Напоминание

Родительский всеобуч по снижению тревожности у младших подростков


Автор: Зинаида Владимировна Царева
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ДПО РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Образовательная психолого-педагогическая программа для родителей
Тема: Родительский всеобуч по снижению тревожности у младших подростков
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального

образования Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»

Образовательная (просветительская) психолого-

педагогическая программа для родителей

обучающихся младшего подросткового возраста по

снижению уровня тревожности.

Автор-составитель:

Царева Зинаида Владимировна

педагог-психолог

ГБУ ДПО "Региональный

социопсихологический центр"

Самара

2022

Содержание

1.

Аннотация____________________________________________ 3 стр.

2.

Учебный план_________________________________________ 5 стр.

3.

Учебно-тематический план______________________________6 стр.

4.

Учебная программа_____________________________________8 стр.

5.

Список литературы_____________________________________ 53 стр.

6.

Методические рекомендации_____________________________ 56 стр.

7.

Приложение___________________________________________ 57 стр.

Аннотация

Актуальность. Воспитание ребёнка в семье – сложный и уникальный

процесс. Особое значение для данного процесса приобретает позиция

родителей, которая состоит из эмоционального отношения к ребенку,

мотивов, ценностей и т.д. Для полноценного развития личности ребенка в

семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую

зависят от психолого-педагогической компетентности родителей, их умения

грамотно и эффективно решать проблемы и задачи воспитания, возникающие

в реальной жизни.

Формирование

компетентностного

родительства

является

приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации,

что отражается в таких нормативно-правовых документах как: «Концепция

государственной семейной политики до 2025 года», «Стратегия развития

воспитания в РФ на период до 2025 года», постановление РФ 23.05.2015

№497 о Федеральной целевой программе развития образования 2018-2025

годы от 02.02.2017 № 122.

Изучением родительской компетентности занимались такие авторы как

А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Селина, А.В. Минина и др.

Таким образом, организация курсов для родителей с целью повышения

их

психолого-педагогической

компетентности

является

актуальным

и

перспективным направлением деятельности педагога-психолога в школе.

Практическая

направленность

программы

заключается

в

следующем: родители овладевают практическими знаниями по снижению

уровня тревожности у детей младшего подросткового возраста.

Цель: формирование психологической компетентности родителей в

воспитании тревожных детей младшего подросткового возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с возрастными особенностями обучающихся

младшего подросткового возраста;

2.

Повысить

уровень

знаний

о

психологических

особенностях

тревожного ребенка;

3. Выявить существующие проблемы у родителей в воспитании

младших подростков.

4. Обозначить психологические ресурсы для взаимодействия с

младшими подростками.

5. Обучить способам конструктивного взаимодействия в системе

«родитель-ребенок».

Адресат: родители обучающихся младшего подросткового возраста.

Продолжительность курса: 16 занятий.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Знать:

возрастные

особенности

обучающихся

младшего

подросткового возраста и причины формирования тревожности у них.

Уметь:

применять психологические знания по снижению уровня

тревожности у младших подростков.

Владеть: способами конструктивного взаимодействия с тревожными

обучающимися младшего подросткового возраста.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Школы № 140 Директор ГБУ ДПО РСПЦ

г.о. Самара г. Самара

_______________ Кольчугина А.А. _____________ Клюева Т.Н.

«____» _____________ 2022г « ___» ____________2022г.

Учебный план

Цель программы:

формирование психологической компетентности

родителей в воспитании тревожных детей младшего подросткового возраста

через систему семинаров-практикумов.

Категория

слушателей:

родители

обучающихся

младшего

подросткового возраста.

Срок обучения: 16 часов.

Режим занятий: 1 занятие в неделю по 2 часа.

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Теоретических

Практических

1

Возрастные

особенности

младшего

подросткового

возраста

2

0,25

1,75

Анкетирование

2

Психологические

особенности

тревожного

младшего подростка

2

0,25

1,75

Анкетирование

3

Проблемы

взаимоотношений

родителей

с

младших

подростков.

4

0,5

3,5

Анкетирование.

Рефлексия.

Проектированная

методика

4

Психологические

ресурсы

родителей

в

процессе

взаимодействия

с

младшими

подростками.

4

0,5

3,5

Рефлексия

5

Обучение способам

конструктивного

взаимодействия

в

системе «родитель-

ребенок».

4

0,25

3,75

Анкетирование.

Рефлексия.

Коллаж.

Итого

16

1,75

14,25

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Школы № 140 Директор ГБУ ДПО РСПЦ

г.о. Самара г. Самара

_______________ Кольчугина А.А. _____________ Клюева Т.Н.

«___» _____________ 2022г « ___ » ________ 2022г.

Учебно-тематический план

Цель программы: формирование психологической компетентности родителей в

воспитании тревожных детей младшего подросткового возраста.

Категория слушателей: родители обучающихся младшего подросткового возраста.

Срок обучения: 16 часов.

Режим занятий: 1 занятие в неделю по 2 часа.

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Теоретических

Практических

1.Возрастные особенности младшего подросткового возраста

1.1

Характерные

особенности

младшего подростка.

2

0,25

1,75

Беседа. Анкетирование

2. Психологические особенности тревожного подростка

2.1

Причины

возникновения

подростковой

тревожности.

2

0,25

1,75

Анкетирование

3.Проблемы родителей в воспитании тревожных младших подростков.

3.1

Стили

семейного

воспитания

и

их

влияние на развитие

личности ребенка.

2

0,25

1,75

Анкетирование.

3.2

Роль

родителей

в

снижении

уровня

тревожности

у

младших

подростков.

2

0,25

1,75

Рефлексия.

Проектированные

методики

4. Психологические ресурсы в процессе взаимодействия с младшими подростками.

4.1

Психологические

возможности

человека.

2

0,25

1,75

Рефлексия

4.2

Помощь родителям в

реализации

внутренних ресурсов

младших

подростков.

2

0,25

1,75

Рефлексия

5.Обучение способам конструктивного взаимодействия в системе «родитель-ребенок».

5.1

Практикум

эффективного

взаимодействия

«родитель-ребенок».

2

0,25

1,75

Анкетирование

5.2

Итоговое

занятие

«Наша

дружная

семья».

2

2

Обратная связь. Коллаж.

Итого

16

1,75

14,25

Расписание занятий

в рамках проекта «Родительские университеты»

по «Образовательной (просветительской) психолого-педагогической программе для

родителей обучающихся младшего подросткового возраста по снижению уровня

тревожности».

« Утверждаю»

Директор МБОУ Школы №140 г.о.Самара

_____________________ А.А.Кольчугина

« ____» ______________ 2022 год

Даты

проведения

Темы

Ответственные

Аудитория

04.03.2022

Характерные

особенности

младшего

подросткового

возраста

Педагог-психолог

Царева З.В.

Лекционный зал

18.03.2022

Причины

возникновения

подростковой

тревожности

Педагог-психолог

Царева З.В

Лекционный зал

01.04.2022

Стили семейного

воспитания и их

влияние на развитие

личности ребенка

Педагог-психолог

Царева З.В

Лекционный зал

15.04.2022

Роль родителей в

снижении уровня

тревожности у

младших

подростков

Педагог-психолог

Царева З.В

Лекционный зал

29.04.2022

Особенности

влияния атмосферы

в семье на

подростка

Педагог-психолог

Царева З.В

Лекционный зал

06.05.2022

Модели поведения

детей в семейных

конфликтах

Педагог-психолог

Царева З.В

Лекционный зал

13.05.2022

Практикум

эффективного

взаимодействия

«родитель-ребенок»

Педагог-психолог

Царева З.В

Лекционный зал

20.05.2022

Итоговое занятие

«Наша дружная

семья»

Педагог-психолог

Царева З.В

Лекционный зал

Целевая аудитория: родители обучающихся 4-5 классов.



В раздел образования