Напоминание

О фортепианном творчестве Германа Галынина


Автор: Письмак Наталья Николаевна
Должность: преподаватель колледжа по классу фортепиано
Учебное заведение: ЛГАКИ имени М. Матусрвского
Населённый пункт: г.Луганск
Наименование материала: статья
Тема: О фортепианном творчестве Германа Галынина
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Наталья Николаевна Письмак

преподаватель Колледжа Луганской государственной академии

культуры и искусств имени М.Матусовского

О фортепианном творчестве Германа Галынина

Герман Галынин – истинно русский композитор. Фортепианная музыка

является

той

сферой,

в

которой

раскрылся

композиторский

талант

Г.Галынина. Именно фортепианные произведения характеризуют стиль

композитора

в

целом.

Анализируя

их,

можно

определить

стилевые

особенности разных периодов его творчества.

В годы обучения в музыкальном училище (1939-1941) ощущается

увлечение

музыкой

А.Скрябина,

отличающейся

эмоциональной

импульсивностью,

артистизмом

и

тонкостью.

Так,

в

первых

трех

одночастных сонатах-поэмах Галынина fis moll,

gis

moll

и h

moll

присутствуют романтическая патетика, пышность аккордовой фактуры и

красивые скрябинские гармонии. Привлекают поэтичностью настроения и

изящностью фортепианные прелюдии, особенно cis moll и Fis dur. Среди

других ранних пьес выделяются Вальс As dur, Испанская фантазия и Скерцо.

Ранние

пьесы

отличаются

романтической

окрашенностью,

что

позволяет говорить о связи их с лирическими традициями русской

фортепианной музыки начала XX века.

В дальнейшем композиторский стиль Галынина существенно меняется.

В консерваторские годы композитор создает свои лучшие произведения –

Фортепианную сюиту и Первый фортепианный концерт. Продолжается

работа и над жанром фортепианной сонаты, однако их источниками

являются уже не скрябинские поэмные сонаты, а прелюдии Д.Шостаковича и

«Мимолетности» С.Прокофьева. Для творчества автора существенными

являются волевая активность образов, целостность формы и яркость

музыкального языка.

Особое место в творчестве Г.Галынина занимает Фортепианная сюита,

созданная в 1945 году и открывшая собой самый плодотворный период

композитора. В произведении сочетаются признаки классической сюиты

XVIII

века

со

свободным

претворением

жанров

токкаты,

гавота,

инструментальной арии, жиги. Н.Николаева пишет: «Характер трактовки

этих жанров заставляет отграничить произведение Галынина от образцов

неоклассицизма, так как в творческой переработке классического стиля автор

близок С.Прокофьеву. В музыке Галынина настолько сильно выражена как

балетная» [3, с. 30-31].

Первый фортепианный концерт C dur был создан Галыниным в 1946

году. Произведение отличается симфоническими качествами драматургии.

Это сочинение – образец не только фортепиано, но и оркестрового письма

композитора.

По динамическому тонусу концерт Галынина можно сравнить с

Первым

концертом

С.Прокофьева,

Первым

фортепианным

концертом

Д.Шостаковича, отчасти с фортепианным концертом Д.Кабалевского.

Первая часть концерта начинается кратким вступлением. Темп allegro,

упругость движения придают главной партии энергичный характер. Хочется

отметить лаконичный рисунок партии. Краткость темы (четыре такта)

дополняется тремя тактами и вторым развивающим построением.

С цифры 3 начинается большой раздел типа связующей партии.

Создается стройная трехчастная форма, образуемая главной и связующей

(середина главной) партиями.

Побочная партия создает с главной и единство, и контраст: «Это один

из

замечательных

образов

светлой

улыбчивой

лирики

в

творчестве

Галынина» [3, с. 40]. Хрупкая кантилена сочетается со стаккатным

сопровождением. Побочная партия имеет две волны развития – изложение

темы и ее вариативность.

В конце экспозиции заключительная партия подхватывает настрой

главной

партии,

скерцозный

характер

создается

звонким

унисонным

остинато.

В

разработке

проявляется

мастерство

мотивно-образной

трансформации, поскольку лейтинтонация много раз меняет свой облик,

напоминая то главную, то побочную, то заключительную партии.

Вторая часть Andante c moll вносит в произведение драматическое

начало, что позволяет говорить о диалогичности с драматической лирикой

симфоний Мясковского и Шостаковича. В мелодии также проявляются

традиции И.С.Баха. Andante написана в сложной трехчастной форме.

Основная тема развивается полифонически. В среднем разделе первой части

Andante можно выделить вариационное развитие. Контраст прослеживается в

новом разделе Es dur. После повторного изложения пасторальной темы снова

вступают в силу трагические интонации.

В финале происходит возвращение в праздничный, приподнятый

характер, перекликающийся с содержанием первой части.

Финал написан в форме рондо с двумя эпизодами разработочного

характера.

Музыка

увлекает

динамизмом,

интересными

приемами

выразительности.

В творчестве Г.Галынина три фортепианных концерта: C dur, a moll

для фортепиано с оркестром и Concerto-grosso для фортепиано соло.

Творчество Германа Галынина отличается как самобытностью, так и

глубокой

связью

с

русской

и

советской

музыкальной

классикой

Н.Мясковским,

Д.Шостаковичем,

у

которых

он

учился,

а

также

с

С.Прокофьевым,

музыку

которого

всегда

любил.

Лучшие

сочинения

Галынина

«Эпическая

поэма»,

сюиты,

Концерт

C

dur

и

другие

произведения созвучны ритму нашей современной жизни и интересны для

изучения. «Его музыка созвучна времени, в котором он жил, и будет близкой

(может быть, еще более) тем, кто придет к ней потом, ибо ценность ее

непреходяща» [1, с. 219].

Литература

1.Леденев Р. Несколько слов о музыке Германа Галынина //Сборник

статей. – М.: Сов. композитор, 1979. – С.219-220.

2.Мнацаканова Е. Герман Галынин /Е.Р.Мнацаканова. – М.: Музыка,

1965. – 88 с.

3.Николаева Н. Фортепианные произведения Г.Галынина //Сборник

статей. – М.: Сов. композитор, 1979. – С.17-57.



В раздел образования