Напоминание

Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и учреждениях дополнительного образования.


Автор: Учкина Ольга Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ 10
Населённый пункт: г. Долгопрудный
Наименование материала: статья
Тема: Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и учреждениях дополнительного образования.
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и

учреждениях дополнительного образования.

В России произошел переход от закрытой модели обучения лиц с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям,

интегрированный подход к обучению. Происходит совместная жизнь детей с

отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в

стенах образовательного учреждения. Обучение - сложная проблема, учитель,

имея теоретические обоснования и опыт работы с детьми с ОВЗ, проводит

социально-образовательную интеграцию. Интеграция «проблемных» детей в

общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития,

процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и

Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни

причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как

социальный заказ достигших определенного уровня экономического,

культурного, правового развития общества и государства.

Социально-образовательная интеграция предполагает такую организацию

совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые

для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия.

Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, отличается от

обучения коррекционных классах. Можно привести пример обучения в моем

классе двух детей с ОВЗ, такое обучение эффективно для детей, т.к.

соответствует по уровню психофизического и речевого развития возрастной

норме. Психологически, например, Костя и Федя, постепенно привыкали к

общению в классе. Хотя у них преобладала положительная учебная

мотивация, в течение первого месяца наблюдалась повышенная усталость.

При обучении таких учеников есть проблемы в их коррекционной поддержке,

т.к. программный материал не усваивается в полном объеме, необходимо

проходить некоторые темы повторно, и из-за слабого развития моторики рук

ограничивается предметно-практическая деятельность.

Опыт работы учителей в классах, где есть интегрированное обучение

детей с ОВЗ эффективно при комбинированных вариантах. Выбор модели

оказания коррекционно-педагогической поддержки учащимся с отклонениями

в развитии осуществляться с учетом состава учащихся и желания

педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в нее.

Форма организации образовательного процесса в нашей школе

предполагает :

- обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам

для общеобразовательных учреждений;

- развитие и коррекция через систему дополнительного образования и

внеурочной деятельности и связанное с ними межличностное взаимодействие

со сверстниками с нормативным развитием, которое способствует более

успешной интеграции в общество.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в двигательной сфере

характеризуются плохой координацией движений, что проявляется в

снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, не

скоординированности движений. Посредством посещения музыкальной

школы, в которой обучается Федя он активно входит в мир музыки, у него

развиваются музыкальные способности.

Основная задача дополнительного образования на занятиях музыкой, которую

посещает ребенок с ОВЗ из нашей школы, это коррекционно-педагогическая

работа. В музыкальной деятельности главное создать условия для

всестороннего развития ребенка, для обогащения его социального опыта и

гармоничного включения в коллектив сверстников. Основные направления

работы музыкальной деятельности: восприятия музыки — сложного

чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями.

Восприятие музыки является самостоятельным видом музыкальной

деятельности, и методический прием, который идет перед детским пением,

движениями под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.

Музыкальное занятие — основная форма организации музыкального

воспитания и обучения. основывается на составленных с учетом с учетом

возрастных особенностей таких детей. Один из главных моментов в

музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная

работа. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные

задания. Федя своим стремлением к учебе дарит радость окружающим и

родителям.

Дополнительное образование рассматривается не как самоцель, а как мощное

средство развития, например, отстающих речи, памяти, эмоциональности,

координации движений, формирования мелкой и крупной моторики. Музыка

стимулирует

самостоятельность,

осознание

собственной

значимости,

проявление инициативы.

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, используются

следующие принципы коррекционной педагогики:

-принцип доступности (доступность и лаконичность языка коммуникации,

репертуара и т.д.)

-принцип минимизации (материал в сжатой концентрированной форме)

-принцип цикличности (многократное периодическое повторение изучаемого

материала).

Но самое главное в работе педагога - завоевать доверие ребенка с ОВЗ. В

обучении и воспитании акцент здесь должен постоянно делаться на успехах и

сильных

сторонах.

Опираться

на

понятие

«надо»

как

в

обычном

образовательном

процессе,

здесь

неприемлемо.

Постоянно

необходимо

поддерживать

активно

интерес

к

любому

предмету,

и

только

с

положительными эмоциями и опираться на возможности ребенка.

Литература

1.

Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности

инклюзивного процесса в образовании. «Педагогическое образование

и наука»,2012.

2.

Защеренская О.В. Психология детей с ЗПР. - Санкт – Петербург,

2003.[Психология детей с ЗПР] / О.В. Защеренская. – Санкт –

Петербург, 2003

3.

Организация специальных образовательных условий для детей с

ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных

учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012.

4.

Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с

детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.



В раздел образования