Напоминание

Инновации в ДОУ


Автор: Четверткова Елена Абумуслюмовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Инжавинский детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: р.п. Инжавино, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Инновации в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Последнее время в системе дошкольного образования – это время

инноваций. Сами по себе инновационные процессы носят в значительной

мере стихийный характер: они связаны со стремлением человека реализовать

себя и свои идеи.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались

особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной

практики

способствует

проявлению

творческого,

инновационного

потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной

деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные

учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. К такому

мнению

приходит

ряд исследователей, в числе которых М. М. Поташник, И. О. Котлярова,

Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая [1, с. 18].

Можно выделить основные причины активного инновационного

явления в дошкольном образовательном учреждении. К основным из них

относятся:

необходимость активного поиска путей решения существующих

в дошкольном образовании актуальных проблем;

стремление

педагогических

коллективов

повысить

качество

предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более

разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого

ДОУ;

подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное

представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность

всего коллектива;

постоянная

неудовлетворенность

отдельных

педагогов

достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в

причастности к большому, значимому для всех делу;

стремление

недавних

выпускников

педагогических

вузов,

слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные

знания;

возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню

образованности своих детей;

конкуренция

между

дошкольными

образовательными

учреждениями [2, с. 40].

Потребность

в

инновациях

возникает

тогда,

когда

появляется

необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие

между желаемыми и реальными результатами.

Типы нововведений группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

в содержании образования;

в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

частные, единичные, не связанные между собой;

модульные (комплекс частных, связанных между собой);

системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что

имеет аналог или прототип (модификационныенововведения);

новое конструктивное соединение элементов существующих

методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные

нововведения);

радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства

(заменяющее новшество);

прекращение использования формы работы, отмена программы,

технологии (отменяющее нововведение);

освоение нового вида услуг, новой программы, технологии

(открывающее нововведение);

ретровведение – освоение нового в данный момент, для

коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе

дошкольного воспитания и образования [3, с. 38].

Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те

или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Как спланировать работу по внедрению инновации в дошкольном

учреждении? Уйти от многих ошибок и упущений поможет проектирование

системы методического сопровождения инновационной программы.

Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут

за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время детский сад является сложным организмом, стремящимся

к развитию, новым возможностям; создающим необходимые условия для

удовлетворения потребностей дошкольников и их родителей, социума;

обеспечивающим

условия

для

творческой,

профессиональной

педагогической

деятельности,

соответствующей

самым

современным

требованиям.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения

качества

дошкольного

образования.

Выбор

направлений

в

развитии

дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но

также

от

каждого

члена

педагогического

коллектива

и

от

работы

методической службы. В процессе изменения дошкольного образовательного

учреждения меняются люди: они приобретают новые знания, получают

больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и

умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может

способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность

методической

службы.

Именно

она

должна

помочь

воспитателям

в

стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных

приемов

в

педагогической

деятельности.

В

любом

дошкольном

образовательном учреждении должна сформироваться своя система работы с

педагогическими

кадрами,

характер

которой

зависит

от

степени

сплоченности

коллектива,

его

творческой

направленности,

а

также

профессиональной компетентности каждого сотрудника. Поэтому, приступая

к инновационной деятельности, сотрудник методической службы должен

хорошо знать каждого педагога, подбирая те формы и методы работы,

которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.

Использованные источники

1.

Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ:методическое пособие /

К. Ю. Белая. –М. : Сфера, 2004.

2.

Микляева, Н.В. Инновации в детском саду: пособие для воспитателей /

Н. В. Микляева.– М. : Айрис пресс, 2010.

3.

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие /

Г. К. Селевко. – М., 1998.



В раздел образования