Автор: Платонова Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №1 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Дисциплина глухих обучающихся на уроке. Как научить детей с нарушениями слуха следовать правилам поведения».
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №1 Выборгского района Санкт – Петербурга
(ГБОУ школа –интернат №1 Выборгского района Санкт-Петербурга)
Тема:
«Дисциплина глухих обучающихся на уро-
ке. Как научить детей с нарушениями слуха следо-
вать правилам поведения».
Докладчик:
Платонова И.В.
Санкт - Петербург
2021/2022 учебный год
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей,
приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни.
Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным
обязанностям, усвоению школьных норм поведения. Со школьной скамьи нам
знакомы правила поведения в школе. А как же формировать у детей правила
поведения?
Жизнь требует от человека высокой дисциплины и исполнительской четкости. В их
формировании значительная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу
школы, в частности школьной дисциплине.
Школьная дисциплина- соблюдение обучающимися правил поведения в школе и за
ее пределами, четкое и организованное выполнение ими своих обязанностей.
Показателями высокого уровня дисциплины является понимание учащимися
необходимости соблюдения ее в школе, общественных местах, в личном поведении,
готовность и потребность в выполнении общепринятых норм и правил, самоконтроль
в поведении.
Сознательная дисциплина основывается на сформированности у учащихся таких черт:
а) дисциплинированность- стремление и способности личности управлять своим
поведением в соответствии с общественными нормами и правилами;
б) обязательность- осознание личностью необходимости соблюдения общественных
и моральных норм, подчинение своего поведения их требованиям;
в) ответственность- качество личности, характеризующееся стремлением и умением
оценивать свое поведение с точки зрения ее целесообразности или вреда для
общества, сравнивать свои поступки с требованиями, нормами, законами.
Школьная дисциплина является условием нормальной учебно-воспитательной
деятельности школы. При ее отсутствии нельзя провести на должном уровне ни урока,
ни воспитательного мероприятия, ни любой другой дела. Она способствует
повышению воспитательной эффективности деятельности учащихся, ограничению,
торможению их безрассудных действий и поступков.
Основные
причины
нарушения
дисциплины
Причин плохого поведения учеников на уроке множество, но основными являются
следующие:
нарушения нервно-психического развития детей. Таким детям сложно высидеть весь
урок, поэтому они пытаются развлечь себя всеми доступными способами –
разговаривают с соседом по парте, крутятся, залезают под стол;
попустительский стиль воспитания в семье. Современные родители часто заняты
своими делами и дают ребенку полную свободу действий, не контролируя его. В
результате дети не признают общепринятые нормы поведения, для них не
существует запретов. Такие ученики обычно самоуверенны, при этом их
самоуверенность часто граничит с хамством;
привлечение внимания к себе. Нередко ученики плохо ведут себя только для того,
чтобы быть в центре внимания. Такое поведение присуще детям, которые не
получают достаточного внимания со стороны родителей;
установление власти. Негативное поведение может быть вызвано и желанием
установить свою власть над классом и учителем. Эти ученики бросают вызов
педагогу, задевают его и не обращают внимания на замечания. Они провоцируют
учителя, неуважительно отвечая ему или демонстративно защищая товарищей;
месть. Ученики, у которых имеется именно этот мотив, нередко выглядят злыми и
недовольными. Они мстят не только за реальные, но и за воображаемые обиды.
Иногда эта месть вызвана обидой, нанесенной другими людьми;
защита от возможных неудач. Такие дети не шумят и не отвлекают учителя или
других учеников. Они просто не выполняют задания учителя, оправдываясь плохим
самочувствием, могут просто уйти с урока. Подобное поведение вызвано
завышенными требованиями ребенка к себе, его неуверенностью в своих силах;
эффект стадности, которому подвластно большинство учащихся. Чаще это присуще
подросткам, которые стремятся стать «своими» в какой-то группе, получить
признание одноклассников. Экстравагантные нарушения дисциплины помогают им
добиться своей цели.
Таким образом, нарушение дисциплины на уроке – это не всегда плохое отношение к
учителю и желание его задеть.
Важную роль в воспитании чувств долга и ответственности играет работа учителей по
усвоению учащимися правил поведения в школе. Необходимо приучать их к
выполнению этих правил, формировать, напоминать их содержание, требования.
1) Большинство детей, особенно это касается детей младшего школьного возраста,
невероятно энергичны, в связи с чем, они часто нарушают правила поведения в школе,
в первую очередь, это касается разговоров во время занятий. Конечно, в желании
школьников общаться со сверстниками
нет ничего плохого, но важно с 1 класса, в
первый же учебный день, учить детей не мешать проведению урока.
В начале учебного года необходимо установить правила поведения для детей.
Объясните школьникам, что разговоры во время уроков строго запрещаются, и
напоминайте им об этом каждое утро, а также по мере необходимости.
Для детей младшего школьного возраста, особенно для первоклассников, лучше
составить простые правила, как вести себя на уроке, которым все должны следовать.
Постарайтесь, чтобы их было не более пяти, и они состояли из простых предложений.
При этом лучше использовать формулировки, которые указывают, что дети должны
делать, а не то, что они делать не должны.
Например, "оставайтесь на своих местах до тех пор, пока учитель не скажет, что вы
можете быть свободны" или "дождитесь разрешения, чтобы сказать что-либо".
2) Старайтесь не читать нотаций нарушителям дисциплины!
Формированию
у
школьников
осведомленности
о
неправильном
поведении
способствуют открытые вопросы.
Когда вы столкнетесь с тем, что кто-то из детей нарушает дисциплину, спросите у
него так: "Что ты делаешь?", а не так: "Разве я не говорила тебе, что так делать
нельзя?"
Удержитесь от соблазна прочитать лекцию и выслушайте объяснение ребенка. Если
школьник должен будет объяснить, что он делает, то у него будет возможность
поразмышлять, и он начнет осознавать свои действия и их последствия. Используя
такой подход, вы научите ребенка брать на себя ответственность за свое поведение.
3) Не отступайте, если ребенок продолжает нарушать школьные правила
Детей, нарушающих общепринятый порядок, нужно обязательно дисциплинировать.
Если ученик начинает разговаривать, урок необходимо остановить. Посмотрите на
ученика и спокойно скажите ему, что он мешает вам проводить занятие.
Обращая внимание всего класса на его недостойное поведение, можно предотвратить
повторное нарушение дисциплины.
Если ученик продолжает разговаривать в классе, попросите его остаться после урока.
Еще раз объясните ему, что разговоры во время урока – это признак неуважения.
Важно добиться не только того, чтобы ученик хорошо себя вел на следующий день, но
научить его с уважением относиться к правилам поведения учащихся в школе.
4) Найдите способы мотивировать на хорошее поведение учащихся в
школе!
Мотивируйте детей исполнять общепринятые правила – это лучший способ
поддерживать дисциплину в школе и в классе. Учитель, который хвалит за хорошее
поведение и побуждает детей задуматься о последствиях недостойного поведения,
будет мотивировать школьников вести себя благоразумно.
Помните, что школьники постоянно наблюдают за вами, а младшие школьники еще и
во всем стремятся подражать, поэтому вы должны следить за своим поведением и
быть хорошим образцом для подражания.
5) Неуместно разделять правила поведения на основные и второстепенные, когда за
нарушение одних ученик несет ответственность, а несоблюдение других остается
незамеченными. Соответствующую работу следует проводить также с родителями.
Воспитание
привычки
соблюдать
правила
поведения,
дисциплинированности
начинается с первых дней пребывания ученика в школе.
6) Большая роль в дисциплинировании учащихся принадлежит школьном режиму,
который, по утверждениям А Макаренко, выполняет свою воспитательную роль
только тогда, когда целесообразен, точный, общий. Целесообразность режима в том,
что все элементы жизнедеятельности учащихся в школе и дома продуманы и
педагогически оправданы. Точность режима проявляется в отсутствии отклонений во
времени и по месту проведения намеченных мероприятий. Точность прежде всего
должна быть присуща педагогам, тогда она передается детям. Всеобщность режима
является свидетельством его обязательности для всех членов школьного коллектива,
всего педагогического коллектива- это черта проявляется в единстве требований,
которые педагоги выдвигают к воспитанникам.
Препятствуют воспитанию дисциплинированности учащихся попытки отдельных
учителей
и
родителей
скрыть
случаи
нарушения
дисциплины,
чтобы
не
компрометировать класс. Не реагируя на недисциплинированность, они воспитывают
у несовершеннолетних чувство безответственности. Если на определенном этапе
воспитания ученика начинают упрекать за плохое поведение, он не может понять, чем
последний его поступок хуже предыдущих.
7) Вознаграждайте детей, которые примерно вели себя во время урока. Вы можете
просто похвалить их или в качестве награды дать меньше домашнего задания,
угостить конфетами, подарить наклейку или карандаш. Благодаря этим небольшим
вознаграждениям у детей появится стимул спокойно вести себя во время урока и в
следующий раз.
Наказание и дисциплина – это не одно и то же!
Считаете ли вы, что дисциплинирование невозможно без наказаний? Если да – вы не
одиноки. Многие родители во всем мире думают так же.
Однако по ряду причин этого делать не стоит:
в переводе с латыни слово «дисциплина» означает «обучение». Приучение
ребенка к дисциплине направлено на то, чтобы научить его хорошему
поведению, в то время как наказания контролируют поведение ребенка через
страх;
хотя с помощью наказаний можно в определенной степени контролировать
поведение ребенка, такой метод контроля заставляет его думать, что он не
отвечает за свое поведение;
наказания, унижающие ребенка, способны нанести долгосрочный вред его
психике;
телесные наказания могут привести к агрессивному поведению. У детей,
подвергающихся физическим наказаниям, также возникает риск физических и
эмоциональных травм, антисоциального поведения и т. д.;
чрезмерные телесные наказания могут перерасти в насилие, что нанесет ущерб
психике ребенка.
Ребенок, которого часто наказывают, начинает верить, что ответственность за его
поведение лежит на ком-то другом, а не на нем самом. Они поступают таким образом,
чтобы кто-то наказал их за плохое поведение.
Помните: плохих детей нет – есть только плохое поведение. Ваша цель – не нанести
ребенку вред, а исправить его поведение.