Автор: Анна Владимировна Вершкова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Москва, ОЧУ "Классика"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: урок по литературному чтению 4 класс
Тема: В.Жуковский "Песня", "Ночь"
Раздел: начальное образование
Тема: «В. Жуковский «Песня», «Ночь».
Дополнительное чтение: «Вечер», «Загадки»
Цель: расширение знаний о творчестве В. Жуковского, развитие речи,
совершенствование техники чтения
Ход урока
I.Оргмомент.
II.Проверка домашнего задания: «Проверь себя» в рабочей тетради
III. Основной этап:
1) постановка цели
2) «Обрати внимание» с.57 уч.
3) просмотр презентации
4) чтение учебника:
Анализ стихотворения Жуковского «Песня»
1. Учитель читает выразительно стихотворение «Песня».
- Какие вы представили картины, слушая стихотворение?
- Сейчас мы почитаем по строфам.
- Что такое строфа? (часть стих.)
2. - Читаем 1 строфу.
Розы расцветают,
Сердце, отдохни;
Скоро засияют
Благодатны дни.
- Как вы понимаете, что такое благодатные дни?
3. - Читаем 2 строфу.
Все с зимой ненастной
Грустное пройдет;
Сердце будет ясно;
Розою прекрасной
Счастье расцветет.
- Как вы понимаете словосочетание ненастная зима?
4. - Читаем 3 строфу.
Розы расцветают —
Сердце, уповай;
1
Есть, нам обещают,
Где-то лучший край.
- Какое слово здесь не понятно?
Уповай значит верить, надеяться на что-либо.
5. - Читаем 4 строфу.
Вечно молодая
Там весна живет;
Там, в долине рая,
Жизнь для нас иная
Розой расцветет.
- Ребята, а что такое рай?
Вы, наверное, слышали не раз такое устойчивое выражение – «жить как в
раю». Что оно означает?
- А сейчас прочитаем первые две строфы.
- Почему скоро наступят благодатные дни?
- Какие слова повторяются в этих строфах?
- С чем сравнивается счастье? Прочитайте. (с розою)
- Получается, что роза у поэта – это символ счастья.
- Давайте понаблюдаем, что с сердцем в первой строфе? Какое состояние
описывает поэт?
- А что с сердцем происходит во второй строфе? Когда оно станет ясным?
- Прочитаем 3 и 4 строфу.
- Тут поэт как бы обращается к сердцу. Что он говорит ему?
- В каких словах данного стихотворения чувствуется, слышится надежда?
Прочитайте.
- На что должен человек всегда надеяться?
- Какой мы можем сделать вывод, что хотел сказать нам В.А. Жуковский в
этом стихотворении?
Помимо «нового дивного мира» автор под словами «тот край» подразумевает
Россию, свою родину, ведь в то время, когда написал это произведение, он
был за границей. Жуковский был раздосадован действиями вышестоящих
людей и их действиями по отношению к его другу Пушкину, которого тогда
убили на дуэли. Поэт уехал в другую страну, но там он тоже не смог
радостно жить, потому что обожал Россию и был патриотом этой страны.
6. Чтение учащимися.
7. Работа в п/т.
2
Анализ стихотворения Жуковского «Ночь»
В 1823 г. В.А. Жуковский написал стихотворение «Ночь». К пейзажной
лирике он обратился не первый раз. Стихотворение отображает авторское
видение ночи.
Тема стихотворения – влияние ночного времени суток на человека.
Жуковский не только показывает красоту ночи, но и утверждает ее целебное
влияние на человеческие сердца, умение успокаивать душу «томимую
тоской».
Главный образ поэзии – ночь, которую Василь Андреевич олицетворяет,
представляя молчаливой женщиной с волшебным покрывалом в руках.
Жуковская Ночь отображает не только русские представления, но и
античные. Перед ней летит Геспер (брат титана Атланта, превращенный в
красивую звезду), освещая темные дорожки.
Лирический герой
обращается к Ночи, прося у нее мира и успокоения,
свое отношение к этому времени суток он выражает сравнением его с
матерью. Ночь в данном произведении символизирует мир, на чем
автор ненавязчиво акцентирует, употребляя однокоренные лексемы
«мирно», «миротворный», «мир».
Произведение «Ночь» полностью соткано из художественных средств:
метафор
«утомившийся день», «ночь… пошла по дороге эфирной»,
«усталые сердца»,
эпитетов,
в том числе и цветовых,
сравнение
в стихотворении одно («душу, // как матерь дитя, успокой»),
но в нем сконцентрирована ключевая мысль стиха.
Привлекает внимание и обращение «о небесная», которым выражается
отношение к ночи, как к высшей небесной силе, тайну которой человек
понять не способен.
Композиция стихотворения «Ночь» подчиняется его содержанию.
Текст разделен на две строфы по 8 строк. Первая строфа – рассказ о
приходе ночи, вторая – обращение к ней.
8. Чтение учащимися.
9. Работа в п/т
IV. Итоги.
V. Д/з Дополнительное чтение: «Вечер», «Загадки»
3