Автор: Письмак Наталья Николаевна
Должность: преподаватель колледжа по классу фортепиано
Учебное заведение: ЛГАКИ имени М. Матусрвского
Населённый пункт: г.Луганск
Наименование материала: статья
Тема: О фортепианном творчестве Германа Галынина
Раздел: среднее профессиональное
Наталья Николаевна Письмак
преподаватель Колледжа Луганской государственной академии
культуры и искусств имени М.Матусовского
О фортепианном творчестве Германа Галынина
Герман Галынин – истинно русский композитор. Фортепианная музыка
является
той
сферой,
в
которой
раскрылся
композиторский
талант
Г.Галынина. Именно фортепианные произведения характеризуют стиль
композитора
в
целом.
Анализируя
их,
можно
определить
стилевые
особенности разных периодов его творчества.
В годы обучения в музыкальном училище (1939-1941) ощущается
увлечение
музыкой
А.Скрябина,
отличающейся
эмоциональной
импульсивностью,
артистизмом
и
тонкостью.
Так,
в
первых
трех
одночастных сонатах-поэмах Галынина fis moll,
gis
moll
и h
moll
присутствуют романтическая патетика, пышность аккордовой фактуры и
красивые скрябинские гармонии. Привлекают поэтичностью настроения и
изящностью фортепианные прелюдии, особенно cis moll и Fis dur. Среди
других ранних пьес выделяются Вальс As dur, Испанская фантазия и Скерцо.
Ранние
пьесы
отличаются
романтической
окрашенностью,
что
позволяет говорить о связи их с лирическими традициями русской
фортепианной музыки начала XX века.
В дальнейшем композиторский стиль Галынина существенно меняется.
В консерваторские годы композитор создает свои лучшие произведения –
Фортепианную сюиту и Первый фортепианный концерт. Продолжается
работа и над жанром фортепианной сонаты, однако их источниками
являются уже не скрябинские поэмные сонаты, а прелюдии Д.Шостаковича и
«Мимолетности» С.Прокофьева. Для творчества автора существенными
являются волевая активность образов, целостность формы и яркость
музыкального языка.
Особое место в творчестве Г.Галынина занимает Фортепианная сюита,
созданная в 1945 году и открывшая собой самый плодотворный период
композитора. В произведении сочетаются признаки классической сюиты
XVIII
века
со
свободным
претворением
жанров
токкаты,
гавота,
инструментальной арии, жиги. Н.Николаева пишет: «Характер трактовки
этих жанров заставляет отграничить произведение Галынина от образцов
неоклассицизма, так как в творческой переработке классического стиля автор
близок С.Прокофьеву. В музыке Галынина настолько сильно выражена как
балетная» [3, с. 30-31].
Первый фортепианный концерт C dur был создан Галыниным в 1946
году. Произведение отличается симфоническими качествами драматургии.
Это сочинение – образец не только фортепиано, но и оркестрового письма
композитора.
По динамическому тонусу концерт Галынина можно сравнить с
Первым
концертом
С.Прокофьева,
Первым
фортепианным
концертом
Д.Шостаковича, отчасти с фортепианным концертом Д.Кабалевского.
Первая часть концерта начинается кратким вступлением. Темп allegro,
упругость движения придают главной партии энергичный характер. Хочется
отметить лаконичный рисунок партии. Краткость темы (четыре такта)
дополняется тремя тактами и вторым развивающим построением.
С цифры 3 начинается большой раздел типа связующей партии.
Создается стройная трехчастная форма, образуемая главной и связующей
(середина главной) партиями.
Побочная партия создает с главной и единство, и контраст: «Это один
из
замечательных
образов
светлой
улыбчивой
лирики
в
творчестве
Галынина» [3, с. 40]. Хрупкая кантилена сочетается со стаккатным
сопровождением. Побочная партия имеет две волны развития – изложение
темы и ее вариативность.
В конце экспозиции заключительная партия подхватывает настрой
главной
партии,
скерцозный
характер
создается
звонким
унисонным
остинато.
В
разработке
проявляется
мастерство
мотивно-образной
трансформации, поскольку лейтинтонация много раз меняет свой облик,
напоминая то главную, то побочную, то заключительную партии.
Вторая часть Andante c moll вносит в произведение драматическое
начало, что позволяет говорить о диалогичности с драматической лирикой
симфоний Мясковского и Шостаковича. В мелодии также проявляются
традиции И.С.Баха. Andante написана в сложной трехчастной форме.
Основная тема развивается полифонически. В среднем разделе первой части
Andante можно выделить вариационное развитие. Контраст прослеживается в
новом разделе Es dur. После повторного изложения пасторальной темы снова
вступают в силу трагические интонации.
В финале происходит возвращение в праздничный, приподнятый
характер, перекликающийся с содержанием первой части.
Финал написан в форме рондо с двумя эпизодами разработочного
характера.
Музыка
увлекает
динамизмом,
интересными
приемами
выразительности.
В творчестве Г.Галынина три фортепианных концерта: C dur, a moll
для фортепиано с оркестром и Concerto-grosso для фортепиано соло.
Творчество Германа Галынина отличается как самобытностью, так и
глубокой
связью
с
русской
и
советской
музыкальной
классикой
–
Н.Мясковским,
Д.Шостаковичем,
у
которых
он
учился,
а
также
с
С.Прокофьевым,
музыку
которого
всегда
любил.
Лучшие
сочинения
Галынина
–
«Эпическая
поэма»,
сюиты,
Концерт
C
dur
и
другие
произведения созвучны ритму нашей современной жизни и интересны для
изучения. «Его музыка созвучна времени, в котором он жил, и будет близкой
(может быть, еще более) тем, кто придет к ней потом, ибо ценность ее
непреходяща» [1, с. 219].
Литература
1.Леденев Р. Несколько слов о музыке Германа Галынина //Сборник
статей. – М.: Сов. композитор, 1979. – С.219-220.
2.Мнацаканова Е. Герман Галынин /Е.Р.Мнацаканова. – М.: Музыка,
1965. – 88 с.
3.Николаева Н. Фортепианные произведения Г.Галынина //Сборник
статей. – М.: Сов. композитор, 1979. – С.17-57.