медведь
Кассир
Зрители
Ход игры.
Воспитатель рассказывает детям, как она ходила в театр, ей там понравилось. Она вовлекает детей
в беседу: в театре есть кассиры, билетёры, актеры, декораторы. Предлагает детям поиграть в театр.
Совместно с детьми определяют место, где будет сцена, выбирают знакомую сказку,
распределяют роли: актеры, кассир, зрители. Для первой игры актерами выбирают тех, кто лучше
может исполнить роль и будет образцом для других. Остальные ребята - пока зрители (покупают
билет, занимают места в «зрительном зале», сидят тихо, в конце спектакля аплодируют актерам).
Воспитатель напоминает детям-актерам, что они будут включаться в игру по ходу сказки, и
начинает рассказывать, так как роль Бабушки-рассказушки принадлежит воспитателю.
Бабушка-рассказушка:
Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок- не высок. Вот по полю мышка бежит,
увидала теремочек и стучит
Мышка-норушка: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Бабушка-рассказушка:Никто не ответил мышке, зашла она в теремок и стала там жить. Стоит в
поле теремок-теремок он не низок, не высок — не высок вот по полю лягушка скачет увидала
теремочек и стучит
Лягушка-квакушка: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка-норушка:Это я, мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка-квакушка: Я - лягушка-квакушка
Мышка-норушка: Иди ко мне жить
Бабушка-рассказушка:Стали они жить вдвоем.
Стоит в поле теремок-теремок он не низок, не высок - не высок. Вот по полю зайчик бежит увидал
он теремочек и стучит
Зайчик-побегайчик: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка-норушка:Это я, мышка-норушка
Лягушка-квакушка:Это я, лягушка-квакушка
Вместе: Ты кто?
Зайчик-побегайчик:А я зайчик-побегайчик
Вместе: Иди к нам жить
Бабушка-рассказушка: Стали они жить втроем.
Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок-не высок. Вот по полю лисичка бежит,
увидала теремочек и стучит
Лисичка-сестричка: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка-норушка: Это я, мышка-норушка
Лягушка-квакушка: Это я, лягушка-квакушка
Зайчик-побегайчик: А я зайчик-побегайчик
Вместе: А ты кто?
Лисичка-сестричка: А я лисичка-сестричка
Вместе: Иди к нам жить
Бабушка-рассказушка: Стали они жить вчетвером. Стоит в поле теремок-теремок он не низок, не
высок-не высок. Вот по полю серый волк бежит, увидал он теремочек и стучит
Волчок-серый бочок: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка-норушка: Это я, мышка-норушка
Лягушка-квакушка: Это я, лягушка-квакушка
Зайчик-побегайчик: А я зайчик-побегайчик
Лисичка-сестричка: А я лисичка-сестричка
Вместе: А ты кто?
Волчок-серый бочок: А я волчок-серый бочок
Вместе: Иди к нам жить
Бабушка-рассказушка: Стали они жить впятером. Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не
высок-не высок. Вот по полю мишка-медведь идет, увидал он теремочек и стучит
Мишка-медведь: Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Мышка-норушка: Это я, мышка-норушка
Лягушка-квакушка: Это я, лягушка-квакушка
Зайчик-побегайчик: А я зайчик-побегайчик
Лисичка-сестричка: А я лисичка-сестричка
Волчок-серый бочок: а я волчок-серый бочок
Вместе: А ты кто?
Мишка-медведь: А я мишка-медведь, могу песни я петь. Пустите меня к себе жить.
Вместе: Да ты же не поместишься.
Мишка-медведь: А я с краешку
Вместе: Ну, заходи
Бабушка-рассказушка: Залез мишка-медведь в теремок, теремок зашатался, затрещал - только и
успели звери в лес убежать.
После спектакля актеры кланяются, зрители хлопают в ладоши.
Воспитатель и дети обмениваются впечатлениями.
Проведение театрализованных игр в детских садах сильно развивает воображение малышей.
Главная цель творческого воспитания — это развить умение слушать, понимать других,
анализировать информацию, правильно говорить. Поэтому научить малышей ставить собственные
театральные постановки будет очень полезно как для творческого, так и для личностного развития
детей.