Автор: Корчевая Алия Хайдаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №17 "Чебурашка"
Населённый пункт: г.о Подольск, м-р Климовск
Наименование материала: "Музейная педагогика"
Тема: "Всемирный день моря"
Раздел: дошкольное образование
«Всемирный день моря»
(подготовительная группа)
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из
причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры.
Основы экологической культуры закладываются еще в дошкольном возрасте. Необходимо
воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе.
Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что они очень мало знают о флоре и фауне
морей и океанов.
Всемирный день моря отмечается в последний четверг сентября.
Целью Всемирного дня моря является привлечение внимания международной
общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят большой
улов рыбы, загрязнение водоемов, глобальное потепление и др.
Поэтому проведение Всемирного дня моря, который каждый год посвящено определенной
актуальной экологической теме, сопровождается различными природоохранными и
просветительскими мероприятиями, экологическими акциями в разных странах мира.
Моря и океаны – колыбель жизни на Земле. Согласно некоторым теориям, всё живое на
планете зародилось именно в воде. Море напоминает огромный мегаполис, где всё живет
по своим законам, каждый занимает своё место и выполняет очень важную функцию.
Если нарушить этот порядок, который сложился в гармоничную мозаику, то этот город
перестанет существовать. Поэтому важно знать о богатствах животного мира. Узнать, кто
такие морские обитатели, фото с названиями самых распространенных видов и
интересные факты об их жизни можно далее.
Интерес к морским обитателям вызывают у детей положительные эмоции. А если ещё к
эмоциям добавить праздничное настроение, то получится удивительное мероприятие,
которое останется в памяти детей. Таким образом, ребёнок лучше усваивает материал.
Цель: Знакомство детей с праздником «Всемирный День Моря».
Задачи:
Развивающая: познакомить детей с целью данного праздника. Формировать
представление о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а
также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения.
Обучающая: Расширять кругозор детей о флоре и фауне морского дна.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение и желание помочь в сохранение
морей и их биоресурсов.
Предварительная работа: Беседа: «Жители подводного мира»;
Просмотр презентации «Жители моря»;
Рассматривание иллюстраций морских животных;
Отгадывание загадок о жителях подводного мира;
Чтение С. Сахарова «Добрая раковина»;
Рисование морских обитателей;
Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Путешественники»;
Подвижная игра «Море волнуется…»;
Дидактическая игра «Осьминог»;
Игра «Кого не стало? ».
Итоговое мероприятие. Приглашаю детей подойти.
Станем, дети, вместе в круг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Дети. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Это модель Земли,
Сам возьми и посмотри.
Все моря и океаны, страны, горы, города.
Все покажет, что захочешь, отгадали вы, друзья?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, это глобус, наша планета Земля. Посмотрите, какие цвета есть
на глобусе и что эти цвета обозначают?
Дети: ответы.
Воспитатель: Совершенно верно, здесь есть желтый, зелёный, белый, коричневый и
синий. Больше всего синего цвета, это вода. Она занимает большую часть земного шара.
Сегодня я хочу поздравить вас с удивительным праздником – «Всемирный день моря».
Этот праздник отмечается в нашей стране с 1978 года. Его празднуют в последнюю
неделю сентября. Как вы думаете, с какой целью придуман этот праздник?
Дети: ответы.
Воспитатель: Целью данного праздника во всем мире является привлечение внимания
общественности, государственных и частных структур к проблеме сохранения морей и их
биоресурсов. В День моря рассказывают всем о богатстве подводного мира, о пользе
морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может
сделать для их сохранения. Скажите, как вы считаете, чем нам полезны моря и океаны?
Дети: ответы.
Воспитатель: В их водах человек вылавливает разную рыбу, которую потом употребляет
в пищу. Некоторые водоросли, например ламинария (морская капуста), полезна нашему
организму. В ней большое содержание витаминов и минеральных веществ. Ещё чтобы
сохранить обитателей морей и океанов люди занимаются уборкой (чисткой) пляжей,
берегов от мусора. А что мы можем сделать?
Дети: ответы.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие на подводной лодке.
Мы станем исследователями морских обитателей!
У меня есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но
сказать их нужно дружно, громко.
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звезд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
Воспитатель: Вот дети мы с вами попали на морское дно, сколько здесь интересного!
В море есть не только рыбы, но и много других интересных животных, а каких, узнаете,
если поиграете в игру.
Игра «Отгадай»
Он, как дом, огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит — Так живет
на свете… (кит) Киты – самые большие животные на Земле. Это чудесные создания, и
совсем не злые обитатели океанов. Имя киты получили от старого греческого слова ketos
(морское чудовище). С виду немного страшные, но они совсем не опасны для людей, киты
ведь не хищники. И хоть даже внешне они – огромные рыбы, внутри они совсем не такие
как остальные обитатели океанов. Кит не может ничего прожевать и ему приходится
глотать целиком свой обед. Ученые часто рассказывают о необыкновенной способности
китов общаться между собой. Они подают сигналы на своей частоте и могут рассказывать
сородичам о беспокойстве или страхе, даже пожаловаться на боль. Кит – семейное
животное, предпочитающее держаться большими компаниями. Киты находятся на грани
вымирания, и мы должны заботиться о них и проявлять уважение к этим огромным
созданиям природы.
Эта рыба — хищник злой, Всех проглотит с головой. Зубы показав, зевнула И ушла на
дно… (акула)
Симпатичный он на вид, Хоть бывает ядовит! У моллюска – восемь ног. То придонный…
(Осьминог) В мире насчитывается 200 видов осьминогов. Плавает осьминог задом
наперед. У этих животных целых три сердца. Кровь у осьминогов… голубая! У
осьминогов есть особый чернильный мешок, в котором накапливается красящее вещество
для защиты. Окрашены осьминоги чаще в бурый, красный, желтоватый цвет, но они могут
менять окраску не хуже хамелеонов. Осьминоги живут поодиночке и очень привязаны к
своему участку. Активны эти животные в темное время суток, спят они с открытыми
глазами (только сужают зрачки), во сне осьминоги желтеют.
Плавает прозрачный зонтик. «Обожгу! — грозит. — Не троньте!» Лапки у нее и пузо. Как
зовут ее? (Медуза)
Он клешнями щиплет больно. И кричит: «С меня довольно! Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей… (краб)
На лошадку так похожа, А живет-то в море тоже. Вот так рыбка! Скок да скок — Прыгает
морской… (конек)
И на суше, и в воде — Носит дом с собой везде. Путешествует без страха. В этом доме…
(черепаха)
То за плащ хвостатый, темный. Рассекает в море волны? Осторожно! В нем разряд.
Электрический он… (скат)
Что за шар плывет с шипами, Тихо машет плавниками? Только в руки не возьмешь. Этот
шарик — … (рыба-еж)
Ты уже, дружок, конечно, Что-то слышал обо мне: Я всегда пятиконечна. И живу на
самом дне. (Морская звезда)
В воде мы живём, Без воды пропадём. ( Рыба)
Только мимо нас проплыли, Поиграли и уплыли. Среди волн мелькают спины, Дети, кто
это? ( Дельфин) Дельфины очень умные и удивительно развитые млекопитающие. Вроде,
кажется, что дельфин похож на акулу, но это совсем не так. Хотя у них есть плавник и
внушительные зубки – они совсем не хищники и даже, строго говоря, не являются
рыбами. Не будем забывать и то, что дельфины относятся к нам всегда с бескорыстной
любовью и нежностью, такому отношению стоит поучиться любому человеку.
Для людей мы как загадки, Но не злые мы ребятки, Не сыграем с вами в прятки, Потому
что мы… (Касатка)
Воспитатель: Молодцы, всех угадали.
Физкультминутка "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, морские обитатели все запутались и перепутались в
сети. Давайте соберём картинку и узнаем, кто кому попался.
Игра «Собери картинку»
Воспитатель: Всех морских животных мы собрали, а теперь нужно помочь найти им
дорогу домой.
Игра «Помоги рыбке найти дорогу домой»
Воспитатель: Молодцы, все вернулись домой. А теперь давайте немного поиграем.
Подвижная игра «Море волнуется».
Воспитатель: Посмотрите дети, что вы видите? Это мусор, как же будут здесь жить
морские обитатели. Давайте весь мусор соберем и рассортируем.
Игра «Собери мусор».
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием – правильно разложили мусор по
контейнерам. Осталось подойти к нашему нарисованному морю и дорисовать ваше
любимое морское животное.
Дети думают и выбирают, что они хотят нарисовать, приступают к работе.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто у нас живёт в море.
Дети рассматривают, рассказывают, делятся опытом рисования.
Воспитатель: Все такие молодцы, старались, рисовали аккуратно, красиво. А теперь нам с
вами пора обратно в детский сад, у морских жителей есть свои занятия в море.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка.
Руки вытянуть вперед,
А затем наоборот.
Как рыбешки покружиться,
Чтоб в саду нам очутиться.
Воспитатель:
Понравилось вам путешествие? Где мы путешествовали? В какие игры
играли, кого рисовали, что вы узнали нового? Хотели бы снова отправиться в
путешествие, куда? Спасибо вам за внимание, вы были очень любознательны и активны.