Автор: Аслямова Гульшат Рафиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мой друг- светофор"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 16
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Методическая разработка
на тему
"
Мой друг - светофор
"
Первая младшая группа
Подготовили:
Воспитатели: Боровенская Рамзия Рифкатовна
Аслямова Гульшат Рафиковна
Уфа
2021
Введение
Актуальность:
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей
дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Все мы живем в
обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в
дорожно-транспортной
обстановке.
Зачастую
виновниками
дорожно-
транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог,
переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные
средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ
правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению
детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая
реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не
умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно
открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными
опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого
раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах,
дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны
принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Цель проекта:
Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного
поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного
поведения на дорогах.
Задачи данного проекта:
1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного
движения, со светофором. Учить понимать значение световых сигналов
светофора. Формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге и
на
улице.
2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь,
воображение и мышление. Закрепить названия цветов (желтый, зеленый,
красный).
3.
Приучать
детей
выполнять
правила,
действовать
в
коллективе.
4. Активизировать словарь: светофор, зеленый (красный, желтый) цвет, руль,
безопасность, дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, обочина, пешеходный
переход, перекрёсток);
5.
Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.
Возраст детей : 2-3года
Предполагаемый результат проекта:
1.У детей сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и
навыков безопасного поведения на дороге и на улице. Заинтересованность детей
темой.
2.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации,
участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и
детальность
в
работе.
3.С
удовольствием
рисуют,
играют
в
разные
игры.
4.Участие в совместной деятельности родителей.
Оборудование : картики на тему ПДД, стихи, загадки, пазлы.
№ п/
н
День недели
Мероприятия
Рекомендация ,
ссылка
1
Понедельник
Беседа « Правило дорожного
движения выполняй без
возражения»
Дети, педагоги
2
Вторник
Чтение « Правило дорожного
движения». Стихи, загадки про
светофор.
Дети , педагоги
3
Среда
Дидактическая игра « Собери
машину по частям»
Дети, педагоги
4
Четверг
Подвижная игра « Воробушки и
автомобиль»
Дети, педагоги
5
Пятница
Сюжетно-ролевая игра « Шоферы».
Беседа «Мой друг — светофор».
Дети , педагоги
Конспект занятия«Наш друг — светофор» в первой младшей группе
Цель: формировать элементарные представления о сигналах светофора и о
правилах дорожного движения.
Задачи:
1. познакомить детей со светофором;
2. формировать представления о безопасности пешеходов на дороге;
3. закреплять знания об основных цветах: красный, желтый, зеленый.
Направления: познавательное развитие, физическое развитие и здоровье.
Ход занятия:
Тише, тише!
Что я слышу!
Кто-то в гости к нам спешит!
Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку зайца с перевязанной
лапкой.
- Здравствуй, Зайка. Что с тобой случилось?
- Ребята, Зайка так торопился к вам, что совсем не смотрел по сторонам, когда
переходил через дорогу. И попал под машину.
Воспитатель показывает детям и зайке светофор.
- Зайка, как ты думаешь, что это такое?
- Дети, Зайка говорит, что видел это дерево у дороги. Оно нарядное, украшено
огнями, мигает, как елка на новый год. Значит, вокруг него можно водить
хоровод. Разве это правильно? Нет, конечно!
- Дети, что же это? (Светофор). Правильно это Светофор.
Помогает с давних пор, детям, друг наш светофор
Объяснит без напряженья, детям правила движенья.
Цвет зеленый - Проходи! Желтый – Малость погоди.
Ну, а если красный – Стой, дружок! Опасно!
- А теперь Зайчик, садись и послушай вместе с ребятами, что такое светофор и
для чего он нужен.
Просмотр презентации. «Наш друг светофор»
А сейчас давайте проверим, как Зайчик и вы запомнили сигналы светофора.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Сигналы светофора» (Воспитатель
поднимает карточки согласно сигналам светофора, дети выполняют движения,
согласно поднятым карточкам. НА красный – стоят, на желтый – поворачивают
голову вправо и влево, на зеленый – шагают по группе.
- Ребята, зайка пришёл к нам в гости и мы не должны отпускать его без
подарка. Давайте сделаем для него много светофоров, а он расставит их
на дорогах нашего города. И тогда Зайка и все люди будут внимательными и не
забудут про «Правила Дорожного Движения».
Дети садятся за стол, на нем лежит макет светофора.
У каждого из вас есть глазки, это кружочки из бумаги.
Сначала мы берём красный круг это верхний глаз светофора. И накладываем его
сверху. О чём говорит красный глаз?
Потом мы берём желтый глазик-это средний глазик светофора. Прикладываем
под красным. И последний круг зелёный-это нижний глазик светофора.
Старайтесь приклеивать ровно и аккуратно, чтобы ваши светофоры
понравились зайке.
Воспитатель подходит к детям и проводит индивидуальную работу (следит за
последовательностью, чтобы ровно располагались).
Воспитатель: О чём говорит красный цвет?
Дети: ответы.
Воспитатель: О чём говорит жёлтый цвет?
Дети: ответы.
Воспитатель: О чём говорит зелёный цвет?
Дети: ответы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все очень хорошо поработали. Я надеюсь, что вы
все правильно будете переходить дорогу. Будьте всегда внимательны и
осторожны.
Зайка, говорит нам спасибо за то, что мы многому его научили. Он спешит к
своим друзьям, но теперь будет внимателен на дороге.
До свидания, Зайка! Приходи к нам еще.
Приложение 1.
Беседа с детьми «Правило дорожного движения выполняй без возражения».
Цель: Познакомить детей с основными правилами дорожного движения ,
рассказать к каким последствиям приводит нарушение правил дорожного
движения . Обьяснить, почему нельзя играть на улице и дорогах. Воспитывать у
детей чувство ответственности и послушания.
Ход беседы
Воспитатель: - Ребята, я прочитаю вам стихотворение про одного мальчика. Вы
внимательно послушайте и скажите, правильно или нет, мальчик ведёт себя на
дороге? (показ картинки)
Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
Это просто мальчик Петя
В детский сад один идёт…
Он без мамы и без папы
В детский садик побежал.
И, конечно, на дороге
Мальчик чуть не пострадал.
Петя прыгает и скачет
Не глядит по сторонам.
Мальчик очень невнимателен-
Так вести себя нельзя!
Вы подумайте, детишки,
Нужно Пете дать совет
Как вести себя мальчишке?
Чтобы не наделать бед!
Правильно мальчик переходит дорогу? (ответы детей) невнимательный,
может попасть под машину, дорогу надо переходить только со взрослыми.
-Дорогу надо переходить только по пешеходному переходу. Вот видите белые
полосы на дороге -это для пешеходов - безопасный переход, он похож на
лошадку зебру, его так и прозвали “Зебра “. А это знак (показываю, знак
пешеходного перехода). Видите по полоскам идет человек – этот знак говорит,
что только здесь можно безопасно перейти дорогу. Нужно знать, что дорогу
переходить по пешеходному переходу, её ещё называют зебра; надо ходить в
садик с мамой или папой, играть на дороге нельзя).
Физкультминутка «Машина» (завести мотор, пение песни с движением)
эй, машина, погоди,
Ты ребяток прокати,
Куколку и мишку, зайку – трусишку,
Мышку – норушку, курочку – пеструшку
Би – би – би, поехали! (дети ходят друг за другом, изображая руками руль)
-Ребята, играть на дороге можно? Нет очень опасно. Кататься на лыжах и санках
- в парках, в скверах, на стадионах; на велосипеде – только в специально
отведенных для этого местах. Выезд на велосипедах и на улице строго
запрошен. Играть следует на спортивных площадках и стадионах. Нельзя играть
в снежки, в мячик и другие игры на тротуарах и проезжей части улицы или
дороги – это мешает пешеходам и движению транспорта.
Дети, где нужно переходить дорогу? А где нужно играть в мячик, кататься на
велосипеде? Почему нельзя играть на дороге? (ответы детей).
Приложение 2.
Стихотворения и загадки по «ППД»
Стихотворения
1)Хоть у вас терпенья нет-
Подождите, красный свет!
Желтый свет на пути-
Приготовьтесь идти!
Свет зеленый впереди-
Вот теперь переходи!
2)Переход.
У полоски перехода Желтый глаз
На обочине дороги, Глядит на нас
Зверь трехглазый, одинокий, - ОСТОРОЖНО!
Неизвестной нам породы, А зеленый глаз –
Разноцветными глазами Для нас:
Разговаривает с нами. - МОЖНО!
Красный глаз Так ведет свой разговор
Глядит на нас. Молчаливый светофор.
-СТОП!-
Гласит его приказ.
Загадки
1)Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога.)
2)Стой! Машины движутся!
Там, где сошлись пути,
Кто поможет улицу
Людям перейти?
(Светофор.)
3)Вот дорожная загадка:
Как зовется та лошадка,
Что легла на переходы,
Где шагают пешеходы?
(Зебра.)
4)У него сигналов три.
Ты сигналы назови.
Их по счёту ровно три…
(Красный, Желтый, Зеленый)
5)Наш автобус ехал-ехал,
И к площадочке подъехал.
А на ней народ скучает,
Молча транспорт ожидает. ( Остановка)
Приложение 3
Дидактическая игра «Собери машину по частям»
Цель: знакомить с разными видами транспорта, формировать умение складывать
изображение машины из деталей, развивать мелкую моторик, логическое
мышление, умение составлять из частей целое.
Материал: в конвертах разрезные картинки транспортных средств, фишки.
Ход игры:
Воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде (сигнал
свистка), дети открывают конверты и складывают свои машины из частей. Через
5 - 7 минут игра прекращается. Сколько автомобилей собрано правильно,
столько очков получает команда. Можно заработать и дополнительные очки,
если игроки правильно ответят, как называется транспортное средство и какое
оно имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.
Приложение 4.
Конспект подвижной игры «Воробушки и автомобиль».
Цель: развивать слуховые качества, двигательную активность, умение
выполнять правила игры.
Задачи:
- Образовательные:
приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга,
начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место,
учить выполнять образные движения по показу воспитателя.
- Развивающие:
развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, способность к подражанию,
умение ориентироваться в пространстве.
- Воспитательные:
воспитывать доброжелательные отношение между детьми, умение играть
вместе, сообща.
Правила игры:
Воробушки сидят на стульчиках – это гнездышки. По сигналу воспитателя
вылетают, прыгают, клюют зернышки. А как только автомобиль, я буду
автомобилем, загудит «би – би – би», все воробушки летят в гнездышки.
1) Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя
2) Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля
Создание интереса к подвижной игре:
- Рассказ о воробьях: «Жили – были маленькие серенькие воробушки. В ясный
солнечный денек они летали по саду и искали зернышки и насекомых. Они
подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды вдруг появился
большой автомобиль и загудел «би – би – би». Воробушки испугались и улетели
в свои гнездышки.
Воспитатель: Давайте и мы поиграем в такую игру.
Вы будите маленькие воробушки. Стульчики будут вашими гнездышками, а я
буду автомобиль. Давайте вспомним, как воробушки летают, прыгают.
По улице летаю, под крышей обитаю (машут крыльями).
Воробышек крошки по двору ищет (наклоняются или приседают).
Птичка – невеличка, ноготки имеет, ходить не умеет (прыжки на двух ногах).
Ход игры (играть вместе с детьми.)
«К нам прилетели воробушки. И стали жить в гнездышках, вот здесь на
стульчике. «Залетайте воробушки в дом». «А вот здесь в гараже стоял
автомобиль (автомобилем буду я). Автомобиль в гараже – выбегайте воробушки
из дома. Помашем крылышками (показываю), поклюем зернышки (показываю).
Почирикаем о радости («чирикаю»).
Беру руль в руки и говорю: «Автомобиль выехал из гаража – би-би-би –
улетайте воробушки в домик, чтобы машина вас не задавила». Когда дети все
сели на стульчики, говорю: «Молодцы, воробушки, быстро улетели, никого
автомобиль не задавил». Ухожу в сторонку(«в гараж»). «Автомобиль уехал –
вылетайте воробушки».
А теперь машинкой будет управлять другой водитель. И мы продолжим игру
(выбор ребенка, который будет автомобилем).
Игра повторяется 2 раза.
Окончание игры:
А теперь все воробушки сядут в большой автомобиль и поедут в садик. Я
ставлю макет автомобиля, назначаю водителя, даю ребенку руль – игрушку.
Поехали. Звучит аудиозапись «Машина едет».
Молодцы, приехали воробушки обратно в садик. Вокруг себя повернись и в
детишек превратись. Молодцы, ребята. В какую игру мы сегодня с вами
поиграли?
Предполагаемая игровая обстановка
Взрослый, играя с детьми, подсказывает ход игры, показывает движения. В игре
«Воробушки и автомобиль» воспитатель сначала показывает действия
воробышек, вместе с малышами бегает, расставив руки в стороны, -
«Воробушки летают», клюют зернышки, а потом подсказывает детям, что
воробушки должны убегать, когда едет машина и изображает езду на машине.
Приложение 5
Сюжетно-ролевая игра « Шоферы»
Цель. Познакомить с профессией – Шофер.
Расширение словарного запаса детей.
Воспитывать интерес и уважение к профессии шофера.
Оборудование: автобус, сделанный из стульчиков, руль, игрушечные машины –
легковая, грузовая.
Ход игры.
Звучит фонограмма со звуками улицы и шумом машин.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что это за звуки? (Шум на улице).
- А что их издает? (Машины).
- Посмотрите, какие у меня на столе стоят машины? (Легковая, грузовая и
автобус).
- А на какой машине приехали вы? (Я приехал на легковой машине).
Воспитатель. А почему не на грузовой? ( Потому что она возит грузы, а не
людей).
- А чем отличается автобус от легковой машины? (Он перевозит много людей, а
легковая машина только несколько).
- Скажите, а вы, знаете, кто работает на машинах? (Водители).
- Правильно! Водители! Еще водителей можно назвать – шофер. Давайте вместе
скажем: «Шофер».
Дети вместе с воспитателем повторяют слово «шофер».
Воспитатель. Садитесь, а я вам прочту стихотворение Бориса Заходера, а вы
внимательно послушайте.
Качу,
Лечу во весь опор.
Я сам шофер,
И сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина
Мчится в даль!
- Как вы думаете о ком это стихотворение? ( О шофере).
- Правильно! Молодцы! А что шофер делает! (Водит машину).
- Эта профессия важна и нужна всем людям. Водитель встает очень рано, когда
вы еще спите, и отправляется на работу. Возвращается с работы водитель очень
поздно, когда многие уже спят. Водители управляют машинами, которые
перевозят грузы, доставляют продукты, людей на работу и домой, следят за
машиной и ремонтируют ее, если она ломается, накачивает колеса. А как вы
думаете, каким должен быть шофер? (Внимательным, осторожным).
- Правильно, шофер должен быть внимательным и осторожным. А еще он
должен знать правила дорожного движения.