Автор: Косова Наталья Ивановна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ д/с № 92 Населённый пункт: г.Таганрог, Ростовская область Наименование материала: конспект занятия Тема: Подгрупповое занятие по ФЭМП Раздел: дошкольное образование
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
(1-е полугодие)
ТЕМА: Впереди, сзади, между.
ЦЕЛЬ: Развитие пространственных представлений.
Задачи:
1.
Уточнять понимание слов «впереди, сзади, между, справа, слева».
2.
Упражнять в грамотном использовании в речи слов «впереди, сзади,
между, справа, слева»
3.
Закреплять количественный счёт в пределах пяти, уточнять понимание
закона сохранения количества.
4.
Совершенствовать конструктивный праксис, образное мышление.
5.
Развивать мыслительные операции сравнения, внимание, речь,
умение
делать
элементарные
умозаключения,
обосновывать
свои
суждения,
коммуникативные способности.
6.
Воспитывать
мотивацию
к
познавательной
активности,
создавая
ситуацию успеха.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Демонстрационный материал: персонажи настольного театра: дед,
бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка; пано паровоза с вагончиком со
съёмными колёсами треугольной, квадратной и круглой формы, зонт.
Раздаточный материал: разрезные картинки, комплекты разрезных
картинок и комплекты к игре «Подбери по форме» с тремя фигурами,
расположенными в ряд.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. (Введение в игровую ситуацию)
Педагог собирает около себя детей:
- Какие сказки вы знаете? (Ответы детей)
-Какие из них нравятся, почему? (Ответы детей)
В руках у педагога появляется иллюстрация сказки «Репка».
- Из какой сказки эта иллюстрация, о чём она? (Ответы детей)
- Назовите героев этой сказки. (Ответы детей)
Педагог
предлагает
навестить
героев
сказки.
Затем
все
вместе
принимают решение, на каком транспорте можно отправиться в гости,
обсуждая
достоинства
и
недостатки.
При
необходимости
педагог
подводит к решению ехать на поезде.
2. Игровая деятельность.
2.1. Игра «Дорога к платформе».
-впереди должна быть дверь;
-сзади – окно.
Многие дети путают понятия «сзади, впереди», поэтому педагог
уточняет,
что «сзади» находится то ,
что за спиной человека ,
то , что
человек не видит, а «впереди »– то, что перед глазами, т.е. то, что
предметы)
- Что находится сзади нас? (Ответы детей хором, по одному, перечисляют
предметы)
- Можем ли мы теперь идти, почему? (Ответы детей)
2.2. Игра «Поезд».
- Ребята что вы можете сказать о поезде?
-Сможем ли мы на нём уехать куда-нибудь? Почему? (Колёса квадратные,
треугольные, они крутиться не будут, им мешают углы) При затруднениях
некоторых детей снять фигуры и попытаться покатить круг, квадратпо
столу, доске).
- Как же нам быть? (Заменить колёса с углами на круглые, без углов)
Дети меняют колёса у поезда.
Дети «рассаживаются» по вагонам , комментируя своё местоположение
относительно друг друга, используя слова «впереди, сзади, между».
Педагог с помощью вопросов уточняет:
- Кто едет впереди (сзади) Даши?
- Между кем едет Дима? И т.д.
Дети берутся друг за друга, образуя поезд, и «едут» проговаривая в ритм
шагам: Мы на поезде поедем
Через горы и леса.
Мы узнаем всё на свете
И узнаем чудеса!
2.3. Игра «Репка».
Дети приближаются к столу, на котором в случайном порядке стоят
персонажи сказки «Репка».
- Ребята нас встречают сказочные герои. Сколько их? (Дети пересчитывают
персонажей и отвечают - 5).
- Вдруг пошёл дождь, и все встречающие спрятались под зонтом.
Педагог прячет игрушки под зонт.
- Сколько героев сказки под зонтом? (Ответы детей)
- Почему вы думаете, что их по-прежнему 5? (Потому что никто не пришёл
и не ушёл).
Дождь закончился. Педагог убирает зонтик, дети пересчитывают игрушки.
Их действительно 5.
- Все ли герои сказки пришли нас встречать?
Дети
внимательно
рассматривают
персонажей
и
определяют,
кого
не
хватает. Педагог предлагает детям рассказать, как герои стояли в сказке,
когда тянули репку.
Вспоминая
сказку,
дети
расставляют
персонажей
по
порядку,
комментируя
свои
действия.
После
выполнения
задания
педагог
задаёт
вопросы
с
использованием
понятий
«впереди,
сзади,
между»
и
их
заменителей, например:
-
Кто
стоит
за
бабкой,
перед
Жучкой,
позади
кошки,
между
дедкой
и
внучкой?
2.4. Игра «Что изменилось?»
Педагог предлагает детям закрыть глаза и переставляет местами внучку и
бабку. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось, используя
слова «впереди, сзади, между».
Ответ может звучать так: внучка стояла позади бабки, а теперь стоит
впереди бабки. Или: внучка стояла между бабкой и Жучкой, а теперь стоит
между дедом и бабкой.
Игру можно провести 2-3 раза.
2.5. Игра «Найди парную картинку».
Педагог сообщает детям о том, что внучка решила сходить на речку и
приглашает с собой нас. На берегу реки лежат красивые камешки, которые
похожи на геометрические фигуры.
Педагог предлагает детям найти
карточку с камешками, расположенными точно в таком же порядке как у
внучки
на
карточке.
Дети
находят
соответствующие
карточки
и
обосновывают своё решение расположением фигур по отношению друг к
другу.
2.6. Игра «Сложи танграм».
Педагог предлагает детям сделать героям сказки в подарок картинки из
геометрических фигур. Дети складывают танграмы и дарят героям.
2.7. Возвращение на поезде в детский сад:
Мы на поезде обратно
Возвратимся в детский сад.
Много нового узнали,
Каждый знаньям очень рад.
3. Итог занятия:
-У кого в гостях вы сегодня побывали? (Ответы детей)
-Что понравилось? Почему? (Ответы детей)
-Было ли трудно? Когда? Справились? (Ответы детей)
Педагог хвалит детей и говорит, что всё получилось потому, что очень
старались, а когда стараются всё всегда получается.