Автор: Гребенщикова Анна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ село Старобурново
Населённый пункт: село Старобурново, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: «Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках начальной школы».
Раздел: начальное образование
«Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на
уроке».
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа
детей с проблемами общего поведения и обучения. И как отмечалось на предыдущем педсовете, в
нашей школе неуспевающих уже более 60, а слабоуспевающих и того больше. Давайте попробуем
разобраться, с чем же это связано?
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-
экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье
школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ
значительно возрастает число неуспевающих.
Особенности неуспевающих учащихся
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
отсутствие познавательного интереса
не сформированы элементарные организационные навыки
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане
обучения) точки зрения
нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
дети, в основном, из асоциальных семей
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в
знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по
следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
2. Несформированность учебных навыков.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
4. Отсутствие познавательного интереса.
5. Несформированность произвольной сферы.
6. Конфликтные отношения
7. Низкий познавательный интерес
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
9. Низкая работоспособность
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в
знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых
учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать
учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и
развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный
интерес к учению.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
“Разрезные” теоремы.
Перфокарты.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”,
“карточки-конспекты”.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила,
разработанные психологами:
1.
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого
ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой,
разнообразный,
сложный
материал,
нужно
постараться
разбить
его
на
отдельные
информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только
что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам
позаниматься дома.
5.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и
замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников
уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет
ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и
т. д.
6.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к
ним относится.
7.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и
исправления написанного.
8.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать
его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно
бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности.
У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить.
Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти
одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить
неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается
на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития:
средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в
организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в
группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с
последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад;
сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна
защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят
к общему выводу.
Я разработала и провожу уроки математики, которые мы с детьми называем “Блиц уроки”.
Решение задач проводится в форме блицтурниров: определенное количество задач нужно решить
за отведенный норматив времени (3-5 задач за 1-2 минуты). На блиц - уроке учащимся
предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд затея скучная и малоэффективная.
Разнообразие и интерес вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи
3-х уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учащимися. Оценивание за
урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решенных задач. Для
высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач - выбор за
ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для
более слабых учащихся, учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность,
ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять
другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна
при закреплении решения задач одного вида (например по теме“Периметр” или “Площадь”).
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие
потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод
проектов
рассматривается
как
способ
актуализации
и
стимулирования
познавательной
деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими
учащимися.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок
должен самореализоваться. И я вам этого искренне желаю.