Автор: Учкина Ольга Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ 10
Населённый пункт: г. Долгопрудный
Наименование материала: статья
Тема: Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и учреждениях дополнительного образования.
Раздел: начальное образование
Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и
учреждениях дополнительного образования.
В России произошел переход от закрытой модели обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям,
интегрированный подход к обучению. Происходит совместная жизнь детей с
отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в
стенах образовательного учреждения. Обучение - сложная проблема, учитель,
имея теоретические обоснования и опыт работы с детьми с ОВЗ, проводит
социально-образовательную интеграцию. Интеграция «проблемных» детей в
общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития,
процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и
Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни
причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как
социальный заказ достигших определенного уровня экономического,
культурного, правового развития общества и государства.
Социально-образовательная интеграция предполагает такую организацию
совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые
для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия.
Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, отличается от
обучения коррекционных классах. Можно привести пример обучения в моем
классе двух детей с ОВЗ, такое обучение эффективно для детей, т.к.
соответствует по уровню психофизического и речевого развития возрастной
норме. Психологически, например, Костя и Федя, постепенно привыкали к
общению в классе. Хотя у них преобладала положительная учебная
мотивация, в течение первого месяца наблюдалась повышенная усталость.
При обучении таких учеников есть проблемы в их коррекционной поддержке,
т.к. программный материал не усваивается в полном объеме, необходимо
проходить некоторые темы повторно, и из-за слабого развития моторики рук
ограничивается предметно-практическая деятельность.
Опыт работы учителей в классах, где есть интегрированное обучение
детей с ОВЗ эффективно при комбинированных вариантах. Выбор модели
оказания коррекционно-педагогической поддержки учащимся с отклонениями
в развитии осуществляться с учетом состава учащихся и желания
педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в нее.
Форма организации образовательного процесса в нашей школе
предполагает :
- обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам
для общеобразовательных учреждений;
- развитие и коррекция через систему дополнительного образования и
внеурочной деятельности и связанное с ними межличностное взаимодействие
со сверстниками с нормативным развитием, которое способствует более
успешной интеграции в общество.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, в двигательной сфере
характеризуются плохой координацией движений, что проявляется в
снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, не
скоординированности движений. Посредством посещения музыкальной
школы, в которой обучается Федя он активно входит в мир музыки, у него
развиваются музыкальные способности.
Основная задача дополнительного образования на занятиях музыкой, которую
посещает ребенок с ОВЗ из нашей школы, это коррекционно-педагогическая
работа. В музыкальной деятельности главное создать условия для
всестороннего развития ребенка, для обогащения его социального опыта и
гармоничного включения в коллектив сверстников. Основные направления
работы музыкальной деятельности: восприятия музыки — сложного
чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями.
Восприятие музыки является самостоятельным видом музыкальной
деятельности, и методический прием, который идет перед детским пением,
движениями под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.
Музыкальное занятие — основная форма организации музыкального
воспитания и обучения. основывается на составленных с учетом с учетом
возрастных особенностей таких детей. Один из главных моментов в
музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная
работа. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные
задания. Федя своим стремлением к учебе дарит радость окружающим и
родителям.
Дополнительное образование рассматривается не как самоцель, а как мощное
средство развития, например, отстающих речи, памяти, эмоциональности,
координации движений, формирования мелкой и крупной моторики. Музыка
стимулирует
самостоятельность,
осознание
собственной
значимости,
проявление инициативы.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, используются
следующие принципы коррекционной педагогики:
-принцип доступности (доступность и лаконичность языка коммуникации,
репертуара и т.д.)
-принцип минимизации (материал в сжатой концентрированной форме)
-принцип цикличности (многократное периодическое повторение изучаемого
материала).
Но самое главное в работе педагога - завоевать доверие ребенка с ОВЗ. В
обучении и воспитании акцент здесь должен постоянно делаться на успехах и
сильных
сторонах.
Опираться
на
понятие
«надо»
как
в
обычном
образовательном
процессе,
здесь
неприемлемо.
Постоянно
необходимо
поддерживать
активно
интерес
к
любому
предмету,
и
только
с
положительными эмоциями и опираться на возможности ребенка.
Литература
1.
Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности
инклюзивного процесса в образовании. «Педагогическое образование
и наука»,2012.
2.
Защеренская О.В. Психология детей с ЗПР. - Санкт – Петербург,
2003.[Психология детей с ЗПР] / О.В. Защеренская. – Санкт –
Петербург, 2003
3.
Организация специальных образовательных условий для детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012.
4.
Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с
детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.