Автор: Дейкало Ирина Валентиновна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей№1 г.Инты"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Инта
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: С чего начинать обучение в баскетболе?
Раздел: среднее образование
Методические рекомендации:
С чего начинать обучение в баскетболе?
Дейкало И.В.-
учитель физкультуры
МБОУ «Лицей №1 г. И
Инта 2022
Если вы решили вести спортивную секцию по баскетболу и сделать юных
баскетболистов классными игроками, то не ленитесь выполнять, как можно
больше разнообразных упражнений для ног- на силу, прыгучесть, быстроту
передвижений.
Всем известно, что наибольших успехов в баскетболе добиваются, те у кого
сильные, быстрые, прыгучие ноги. Ведь любой прием начинается с ног-это
основа правильной техники игры. Перекрыть игрока, догнать. Исключение
составляет лишь штрафной бросок, где движения ног не главная деталь
техники.
Например: имея слабые ноги, вы не сможете резко оттолкнуться от
площадки, чтобы высоко прыгнуть. Прыжок - основа современной атаки. Да
и в борьбе под щитом за отскочивший от него мяч, вы будете постоянно
проигрывать сопернику. Имея прыгучесть 80 % обеспечивает победу в игре.
Да и не только:
при ведении мяча - стремительная контратака, и в
перехватах мяча у соперника, в оборонительной игре.
Втягиваться в работу необходимо постепенно. Для укрепления ног сначала
выполняются простые подводящие упражнения- приседания, прыжки, старты
с места, челночное пробегание отрезков. После двух месяцев можно
начинать
усложнять
эти
упражнения
с
использованием
отягощений
(набивные мячи, утяжелители весом - 0,500 г., 0,750 г.).
Это будет
способствовать развитию не только мышц ног, но и спины, живота. В
каждом упражнении сочетать силу, быстроту и ловкость, делая упор на
разнообразные прыжки. А вторым
или попутным развитием является
ведение баскетбольного мяча- дриблинг.
Дриблинг- иначе называют ведение баскетбольного мяча. Главное правило-
на мяч не смотреть, не вести двумя руками одновременно. При ведении
передачах, бросках по корзине, финтах и даже частично при ловле гораздо
важнее следить за обстановкой на площадке управляя мячом почти
автоматически, без зрительного контроля. Данное требование объяснить не
трудно: смотря на мяч, игрок теряет из виду партнеров и соперников,
упускает возможности обострить мгновенно меняющуюся ситуацию, а
следовательно и осуществить свою блестящую игровую идею. Необходимо
быть терпеливыми настойчивым и подавлять желание смотреть на мяч.
Как правильно контролировать мяч?
Вести мяч необходимо дальней рукой от соперника- главное правило.
Умение помогает избегать многих технических ошибок. Управляя мячом
следует держать его не ладонью. А «чувствовать», «ощущать» подушечками
пальцев. Между мячом и ладонью остается зазор «мышка в норку залезла».
Ведение, как раз, и вырабатывает умение «освобождаться от мяча». Освоив
ведение мяча, со всеми остальными техническими приемами овладеете
быстрее и успешнее, ибо не будете опасаться случайной потери мяча.
При ведении мяч не должен отскакивать от пола выше пояса. Поэтому надо с
силой ударять мячом о площадку, так чтобы он быстро от нее отскочил, и
перехватив мяч на полпути, тут же
снова энергично направить вниз.
Движения руки должны быть быстрыми, но плавными. Следует толкать мяч
вниз, разгибая кисть и предплечье, а не шлепать по нему ладонью. Ведение
осваивать на разной высоте, ибо в игре каждый вариант выгоден в
определенной ситуации.
При обыгрывании защитника выгодно применять низкое ведение, а при
уходе в быстрый прорыв- высокое (но не выше талии).
Полезно
практиковать дриблинг с низким отскоком мяча.
Следует так же научиться одинаково хорошо вести мяч любой рукой. Если
вы правша тренируйте дриблинг чаще левой рукой. В свободной обстановке
лучше вести мяч левой рукой: это даст отдых правой, освободит ее от
излишних нагрузок, сохранит силы, необходимые для выполнения сложных
технических приемов.
Обучение дриблингу начинать надо на месте, затем в движении: с
остановками, рывками, поворотами, переводами, мяча с руки на руку. Чем
надежнее научитесь контролировать мяч, тем увереннее почувствуете себя в
игре. Желательно овладеть ведением в совершенстве: перевод за спину,
ведение под ногу. Не увлекайтесь долгим ведением - это тормозит развитие
атак вашей команды. При ведении необходимо рассказать ошибки игрока в
дриблинге
и визуально их показать: «пронос», «пробежка»,
«двойное
ведение». Нет ошибок, команда дольше владеет мячом.
При умелом
дриблинге можно вытянуть игру на победу.
Упражнения по освоению ведения баскетбольного мяча:
В парах:
расстояние 10-12 метров между игроками. Игрок ведет
баскетбольный мяч в правой рукой, обводят партнера, стоящего напротив,
возвращаются на место, ловят мяч и передают его партнеру.
Ведение мяча змейкой. Пред водящим стоят фишки. Ведение мяча между
фишками.
Сменяя
поочередно
руку
правую
на
левую.
Ведение
осуществляем дальней рукой от фишки. Обводя фишки не задеть приведении
мячом, не потерять мяч. Усложняем дриблинг уменьшая расстояние между
фишками.
Ошибки при ведении мяча:
- игрок бьет, стучит ладонью по мячу.
- игрок после ведения мяча ловит мяч или касается его двумя руками,
затем снова начинает ведение.
- игрок ведет мяч двумя руками.
- при ведении мяча смотрит на мяч.
Подвижные игры для освоения техники ведения баскетбольного мяча:
Игра «Броуновское движение» (Молекулы) с ведением.
Происходящее на площадке в ходе этой игры весьма напоминает физическое
явление. Игра используется на этапе обучения и прекрасно подходит для
разминки.
Вариант №1.
Все играющие – «молекулы» Они свободно выполняют
ведение мяча. Сначала все перемещаются медленно (шагом), а по мере
освоения (по сигналу- свисток) быстро (бегом).
Вариант №2. Игроки должны вести мяч «дальней» рукой при встрече с
другими игроками.
Игра «Числа». Игроки свободно стоят на площадке выполняя ведение
баскетбольного мяча. Учитель показывает количество пальцев (четыре, пять
и т.д.) Дети не теряя мяч в ведении вслух произносят показанную цифру
пальцами.
Игра «Выбей мяч» Все игроки выполняют ведение мяча. Каждый старается
свой мяч не терять, а у другого мяч выбить. Если игрок выбил мяч, а свой
при этом не потерял. То он получает 2 очка. Игрок у которого выбили мяч
получает минус 1 очко. Игра выполняется на время (30 секунд). Касаться
игрока нельзя.
Уверенность детей в выполняемых действиях позволяет им достигать
наилучших
результатов
при
дриблинге.
Посещают
дополнительно
спортивную секцию. Стараются улучшить свое мастерство в избранном виде
деятельности. Желаем успехов в освоении спортивной игры в баскетбол.