Автор: Дерюгина Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский монтажный техникум"
Населённый пункт: КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ, КУРСК
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание: традиционные и современные подходы
Раздел: среднее профессиональное
Патриотическое воспитание: традиционные и современные подходы
Автор: С. Л. Дерюгина, преподаватель ОБПОУ «КМТ»
«Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей - значит,
можно быть уверенными в развитии и становлении
нормального общества и сильной державы.
В этом заключается государственный подход каждого
педагога в деле воспитания молодежи».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых
актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей
стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения
к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что
потребовало
модернизации
российского
образования.
Патриотическое
воспитание
является важной составляющей современного образования.
Быть патриотом - естественная потребность людей, реализация которой
выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения
гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной,
национальной
и
духовной
принадлежности
к
Родине
и
понимание
демократических перспектив ее развития в современном мире. Деятельность
такого социального института, как высшая школа - важная составляющая
процесса становления гражданской позиции личности, которая обеспечивает
подготовку
специалиста,
обладающего
самостоятельностью,
ответственностью,
гражданским
мужеством,
социальной
активностью,
готового к защите не только собственных, но и государственных интересов.
Молодое поколение ответственно за будущее своей Родины, за сохранение и
преемственность культуры, истории, национального и духовного единства.
От
его
позиции
в
общественно-политической
жизни,
социальной
и
политической
активности
зависит
демократическое
и
социально-
экономическое будущее страны.
Каждый человек, живущий в России, должен знать, откуда он родом,
кто его предки, гордиться традициями своей страны, ее историей, культурой
и чувствовать себя частицей большого государства. Поэтому проблема
патриотического
воспитания
должна
выйти
на
достойный
уровень. Основная цель гражданского и патриотического воспитания
заключается
в
ориентации
подрастающих
поколений
на
ценности
отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к
Родине,
ее
культурно-историческому
прошлому. Важно
прививать
обучающимся чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение
к Конституции, государственной символике, родному языку, народным
традициям, истории, культуре, природе своей страны, формировать активную
гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
В
рамках
федеральных
государственных
требований
направление
гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация».
Участник образовательного процесса должен быть сориентирован на:
Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение
Отечеству;
Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к
людям,
институтам
государства
и
гражданского
общества,
справедливость, милосердие, честь, достоинство;
Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство,
гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир,
свобода совести и вероисповедание.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка
инновационных подходов к патриотическому воспитанию. От активности
молодежи в общественно-политической, экономической жизни во многом
зависит будущее России. Значительная часть современной молодежи
обладает
позитивным
потенциалом
(инициативность,
мобильность,
восприимчивость к инновациям и т.п.), который позволит стране совершить
прорыв в различных сферах. Важнейшим условием реализации грандиозных
задач, стоящих перед нашей страной, является воспитание в подрастающем
поколении преданности Родине, готовности активно трудиться для ее
процветания, защищать в случае угрозы. Патриотическое воспитание
молодежи является сегодня важнейшей задачей государства для успешной
реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации.
Ориентация
государственной
политики
на
формирование
патриотических
качеств
молодежи подчеркивается в государственных
программах патриотического воспитания граждан.
В качестве важнейших
условий успешности патриотического воспитания на современном этапе
отмечается
необходимость
системной
организации
этой
работы
с
привлечением традиционных ценностей русской культуры, в частности,
народной педагогики. Согласно Национальной доктрине образования в
Российской Федерации до 2025 года система образования в воспитании
патриотов должна обеспечить историческую преемственность поколений,
сохранение и распространение национальной культуры, бережное отношение
к историческому и культурному наследию народов России.
Одно из наиболее
надежных и эффективных средств формирования патриотизма – народная
педагогика, которая является предметом этнопедагогики. Средства народной
педагогики имеют ряд преимуществ по сравнению с современными:
1) они носят комплексный характер, воспитывая совершенную личность;
2)
влияние
на
становление
личности
осуществляется
гуманистично,
незаметно;
3) их содержание ориентировано на развитие лучших ментальных качеств
русского
народа:
доброжелательности,
соборности,
гостеприимства,
патриотизма.
Формы патриотического воспитания молодежи многообразны: они
включают
то,
что
в
образовательных
учреждениях
используется
традиционно, и то, что порождает современная жизнь:
– построение курсов по социально гуманитарным дисциплинам,
расстановка соответствующих акцентов; обмен опытом по этой проблеме
на кафедрах и межкафедральных семинарах;
– специальное изучение правовых аспектов, связанных с будущей
избранной специальностью;
– выступления юрисконсульта перед студентами;
– мероприятия, приобщающие студентов к традициям колледжа, отрасли:
участие в праздновании памятных дат, связанных с историей колледжа,
отрасли; участие в сборе информации о выпускниках колледжа и их
деятельности; информирование студентов о состоянии отрасли;
– мероприятия, связанные с бытием студенчества как своеобразного
слоя, имеющего свои корпоративные интересы в российском обществе, в
гражданском обществе, формирующемся в стране: День посвящения в
студенты, вручение дипломов выпускникам, участие в митингах, акциях
протеста, других актах студенческой солидарности, празднование
Татьяниного дня и других студенческих праздников;
– мероприятия, связанные с официальными государственными
праздниками Российской Федерации (День примирения и согласия 7 ноября,
Новый год, День защитников отечества 23 февраля, Международный
женский день 8 марта, День Победы 9 мая);
– должны использоваться различные формы: конференции, собрания,
концерты, экскурсии, торжественные построения и т. д. с обязательным
привлечением к участию в подготовке сценариев самих студентов и
студенческих творческих коллективов; принцип проведения подобных
мероприятий – «Лучше меньше, да лучше».
Целостная
характеристика
патриотизма основывается
на
комплексном анализе его аспектов,
основанном
на
применении
метода
содержательного
обобщения и принципа
дополнительности.
При этом
патриотизм связывается не с отдельным политическим или нравственным
принципом и не с отдельным нравственным качеством личности, а с
интегративностью ее свойств, что позволяет рассматривать патриотизм как
социально-нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть
социально-нравственной направленности личности.
Отражая
совокупность
социальных
и нравственных
норм
конкретного общества,
патриотизм
составляет
необходимое условие
дальнейшего прогрессивного
развития
страны,
государства.
Включая рациональный, эмоционально-психологический и деятельностный
компоненты,
патриотизм
выступает
как
побуждение,
«толчок»
к
патриотически направленной деятельности. Причем данное побуждение
носит относительно устойчивый характер, что позволяет рассматривать
патриотизм как социально-нравственный императив, который выражает
ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждает его к
патриотически направленной деятельности.
Задачи и содержание патриотического воспитания студентов вытекают из
структуры понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических
чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и
убеждений патриотического характера, расширение опыта и формирование
положительного
отношения
к
патриотической
деятельности.
Цель и задачи патриотического воспитания обучающихся реализуются на
основе совокупности общепедагогических и специфических принципов
организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и
принципы
целостного
педагогического
процесса
и
специфику
патриотического
воспитания
как
составной
его
части.
В
качестве
общепедагогических принципов, составляющих основу патриотического
воспитания,
выступают:
принцип
гуманистической
направленности;
научности; ориентированности на формирование в единстве знаний и
умений, сознания и поведения; преемственности, последовательности и
систематичности; наглядности; сочетания педагогического управления с
развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности
и активности; согласованности требований субъектов педагогического
взаимодействия; связи теории с практикой; единства образовательных,
воспитательных
и
развивающих
результатов
педагогического
взаимодействия и др.
Исходным принципом настоящей концепции патриотического воспитания
студентов
является понимание образования как процесса приобретения
знаний и формирования базовых основ патриотического воспитания в
соответствии
с
мировыми
стандартами.
Патриотическое
воспитание
осуществляется как деятельное саморазвитие личности, которое реализуется
при
патриотическом
взаимодействии
студентов
и
преподавателей.
Среди основных принципов патриотического воспитания следует выделить
следующие:
-
формирование национального сознания
у студенческой молодежи как
одного из основных условий
жизнеспособности молодого поколения,
обеспечивающего целостность России:
-
становление России как великой
державы, занимающей одно из
ведущих мест в мировом сообществе;
-
связь между поколениями, освоение
и приумножение культуры во
всех её проявлениях, воспитание
гражданских качеств и социальной
ответственности за благополучие своей страны
К
специфическим принципам,
отражающим
особенности
патриотического воспитания,
относятся принципы:
народности,
интегративности, вариативности и гибкости.
Принцип
народности
в патриотическом
воспитании
предполагает
использование
в
учебно-воспитательном
процессе
огромного
опыта
патриотического воспитания молодого поколения, накопленного российской
педагогикой; знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании
детей; историей родного края и т.д.
Принцип
интегративности
реализуется
в
нескольких
аспектах:
структурном,
содержательном,
организационном.
В
структуре
образовательного процесса данный принцип предполагает интеграцию
процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом
процессе.
В содержательном плане данный принцип реализуется при
обеспечении единства методологических, теоретических и прикладных
аспектов рассматриваемого процесса, а также при его интеграции с другими
направлениями воспитательной работы. В организационном аспекте данный
принцип
предполагает
использование
органического
единства
и
оптимального
сочетания
различных
форм
и
методов
организации
педагогического взаимодействия.
Изменения, происходящие в современном обществе, обусловливают
необходимость выделения
принципа
гибкости
и вариативности
в патриотическом воспитании.
Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-
педагогической ситуации, а второе - использование разнообразных сочетаний
форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей
контингента воспитанников, что обусловлено процессами гуманизации
системы
образования,
направленностью
педагогического
процесса
на
создание
условий
для
развития
личности
каждого
студента.
Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных
и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание
служения Отечеству, существующего в современном российском обществе.
Они выражают основополагающие требования,
касающиеся сущности
служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива,
характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве,
определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе
частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат
критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности .
Конечно, форм работы по патриотическому воспитанию много. Трудно
назвать все, но каждая играет определённую роль. Главное, чтобы они не
носили разовый характер, а выстраивались в четкую систему, чтобы и
содержание, и форма соответствовали задачам проводимого мероприятия,
вызывали интерес, понимание его значимости, важности, чтобы молодые
люди принимали непосредственное участие в подготовке этих мероприятий.
Только тогда у них появится чувство любви к семье, близким, к родному
краю, а затем и чувство любви и гордости к своей Отчизне. А это и есть
главная задача патриотического и гражданского воспитания детей.