Напоминание

Патриотическое воспитание: традиционные и современные подходы


Автор: Дерюгина Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский монтажный техникум"
Населённый пункт: КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ, КУРСК
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание: традиционные и современные подходы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Патриотическое воспитание: традиционные и современные подходы

Автор: С. Л. Дерюгина, преподаватель ОБПОУ «КМТ»

«Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей - значит,

можно быть уверенными в развитии и становлении

нормального общества и сильной державы.

В этом заключается государственный подход каждого

педагога в деле воспитания молодежи».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых

актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей

стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения

к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что

потребовало

модернизации

российского

образования.

Патриотическое

воспитание

является важной составляющей современного образования.

Быть патриотом - естественная потребность людей, реализация которой

выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения

гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной,

национальной

и

духовной

принадлежности

к

Родине

и

понимание

демократических перспектив ее развития в современном мире. Деятельность

такого социального института, как высшая школа - важная составляющая

процесса становления гражданской позиции личности, которая обеспечивает

подготовку

специалиста,

обладающего

самостоятельностью,

ответственностью,

гражданским

мужеством,

социальной

активностью,

готового к защите не только собственных, но и государственных интересов.

Молодое поколение ответственно за будущее своей Родины, за сохранение и

преемственность культуры, истории, национального и духовного единства.

От

его

позиции

в

общественно-политической

жизни,

социальной

и

политической

активности

зависит

демократическое

и

социально-

экономическое будущее страны.

Каждый человек, живущий в России, должен знать, откуда он родом,

кто его предки, гордиться традициями своей страны, ее историей, культурой

и чувствовать себя частицей большого государства. Поэтому проблема

патриотического

воспитания

должна

выйти

на

достойный

уровень. Основная цель гражданского и патриотического воспитания

заключается

в

ориентации

подрастающих

поколений

на

ценности

отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к

Родине,

ее

культурно-историческому

прошлому. Важно

прививать

обучающимся чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение

к Конституции, государственной символике, родному языку, народным

традициям, истории, культуре, природе своей страны, формировать активную

гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

В

рамках

федеральных

государственных

требований

направление

гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация».

Участник образовательного процесса должен быть сориентирован на:

Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение

Отечеству;

Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к

людям,

институтам

государства

и

гражданского

общества,

справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство,

гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир,

свобода совести и вероисповедание.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка

инновационных подходов к патриотическому воспитанию. От активности

молодежи в общественно-политической, экономической жизни во многом

зависит будущее России. Значительная часть современной молодежи

обладает

позитивным

потенциалом

(инициативность,

мобильность,

восприимчивость к инновациям и т.п.), который позволит стране совершить

прорыв в различных сферах. Важнейшим условием реализации грандиозных

задач, стоящих перед нашей страной, является воспитание в подрастающем

поколении преданности Родине, готовности активно трудиться для ее

процветания, защищать в случае угрозы. Патриотическое воспитание

молодежи является сегодня важнейшей задачей государства для успешной

реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации.

Ориентация

государственной

политики

на

формирование

патриотических

качеств

молодежи подчеркивается в государственных

программах патриотического воспитания граждан.

В качестве важнейших

условий успешности патриотического воспитания на современном этапе

отмечается

необходимость

системной

организации

этой

работы

с

привлечением традиционных ценностей русской культуры, в частности,

народной педагогики. Согласно Национальной доктрине образования в

Российской Федерации до 2025 года система образования в воспитании

патриотов должна обеспечить историческую преемственность поколений,

сохранение и распространение национальной культуры, бережное отношение

к историческому и культурному наследию народов России.

Одно из наиболее

надежных и эффективных средств формирования патриотизма – народная

педагогика, которая является предметом этнопедагогики. Средства народной

педагогики имеют ряд преимуществ по сравнению с современными:

1) они носят комплексный характер, воспитывая совершенную личность;

2)

влияние

на

становление

личности

осуществляется

гуманистично,

незаметно;

3) их содержание ориентировано на развитие лучших ментальных качеств

русского

народа:

доброжелательности,

соборности,

гостеприимства,

патриотизма.

Формы патриотического воспитания молодежи многообразны: они

включают

то,

что

в

образовательных

учреждениях

используется

традиционно, и то, что порождает современная жизнь:

– построение курсов по социально гуманитарным дисциплинам,

расстановка соответствующих акцентов; обмен опытом по этой проблеме

на кафедрах и межкафедральных семинарах;

– специальное изучение правовых аспектов, связанных с будущей

избранной специальностью;

– выступления юрисконсульта перед студентами;

– мероприятия, приобщающие студентов к традициям колледжа, отрасли:

участие в праздновании памятных дат, связанных с историей колледжа,

отрасли; участие в сборе информации о выпускниках колледжа и их

деятельности; информирование студентов о состоянии отрасли;

– мероприятия, связанные с бытием студенчества как своеобразного

слоя, имеющего свои корпоративные интересы в российском обществе, в

гражданском обществе, формирующемся в стране: День посвящения в

студенты, вручение дипломов выпускникам, участие в митингах, акциях

протеста, других актах студенческой солидарности, празднование

Татьяниного дня и других студенческих праздников;

– мероприятия, связанные с официальными государственными

праздниками Российской Федерации (День примирения и согласия 7 ноября,

Новый год, День защитников отечества 23 февраля, Международный

женский день 8 марта, День Победы 9 мая);

– должны использоваться различные формы: конференции, собрания,

концерты, экскурсии, торжественные построения и т. д. с обязательным

привлечением к участию в подготовке сценариев самих студентов и

студенческих творческих коллективов; принцип проведения подобных

мероприятий – «Лучше меньше, да лучше».

Целостная

характеристика

патриотизма основывается

на

комплексном анализе его аспектов,

основанном

на

применении

метода

содержательного

обобщения и принципа

дополнительности.

При этом

патриотизм связывается не с отдельным политическим или нравственным

принципом и не с отдельным нравственным качеством личности, а с

интегративностью ее свойств, что позволяет рассматривать патриотизм как

социально-нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть

социально-нравственной направленности личности.

Отражая

совокупность

социальных

и нравственных

норм

конкретного общества,

патриотизм

составляет

необходимое условие

дальнейшего прогрессивного

развития

страны,

государства.

Включая рациональный, эмоционально-психологический и деятельностный

компоненты,

патриотизм

выступает

как

побуждение,

«толчок»

к

патриотически направленной деятельности. Причем данное побуждение

носит относительно устойчивый характер, что позволяет рассматривать

патриотизм как социально-нравственный императив, который выражает

ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждает его к

патриотически направленной деятельности.

Задачи и содержание патриотического воспитания студентов вытекают из

структуры понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических

чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и

убеждений патриотического характера, расширение опыта и формирование

положительного

отношения

к

патриотической

деятельности.

Цель и задачи патриотического воспитания обучающихся реализуются на

основе совокупности общепедагогических и специфических принципов

организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и

принципы

целостного

педагогического

процесса

и

специфику

патриотического

воспитания

как

составной

его

части.

В

качестве

общепедагогических принципов, составляющих основу патриотического

воспитания,

выступают:

принцип

гуманистической

направленности;

научности; ориентированности на формирование в единстве знаний и

умений, сознания и поведения; преемственности, последовательности и

систематичности; наглядности; сочетания педагогического управления с

развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности

и активности; согласованности требований субъектов педагогического

взаимодействия; связи теории с практикой; единства образовательных,

воспитательных

и

развивающих

результатов

педагогического

взаимодействия и др.

Исходным принципом настоящей концепции патриотического воспитания

студентов

является понимание образования как процесса приобретения

знаний и формирования базовых основ патриотического воспитания в

соответствии

с

мировыми

стандартами.

Патриотическое

воспитание

осуществляется как деятельное саморазвитие личности, которое реализуется

при

патриотическом

взаимодействии

студентов

и

преподавателей.

Среди основных принципов патриотического воспитания следует выделить

следующие:

-

формирование национального сознания

у студенческой молодежи как

одного из основных условий

жизнеспособности молодого поколения,

обеспечивающего целостность России:

-

становление России как великой

державы, занимающей одно из

ведущих мест в мировом сообществе;

-

связь между поколениями, освоение

и приумножение культуры во

всех её проявлениях, воспитание

гражданских качеств и социальной

ответственности за благополучие своей страны

К

специфическим принципам,

отражающим

особенности

патриотического воспитания,

относятся принципы:

народности,

интегративности, вариативности и гибкости.

Принцип

народности

в патриотическом

воспитании

предполагает

использование

в

учебно-воспитательном

процессе

огромного

опыта

патриотического воспитания молодого поколения, накопленного российской

педагогикой; знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании

детей; историей родного края и т.д.

Принцип

интегративности

реализуется

в

нескольких

аспектах:

структурном,

содержательном,

организационном.

В

структуре

образовательного процесса данный принцип предполагает интеграцию

процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом

процессе.

В содержательном плане данный принцип реализуется при

обеспечении единства методологических, теоретических и прикладных

аспектов рассматриваемого процесса, а также при его интеграции с другими

направлениями воспитательной работы. В организационном аспекте данный

принцип

предполагает

использование

органического

единства

и

оптимального

сочетания

различных

форм

и

методов

организации

педагогического взаимодействия.

Изменения, происходящие в современном обществе, обусловливают

необходимость выделения

принципа

гибкости

и вариативности

в патриотическом воспитании.

Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-

педагогической ситуации, а второе - использование разнообразных сочетаний

форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей

контингента воспитанников, что обусловлено процессами гуманизации

системы

образования,

направленностью

педагогического

процесса

на

создание

условий

для

развития

личности

каждого

студента.

Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных

и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание

служения Отечеству, существующего в современном российском обществе.

Они выражают основополагающие требования,

касающиеся сущности

служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива,

характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве,

определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе

частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат

критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности .

Конечно, форм работы по патриотическому воспитанию много. Трудно

назвать все, но каждая играет определённую роль. Главное, чтобы они не

носили разовый характер, а выстраивались в четкую систему, чтобы и

содержание, и форма соответствовали задачам проводимого мероприятия,

вызывали интерес, понимание его значимости, важности, чтобы молодые

люди принимали непосредственное участие в подготовке этих мероприятий.

Только тогда у них появится чувство любви к семье, близким, к родному

краю, а затем и чувство любви и гордости к своей Отчизне. А это и есть

главная задача патриотического и гражданского воспитания детей.



В раздел образования