Автор: Анастасия Андреевна Новикова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 22"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Адаптация в д/с.
Тема: Адаптация детей 3-4 лет в д/с
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей к детскому саду - дело весьма нелегкое и для
родителей и для детей. Как помочь 3-4хлетнему малышу быстрее
привыкнуть к дошкольному учреждению? Как сделать переход из дома в
садик менее болезненным? И воспитателю и родителям необходимо
хорошо знать возрастные особенности ребенка 3-4 лет.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном
возрасте. В этом возрасте ребенок начинает рисовать, а не просто
чертить. Ребенок уже может реализовать в рисунке простейший
замысел: солнышко, человечек (стадия «головонога», шарик. Малыш
может обводить простые фигуры по контуру, закрашивать
фигуру. Доступны простейшие поделки из пластилина: змейка (червячок,
грибок.
Развивается восприятие ребенка. Дети 3-4 лет знают основные
цвета, геометрические формы, может дифференцировать предметы по
величине.
Происходит резкий скачок в речевом развитии. Фраза состоит из 3-4
слов, грамматически связанных между собой.
Адаптация к детскому саду в возрасте 3-4 лет длится от 2-3 недель
до 2-3 месяцев. Родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:
Не нервничать самим, не ругать ребенка за слезы и капризы,
связанные с садом. Вести себя спокойно и твердо. Не идти на поводу
у ребенка. Не пропускать сад, не сидеть дома несколько дней, что
бы ребенок меньше нервничал и меньше плакал. Нерегулярное
посещение сада удлиняет процесс привыкания, делает его более
болезненным. Желательно соблюдать единые требования к ребенку
дома и в саду.
Поддерживать контакт с воспитателем, интересоваться
успехами ребенка, тем, как прошел его день. Дома желательно читать
книги о детском саде, показывать мультфильмы на эту тему. Всячески
показывать плюсы пребывания в саду.
Объяснять ребенку, что мама заберет его из садика, не оставит там
навсегда. Родители должны поддерживать в ребенке уверенность, что
он самый лучший, самый любимый, что от него не избавились, отдав в
сад. Родители так же не должны чувствовать себя виноватыми, что
отдали ребенка в сад.
Родители должны создать ребёнку режим дня.
Ребенок должен уметь сам есть, одеваться, раздеваться.
Ребенок должен уметь самостоятельно играть, убирать за собой
игрушки, самостоятельно ходить в туалет (или проситься, выражать свои
мысли чувства и желания вербально.
Самым главным навыком является, конечно, умение
взаимодействовать в коллективе. Ребенок должен уметь ждать,
уступать, делиться игрушками, выполнять требования воспитателя.
Готовность ребёнка к саду определяется так же состоянием его
здоровья.
Немаловажным моментом является психологическая готовность
родителей. Родители должны понимать, что переход в сад является
для ребенка стрессом. Реакция на стресс может быть различной: плач,
капризы, учащение заболеваемости, даже легкие неврологические
проявления (тики, запинки в речи, энурез). Родитель должен быть готов
к временным трудностям, связанным с началом садовской жизни.
Важно не запугивать ребенка, не кричать на него, не угрожать, не
шантажировать («будешь плакать, мама не придет» и т. д.)
Если адаптация проходит тяжело, можно предложить родителям
забирать ребенка до сна, потом сразу после сна, затем уже в 5-6 часов.
В период адаптации воспитателю важно быть доброжелательным, но
твердым, четко объяснять ребенку требования сада : что можно
делать, а что нельзя и почему.
В любом случае важно помнить о значении коллектива в
воспитании ребенка.