Автор: Зинаида Владимировна Царева
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ДПО РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Образовательная психолого-педагогическая программа для родителей
Тема: Родительский всеобуч по снижению тревожности у младших подростков
Раздел: дополнительное образование
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального
образования Самарской области
«Региональный социопсихологический центр»
Образовательная (просветительская) психолого-
педагогическая программа для родителей
обучающихся младшего подросткового возраста по
снижению уровня тревожности.
Автор-составитель:
Царева Зинаида Владимировна
педагог-психолог
ГБУ ДПО "Региональный
социопсихологический центр"
Самара
2022
Содержание
1.
Аннотация____________________________________________ 3 стр.
2.
Учебный план_________________________________________ 5 стр.
3.
Учебно-тематический план______________________________6 стр.
4.
Учебная программа_____________________________________8 стр.
5.
Список литературы_____________________________________ 53 стр.
6.
Методические рекомендации_____________________________ 56 стр.
7.
Приложение___________________________________________ 57 стр.
Аннотация
Актуальность. Воспитание ребёнка в семье – сложный и уникальный
процесс. Особое значение для данного процесса приобретает позиция
родителей, которая состоит из эмоционального отношения к ребенку,
мотивов, ценностей и т.д. Для полноценного развития личности ребенка в
семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую
зависят от психолого-педагогической компетентности родителей, их умения
грамотно и эффективно решать проблемы и задачи воспитания, возникающие
в реальной жизни.
Формирование
компетентностного
родительства
является
приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации,
что отражается в таких нормативно-правовых документах как: «Концепция
государственной семейной политики до 2025 года», «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года», постановление РФ 23.05.2015
№497 о Федеральной целевой программе развития образования 2018-2025
годы от 02.02.2017 № 122.
Изучением родительской компетентности занимались такие авторы как
А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Селина, А.В. Минина и др.
Таким образом, организация курсов для родителей с целью повышения
их
психолого-педагогической
компетентности
является
актуальным
и
перспективным направлением деятельности педагога-психолога в школе.
Практическая
направленность
программы
заключается
в
следующем: родители овладевают практическими знаниями по снижению
уровня тревожности у детей младшего подросткового возраста.
Цель: формирование психологической компетентности родителей в
воспитании тревожных детей младшего подросткового возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей с возрастными особенностями обучающихся
младшего подросткового возраста;
2.
Повысить
уровень
знаний
о
психологических
особенностях
тревожного ребенка;
3. Выявить существующие проблемы у родителей в воспитании
младших подростков.
4. Обозначить психологические ресурсы для взаимодействия с
младшими подростками.
5. Обучить способам конструктивного взаимодействия в системе
«родитель-ребенок».
Адресат: родители обучающихся младшего подросткового возраста.
Продолжительность курса: 16 занятий.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Знать:
возрастные
особенности
обучающихся
младшего
подросткового возраста и причины формирования тревожности у них.
Уметь:
применять психологические знания по снижению уровня
тревожности у младших подростков.
Владеть: способами конструктивного взаимодействия с тревожными
обучающимися младшего подросткового возраста.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Школы № 140 Директор ГБУ ДПО РСПЦ
г.о. Самара г. Самара
_______________ Кольчугина А.А. _____________ Клюева Т.Н.
«____» _____________ 2022г « ___» ____________2022г.
Учебный план
Цель программы:
формирование психологической компетентности
родителей в воспитании тревожных детей младшего подросткового возраста
через систему семинаров-практикумов.
Категория
слушателей:
родители
обучающихся
младшего
подросткового возраста.
Срок обучения: 16 часов.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 2 часа.
№
Наименование тем
Всего
часов
В том числе
Форма контроля
Теоретических
Практических
1
Возрастные
особенности
младшего
подросткового
возраста
2
0,25
1,75
Анкетирование
2
Психологические
особенности
тревожного
младшего подростка
2
0,25
1,75
Анкетирование
3
Проблемы
взаимоотношений
родителей
с
младших
подростков.
4
0,5
3,5
Анкетирование.
Рефлексия.
Проектированная
методика
4
Психологические
ресурсы
родителей
в
процессе
взаимодействия
с
младшими
подростками.
4
0,5
3,5
Рефлексия
5
Обучение способам
конструктивного
взаимодействия
в
системе «родитель-
ребенок».
4
0,25
3,75
Анкетирование.
Рефлексия.
Коллаж.
Итого
16
1,75
14,25
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Школы № 140 Директор ГБУ ДПО РСПЦ
г.о. Самара г. Самара
_______________ Кольчугина А.А. _____________ Клюева Т.Н.
«___» _____________ 2022г « ___ » ________ 2022г.
Учебно-тематический план
Цель программы: формирование психологической компетентности родителей в
воспитании тревожных детей младшего подросткового возраста.
Категория слушателей: родители обучающихся младшего подросткового возраста.
Срок обучения: 16 часов.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 2 часа.
№
Наименование тем
Всего
часов
В том числе
Форма контроля
Теоретических
Практических
1.Возрастные особенности младшего подросткового возраста
1.1
Характерные
особенности
младшего подростка.
2
0,25
1,75
Беседа. Анкетирование
2. Психологические особенности тревожного подростка
2.1
Причины
возникновения
подростковой
тревожности.
2
0,25
1,75
Анкетирование
3.Проблемы родителей в воспитании тревожных младших подростков.
3.1
Стили
семейного
воспитания
и
их
влияние на развитие
личности ребенка.
2
0,25
1,75
Анкетирование.
3.2
Роль
родителей
в
снижении
уровня
тревожности
у
младших
подростков.
2
0,25
1,75
Рефлексия.
Проектированные
методики
4. Психологические ресурсы в процессе взаимодействия с младшими подростками.
4.1
Психологические
возможности
человека.
2
0,25
1,75
Рефлексия
4.2
Помощь родителям в
реализации
внутренних ресурсов
младших
подростков.
2
0,25
1,75
Рефлексия
5.Обучение способам конструктивного взаимодействия в системе «родитель-ребенок».
5.1
Практикум
эффективного
взаимодействия
«родитель-ребенок».
2
0,25
1,75
Анкетирование
5.2
Итоговое
занятие
«Наша
дружная
семья».
2
2
Обратная связь. Коллаж.
Итого
16
1,75
14,25
Расписание занятий
в рамках проекта «Родительские университеты»
по «Образовательной (просветительской) психолого-педагогической программе для
родителей обучающихся младшего подросткового возраста по снижению уровня
тревожности».
« Утверждаю»
Директор МБОУ Школы №140 г.о.Самара
_____________________ А.А.Кольчугина
« ____» ______________ 2022 год
Даты
проведения
Темы
Ответственные
Аудитория
04.03.2022
Характерные
особенности
младшего
подросткового
возраста
Педагог-психолог
Царева З.В.
Лекционный зал
18.03.2022
Причины
возникновения
подростковой
тревожности
Педагог-психолог
Царева З.В
Лекционный зал
01.04.2022
Стили семейного
воспитания и их
влияние на развитие
личности ребенка
Педагог-психолог
Царева З.В
Лекционный зал
15.04.2022
Роль родителей в
снижении уровня
тревожности у
младших
подростков
Педагог-психолог
Царева З.В
Лекционный зал
29.04.2022
Особенности
влияния атмосферы
в семье на
подростка
Педагог-психолог
Царева З.В
Лекционный зал
06.05.2022
Модели поведения
детей в семейных
конфликтах
Педагог-психолог
Царева З.В
Лекционный зал
13.05.2022
Практикум
эффективного
взаимодействия
«родитель-ребенок»
Педагог-психолог
Царева З.В
Лекционный зал
20.05.2022
Итоговое занятие
«Наша дружная
семья»
Педагог-психолог
Царева З.В
Лекционный зал
Целевая аудитория: родители обучающихся 4-5 классов.