Автор: Четверткова Елена Абумуслюмовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Инжавинский детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: р.п. Инжавино, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Инновации в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Последнее время в системе дошкольного образования – это время
инноваций. Сами по себе инновационные процессы носят в значительной
мере стихийный характер: они связаны со стремлением человека реализовать
себя и свои идеи.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались
особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной
практики
способствует
проявлению
творческого,
инновационного
потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной
деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные
учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение.
Инновационные преобразования приобретают системный характер. К такому
мнению
приходит
ряд исследователей, в числе которых М. М. Поташник, И. О. Котлярова,
Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая [1, с. 18].
Можно выделить основные причины активного инновационного
явления в дошкольном образовательном учреждении. К основным из них
относятся:
необходимость активного поиска путей решения существующих
в дошкольном образовании актуальных проблем;
стремление
педагогических
коллективов
повысить
качество
предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более
разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого
ДОУ;
подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное
представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность
всего коллектива;
постоянная
неудовлетворенность
отдельных
педагогов
достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в
причастности к большому, значимому для всех делу;
стремление
недавних
выпускников
педагогических
вузов,
слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные
знания;
возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню
образованности своих детей;
конкуренция
между
дошкольными
образовательными
учреждениями [2, с. 40].
Потребность
в
инновациях
возникает
тогда,
когда
появляется
необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие
между желаемыми и реальными результатами.
Типы нововведений группируются по следующим основаниям.
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
в содержании образования;
в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
в управлении ДОУ.
2. По масштабам (объему) преобразований:
частные, единичные, не связанные между собой;
модульные (комплекс частных, связанных между собой);
системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу:
усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что
имеет аналог или прототип (модификационныенововведения);
новое конструктивное соединение элементов существующих
методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные
нововведения);
радикальные инновации.
4. По отношению к предшествующему:
новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства
(заменяющее новшество);
прекращение использования формы работы, отмена программы,
технологии (отменяющее нововведение);
освоение нового вида услуг, новой программы, технологии
(открывающее нововведение);
ретровведение – освоение нового в данный момент, для
коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе
дошкольного воспитания и образования [3, с. 38].
Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те
или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.
Как спланировать работу по внедрению инновации в дошкольном
учреждении? Уйти от многих ошибок и упущений поможет проектирование
системы методического сопровождения инновационной программы.
Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут
за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений.
В настоящее время детский сад является сложным организмом, стремящимся
к развитию, новым возможностям; создающим необходимые условия для
удовлетворения потребностей дошкольников и их родителей, социума;
обеспечивающим
условия
для
творческой,
профессиональной
педагогической
деятельности,
соответствующей
самым
современным
требованиям.
На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения
качества
дошкольного
образования.
Выбор
направлений
в
развитии
дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но
также
от
каждого
члена
педагогического
коллектива
и
от
работы
методической службы. В процессе изменения дошкольного образовательного
учреждения меняются люди: они приобретают новые знания, получают
больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и
умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.
В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может
способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность
методической
службы.
Именно
она
должна
помочь
воспитателям
в
стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных
приемов
в
педагогической
деятельности.
В
любом
дошкольном
образовательном учреждении должна сформироваться своя система работы с
педагогическими
кадрами,
характер
которой
зависит
от
степени
сплоченности
коллектива,
его
творческой
направленности,
а
также
профессиональной компетентности каждого сотрудника. Поэтому, приступая
к инновационной деятельности, сотрудник методической службы должен
хорошо знать каждого педагога, подбирая те формы и методы работы,
которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.
Использованные источники
1.
Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ:методическое пособие /
К. Ю. Белая. –М. : Сфера, 2004.
2.
Микляева, Н.В. Инновации в детском саду: пособие для воспитателей /
Н. В. Микляева.– М. : Айрис пресс, 2010.
3.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие /
Г. К. Селевко. – М., 1998.