Напоминание

Коррекционная и практическая направленность


Автор: Титова Юлия Владимировна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа"
Населённый пункт: г, Каменск- Уральский
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционная и практическая направленность
Раздел: начальное образование





Назад




Коррекционная и практическая направленность программного

материала по русскому языку в первую очередь проявляется в области

речевого развития детей, т.к. важнейшая цель уроков русского языка -

формирование речи как средства общения, как способа коррекции

познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после

окончания школы.

В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков

всех сторон речи ребенка. На специальных логопедических занятиях и

непосредственно на уроках русского языка корректируются дефекты

произношения, формируются фонетико-фонематические представления. Не

случайно на протяжении шести лет обучения в программу входит

специальный раздел «Звуки речи», который предусматривает проведение

упражнений на звуковой анализ и синтез, на дифференциацию

оппозиционных фонем (с — ш, с — з, р—л, ч — ц, м — м'и др.), на

соотнесение звуков и их графических обозначений, а также на ознакомление

с некоторыми фонетическими понятиями.

Неточность и бедность словаря, неправильное употребление

грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех

занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной

речи, чтению, практическим грамматическим упражнениям или грамматике и

правописанию.

Принимая во внимание неполноценность личного опыта школьников в

любом виде деятельности, программа выделяет на всех этапах обучения

пропедевтические периоды, в течение которых у детей корректируются

недостатки прошлого опыта, готовят учащихся к усвоению последующих

разделов программы. Так, обучению грамоте предшествует добукварный

период, направленный на коррекцию сенсомоторной сферы, сложных

недостатков речи, неправильных представлений об окружающем мире, без

чего невозможно приступать к формированию навыков чтения и письма.

Этап элементарного систематического курса грамматики в старших

классах предваряется периодом практических грамматических упражнений, в

процессе которых у умственно отсталых детей формируют первоначальные

языковые обобщения в области фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса.

Эти занятия базируются на специально организованных наблюдениях за

речью, на выполнении системы устных и письменных заданий.

Сформированные таким образом первоначальные языковые обобщения будут

служить опорой в усвоении грамматических понятий и орфографических

правил.

Связь уроков чтения, грамматики и правописания с развитием

речи учащихся.

1. Изучение речевого развития учащихся. Необходимо выявить речевые

недостатки ребенка, возможные пути их устранения для более успешной

работы с детьми. Изучение речи детей преимущественно осуществляется на

первом году обучения, т.к. точное знание уровня речевого развития каждого

ученика является обязательным условием правильного построения системы

работы. Но при этом внимание к индивидуальному развитию каждого

ребенка не должно утратиться и в дальнейшем.

2. Исправление дефектов речи и отработка произносительных

навыков осуществляется в младших классах. Становление произносительных

навыков — важнейшая задача начальной школы. В зависимости от

успешности ее решения развиваются все другие стороны речи.

3. Уточнение, обогащение, активизация словарного запасапроисходит в

течение всего процесса обучения.

4. Развитие умения грамматически правильно оформлять

предложения также происходит во всем курсе русского языка.

5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической

форм устной речи осуществляется все годы обучения, но фундамент

закладывается в младших классах.

6. Вырабатывание умения связно и логично излагать свои мысли в

письменной форме осуществляется в основном в старших классах, но

фундамент также закладывается на начальном этапе обучения и развития.

Уже с первых шагов школьного обучения дети осваивают умения

слушать вопросы учителя , товарищей и адекватно реагировать на них,

самостоятельно вступать в речевые контакты с людьми, рассказывать о

наблюдениях за предметами окружающего мира, о прочитанном, о

собственном опыте, отчитываться в выполнении некоторых практических

работ по темам данного раздела. Именно на уроках развития устной речи

особенно интенсивно происходит обогащение словаря, синтаксических

конструкций и связной речи детей. Кроме того, работа по развитию устной

и формированию письменной связной речи продолжается на всех других

уроках русского языка, о чем свидетельствуют названия каждого раздела

программы: «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и

развитие речи».

Умение говорить у умственно отсталого ребенка, так же как и у его

нормально развивающегося сверстника, является результатом эмпирического

освоения звуковой системы языка, словаря и грамматических форм.

Умственно отсталые дети приходят в школу говорящими. Однако из-за

нарушенного интеллекта их речь имеет столь существенные отклонения от

нормы, что обучение делается возможным только при условии большой

коррекционной работы.

Дальнейшее развитие речи у умственно отсталых детей определяется

степенью осознания ими законов языка. При этом изучение грамматических,

орфографических и стилистических закономерностей подчиняется

практическим целям овладения речью. Реализация этих целей предполагает,

что законы языка усваиваются учащимися вспомогательной школы в тех

пределах, которые необходимы для совершенствования их речевой практики.

В первые годы обучения языковой и речевой материал, как уже

говорилось ранее, в значительной мере усваивается в процессе выполнения

упражнений; в старших классах вводятся элементарные теоретические

обобщения, которые способствуют дальнейшему продвижению учащихся в

овладении речью. Таким образом, курс грамматики в специальной школе не

является лингвотеоретическим. Это так называемая практическая

грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками языковой системы, а

на развитие и коррекцию речи, призванная научить детей понимать и строить

речевые высказывания, пользоваться речью как средством общения.

В соответствии с основной целью практической грамматики

теоретические сведения отобраны в программе с учетом частотности

употребления в речи той или иной грамматической категории, ее

практического значения для совершенствования речевой деятельности

умственно отсталых детей, а также малой научной. дифференциации этого

материала и его доступности для усвоения школьниками. Отобранная

таким образом языковедческая информация создает некоторый запас знаний

о составе слов, о простейших способах их образования. Учащиеся знакомятся

с частями речи, с парадигмой их изменений, т.е. сознательнее овладевают

умением сочетать слова друг с другом при построении предложений,

орфографически правильно определять окончания слов при их записи.

Определенный теоретический материал из области синтаксиса (главные

и второстепенные, однородные члены предложения, простые и сложные

предложения) дает возможность поднять на более высокий уровень речевую

практику школьников, способствует обогащению речи детей

разнообразными формами слов и типами предложений.



В раздел образования