Автор: Титова Юлия Владимировна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа"
Населённый пункт: г, Каменск- Уральский
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционная и практическая направленность
Раздел: начальное образование
Коррекционная и практическая направленность программного
материала по русскому языку в первую очередь проявляется в области
речевого развития детей, т.к. важнейшая цель уроков русского языка -
формирование речи как средства общения, как способа коррекции
познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после
окончания школы.
В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков
всех сторон речи ребенка. На специальных логопедических занятиях и
непосредственно на уроках русского языка корректируются дефекты
произношения, формируются фонетико-фонематические представления. Не
случайно на протяжении шести лет обучения в программу входит
специальный раздел «Звуки речи», который предусматривает проведение
упражнений на звуковой анализ и синтез, на дифференциацию
оппозиционных фонем (с — ш, с — з, р—л, ч — ц, м — м'и др.), на
соотнесение звуков и их графических обозначений, а также на ознакомление
с некоторыми фонетическими понятиями.
Неточность и бедность словаря, неправильное употребление
грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех
занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной
речи, чтению, практическим грамматическим упражнениям или грамматике и
правописанию.
Принимая во внимание неполноценность личного опыта школьников в
любом виде деятельности, программа выделяет на всех этапах обучения
пропедевтические периоды, в течение которых у детей корректируются
недостатки прошлого опыта, готовят учащихся к усвоению последующих
разделов программы. Так, обучению грамоте предшествует добукварный
период, направленный на коррекцию сенсомоторной сферы, сложных
недостатков речи, неправильных представлений об окружающем мире, без
чего невозможно приступать к формированию навыков чтения и письма.
Этап элементарного систематического курса грамматики в старших
классах предваряется периодом практических грамматических упражнений, в
процессе которых у умственно отсталых детей формируют первоначальные
языковые обобщения в области фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса.
Эти занятия базируются на специально организованных наблюдениях за
речью, на выполнении системы устных и письменных заданий.
Сформированные таким образом первоначальные языковые обобщения будут
служить опорой в усвоении грамматических понятий и орфографических
правил.
Связь уроков чтения, грамматики и правописания с развитием
речи учащихся.
1. Изучение речевого развития учащихся. Необходимо выявить речевые
недостатки ребенка, возможные пути их устранения для более успешной
работы с детьми. Изучение речи детей преимущественно осуществляется на
первом году обучения, т.к. точное знание уровня речевого развития каждого
ученика является обязательным условием правильного построения системы
работы. Но при этом внимание к индивидуальному развитию каждого
ребенка не должно утратиться и в дальнейшем.
2. Исправление дефектов речи и отработка произносительных
навыков осуществляется в младших классах. Становление произносительных
навыков — важнейшая задача начальной школы. В зависимости от
успешности ее решения развиваются все другие стороны речи.
3. Уточнение, обогащение, активизация словарного запасапроисходит в
течение всего процесса обучения.
4. Развитие умения грамматически правильно оформлять
предложения также происходит во всем курсе русского языка.
5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической
форм устной речи осуществляется все годы обучения, но фундамент
закладывается в младших классах.
6. Вырабатывание умения связно и логично излагать свои мысли в
письменной форме осуществляется в основном в старших классах, но
фундамент также закладывается на начальном этапе обучения и развития.
Уже с первых шагов школьного обучения дети осваивают умения
слушать вопросы учителя , товарищей и адекватно реагировать на них,
самостоятельно вступать в речевые контакты с людьми, рассказывать о
наблюдениях за предметами окружающего мира, о прочитанном, о
собственном опыте, отчитываться в выполнении некоторых практических
работ по темам данного раздела. Именно на уроках развития устной речи
особенно интенсивно происходит обогащение словаря, синтаксических
конструкций и связной речи детей. Кроме того, работа по развитию устной
и формированию письменной связной речи продолжается на всех других
уроках русского языка, о чем свидетельствуют названия каждого раздела
программы: «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и
развитие речи».
Умение говорить у умственно отсталого ребенка, так же как и у его
нормально развивающегося сверстника, является результатом эмпирического
освоения звуковой системы языка, словаря и грамматических форм.
Умственно отсталые дети приходят в школу говорящими. Однако из-за
нарушенного интеллекта их речь имеет столь существенные отклонения от
нормы, что обучение делается возможным только при условии большой
коррекционной работы.
Дальнейшее развитие речи у умственно отсталых детей определяется
степенью осознания ими законов языка. При этом изучение грамматических,
орфографических и стилистических закономерностей подчиняется
практическим целям овладения речью. Реализация этих целей предполагает,
что законы языка усваиваются учащимися вспомогательной школы в тех
пределах, которые необходимы для совершенствования их речевой практики.
В первые годы обучения языковой и речевой материал, как уже
говорилось ранее, в значительной мере усваивается в процессе выполнения
упражнений; в старших классах вводятся элементарные теоретические
обобщения, которые способствуют дальнейшему продвижению учащихся в
овладении речью. Таким образом, курс грамматики в специальной школе не
является лингвотеоретическим. Это так называемая практическая
грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками языковой системы, а
на развитие и коррекцию речи, призванная научить детей понимать и строить
речевые высказывания, пользоваться речью как средством общения.
В соответствии с основной целью практической грамматики
теоретические сведения отобраны в программе с учетом частотности
употребления в речи той или иной грамматической категории, ее
практического значения для совершенствования речевой деятельности
умственно отсталых детей, а также малой научной. дифференциации этого
материала и его доступности для усвоения школьниками. Отобранная
таким образом языковедческая информация создает некоторый запас знаний
о составе слов, о простейших способах их образования. Учащиеся знакомятся
с частями речи, с парадигмой их изменений, т.е. сознательнее овладевают
умением сочетать слова друг с другом при построении предложений,
орфографически правильно определять окончания слов при их записи.
Определенный теоретический материал из области синтаксиса (главные
и второстепенные, однородные члены предложения, простые и сложные
предложения) дает возможность поднять на более высокий уровень речевую
практику школьников, способствует обогащению речи детей
разнообразными формами слов и типами предложений.